Поиск

Вода, картриджи, агитация: на чем борцы за народное благо экономят в кризис

Костлявая рука экономического кризиса дотянулась до политических партий: экономить приходится на всем, от света и газа до оргтехники, от агитпродукции до выборов. И это несмотря на то что партии, в отличие от рядовых россиян, подстраховались на случай кризиса: еще в сентябре Госдума приняла поправки в действующее законодательство, увеличив выплаты из бюджета для партий, набравших на последних выборах больше 3% голосов. Увеличение радикальное — с 50 до 110 рублей за один голос. Больше чем в два раза. Теоретически это должно бы компенсировать скачок курса доллара, но практически партийцы все равно затягивают пояса. Ведь все расходы выросли пропорционально бюджетным доходам. В чем и почему отказывают себе системные партии, выяснял «МК».

«Единая Россия»: медведи лапу не сосут

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 1,7 млрд рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 3,5 млрд рублей.

«Единая Россия» вряд ли в ближайшее время столкнется с серьезными проблемами — получаемые партией бюджетные средства достаточны для безбедной жизни. Сократиться могут пожертвования — от спонсоров единороссы в 2014 году получили в общей сложности 182 миллиона, это серьезные деньги («Яблоко» выживало на меньшие), но по сравнению с общими объемами финансирования — капля в море. Кроме того, единороссы имеют шанс в агитационной кампании «забить» конкурентов агитматериалами просто за счет того, что вот уж конкурентам-то придется серьезно экономить на плакатах и листовках.

Тем не менее «ЕР» тоже на всякий случай переходит в экономный режим. «Как и вся страна, мы должны тщательнее следить за своими расходами, и мы уже это делаем, — заявил «МК» Максим Руднев, руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия». — Региональные отделения партии также были проинструктированы по финансовым вопросам, им было поручено соблюдать экономию расходной части партийных бюджетов». Кризис, как ни крути, не время шиковать: избиратели не поймут.

Коммунисты: свет, газ, вода

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 698 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 1,4 млрд рублей.

КПРФ — вторая по размерам государственного финансирования, что соответствует второму месту партии на парламентских выборах 2011 года. Кроме того, коммунисты получают неплохие пожертвования от спонсоров и даже частных лиц. «Даже в кризис цифры доходов примерно сохраняются, — рассказывает главный юрист КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. — Но увеличиваются расходы: издание печатной продукции, услуги типографии, развозка, телевидение и радио тоже увеличивают свои тарифы, транспортные услуги дорожают. Фактически накрутка идет по всем направлениям». Ситуация осложняется тем, что треть региональных комитетов партии своих помещений не имеет и вынуждена жить «на съеме». «Как мы выживаем: минимальный партийный аппарат, — говорит Соловьев. — Около 100 человек, из них 90 бухгалтеров, 10 человек — партийный аппарат, который получает зарплату. Его пришлось сокращать на 4 единицы, пенсионеры уходят, на их места никого уже не берут. Плюс очень скромные расходы, связанные с обслуживанием помещений и транспортными услугами. Большая часть денег уходит на проведение избирательных кампаний. В этом году выборы состоятся на территории, на которой проживает около 50 миллионов человек, это затратно».

На выборах коммунисты стараются экономить, привлекая бесплатных помощников, агитаторов, волонтеров, а также верных членов партии, которые помогают в проведении мероприятий. В роли волонтеров нередко выступают студенты юрфаков — они таким образом получают практику по специальности.

В отдельных местах, по словам Соловьева, комитеты переходят на жесточайший режим экономии: «Например, по линии Тверского областного комитета партии: экономная система электроэнергии, везде поставили счетчики: на свет, на воду, на газ. У нас есть человек, ответственный за экономию. Мы самостоятельно, без привлечения рабочих, провели ремонт. Очень экономно расходуем канцелярские принадлежности. Когда из строя выходит техника, не привлекаем мастеров, а договариваемся с ребятами, студентов привлекаем. Это дает возможность где-то на 30% сэкономить».

Эсеры: оргтехнику — своими руками

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 481 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 956 млн рублей.

Эсеры — экономная партия, живущая по средствам: как правило, по итогам первого квартала, когда происходит перечисление бюджетных поступлений, «СР» почти все эти средства ухитрялись отложить на будущее.

«К сожалению, с кризисом резко упали доходы компаний, те деньги, которые выделяются государством, — это мало. Спонсоров, которые видели в нашей партии стабильность завтрашнего дня, становится меньше», — комментирует текущее положение дел для «МК» глава московского отделения, депутат ГД Александр Агеев. Правда, судя по финансовым документам, размещенным на сайте Центризбиркома, спонсоров и раньше было не густо: за весь 2014 год эсеры не получили пожертвований от юрлиц, и только под конец года им на счет упало 14 270 рублей от «физиков». Кто и так привык класть зубы на полку, тому в кризис не привыкать, тем более что повышение финансирования до известной степени смягчает инфляцию и курсовую разницу.

«Мы свои расходы тоже урезали, если говорить про выборы, — делится Агеев. — Многие сотрудники после поднятия курса валют попросили поднять зарплаты, но я, к сожалению, сейчас на это пойти не могу. Премий сейчас, к сожалению, нет. Люди отнеслись с пониманием».

Как сказывается кризис на повседневной жизни партии? Эсеры впадают в подлинный аскетизм. «Например, раньше мы заправляли принтеры, — говорит парламентарий; все цены он называет без запинки, демонстрируя глубокое погружение в экономию. — Платили по 2500 за замену картриджа, сейчас он стоит 5900 рублей. Я дал команду просто их заправлять тонером. Хуже качество, конечно. Требовалась замена большого ксерокса. Стоил он новый в том году 120 тысяч рублей, сейчас — 360. Я дал команду его ремонтировать. Если печатаем газеты, то вынуждены немножко снижать тираж. У «Единой России» административный ресурс для их разноса. А у нас группа волонтеров и партийная структура. Люди сами приходят и помогают распространить. Здесь мы экономим».

«Яблоко»: ниже тиражи

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 124,7 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 247 млн рублей.

Единственная непарламентская партия, получающая деньги из бюджета, индексации этих дотаций несказанно рада. «Слава богу, бюджетное финансирование повысилось в 2 раза в этом году! — говорит «МК» лидер «Яблока» Сергей Митрохин. — Дума как будто предвидела кризис и решила страховать партии. Это повышение фактически было съедено инфляцией. Конечно, из других источников финансирование сократилось. В целом на жизнь хватает, хотя выросли все расходы: это оплата и обслуживание офисов в регионах, печатная продукция».

От спонсоров «Яблоко» в прошлом году получило 60 миллионов в третьем квартале, то есть до обвала рубля. Теперь такие транши под вопросом. Поэтому «яблочники» единственные из пятерки крупнейших партий задумались об экономии на самом жизненно важном — на выборах. Впрочем, прежде чем прийти к решению об отказе от выдвижения, можно «порезать» финансирование кампании. «Можно отказаться где-то от наружной рекламы, печатной продукции, — рассуждает Митрохин. — Сейчас большие расценки на публикации в СМИ, придется отказаться от публикаций во многих региональных изданиях, понижать тираж печатной продукции и агитационного материала».

ЛДПР: спонсоры считают копеечку

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 424 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 843 млн рублей.

ЛДПР в 2014 году стала единственной из пятерки крупнейших партий, у кого пожертвования превысили госфинансирование. В первом квартале прошлого года либерал-демократы получили в виде пожертвований от юрлиц 500 миллионов, в третьем — 370 миллионов, и под конец года — еще 285 миллионов рублей. Общая сумма «спонсорских», таким образом, почти втрое выше госфинансирования и превышает миллиард рублей. Однако в кризис все это великолепие становится чрезвычайно уязвимым.

«Увеличилось государственное финансирование парламентских партий из бюджета, — говорит «МК» зампред Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. — А с финансированием от юридических лиц в этом году сложно. Пожертвования должны делаться юрлицами из чистой прибыли, а с ней у них сейчас не очень хорошо».

Поэтому и тут тоже готовятся затянуть пояса. «Самое дорогое удовольствие — это агитационная работа, — сетует Лебедев. — Рекламные щиты ЛДПР раньше висели по всей стране целый год. В первые 3 месяца этого года мы отказались от данного вида агитации, это большие деньги, вернемся к нему только в апреле. Мы не сокращаем штат сотрудников, материальные вознаграждения, стараемся не сокращать печатную продукцию. Но с учетом того, что почти все региональные отделения выпускают свои газеты, мы немножко сократили федеральную газету».

Вопрос эксперту: как кризис отразится на партийной жизни?

Вячеслав СМИРНОВ, политтехнолог, директор НИИ политической социологии:

— Перед парламентскими партиями стоит такая проблема: госфинансирование они получают в рублях, а избирательные бюджеты привязаны к доллару. Цены на выборы выросли в 2 раза. У малых партий есть и другая проблема: когда человек хочет избираться в регионе как одномандатник и одновременно возглавлять список, встает вопрос, сколько он готов на это потратить. Он соотносит рентабельность своего бюджета, бизнеса и лоббистских ресурсов. И решает, стоят ли выборы тех ресурсов, которые он затрачивает на них. На этих выборах малым партиям будет сложно, потому что никто не будет обещать денег. Кроме того, они будут считать деньги и минимизировать расходы, заказывая конкретных политтехнологов.

Московский комсомолец

Вода, картриджи, агитация: на чем борцы за народное благо экономят в кризис

Костлявая рука экономического кризиса дотянулась до политических партий: экономить приходится на всем, от света и газа до оргтехники, от агитпродукции до выборов. И это несмотря на то что партии, в отличие от рядовых россиян, подстраховались на случай кризиса: еще в сентябре Госдума приняла поправки в действующее законодательство, увеличив выплаты из бюджета для партий, набравших на последних выборах больше 3% голосов. Увеличение радикальное — с 50 до 110 рублей за один голос. Больше чем в два раза. Теоретически это должно бы компенсировать скачок курса доллара, но практически партийцы все равно затягивают пояса. Ведь все расходы выросли пропорционально бюджетным доходам. В чем и почему отказывают себе системные партии, выяснял «МК».

«Единая Россия»: медведи лапу не сосут

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 1,7 млрд рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 3,5 млрд рублей.

«Единая Россия» вряд ли в ближайшее время столкнется с серьезными проблемами — получаемые партией бюджетные средства достаточны для безбедной жизни. Сократиться могут пожертвования — от спонсоров единороссы в 2014 году получили в общей сложности 182 миллиона, это серьезные деньги («Яблоко» выживало на меньшие), но по сравнению с общими объемами финансирования — капля в море. Кроме того, единороссы имеют шанс в агитационной кампании «забить» конкурентов агитматериалами просто за счет того, что вот уж конкурентам-то придется серьезно экономить на плакатах и листовках.

Тем не менее «ЕР» тоже на всякий случай переходит в экономный режим. «Как и вся страна, мы должны тщательнее следить за своими расходами, и мы уже это делаем, — заявил «МК» Максим Руднев, руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия». — Региональные отделения партии также были проинструктированы по финансовым вопросам, им было поручено соблюдать экономию расходной части партийных бюджетов». Кризис, как ни крути, не время шиковать: избиратели не поймут.

Коммунисты: свет, газ, вода

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 698 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 1,4 млрд рублей.

КПРФ — вторая по размерам государственного финансирования, что соответствует второму месту партии на парламентских выборах 2011 года. Кроме того, коммунисты получают неплохие пожертвования от спонсоров и даже частных лиц. «Даже в кризис цифры доходов примерно сохраняются, — рассказывает главный юрист КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. — Но увеличиваются расходы: издание печатной продукции, услуги типографии, развозка, телевидение и радио тоже увеличивают свои тарифы, транспортные услуги дорожают. Фактически накрутка идет по всем направлениям». Ситуация осложняется тем, что треть региональных комитетов партии своих помещений не имеет и вынуждена жить «на съеме». «Как мы выживаем: минимальный партийный аппарат, — говорит Соловьев. — Около 100 человек, из них 90 бухгалтеров, 10 человек — партийный аппарат, который получает зарплату. Его пришлось сокращать на 4 единицы, пенсионеры уходят, на их места никого уже не берут. Плюс очень скромные расходы, связанные с обслуживанием помещений и транспортными услугами. Большая часть денег уходит на проведение избирательных кампаний. В этом году выборы состоятся на территории, на которой проживает около 50 миллионов человек, это затратно».

На выборах коммунисты стараются экономить, привлекая бесплатных помощников, агитаторов, волонтеров, а также верных членов партии, которые помогают в проведении мероприятий. В роли волонтеров нередко выступают студенты юрфаков — они таким образом получают практику по специальности.

В отдельных местах, по словам Соловьева, комитеты переходят на жесточайший режим экономии: «Например, по линии Тверского областного комитета партии: экономная система электроэнергии, везде поставили счетчики: на свет, на воду, на газ. У нас есть человек, ответственный за экономию. Мы самостоятельно, без привлечения рабочих, провели ремонт. Очень экономно расходуем канцелярские принадлежности. Когда из строя выходит техника, не привлекаем мастеров, а договариваемся с ребятами, студентов привлекаем. Это дает возможность где-то на 30% сэкономить».

Эсеры: оргтехнику — своими руками

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 481 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 956 млн рублей.

Эсеры — экономная партия, живущая по средствам: как правило, по итогам первого квартала, когда происходит перечисление бюджетных поступлений, «СР» почти все эти средства ухитрялись отложить на будущее.

«К сожалению, с кризисом резко упали доходы компаний, те деньги, которые выделяются государством, — это мало. Спонсоров, которые видели в нашей партии стабильность завтрашнего дня, становится меньше», — комментирует текущее положение дел для «МК» глава московского отделения, депутат ГД Александр Агеев. Правда, судя по финансовым документам, размещенным на сайте Центризбиркома, спонсоров и раньше было не густо: за весь 2014 год эсеры не получили пожертвований от юрлиц, и только под конец года им на счет упало 14 270 рублей от «физиков». Кто и так привык класть зубы на полку, тому в кризис не привыкать, тем более что повышение финансирования до известной степени смягчает инфляцию и курсовую разницу.

«Мы свои расходы тоже урезали, если говорить про выборы, — делится Агеев. — Многие сотрудники после поднятия курса валют попросили поднять зарплаты, но я, к сожалению, сейчас на это пойти не могу. Премий сейчас, к сожалению, нет. Люди отнеслись с пониманием».

Как сказывается кризис на повседневной жизни партии? Эсеры впадают в подлинный аскетизм. «Например, раньше мы заправляли принтеры, — говорит парламентарий; все цены он называет без запинки, демонстрируя глубокое погружение в экономию. — Платили по 2500 за замену картриджа, сейчас он стоит 5900 рублей. Я дал команду просто их заправлять тонером. Хуже качество, конечно. Требовалась замена большого ксерокса. Стоил он новый в том году 120 тысяч рублей, сейчас — 360. Я дал команду его ремонтировать. Если печатаем газеты, то вынуждены немножко снижать тираж. У «Единой России» административный ресурс для их разноса. А у нас группа волонтеров и партийная структура. Люди сами приходят и помогают распространить. Здесь мы экономим».

«Яблоко»: ниже тиражи

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 124,7 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 247 млн рублей.

Единственная непарламентская партия, получающая деньги из бюджета, индексации этих дотаций несказанно рада. «Слава богу, бюджетное финансирование повысилось в 2 раза в этом году! — говорит «МК» лидер «Яблока» Сергей Митрохин. — Дума как будто предвидела кризис и решила страховать партии. Это повышение фактически было съедено инфляцией. Конечно, из других источников финансирование сократилось. В целом на жизнь хватает, хотя выросли все расходы: это оплата и обслуживание офисов в регионах, печатная продукция».

От спонсоров «Яблоко» в прошлом году получило 60 миллионов в третьем квартале, то есть до обвала рубля. Теперь такие транши под вопросом. Поэтому «яблочники» единственные из пятерки крупнейших партий задумались об экономии на самом жизненно важном — на выборах. Впрочем, прежде чем прийти к решению об отказе от выдвижения, можно «порезать» финансирование кампании. «Можно отказаться где-то от наружной рекламы, печатной продукции, — рассуждает Митрохин. — Сейчас большие расценки на публикации в СМИ, придется отказаться от публикаций во многих региональных изданиях, понижать тираж печатной продукции и агитационного материала».

ЛДПР: спонсоры считают копеечку

- Объем бюджетного финансирования в 2014 году: 424 млн рублей.

- Ожидаемый в 2015 году: 843 млн рублей.

ЛДПР в 2014 году стала единственной из пятерки крупнейших партий, у кого пожертвования превысили госфинансирование. В первом квартале прошлого года либерал-демократы получили в виде пожертвований от юрлиц 500 миллионов, в третьем — 370 миллионов, и под конец года — еще 285 миллионов рублей. Общая сумма «спонсорских», таким образом, почти втрое выше госфинансирования и превышает миллиард рублей. Однако в кризис все это великолепие становится чрезвычайно уязвимым.

«Увеличилось государственное финансирование парламентских партий из бюджета, — говорит «МК» зампред Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. — А с финансированием от юридических лиц в этом году сложно. Пожертвования должны делаться юрлицами из чистой прибыли, а с ней у них сейчас не очень хорошо».

Поэтому и тут тоже готовятся затянуть пояса. «Самое дорогое удовольствие — это агитационная работа, — сетует Лебедев. — Рекламные щиты ЛДПР раньше висели по всей стране целый год. В первые 3 месяца этого года мы отказались от данного вида агитации, это большие деньги, вернемся к нему только в апреле. Мы не сокращаем штат сотрудников, материальные вознаграждения, стараемся не сокращать печатную продукцию. Но с учетом того, что почти все региональные отделения выпускают свои газеты, мы немножко сократили федеральную газету».

Вопрос эксперту: как кризис отразится на партийной жизни?

Вячеслав СМИРНОВ, политтехнолог, директор НИИ политической социологии:

— Перед парламентскими партиями стоит такая проблема: госфинансирование они получают в рублях, а избирательные бюджеты привязаны к доллару. Цены на выборы выросли в 2 раза. У малых партий есть и другая проблема: когда человек хочет избираться в регионе как одномандатник и одновременно возглавлять список, встает вопрос, сколько он готов на это потратить. Он соотносит рентабельность своего бюджета, бизнеса и лоббистских ресурсов. И решает, стоят ли выборы тех ресурсов, которые он затрачивает на них. На этих выборах малым партиям будет сложно, потому что никто не будет обещать денег. Кроме того, они будут считать деньги и минимизировать расходы, заказывая конкретных политтехнологов.

Московский комсомолец