Поиск

У Центробанка просят ключевую ставку и снижать, и не снижать одновременно.

Не все участники рынка считают снижение ключевой ставки Центробанка (ЦБ) панацеей для российской экономики. Есть и другой взгляд: ЦБ на самом деле рискует, когда идет на поводу у предпринимателей и промышленников и в условиях двузначной инфляции начинает опускать ставку. О рискованности резкого смягчения денежно-кредитной политики предупредил в конце минувшей недели глава Сбербанка Герман Греф. Часть опрошенных экспертов признают, что одной комфортной ставки для развития российской экономики действительно мало.

Центробанк сильно рисковал, когда пошел на резкое снижение ставки в конце января, опустив ее с 17% до 15%. Был определенный риск и в недавнем решении опустить ставку еще на 1 процентный пункт. 

Однако несмотря на все эти риски, пока ЦБ выигрывает в трудной ситуации, когда нужно и инфляцию побороть, и экономику простимулировать. К такому мнению пришел в конце минувшей недели глава Сбербанка Герман Греф.

«Я сейчас вижу очень много надуманных и неквалифицированных оценок действий ЦБ. Я считаю, что ЦБ действует весьма рационально, я бы сказал так – на грани риска. То, что они пошли на снижение ставки с 17% до 15%, было рискованно, но они на это пошли, и они выиграли. Значит, они были правы. Снижение ставки с 15 до 14% – это уже менее рискованный шаг, но абсолютно правильный», – цитирует Грефа «Прайм». Глава Сбербанка сказал: «Мне очень хочется, чтобы они (в ЦБ) сразу поставили ставку 12%, потом сделали ее 10%, но мы понимаем, что это нереально».

Можно утверждать, что такое мнение сейчас в меньшинстве, куда чаще и предприниматели, и банкиры говорят о необходимости смягчения денежно-кредитной политики и утверждают, что слишком высокая ключевая ставка тормозит развитие экономики.

Напомним, негативные последствия жесткой денежно-кредитной политики обсуждались на прошедшем в четверг заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В РСПП выступают за снижение ставки. Еще в конце января этот союз обнародовал свой вариант антикризисного плана, и среди первоочередных мер там было указано снижение ключевой ставки хотя бы до 12% годовых для того, чтобы сделать заемное финансирование более доступным. Владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска по итогам того съезда назвал в интервью «России 24» сегодняшнюю ставку ЦБ запредельной.

Руководство страны пообещало бизнесу поддержку. Президент Владимир Путин признал, что «действительно, пока и ключевая ставка достаточно высокая». Однако из этого вовсе не следовало, что ставку нужно во что бы то ни стало снижать. Президент говорил скорее о другом: о необходимости адресной поддержки системообразующих предприятий за счет средств Антикризисного фонда.

Часть опрошенных экспертов согласились с утверждением, что в условиях двузначной инфляции и неопределенности с ценами на нефть, которые вполне могут еще раз обновить свои минимумы, снижение ключевой ставки на 1–2 процентных пункта – это резкий и довольно рискованный шаг.

«Есть очевидные вещи: сначала снижается инфляция, потом снижается процентная ставка», – говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. В противном случае, как поясняет эксперт, донором бизнеса станет само население РФ. «Процентная ставка по депозитам в первоклассных банках должна быть сопоставима с инфляцией. То есть если сейчас годовая инфляция около 17%, то ставка по депозитам должна быть около 16–18%. Если депозитная ставка 17%, тогда ключевая ставка должна быть 20–21%, а кредитная, соответственно, около 24%. Если же ключевая ставка ниже этих уровней, значит, держатели депозитов, в том числе рядовые россияне, фактически дотируют бизнес».

Аналитик уверен, что когда бизнесмены говорят о неподъемных кредитах, они лукавят: «Вычтите инфляцию, и ставка получится отрицательная». По мнению Разуваева, просить у власти снизить ставку проще, чем пытаться повысить эффективность своего бизнеса, чтобы суметь работать в новых условиях.

Примерно того же мнения придерживается и финансовый омбудсмен России Павел Медведев. Решение ЦБ снижать ставку он назвал не столько арифметическим и экономическим, сколько эмоциональным. «ЦБ находится под очень сильным давлением многих банкиров и предпринимателей, которые критикуют его действия. На мой взгляд, ЦБ поступил правильно в том смысле, что он не очень сильно обидел тех, кто считает, что ставка должна быть низкой. Он обозначил, хоть и пунктирно, тенденцию, опустив ставку с 17% до 14% годовых. В принципе, разница между этими показателями не велика, зато Центробанк снизил накал критики. И это правильно», – поясняет эксперт.

Если же говорить об экономике, а не эмоциях, тогда, по мнению финансового омбудсмена, 17% нужно было сохранить вплоть до сегодняшнего дня. Чтобы убедиться в целесообразности именно такой ставки, достаточно посмотреть на данные по инфляции, поясняет Павел Медведев. В то же время не исключено, что ЦБ продемонстрирует своим критикам новую уступку, но скорее всего это будет формальная мера, косметическая коррекция ставки. Собеседник допускает новое снижение ставки ЦБ, но лишь до 13,75% годовых.

Финансовый омбудсмен признает, что с подобным взглядом на ситуацию он находится в меньшинстве. Однако, как следовало из его объяснений, комфортная ключевая ставка – для российской экономики не панацея. Ведь стране также необходимы институциональные преобразования: нужно обеспечить защиту прав собственности, усовершенствовать судебную систему, чтобы бизнес был уверен, что его права будут защищены по закону. Нужно создать стимулы для производства, добавляет он.

Омбудсмен замечает, что критики ЦБ часто ссылаются на опыт развитых стран, в частности Канады. В начале этого года Банк Канады опустил и без того низкую ставку с 1 до 0,75% годовых. Однако, как объясняет Павел Медведев, это сравнение отчасти неверно. По его словам, в Канаде в четыре раза выше производительность труда, там более качественная судебная система и т.п. Омбудсмен делает вывод: бизнес перестает развиваться не тогда, когда ЦБ повышает ставку и дорожают кредиты, а тогда, когда слишком высока вероятность рейдерских захватов, когда нет гарантии защиты прав, нет стимулов для производства.

Заметим, однако, что точно так же лукавством можно назвать требования к бизнесу повысить каким-то чудесным образом собственную эффективность и выжить в более сложной экономической ситуации. Чтобы внедрить технологии, которые помогут сделать производство конкурентоспособнее и эффективнее, как раз и нужны кредиты. Хотя, конечно, некоторым компаниям, особенно тем, которые и без кредитов могут рассчитывать на поддержку государства, действительно не помешало бы задуматься о своей эффективности.

Наконец, если ссылаться именно на международный опыт, то можно вспомнить и другой случай: Федеральная резервная система США, пытаясь обуздать растущие цены, в отдельные периоды поднимала учетную ставку до 20% годовых. Однако ни бизнес, ни экономика США от этого не зачахли. Потому что одновременно с ужесточением денежно-кредитной политики американские власти стимулировали производство существенными налоговыми послаблениями. В России же резкого снижения налогов пока не наблюдается.

«Решение снизить ставку вряд ли можно назвать рискованным, – считает, в свою очередь, зампредправления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. – Банки в основном как раз ждали, что ставку опустят». Сейчас на рынке кредиты выдаются под 20–25% годовых. «Для бизнеса это дорого. Банки вынуждены устанавливать такую ставку, потому что и сами привлекают деньги под существенные проценты», – говорит эксперт. По его словам, ставка в 14% через один-два месяца будет восприниматься как слишком высокая. Как говорит Андрюшкин, не стоит действовать слишком резко, но ставку снижать нужно. Просто делать это можно постепенно.

Источник публикации: http://www.ng.ru/economics/2015-03-23/1_cb.html

Общие сведения о «СДМ-Банк» (ПАО):

«СДМ-Банк» (ПАО) создан в 1991 году, генеральная лицензия ЦБ РФ № 1637, с октября 2004 года входит в Систему страхования вкладов.

СДМ-Банк – универсальный коммерческий банк, который специализируется на обслуживании среднего и малого бизнеса, а также на предоставлении услуг сотрудникам компаний, являющихся клиентами Банка. Региональная сеть Банка включает 14 отделений в Москве и Московской области, Центральный офис в Москве, 9 филиалов в других городах России – Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Твери, Перми, Красноярске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Омске, а также представительство в Лондоне.

СДМ-Банк занимает устойчивые рыночные позиции, имеет стабильные финансовые показатели. В состав акционеров «СДМ-Банк» (ПАО) входит Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). Учредителями «СДМ-Банк» (ПАО) являются предприятия и организации строительства и машиностроения, крупнейшие учебные центры страны, предприятия и фирмы различных сфер среднего и малого бизнеса


Филиал СДМ-Банк (ПАО) в г. Омск:

г. Омск, ул. Красный путь, д. 89

Режим работы: понедельник-пятница с 9:00 до 18:00 без перерыва

Тел.: +7(3812)21-12-72, 21-12-74

на правах рекламы

У Центробанка просят ключевую ставку и снижать, и не снижать одновременно.

Не все участники рынка считают снижение ключевой ставки Центробанка (ЦБ) панацеей для российской экономики. Есть и другой взгляд: ЦБ на самом деле рискует, когда идет на поводу у предпринимателей и промышленников и в условиях двузначной инфляции начинает опускать ставку. О рискованности резкого смягчения денежно-кредитной политики предупредил в конце минувшей недели глава Сбербанка Герман Греф. Часть опрошенных экспертов признают, что одной комфортной ставки для развития российской экономики действительно мало.

Центробанк сильно рисковал, когда пошел на резкое снижение ставки в конце января, опустив ее с 17% до 15%. Был определенный риск и в недавнем решении опустить ставку еще на 1 процентный пункт. 

Однако несмотря на все эти риски, пока ЦБ выигрывает в трудной ситуации, когда нужно и инфляцию побороть, и экономику простимулировать. К такому мнению пришел в конце минувшей недели глава Сбербанка Герман Греф.

«Я сейчас вижу очень много надуманных и неквалифицированных оценок действий ЦБ. Я считаю, что ЦБ действует весьма рационально, я бы сказал так – на грани риска. То, что они пошли на снижение ставки с 17% до 15%, было рискованно, но они на это пошли, и они выиграли. Значит, они были правы. Снижение ставки с 15 до 14% – это уже менее рискованный шаг, но абсолютно правильный», – цитирует Грефа «Прайм». Глава Сбербанка сказал: «Мне очень хочется, чтобы они (в ЦБ) сразу поставили ставку 12%, потом сделали ее 10%, но мы понимаем, что это нереально».

Можно утверждать, что такое мнение сейчас в меньшинстве, куда чаще и предприниматели, и банкиры говорят о необходимости смягчения денежно-кредитной политики и утверждают, что слишком высокая ключевая ставка тормозит развитие экономики.

Напомним, негативные последствия жесткой денежно-кредитной политики обсуждались на прошедшем в четверг заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В РСПП выступают за снижение ставки. Еще в конце января этот союз обнародовал свой вариант антикризисного плана, и среди первоочередных мер там было указано снижение ключевой ставки хотя бы до 12% годовых для того, чтобы сделать заемное финансирование более доступным. Владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска по итогам того съезда назвал в интервью «России 24» сегодняшнюю ставку ЦБ запредельной.

Руководство страны пообещало бизнесу поддержку. Президент Владимир Путин признал, что «действительно, пока и ключевая ставка достаточно высокая». Однако из этого вовсе не следовало, что ставку нужно во что бы то ни стало снижать. Президент говорил скорее о другом: о необходимости адресной поддержки системообразующих предприятий за счет средств Антикризисного фонда.

Часть опрошенных экспертов согласились с утверждением, что в условиях двузначной инфляции и неопределенности с ценами на нефть, которые вполне могут еще раз обновить свои минимумы, снижение ключевой ставки на 1–2 процентных пункта – это резкий и довольно рискованный шаг.

«Есть очевидные вещи: сначала снижается инфляция, потом снижается процентная ставка», – говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. В противном случае, как поясняет эксперт, донором бизнеса станет само население РФ. «Процентная ставка по депозитам в первоклассных банках должна быть сопоставима с инфляцией. То есть если сейчас годовая инфляция около 17%, то ставка по депозитам должна быть около 16–18%. Если депозитная ставка 17%, тогда ключевая ставка должна быть 20–21%, а кредитная, соответственно, около 24%. Если же ключевая ставка ниже этих уровней, значит, держатели депозитов, в том числе рядовые россияне, фактически дотируют бизнес».

Аналитик уверен, что когда бизнесмены говорят о неподъемных кредитах, они лукавят: «Вычтите инфляцию, и ставка получится отрицательная». По мнению Разуваева, просить у власти снизить ставку проще, чем пытаться повысить эффективность своего бизнеса, чтобы суметь работать в новых условиях.

Примерно того же мнения придерживается и финансовый омбудсмен России Павел Медведев. Решение ЦБ снижать ставку он назвал не столько арифметическим и экономическим, сколько эмоциональным. «ЦБ находится под очень сильным давлением многих банкиров и предпринимателей, которые критикуют его действия. На мой взгляд, ЦБ поступил правильно в том смысле, что он не очень сильно обидел тех, кто считает, что ставка должна быть низкой. Он обозначил, хоть и пунктирно, тенденцию, опустив ставку с 17% до 14% годовых. В принципе, разница между этими показателями не велика, зато Центробанк снизил накал критики. И это правильно», – поясняет эксперт.

Если же говорить об экономике, а не эмоциях, тогда, по мнению финансового омбудсмена, 17% нужно было сохранить вплоть до сегодняшнего дня. Чтобы убедиться в целесообразности именно такой ставки, достаточно посмотреть на данные по инфляции, поясняет Павел Медведев. В то же время не исключено, что ЦБ продемонстрирует своим критикам новую уступку, но скорее всего это будет формальная мера, косметическая коррекция ставки. Собеседник допускает новое снижение ставки ЦБ, но лишь до 13,75% годовых.

Финансовый омбудсмен признает, что с подобным взглядом на ситуацию он находится в меньшинстве. Однако, как следовало из его объяснений, комфортная ключевая ставка – для российской экономики не панацея. Ведь стране также необходимы институциональные преобразования: нужно обеспечить защиту прав собственности, усовершенствовать судебную систему, чтобы бизнес был уверен, что его права будут защищены по закону. Нужно создать стимулы для производства, добавляет он.

Омбудсмен замечает, что критики ЦБ часто ссылаются на опыт развитых стран, в частности Канады. В начале этого года Банк Канады опустил и без того низкую ставку с 1 до 0,75% годовых. Однако, как объясняет Павел Медведев, это сравнение отчасти неверно. По его словам, в Канаде в четыре раза выше производительность труда, там более качественная судебная система и т.п. Омбудсмен делает вывод: бизнес перестает развиваться не тогда, когда ЦБ повышает ставку и дорожают кредиты, а тогда, когда слишком высока вероятность рейдерских захватов, когда нет гарантии защиты прав, нет стимулов для производства.

Заметим, однако, что точно так же лукавством можно назвать требования к бизнесу повысить каким-то чудесным образом собственную эффективность и выжить в более сложной экономической ситуации. Чтобы внедрить технологии, которые помогут сделать производство конкурентоспособнее и эффективнее, как раз и нужны кредиты. Хотя, конечно, некоторым компаниям, особенно тем, которые и без кредитов могут рассчитывать на поддержку государства, действительно не помешало бы задуматься о своей эффективности.

Наконец, если ссылаться именно на международный опыт, то можно вспомнить и другой случай: Федеральная резервная система США, пытаясь обуздать растущие цены, в отдельные периоды поднимала учетную ставку до 20% годовых. Однако ни бизнес, ни экономика США от этого не зачахли. Потому что одновременно с ужесточением денежно-кредитной политики американские власти стимулировали производство существенными налоговыми послаблениями. В России же резкого снижения налогов пока не наблюдается.

«Решение снизить ставку вряд ли можно назвать рискованным, – считает, в свою очередь, зампредправления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. – Банки в основном как раз ждали, что ставку опустят». Сейчас на рынке кредиты выдаются под 20–25% годовых. «Для бизнеса это дорого. Банки вынуждены устанавливать такую ставку, потому что и сами привлекают деньги под существенные проценты», – говорит эксперт. По его словам, ставка в 14% через один-два месяца будет восприниматься как слишком высокая. Как говорит Андрюшкин, не стоит действовать слишком резко, но ставку снижать нужно. Просто делать это можно постепенно.

Источник публикации: http://www.ng.ru/economics/2015-03-23/1_cb.html

Общие сведения о «СДМ-Банк» (ПАО):

«СДМ-Банк» (ПАО) создан в 1991 году, генеральная лицензия ЦБ РФ № 1637, с октября 2004 года входит в Систему страхования вкладов.

СДМ-Банк – универсальный коммерческий банк, который специализируется на обслуживании среднего и малого бизнеса, а также на предоставлении услуг сотрудникам компаний, являющихся клиентами Банка. Региональная сеть Банка включает 14 отделений в Москве и Московской области, Центральный офис в Москве, 9 филиалов в других городах России – Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Твери, Перми, Красноярске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Омске, а также представительство в Лондоне.

СДМ-Банк занимает устойчивые рыночные позиции, имеет стабильные финансовые показатели. В состав акционеров «СДМ-Банк» (ПАО) входит Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). Учредителями «СДМ-Банк» (ПАО) являются предприятия и организации строительства и машиностроения, крупнейшие учебные центры страны, предприятия и фирмы различных сфер среднего и малого бизнеса


Филиал СДМ-Банк (ПАО) в г. Омск:

г. Омск, ул. Красный путь, д. 89

Режим работы: понедельник-пятница с 9:00 до 18:00 без перерыва

Тел.: +7(3812)21-12-72, 21-12-74

на правах рекламы