Поиск

В Омской области активно идет работа по оформлению земельных участков, завершился процесс передачи имущества муниципалитетам. Кроме того, заметно возрос интерес омичей к приватизации. На эти и другие актуальные темы корреспондент РИА «Омск-Информ» Марина Филиппова побеседовала с министром имущественных отношений Омской области Александром Стерляговым. - Александр Михайлович, как Вы оцениваете итоги работы ведомства в 2007 году? Если брать по цифрам, то результаты неплохие. По неналоговым платежам мы выросли более чем вдвое – мы получили более 1 млрд. 422 млн. рублей. Это, включая и доходы Главного управления по земельным ресурсам Омской области (ГУЗР). По итогам реализации программы приватизации мы получили 834 млн. рублей. Из крупных объектов мы продали в 2007 году пакеты акций «Сибзавод-Центра», «Омскгоргаза», «Мобильных систем связи». По ГУЗР мы сделали серьезный рывок – увеличили объем почти в 2,5 раза. В бюджеты всех уровней поступило около 1,2 млрд. рублей. Это связано в целом с наведением порядка с созданием ГУЗР на территории города Омска в землепользовании и с упорядочиванием в системе договоров аренды. Я считаю, это положительный момент. Начал реально формироваться собственник. До создания ГУЗР на территории Омска около 95 процентов земель были не разграничены. А на 1 января 2008 года, за полтора года работы управления, осталось уже 62 процента неразграниченных земель. А это значит, что более 30 процентов земельных участков нашли своих собственников в лице бизнеса, граждан, государственных и муниципальных организаций. - С чем вы связываете возросший интерес людей к приватизации? Раньше несколько лет нужно было на оформление земли в собственность, сейчас система упростилась. Серьезно повлиял организационный ресурс. Сегодня в ГУЗР федеральные и областные службы уже размещены на одной площадке и документы можно оформить в одном месте - это очень важно. Это еще не принцип «одного окна», но регламент работы позволяет напрямую без участия человека отслеживать прохождение документов в городских ведомствах. Кроме того, появился экономический интерес. В минувшем году были приняты изменения в федеральном законодательстве – цена выкупа земель, в частности, под объектами промышленного назначения стала фиксированной. Поэтому активизировался процесс выкупа земельных участков под приватизированными объектами. - Каковы перспективы работы ГУЗР Омской области?

-Хотя с сокращением числа неразграниченных земель в Омске сферы деятельности ГУЗР будут сужаться, направлений работы еще очень много. Продолжает формироваться нормативная база, очень постепенно складывается рынок земли. Пойдем в сельские районы – там еще много работы. - Какие наиболее актуальные проблемы в сфере земельных отношений сейчас существуют?

Если идти на уровень сельских районов, то одна из проблем - невостребованные земли. Эта проблема складывалась годами. Когда шло разделение земель в начале 90-х, то на одного человека пришелся пай приблизительно в 12 га. По разным причинам остались невостребованные участки. Таких земель набирается до 35 процентов общей площади. Сейчас федеральное законодательство позволяет оформлять эти земли в муниципальную собственность. И мы третий год совместно с муниципалитетами ведем работу в этом направлении по каждому земельному участку. Выявляем невостребованные земли, потом через суд оформляем право муниципальной собственности. Сегодня в счет невостребованных земельных долей поселениями сформировано уже более шести тысяч участков. Есть и отказы от земельных участков. На это мы обратили внимание несколько лет назад. Мы отстроили систему работы по таким участкам: и специалистов обучаем, и помогаем оформить. Накануне на Совете глав при губернаторе состоялось обсуждение этой работы на муниципальном уровне, даны поручения главам муниципальных образований вплотную вести эти вопросы. - Какова ситуация с передачей имущества на уровень поселений? Работа по разграничению муниципального имущества практически завершена. Все 32 закона Омской области по всем районам были приняты, все они реализованы. Официально на уровень поселений с уровня района перешло более 4 тысяч объектов. Следующий этап - завершение оформления прав собственности на эти объекты. Затем большой блок работы - оформление земельных участков под этим имуществом. - А если в перечни переданного имущества понадобится внести что-то еще? Если раньше объекты собственности нужно было передавать областным законом, сейчас эти полномочия переданы на уровень правительства Омской области. Конечно, это ускорит процесс передачи имущества. - Как решались конфликты районов и поселений? Я слышала, многие не могли поделить некоторые объекты – памятники, объекты инженерной инфраструктуры. Мы интенсивно проводили согласительные комиссии с участием спорящих сторон. Приглашали отраслевые министерства, например, если вопрос был по объекту культуры, мы приглашали министерство культуры. Все вместе мы старались найти консенсус. В принципе, согласительная комиссия может только рекомендовать, окончательное решение остается за муниципалитетом. Но, хочу отметить, что к аргументам комиссии прислушивались, и до суда дело не дошло ни разу, хотя недопонимание было. - А каковы перспективы развития земельных отношений на селе? Большим толчком для поселений стал 131-й федеральный закон. С началом его реализации поселения получили самостоятельность и стали искать источники дохода. Поселения активно начинают работать с невостребованными земельными долями – ведь земли и доходы от ее использования идут самим поселениям. Хочу привести в пример Кормиловский район – там все поселения четко работают, в собственность оформлено более 5 тысяч га. И с этих земель поселения получают доход – ведь без оформления в собственность ни земельный налог, ни арендную плату взимать было нельзя. В 2007 году поселения в Кормиловском районе заработали дополнительно более полумиллиона рублей – это большие деньги для муниципалитетов такого уровня. А еще есть стереотип, что на севере области земля невостребована. В Муромцевском районе есть поселение – Костино. Так, муниципалитет отдал свою землю в аренду предприятию, СПК, и арендная плата составляет 900 тысяч рублей в год. Получается, что аренда в 5 раз выше ставки земельного налога, но СПК согласилось платить. Неплохо работает в этом отношении Азовский, Москаленский районы. А есть районы, которые выжидают. Это же хлопотное дело – землеустройство. Реестр невостребованных участков тоже составить непросто. Так, всю эту информацию необходимо собрать, сделать межевание… Все это непростые процедуры, и кому-то, некоторым руководителям, проще сесть и ждать. И рассуждать в таком духе: «Вот дайте мне доходов, и я все тут отремонтирую». А это неконструктивный подход. - Как идет работа с бизнес-структурами? Частная форма собственности сегодня преобладающая. И государство ищет способы поддержать бизнес. Сегодня действует система льгот по аренде областного имущества для тех сфер, где в первую очередь важен социальный эффект. Например, это организация общественного питания в учреждениях образования, для медицинских работников, ведущих частную практику и работающих с детьми, для аптечных организаций, если они оказывают услуги по льготному обеспечению лекарствами. Государство заинтересовано поддерживать социально значимые отрасли. Например, идет государственная поддержка по обеспечению «горячего питания» в школах. А ведь и здесь работает бизнес. - Какие планы по приватизации областной собственности в этом году? Приватизация областной собственности осуществляется через аукционы, все они открытые и условия участия в них известны. Если это памятник культуры, мы делаем обременение на объект. В этом случае покупатель обязан будет требования по охране памятника соблюдать. Сейчас мы готовим к приватизации площади бывшей фабрики «Луч» - само производство находилось внутри памятника культуры. И мы продаем это под гостиницу с сохранением культурной ценности здания. В этом году пройдет акционирование ГУП «Газстройэксплуатация». Уже сейчас уставной капитал предприятия составляет около 1 миллиарда рублей. Это крупное предприятие, и оно переходит в разряд акционерных обществ, правда пока со стопроцентным участием области. Также будем акционировать ГУП «Коммунальник». В конце января мы продали базу отдыха «Сибиряк», на днях должны получить средства. Еще в 2008 году планируем выставить на торги подсобное хозяйство – это не очень крупный объект, но для нас это первый опыт продажи такой инфраструктуры. - На какой стадии процесс разграничения собственности в рамках реформы системы госуправления? Процесс разграничения собственности идет по 122-му федеральному закону. За время его действия мы много объектов приняли от федералов. Например, в 2005 году мы приняли 54 профтехучилища. В прошлом году мы приняли всю систему охраны лесов – лесничества. Приняли ЗАГСы, институт мировых судей. Эта работа будет продолжаться - имущество, необходимое для выполнения полномочий субъекта или муниципалитета, будет передаваться в регион. - Я слышала, аэропорт из федеральной собственности перейдет в областную. Что с ним будет дальше? Протоколом подготовки к празднованию 300-летия города Омска предусмотрена передача аэропорта в собственность Омской области. Сейчас министерство промышленности совместно с нами занимается этой работой. Это сложная процедура. Более 80 процента акций «Аэропорта-Центральный» и часть акций аэропорта «Омск-Федоровка» находятся в федеральной собственности. Сейчас идет разработка концепции транспортного развития России, в рамках которой будет определено - какие активы останутся в федеральной собственности, а что будет передано субъектам. После утверждения концепции будет принято решение правительства РФ о передаче акций в собственность Омской области. Затем будем привлекать инвестора для строительства нового аэропорта под определенные обязательства – конкретные условия будут зависеть от переговоров с конкретным инвестором. Интерес со стороны потенциальных инвесторов есть. - Какие работы вы планируете продолжать в 2008 году? В этом году появятся автономные учреждения - новая организационно-правовая форма. Это шаг вперед. Автономные учреждения получат больше самостоятельности, будут иметь больше возможностей для стимулирования своих работников, ведения хозяйственной деятельности. Смогут заработанные средства направлять на развитие. Мы продолжим работу по оптимизации системы наших акционерных обществ. Активно начинает работать система доверительного управления. Еще крупный фронт работ – оформление областной собственности. На начало года оформлено порядка 80 процентов таких объектов, нужно приблизить этот показатель к ста процентам. Это трудоемкий процесс, в частности, нам предстоит оформить правоустанавливающие документы на дороги, инженерные коммуникации, водопроводные сети. Еще одно направление – развитие земельных отношений, здесь заложены самые большие резервы доходных источников муниципалитетов. - На Крещение коллектив вашего ведомства и министерства финансов поздравляли детей из детских домов. Собираетесь ли ввести такие мероприятия в традицию? Это была инициатива коллектива. И коллектив министерства финансов нас поддержал – мы же находимся в одном здании, много общаемся. Нам помогла депутат Заксобрания Ирина Тряпицина, она давно работает в этой сфере и сориентировала, что лучше подарить детям. В детские дома выехали представители всех отделов. Вернулись с твердым намерением, что нужно продолжать. Мы бы не назвали это шефской помощью - такая помощь должна быть серьезней. Но коллектив старается. Подарки - сладости и телевизор - это все приобретено на личные средства работников, здесь нет участия бюджета. Сейчас готовим акцию к 1 июня. Идет обсуждение, как лучше это сделать. - Спасибо за беседу!

В Омской области активно идет работа по оформлению земельных участков, завершился процесс передачи имущества муниципалитетам. Кроме того, заметно возрос интерес омичей к приватизации. На эти и другие актуальные темы корреспондент РИА «Омск-Информ» Марина Филиппова побеседовала с министром имущественных отношений Омской области Александром Стерляговым. - Александр Михайлович, как Вы оцениваете итоги работы ведомства в 2007 году? Если брать по цифрам, то результаты неплохие. По неналоговым платежам мы выросли более чем вдвое – мы получили более 1 млрд. 422 млн. рублей. Это, включая и доходы Главного управления по земельным ресурсам Омской области (ГУЗР). По итогам реализации программы приватизации мы получили 834 млн. рублей. Из крупных объектов мы продали в 2007 году пакеты акций «Сибзавод-Центра», «Омскгоргаза», «Мобильных систем связи». По ГУЗР мы сделали серьезный рывок – увеличили объем почти в 2,5 раза. В бюджеты всех уровней поступило около 1,2 млрд. рублей. Это связано в целом с наведением порядка с созданием ГУЗР на территории города Омска в землепользовании и с упорядочиванием в системе договоров аренды. Я считаю, это положительный момент. Начал реально формироваться собственник. До создания ГУЗР на территории Омска около 95 процентов земель были не разграничены. А на 1 января 2008 года, за полтора года работы управления, осталось уже 62 процента неразграниченных земель. А это значит, что более 30 процентов земельных участков нашли своих собственников в лице бизнеса, граждан, государственных и муниципальных организаций. - С чем вы связываете возросший интерес людей к приватизации? Раньше несколько лет нужно было на оформление земли в собственность, сейчас система упростилась. Серьезно повлиял организационный ресурс. Сегодня в ГУЗР федеральные и областные службы уже размещены на одной площадке и документы можно оформить в одном месте - это очень важно. Это еще не принцип «одного окна», но регламент работы позволяет напрямую без участия человека отслеживать прохождение документов в городских ведомствах. Кроме того, появился экономический интерес. В минувшем году были приняты изменения в федеральном законодательстве – цена выкупа земель, в частности, под объектами промышленного назначения стала фиксированной. Поэтому активизировался процесс выкупа земельных участков под приватизированными объектами. - Каковы перспективы работы ГУЗР Омской области?

-Хотя с сокращением числа неразграниченных земель в Омске сферы деятельности ГУЗР будут сужаться, направлений работы еще очень много. Продолжает формироваться нормативная база, очень постепенно складывается рынок земли. Пойдем в сельские районы – там еще много работы. - Какие наиболее актуальные проблемы в сфере земельных отношений сейчас существуют?

Если идти на уровень сельских районов, то одна из проблем - невостребованные земли. Эта проблема складывалась годами. Когда шло разделение земель в начале 90-х, то на одного человека пришелся пай приблизительно в 12 га. По разным причинам остались невостребованные участки. Таких земель набирается до 35 процентов общей площади. Сейчас федеральное законодательство позволяет оформлять эти земли в муниципальную собственность. И мы третий год совместно с муниципалитетами ведем работу в этом направлении по каждому земельному участку. Выявляем невостребованные земли, потом через суд оформляем право муниципальной собственности. Сегодня в счет невостребованных земельных долей поселениями сформировано уже более шести тысяч участков. Есть и отказы от земельных участков. На это мы обратили внимание несколько лет назад. Мы отстроили систему работы по таким участкам: и специалистов обучаем, и помогаем оформить. Накануне на Совете глав при губернаторе состоялось обсуждение этой работы на муниципальном уровне, даны поручения главам муниципальных образований вплотную вести эти вопросы. - Какова ситуация с передачей имущества на уровень поселений? Работа по разграничению муниципального имущества практически завершена. Все 32 закона Омской области по всем районам были приняты, все они реализованы. Официально на уровень поселений с уровня района перешло более 4 тысяч объектов. Следующий этап - завершение оформления прав собственности на эти объекты. Затем большой блок работы - оформление земельных участков под этим имуществом. - А если в перечни переданного имущества понадобится внести что-то еще? Если раньше объекты собственности нужно было передавать областным законом, сейчас эти полномочия переданы на уровень правительства Омской области. Конечно, это ускорит процесс передачи имущества. - Как решались конфликты районов и поселений? Я слышала, многие не могли поделить некоторые объекты – памятники, объекты инженерной инфраструктуры. Мы интенсивно проводили согласительные комиссии с участием спорящих сторон. Приглашали отраслевые министерства, например, если вопрос был по объекту культуры, мы приглашали министерство культуры. Все вместе мы старались найти консенсус. В принципе, согласительная комиссия может только рекомендовать, окончательное решение остается за муниципалитетом. Но, хочу отметить, что к аргументам комиссии прислушивались, и до суда дело не дошло ни разу, хотя недопонимание было. - А каковы перспективы развития земельных отношений на селе? Большим толчком для поселений стал 131-й федеральный закон. С началом его реализации поселения получили самостоятельность и стали искать источники дохода. Поселения активно начинают работать с невостребованными земельными долями – ведь земли и доходы от ее использования идут самим поселениям. Хочу привести в пример Кормиловский район – там все поселения четко работают, в собственность оформлено более 5 тысяч га. И с этих земель поселения получают доход – ведь без оформления в собственность ни земельный налог, ни арендную плату взимать было нельзя. В 2007 году поселения в Кормиловском районе заработали дополнительно более полумиллиона рублей – это большие деньги для муниципалитетов такого уровня. А еще есть стереотип, что на севере области земля невостребована. В Муромцевском районе есть поселение – Костино. Так, муниципалитет отдал свою землю в аренду предприятию, СПК, и арендная плата составляет 900 тысяч рублей в год. Получается, что аренда в 5 раз выше ставки земельного налога, но СПК согласилось платить. Неплохо работает в этом отношении Азовский, Москаленский районы. А есть районы, которые выжидают. Это же хлопотное дело – землеустройство. Реестр невостребованных участков тоже составить непросто. Так, всю эту информацию необходимо собрать, сделать межевание… Все это непростые процедуры, и кому-то, некоторым руководителям, проще сесть и ждать. И рассуждать в таком духе: «Вот дайте мне доходов, и я все тут отремонтирую». А это неконструктивный подход. - Как идет работа с бизнес-структурами? Частная форма собственности сегодня преобладающая. И государство ищет способы поддержать бизнес. Сегодня действует система льгот по аренде областного имущества для тех сфер, где в первую очередь важен социальный эффект. Например, это организация общественного питания в учреждениях образования, для медицинских работников, ведущих частную практику и работающих с детьми, для аптечных организаций, если они оказывают услуги по льготному обеспечению лекарствами. Государство заинтересовано поддерживать социально значимые отрасли. Например, идет государственная поддержка по обеспечению «горячего питания» в школах. А ведь и здесь работает бизнес. - Какие планы по приватизации областной собственности в этом году? Приватизация областной собственности осуществляется через аукционы, все они открытые и условия участия в них известны. Если это памятник культуры, мы делаем обременение на объект. В этом случае покупатель обязан будет требования по охране памятника соблюдать. Сейчас мы готовим к приватизации площади бывшей фабрики «Луч» - само производство находилось внутри памятника культуры. И мы продаем это под гостиницу с сохранением культурной ценности здания. В этом году пройдет акционирование ГУП «Газстройэксплуатация». Уже сейчас уставной капитал предприятия составляет около 1 миллиарда рублей. Это крупное предприятие, и оно переходит в разряд акционерных обществ, правда пока со стопроцентным участием области. Также будем акционировать ГУП «Коммунальник». В конце января мы продали базу отдыха «Сибиряк», на днях должны получить средства. Еще в 2008 году планируем выставить на торги подсобное хозяйство – это не очень крупный объект, но для нас это первый опыт продажи такой инфраструктуры. - На какой стадии процесс разграничения собственности в рамках реформы системы госуправления? Процесс разграничения собственности идет по 122-му федеральному закону. За время его действия мы много объектов приняли от федералов. Например, в 2005 году мы приняли 54 профтехучилища. В прошлом году мы приняли всю систему охраны лесов – лесничества. Приняли ЗАГСы, институт мировых судей. Эта работа будет продолжаться - имущество, необходимое для выполнения полномочий субъекта или муниципалитета, будет передаваться в регион. - Я слышала, аэропорт из федеральной собственности перейдет в областную. Что с ним будет дальше? Протоколом подготовки к празднованию 300-летия города Омска предусмотрена передача аэропорта в собственность Омской области. Сейчас министерство промышленности совместно с нами занимается этой работой. Это сложная процедура. Более 80 процента акций «Аэропорта-Центральный» и часть акций аэропорта «Омск-Федоровка» находятся в федеральной собственности. Сейчас идет разработка концепции транспортного развития России, в рамках которой будет определено - какие активы останутся в федеральной собственности, а что будет передано субъектам. После утверждения концепции будет принято решение правительства РФ о передаче акций в собственность Омской области. Затем будем привлекать инвестора для строительства нового аэропорта под определенные обязательства – конкретные условия будут зависеть от переговоров с конкретным инвестором. Интерес со стороны потенциальных инвесторов есть. - Какие работы вы планируете продолжать в 2008 году? В этом году появятся автономные учреждения - новая организационно-правовая форма. Это шаг вперед. Автономные учреждения получат больше самостоятельности, будут иметь больше возможностей для стимулирования своих работников, ведения хозяйственной деятельности. Смогут заработанные средства направлять на развитие. Мы продолжим работу по оптимизации системы наших акционерных обществ. Активно начинает работать система доверительного управления. Еще крупный фронт работ – оформление областной собственности. На начало года оформлено порядка 80 процентов таких объектов, нужно приблизить этот показатель к ста процентам. Это трудоемкий процесс, в частности, нам предстоит оформить правоустанавливающие документы на дороги, инженерные коммуникации, водопроводные сети. Еще одно направление – развитие земельных отношений, здесь заложены самые большие резервы доходных источников муниципалитетов. - На Крещение коллектив вашего ведомства и министерства финансов поздравляли детей из детских домов. Собираетесь ли ввести такие мероприятия в традицию? Это была инициатива коллектива. И коллектив министерства финансов нас поддержал – мы же находимся в одном здании, много общаемся. Нам помогла депутат Заксобрания Ирина Тряпицина, она давно работает в этой сфере и сориентировала, что лучше подарить детям. В детские дома выехали представители всех отделов. Вернулись с твердым намерением, что нужно продолжать. Мы бы не назвали это шефской помощью - такая помощь должна быть серьезней. Но коллектив старается. Подарки - сладости и телевизор - это все приобретено на личные средства работников, здесь нет участия бюджета. Сейчас готовим акцию к 1 июня. Идет обсуждение, как лучше это сделать. - Спасибо за беседу!