Поиск

Парадокс: стимулируя развитие велосипедного движения в миллионном городе, чиновники ставят под угрозу жизнь и здоровье многих омичей.

Во вселенский конфликт владельцев автомобилей и граждан, таковых не имеющих, оказались втянуты велосипедисты. При этом последних не любят все: автомобилисты считают, что велосипедисты – прямая угроза безопасности движения на дорогах, а пешеходные граждане ненавидят их из-за страха попасть в травматологию, даже гуляя по законом прописанной территории – тротуару.

По какой-то личной причине велосипедистов не любят даже собаки. Но если собаки по обыкновению своему велосипедистов просто облаивают, то пешеходы, случается, бьют по лицу, а автомобилисты элементарно давят. При этом не каких-нибудь рядовых, а порой самых что ни на есть заслуженных, как было в прошлом году, когда в Омске насмерть сбили председателя велосипедного клуба «Цепная реакция» Владимира Кабанова. Он был одним из лидеров велосипедного движения и активно доносил до владельцев «коней педальных» информацию о способах безопасного передвижения по городу.

Случаи со смертельными исходами столкновений велосипедистов с автотранспортом за последние два года выросли в разы. Вряд ли это умышленная охота. Как сообщили нам в ГИБДД – практически закономерность. За эти самые два года активных велолюбителей – тех, кто использует свой транспорт для поездок на работу и просто активно передвигается по городу, – выросло на 10 тысяч. Что касается остальных, то, по некоторым подсчетам, в Омске существует 14 специализированных магазинов по продаже велотехники, и в год они продают порядка 30 тыс. машин. Приток приобретаемого автотранспорта также не отстает, и нерегулируемая со стороны властей ситуация так или иначе увеличивает смертельные исходы, поскольку даже защитный шлем вряд ли спасет голову от удара двухтонного автомобиля, мчащегося на скорости 80 км/час.

Во избежание роста смертности ГИБДД предлагает выделить зоны для движения велосипедистов, а также установить специальные знаки.

Под занавес 2014 года директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта городской администрации Михаил Расин сообщил удивительную вещь. Мол, завершается подготовка концепции развития велодвижения в городе Омске. Она явится документом для планирования деятельности всех департаментов. Департамент Расина будет координировать работу, департамент строительства – проектировать велосипедные дорожки, департамент транспорта – разрабатывать маршруты, знаки… И вообще, чиновник выразил безапелляционную уверенность, что омичи вскоре смогут пересесть с машин на велосипеды.

Прошло четыре месяца. Сейчас тот же Расин сообщает, что в его департаменте решили «сделать велосипедистам приятный сюрприз» и «графически разделить тротуары в центре Омска на две части»: одна, соответственно, для велосипедистов, вторая – для нервных пешеходов, которые, чтобы выжить, теперь должны идти по тротуару гуськом, словно по минному полю.

Ну, центр. А как же «Омск велосипедный» и растущая смертность?

– Изначально мы планировали сделать как за границей, – признался Расин в беседе с корреспондентом РИА «Омск-Информ». – То есть в метре от обочины рисуется полоса, чтобы каким-то образом защитить велосипедиста от транспорта. Но когда департамент транспорта стал изучать ситуацию, то возникло очень много вопросов – водостоки, парковки, которые необходимо обходить, снятие некоторых бордюров и прочие технические сложности. Для всего этого необходим новый проект дорожной сети. На это потребовалось 2 миллиона, которых в бюджете не нашлось. А без проекта дорожники просто права не имеют что-то менять.

Кто бы сомневался. Однако альтернативная идея пустить велосипед по тротуару некоторым специалистам показалась преступной.

По мнению создателя и координатора социального движения «Омск. Доступная среда» Бориса Мельникова, эта идея возникла только с целью как-то оправдаться за фантастические обещания, схожие с нью-васюковскими.

– Надо понимать, что тротуаров у нас в городе как таковых нет вообще, – говорит эксперт. – Некоторые участки проспекта Маркса, Масленникова и еще пара-тройка мест. Но дело не только в этом. Все мы, хоть и в разное время, представители маломобильного населения. Инвалиды-колясочники, беременные, мамы с колясками или с малыми детьми, люди пожилого возраста, кто-то получил травму. Да и граждан, возвращающихся из гостей, особо мобильными не назовешь. У нас большинство тротуаров в Омске чуть шире метра. Ширина инвалидной коляски – около метра, ширина детской коляски – порядка 70 сантиметров, мама, ведущая малыша, занимает почти весь тротуар, а кого-то на костылях может и вовсе по всей ширине болтать, словно по палубе. Все они в этом случае – потенциальные жертвы, ведь и велосипедист не трамвай и едет не идеально по прямой. Это преступное предложение, так как создает ситуацию, близкую к масштабному социальному конфликту.

Только организация велодорожек может решить проблемы, считает Мельников. Ведь контролировать правила движения по тротуару никто не будет. Начистили физиономию велосипедисту за то, что на ребенка наехал, или смылся велосипедист, наехавший на ребенка, чтобы физиономию не начистили, кто кого и где искать станет? Понятно, что и велосипедное движение регламентируется ПДД, но сотрудники ГИБДД и с более важными своими задачами, по мнению Мельникова, не справляются.

– Те же тротуары у нас загромождены машинами, – отмечает координатор движения «Омск. Доступная среда», – газоны забиты. Инвалид на коляске, мать с коляской, малые дети и те же велосипедисты вынуждены огибать препятствие, выходя на проезжую часть. Скольких людей передавили вследствие этого.

С Мельниковым солидарен и экс-председатель совета клуба «Цепная реакция» Анатолий Плоцкий.

– Все велосипедисты ждут от мэрии велодорожки, – заявляет он, – но, по словам чиновников, дорожное полотно расширять уже некуда, а забрать у автомобилистов еще два метра существующей дорожной части – усугубление ситуации с пробками. В принципе, ситуация безвыходная, и нам, активистам клуба, остается только знакомить новичков с ПДД, которые не так просты, как кажется на первый взгляд, и которые могут дать относительную безопасность при движении по шоссе.

По мнению Плоцкого, идея пустить велосипедистов по тротуару как минимум абсурдна. Мол, там и пешеходам-то не слишком комфортно – разнообразные заборчики понаставлены, выбоины, щебень, в дождь и после – непролазные лужи, и тут еще ты за спиной трезвонишь.

– За последние пару лет, несмотря на веские обещания, – говорит экс-председатель «Цепной реакции», – если исключить многоцелевую полосу на набережной, для нас ничего не сделано. Велодорожки нет ни одной. Ну, построили по городу велопарковки. Но ими никто не пользуется, так как они крайне неудобны. Ставишь велик – а он падает. У частников – у кафе, магазинов – стоит, а на муниципальных – падает.

Анатолий Плоцкий также поделился совсем уж парадоксальными, но жуткими в своей реальности соображениями.

– Мэрия с нами сотрудничает довольно активно, – отмечает он, – у них задача – популяризировать велодвижение, и мы помогаем, агитируем за здоровый образ жизни. Все больше омичей садятся на велосипеды. Но, с другой стороны, приобщая своими, без сомнения, благими намерениями людей к здоровью, мы подвергаем риску их жизнь. Ведь число велолюбителей растет, а для их безопасности ничего не делается.

Кстати, директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта городской администрации Михаил Расин понимает всю слабость тротуарной «отмазки» перед огромной проблемой. Связанной, как уже говорилось, с безопасностью омичей, среди которых, вообще-то, в основном дети.

– Мы не исключаем, – после настойчивых намеков нашего корреспондента все-таки сказал он, – что на таких больших улицах, как Масленникова, которая соединит Октябрьский округ, центр города и выйдет на Левобережье, а также на Красном Пути, который практически соединяет Советский округ с Ленинским, не будут проводиться работы по разлиновке велодорожек.

А закончил и вовсе со свойственным ему оптимизмом:

– Будут бюджетные деньги, не будут, я, как инициатор процесса, все равно буду вести эту работу, привлекать спонсоров и создавать в городе условия для безопасности велосипедистов и развития здорового образа жизни.

Тут, как говорится, без комментариев.

Андрей Зубов

1385

Парадокс: стимулируя развитие велосипедного движения в миллионном городе, чиновники ставят под угрозу жизнь и здоровье многих омичей.

Во вселенский конфликт владельцев автомобилей и граждан, таковых не имеющих, оказались втянуты велосипедисты. При этом последних не любят все: автомобилисты считают, что велосипедисты – прямая угроза безопасности движения на дорогах, а пешеходные граждане ненавидят их из-за страха попасть в травматологию, даже гуляя по законом прописанной территории – тротуару.

По какой-то личной причине велосипедистов не любят даже собаки. Но если собаки по обыкновению своему велосипедистов просто облаивают, то пешеходы, случается, бьют по лицу, а автомобилисты элементарно давят. При этом не каких-нибудь рядовых, а порой самых что ни на есть заслуженных, как было в прошлом году, когда в Омске насмерть сбили председателя велосипедного клуба «Цепная реакция» Владимира Кабанова. Он был одним из лидеров велосипедного движения и активно доносил до владельцев «коней педальных» информацию о способах безопасного передвижения по городу.

Случаи со смертельными исходами столкновений велосипедистов с автотранспортом за последние два года выросли в разы. Вряд ли это умышленная охота. Как сообщили нам в ГИБДД – практически закономерность. За эти самые два года активных велолюбителей – тех, кто использует свой транспорт для поездок на работу и просто активно передвигается по городу, – выросло на 10 тысяч. Что касается остальных, то, по некоторым подсчетам, в Омске существует 14 специализированных магазинов по продаже велотехники, и в год они продают порядка 30 тыс. машин. Приток приобретаемого автотранспорта также не отстает, и нерегулируемая со стороны властей ситуация так или иначе увеличивает смертельные исходы, поскольку даже защитный шлем вряд ли спасет голову от удара двухтонного автомобиля, мчащегося на скорости 80 км/час.

Во избежание роста смертности ГИБДД предлагает выделить зоны для движения велосипедистов, а также установить специальные знаки.

Под занавес 2014 года директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта городской администрации Михаил Расин сообщил удивительную вещь. Мол, завершается подготовка концепции развития велодвижения в городе Омске. Она явится документом для планирования деятельности всех департаментов. Департамент Расина будет координировать работу, департамент строительства – проектировать велосипедные дорожки, департамент транспорта – разрабатывать маршруты, знаки… И вообще, чиновник выразил безапелляционную уверенность, что омичи вскоре смогут пересесть с машин на велосипеды.

Прошло четыре месяца. Сейчас тот же Расин сообщает, что в его департаменте решили «сделать велосипедистам приятный сюрприз» и «графически разделить тротуары в центре Омска на две части»: одна, соответственно, для велосипедистов, вторая – для нервных пешеходов, которые, чтобы выжить, теперь должны идти по тротуару гуськом, словно по минному полю.

Ну, центр. А как же «Омск велосипедный» и растущая смертность?

– Изначально мы планировали сделать как за границей, – признался Расин в беседе с корреспондентом РИА «Омск-Информ». – То есть в метре от обочины рисуется полоса, чтобы каким-то образом защитить велосипедиста от транспорта. Но когда департамент транспорта стал изучать ситуацию, то возникло очень много вопросов – водостоки, парковки, которые необходимо обходить, снятие некоторых бордюров и прочие технические сложности. Для всего этого необходим новый проект дорожной сети. На это потребовалось 2 миллиона, которых в бюджете не нашлось. А без проекта дорожники просто права не имеют что-то менять.

Кто бы сомневался. Однако альтернативная идея пустить велосипед по тротуару некоторым специалистам показалась преступной.

По мнению создателя и координатора социального движения «Омск. Доступная среда» Бориса Мельникова, эта идея возникла только с целью как-то оправдаться за фантастические обещания, схожие с нью-васюковскими.

– Надо понимать, что тротуаров у нас в городе как таковых нет вообще, – говорит эксперт. – Некоторые участки проспекта Маркса, Масленникова и еще пара-тройка мест. Но дело не только в этом. Все мы, хоть и в разное время, представители маломобильного населения. Инвалиды-колясочники, беременные, мамы с колясками или с малыми детьми, люди пожилого возраста, кто-то получил травму. Да и граждан, возвращающихся из гостей, особо мобильными не назовешь. У нас большинство тротуаров в Омске чуть шире метра. Ширина инвалидной коляски – около метра, ширина детской коляски – порядка 70 сантиметров, мама, ведущая малыша, занимает почти весь тротуар, а кого-то на костылях может и вовсе по всей ширине болтать, словно по палубе. Все они в этом случае – потенциальные жертвы, ведь и велосипедист не трамвай и едет не идеально по прямой. Это преступное предложение, так как создает ситуацию, близкую к масштабному социальному конфликту.

Только организация велодорожек может решить проблемы, считает Мельников. Ведь контролировать правила движения по тротуару никто не будет. Начистили физиономию велосипедисту за то, что на ребенка наехал, или смылся велосипедист, наехавший на ребенка, чтобы физиономию не начистили, кто кого и где искать станет? Понятно, что и велосипедное движение регламентируется ПДД, но сотрудники ГИБДД и с более важными своими задачами, по мнению Мельникова, не справляются.

– Те же тротуары у нас загромождены машинами, – отмечает координатор движения «Омск. Доступная среда», – газоны забиты. Инвалид на коляске, мать с коляской, малые дети и те же велосипедисты вынуждены огибать препятствие, выходя на проезжую часть. Скольких людей передавили вследствие этого.

С Мельниковым солидарен и экс-председатель совета клуба «Цепная реакция» Анатолий Плоцкий.

– Все велосипедисты ждут от мэрии велодорожки, – заявляет он, – но, по словам чиновников, дорожное полотно расширять уже некуда, а забрать у автомобилистов еще два метра существующей дорожной части – усугубление ситуации с пробками. В принципе, ситуация безвыходная, и нам, активистам клуба, остается только знакомить новичков с ПДД, которые не так просты, как кажется на первый взгляд, и которые могут дать относительную безопасность при движении по шоссе.

По мнению Плоцкого, идея пустить велосипедистов по тротуару как минимум абсурдна. Мол, там и пешеходам-то не слишком комфортно – разнообразные заборчики понаставлены, выбоины, щебень, в дождь и после – непролазные лужи, и тут еще ты за спиной трезвонишь.

– За последние пару лет, несмотря на веские обещания, – говорит экс-председатель «Цепной реакции», – если исключить многоцелевую полосу на набережной, для нас ничего не сделано. Велодорожки нет ни одной. Ну, построили по городу велопарковки. Но ими никто не пользуется, так как они крайне неудобны. Ставишь велик – а он падает. У частников – у кафе, магазинов – стоит, а на муниципальных – падает.

Анатолий Плоцкий также поделился совсем уж парадоксальными, но жуткими в своей реальности соображениями.

– Мэрия с нами сотрудничает довольно активно, – отмечает он, – у них задача – популяризировать велодвижение, и мы помогаем, агитируем за здоровый образ жизни. Все больше омичей садятся на велосипеды. Но, с другой стороны, приобщая своими, без сомнения, благими намерениями людей к здоровью, мы подвергаем риску их жизнь. Ведь число велолюбителей растет, а для их безопасности ничего не делается.

Кстати, директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта городской администрации Михаил Расин понимает всю слабость тротуарной «отмазки» перед огромной проблемой. Связанной, как уже говорилось, с безопасностью омичей, среди которых, вообще-то, в основном дети.

– Мы не исключаем, – после настойчивых намеков нашего корреспондента все-таки сказал он, – что на таких больших улицах, как Масленникова, которая соединит Октябрьский округ, центр города и выйдет на Левобережье, а также на Красном Пути, который практически соединяет Советский округ с Ленинским, не будут проводиться работы по разлиновке велодорожек.

А закончил и вовсе со свойственным ему оптимизмом:

– Будут бюджетные деньги, не будут, я, как инициатор процесса, все равно буду вести эту работу, привлекать спонсоров и создавать в городе условия для безопасности велосипедистов и развития здорового образа жизни.

Тут, как говорится, без комментариев.

Андрей Зубов

1385