Поиск

Что в основе? Царь!

- Я искренне пытался это по­нять, но ответа так и не нашёл. Для меня вся эта ситуация - аб­солютнейшая загадка, - говорит Владимир БОРТКО. - А уж то, что уважаемые продюсеры, которые работали над картиной, сняли не только свои имена из титров, но и логотипы своих компаний, оставив только моё... Это что-то совершенно невероятное! Может быть, я снял плохое кино, кото­рое и показать стыдно? Чёрт его знает... Но плохие фильмы выхо­дят десятками, и ничего страш­ного. А может быть, я снял что- то крамольное, не ко времени? В конце концов, многие уважа­емые люди, в том числе уполно­моченные властью, фильм смот­рели и ничего в нём крамольного не нашли. В итоге вроде бы дали зелёный свет, и если 13 мая он выйдет в прокат -.то слава богу.

Где вера в будущее?

- Владимир Владимирович, не­сколько лет назад в нашем с вами интервью вы сказали: «В любой стране исторические сдвиги воз­можны только через жертвы». Те жертвы, которые наша страна несёт сегодня, достаточны для исторических сдвигов?

- Я бы поставил вопрос по- другому: достаточны ли истори­ческие сдвиги для тех жертв, ко­торые несёт сегодня наша страна? Достаточны. Обретение Крыма есть серьёзный поворот в исто­рии России, это зримое осозна­ние интересов нашей страны и, впервые за многие годы, дейст­вие, последовавшее за осознани­ем этих интересов. И если считать справедливой цитату, с которой вы начали вопрос, - за это при­дётся платить. И, может быть, дороже, чем исчезновение сыра пармезан и рост цен. Жертвы ли это? Будем надеяться, что до настоящих жертв - войн и революций - дело не дойдёт. Но платить надо, и именно за то, чтобы не произошло войн и революций.

- В России всегда надеются ещё и на сильную руку...

- Почему в России всегда был царь-батюшка, а потом генераль­ный секретарь? Потому что и тот и другой объединяли страну. В России должна существовать идеология, разделяемая боль­шинством населения, которая призвана объединять и скреп­лять этот гигантский механизм. Иначе неизбежен распад страны на национальные государства. После 1917 г. такой идеологией, цементирующей многонацио­нальную страну, стало построе­ние справедливого общества.

Кто на нас напал?

- При всех многочисленных из­менениях, произошедших в Рос­сии, можно ли говорить, что мы по-прежнему живём в стабиль­ной стране?

- Объясните мне: что такое стабильность?

- Наверное, уверенность в завтрашнем дне. Просто рань­ше было ощущение какой-то на­дежды!

- А сейчас её нет?

- Не знаю...

- Могли бы хотя бы набрать­ся смелости и сказать, что у вас лично нет этой надежды, а не юлить: знаю - не знаю...

Когда-то был такой роман писателя Кочетова - «Чего же ты хочешь?». С точки зрения тог­дашней «прогрессивной обще­ственности», символ советско­го мракобесия. Вот и я вас хочу спросить: «Чего вы хотите?!» Всё время объявляется некая часть городского населения, которая решает вдруг: «Мы будем жить, как французы!» Ну попробуйте... (На Украине, кстати, эта проба сейчас и происходит.) Посмот­рим, что у вас получится. Но мо­гу вас уверить, что не получится никогда, а если и получится, мы развалимся и как минимум утратим русский язык, А русский язык, лично для меня, - это куда важнее, чем жить, как французы либо кто-то ещё...

- А вы верите в искренность этого всплеска патриотизма, который мы наблюдаем сегодня?

- Конечно, верю! Против России идёт война. Это абсо­лютно точно. Информационная, экономическая, моральная - какая хотите... Не имея возможности по-настоящему стре­лять и бомбить - иначе и тараканов нигде не останется, - война приняла такие фор­мы, как мы видим... Что есть война? Навязывание про­тивнику своей воли военными методами. Какая разница, каким способом навязывать эту волю? Мы защищаемся - это нормально! Происходит естес­твенный всплеск патриотиз­ма. Запад хочет задавить нас экономически. Будете спорить? Третья мировая война в самом широком смысле этого понятия идёт уже полным ходом. Ско­ро может и четвёртая мировая начаться - боюсь даже предпо­ложить, какой она может быть. Но народ каким-то странным, непонятным мне образом та­кие вещи всегда очень точно чувствует. Чувствует и почти на инстинктивном уровне объеди­няется. Объединяется - потому что на нас, по сути, напали. Так всегда бывает во время войны. Что вы тогда удивляетесь естес­твенным процессам?!

- О том, что народ сплотился, нам говорят прежде всего цифры всевозможных социсследований. Почему же при этой сплочённо­сти нам зачастую так сложно найти общий язык друг с другом?

- С кем мне слож­но найти общий язык, например, что­бы я понимал, о чём вы говорите?

- Зайдите в метро, в магазин или в соци­альные сети - хамс­тва и агрессии огребёте столько!

- Увы, хамство, похоже, - на­ша национальная черта, уж из­вините. От этого враз никуда не деться. Когда у нас крепостное право отменили? Не так дав­но, по сути. Кстати, советская власть с хамством боролась, а сейчас наплевали на это, и ник­то не борется.

- Так, может, и не надо бо­роться, а возвести её в статус национального достояния?

- Бороться, естественно, надо. Надо повышать образованность и культуру народа. Я, например, предложил законопроект, обя­зующий, чтобы педагоги детей с первого класса называли на «вы». На первый взгляд подоб­ный закон может показаться несерьёзным, наивным и попу­листским. Но я абсолютно уве­рен, что он способен коренным образом поменять менталитет народа. Поймите: человеком, к которому с детства обращались на «вы», в дальнейшем будет очень сложно помыкать, отно­ситься к нему как к холопу.

- То есть вы предлагаете решение одной из главных русских проблем: «выдавливание по капле из себя раба»?

- Даже не столько выдавлива­ние из себя раба, сколько воспи­тание в себе чувства самоуваже­ния, собственного достоинства, которых нам так не хватает.

Такого количества грязи, та­кого количества покосивших­ся заборов и облезлых фасадов я не видел нигде в мире! А по миру я поездил достаточно, разве что вглубь Африки не заезжал... И вот с этим нашим русским «Ай, и так сойдёт! Не упало - значит, стоит!» - вот с этим надо бороться. А откуда вся эта грязь? Это отсутствие элементарного самоуважения! Вековое рабство проявляется в наследовании традиций: ты начальник - я холоп. Как ска­жу - так и будет. Отсюда и от­ношение ко многим каким-то простым, бытовым вещам...

Аргументы и Факты

Что в основе? Царь!

- Я искренне пытался это по­нять, но ответа так и не нашёл. Для меня вся эта ситуация - аб­солютнейшая загадка, - говорит Владимир БОРТКО. - А уж то, что уважаемые продюсеры, которые работали над картиной, сняли не только свои имена из титров, но и логотипы своих компаний, оставив только моё... Это что-то совершенно невероятное! Может быть, я снял плохое кино, кото­рое и показать стыдно? Чёрт его знает... Но плохие фильмы выхо­дят десятками, и ничего страш­ного. А может быть, я снял что- то крамольное, не ко времени? В конце концов, многие уважа­емые люди, в том числе уполно­моченные властью, фильм смот­рели и ничего в нём крамольного не нашли. В итоге вроде бы дали зелёный свет, и если 13 мая он выйдет в прокат -.то слава богу.

Где вера в будущее?

- Владимир Владимирович, не­сколько лет назад в нашем с вами интервью вы сказали: «В любой стране исторические сдвиги воз­можны только через жертвы». Те жертвы, которые наша страна несёт сегодня, достаточны для исторических сдвигов?

- Я бы поставил вопрос по- другому: достаточны ли истори­ческие сдвиги для тех жертв, ко­торые несёт сегодня наша страна? Достаточны. Обретение Крыма есть серьёзный поворот в исто­рии России, это зримое осозна­ние интересов нашей страны и, впервые за многие годы, дейст­вие, последовавшее за осознани­ем этих интересов. И если считать справедливой цитату, с которой вы начали вопрос, - за это при­дётся платить. И, может быть, дороже, чем исчезновение сыра пармезан и рост цен. Жертвы ли это? Будем надеяться, что до настоящих жертв - войн и революций - дело не дойдёт. Но платить надо, и именно за то, чтобы не произошло войн и революций.

- В России всегда надеются ещё и на сильную руку...

- Почему в России всегда был царь-батюшка, а потом генераль­ный секретарь? Потому что и тот и другой объединяли страну. В России должна существовать идеология, разделяемая боль­шинством населения, которая призвана объединять и скреп­лять этот гигантский механизм. Иначе неизбежен распад страны на национальные государства. После 1917 г. такой идеологией, цементирующей многонацио­нальную страну, стало построе­ние справедливого общества.

Кто на нас напал?

- При всех многочисленных из­менениях, произошедших в Рос­сии, можно ли говорить, что мы по-прежнему живём в стабиль­ной стране?

- Объясните мне: что такое стабильность?

- Наверное, уверенность в завтрашнем дне. Просто рань­ше было ощущение какой-то на­дежды!

- А сейчас её нет?

- Не знаю...

- Могли бы хотя бы набрать­ся смелости и сказать, что у вас лично нет этой надежды, а не юлить: знаю - не знаю...

Когда-то был такой роман писателя Кочетова - «Чего же ты хочешь?». С точки зрения тог­дашней «прогрессивной обще­ственности», символ советско­го мракобесия. Вот и я вас хочу спросить: «Чего вы хотите?!» Всё время объявляется некая часть городского населения, которая решает вдруг: «Мы будем жить, как французы!» Ну попробуйте... (На Украине, кстати, эта проба сейчас и происходит.) Посмот­рим, что у вас получится. Но мо­гу вас уверить, что не получится никогда, а если и получится, мы развалимся и как минимум утратим русский язык, А русский язык, лично для меня, - это куда важнее, чем жить, как французы либо кто-то ещё...

- А вы верите в искренность этого всплеска патриотизма, который мы наблюдаем сегодня?

- Конечно, верю! Против России идёт война. Это абсо­лютно точно. Информационная, экономическая, моральная - какая хотите... Не имея возможности по-настоящему стре­лять и бомбить - иначе и тараканов нигде не останется, - война приняла такие фор­мы, как мы видим... Что есть война? Навязывание про­тивнику своей воли военными методами. Какая разница, каким способом навязывать эту волю? Мы защищаемся - это нормально! Происходит естес­твенный всплеск патриотиз­ма. Запад хочет задавить нас экономически. Будете спорить? Третья мировая война в самом широком смысле этого понятия идёт уже полным ходом. Ско­ро может и четвёртая мировая начаться - боюсь даже предпо­ложить, какой она может быть. Но народ каким-то странным, непонятным мне образом та­кие вещи всегда очень точно чувствует. Чувствует и почти на инстинктивном уровне объеди­няется. Объединяется - потому что на нас, по сути, напали. Так всегда бывает во время войны. Что вы тогда удивляетесь естес­твенным процессам?!

- О том, что народ сплотился, нам говорят прежде всего цифры всевозможных социсследований. Почему же при этой сплочённо­сти нам зачастую так сложно найти общий язык друг с другом?

- С кем мне слож­но найти общий язык, например, что­бы я понимал, о чём вы говорите?

- Зайдите в метро, в магазин или в соци­альные сети - хамс­тва и агрессии огребёте столько!

- Увы, хамство, похоже, - на­ша национальная черта, уж из­вините. От этого враз никуда не деться. Когда у нас крепостное право отменили? Не так дав­но, по сути. Кстати, советская власть с хамством боролась, а сейчас наплевали на это, и ник­то не борется.

- Так, может, и не надо бо­роться, а возвести её в статус национального достояния?

- Бороться, естественно, надо. Надо повышать образованность и культуру народа. Я, например, предложил законопроект, обя­зующий, чтобы педагоги детей с первого класса называли на «вы». На первый взгляд подоб­ный закон может показаться несерьёзным, наивным и попу­листским. Но я абсолютно уве­рен, что он способен коренным образом поменять менталитет народа. Поймите: человеком, к которому с детства обращались на «вы», в дальнейшем будет очень сложно помыкать, отно­ситься к нему как к холопу.

- То есть вы предлагаете решение одной из главных русских проблем: «выдавливание по капле из себя раба»?

- Даже не столько выдавлива­ние из себя раба, сколько воспи­тание в себе чувства самоуваже­ния, собственного достоинства, которых нам так не хватает.

Такого количества грязи, та­кого количества покосивших­ся заборов и облезлых фасадов я не видел нигде в мире! А по миру я поездил достаточно, разве что вглубь Африки не заезжал... И вот с этим нашим русским «Ай, и так сойдёт! Не упало - значит, стоит!» - вот с этим надо бороться. А откуда вся эта грязь? Это отсутствие элементарного самоуважения! Вековое рабство проявляется в наследовании традиций: ты начальник - я холоп. Как ска­жу - так и будет. Отсюда и от­ношение ко многим каким-то простым, бытовым вещам...

Аргументы и Факты