Поиск

Сдав неофициальный экзамен на владение ситуацией в регионе, губернатор может получить право пойти на досрочные выборы уже в сентябре.

Итак, Законодательное собрание Омской области 19 марта 2015 года сразу в двух чтениях приняло закон, отменяющий прямые выборы глав органов местного самоуправления (мэра Омска, глав районов, глав городских и сельских поселений) на территории региона. Приказала долго жить система выборности глав местного самоуправления, существовавшая почти два десятилетия (первые всенародные выборы мэра Омска состоялись в декабре 1995 года).

Если отбросить разговоры об «отказе от демократии» и тому подобные пропагандистские вещи, то итоги сегодняшнего голосования в Законодательном собрании – это большая аппаратная победа губернатора Виктора Назарова и его заместителя Владимира Компанейщикова, курирующего внутреннюю политику региона. Губернаторским аппаратчикам удалось обеспечить поддержку со стороны 31 депутата из 44, в том числе всей фракции «Единая Россия», включая фрондировавших депутатов наподобие Александра Макарова, до последнего момента не определившейся фракции «Справедливой России», а также двух из трех депутатов от ЛДПР.

Главный творец муниципальной реформы

Владимир Компанейщиков

Губернатор Виктор Назаров показал Кремлю,

что он владеет ситуацией

Это дает Виктору Назарову «плюс» в глазах кураторов из администрации президента России. Ведь не секрет, что после прошлогодних скандалов возникли серьезные сомнения в способности нынешнего губернатора Омской области обеспечить управляемость местными элитами. В подтверждение этому в рейтинге эффективности глав регионов Виктор Назаров стабильно находился в седьмой десятке.И даже лидер оппозиционной фракции КПРФ Андрей Алехин оказал власти услугу, предложив поименное голосование. Так бы некоторые депутаты смогли воздержаться или проголосовать против, но при поименном голосовании, видимо, убоялись начальственного гнева и проголосовали «как договаривались».

Также удалось избежать критики муниципальной реформы со стороны большинства глав местного самоуправления. Что пообещали и чем угрожали губернаторские орговики депутатам и главам, останется тайной (самое простое – депутатам ведь скоро избираться, а главам, уже по новому закону, – назначаться), но исполнительная власть показала, что может обеспечивать управляемость местными элитами.

Андрей Алехин (в центре) предложил поименное голосование

Обращает на себя внимание поспешность, с которой сразу в двух чтениях принималась эта муниципальная реформа. Ведь внешние обстоятельства не помешали бы провести всю процедуру в плановом порядке, за два-три заседания. Логично предположить, что вышестоящими товарищами из Москвы был установлен некий «дедлайн». А успешное «продавливание» законопроекта об отмене выборов рассматривалось как некое тестовое задание команде Виктора Назарова, выполнив которое он показал бы, что управляет ситуацией в регионе. Сейчас, когда задание успешно выполнено, весомей стали звучать слухи о том, что Виктор Назаров ждет «добро» из Кремля на проведение в этом году досрочных губернаторских выборов. Сам Назаров сегодня эти слухи не подтвердил, однако есть еще время – для того чтобы успеть провести выборы в единый день голосования 13 сентября, необходимо заручиться согласием президента РФ и перейти в статус «исполняющего обязанности губернатора» не позднее 14 июня.

Единоросс Александр Макаров публично заявлял, что против отмены выборов.

А вот голосовал "за"

Принятый сегодня законопроект по сути является рамочным. Он лишь устанавливает, что глава местного самоуправления избирается соответствующим представительным органом (Советом) по предложению конкурсной комиссии, которая формируется в равных долях из представителей губернатора и местного Совета. Неясным остается множество существенных вопросов. Каким образом будет формироваться «депутатская» часть конкурсной комиссии? Какие квалификационные требования будут установлены кандидатам? Кто будет обладать правом выдвижения кандидатов на рассмотрение комиссии? Возможны ли будут самовыдвиженцы? Одного или нескольких кандидатов комиссия будет предлагать депутатам для избрания? Смогут ли проигравшие кандидаты обжаловать решение комиссии? Сколько лет будет срок полномочий главы, назначенного по новой модели? Будет ли возможность досрочного прекращения полномочий? Если да, то какова будет эта процедура?

И вот еще такой вопрос, который сложно решить в рамках действующего законодательства. Если объявится непокорный муниципальный Совет, который будет несколько раз не утверждать предложенные властью кандидатуры на пост главы, то что с ним делать? По закону представительный орган можно распустить или за неисполнение решения суда в течение трех месяцев, или за бездействие в течение тех же трех месяцев. Похоже, что основной тактикой борьбы с «непокорными» Советами будет срыв кворума, чтобы через три месяца распустить совет за бездействие. Впрочем, если нынешняя областная власть будет продолжать осваивать практики манипулирования местным самоуправлением, депутатским корпусом, которые были наработаны во времена Леонида Полежаева, то «непокорных» не будет вовсе. Как сказал Владимир Компанейщиков на внеочередном заседании комитета по законодательству Законодательного собрания Омской области, будет разработана типовая модель организации местного самоуправления, а дальше муниципальные образования самостоятельно внесут изменения в свои уставы (на это будет отведено три месяца), в той или иной степени ориентируясь на общую модель. Так что очень вероятно, что нынешняя реформа местного самоуправления в Омской области еще принесет немало сюрпризов.

Сдав неофициальный экзамен на владение ситуацией в регионе, губернатор может получить право пойти на досрочные выборы уже в сентябре.

Итак, Законодательное собрание Омской области 19 марта 2015 года сразу в двух чтениях приняло закон, отменяющий прямые выборы глав органов местного самоуправления (мэра Омска, глав районов, глав городских и сельских поселений) на территории региона. Приказала долго жить система выборности глав местного самоуправления, существовавшая почти два десятилетия (первые всенародные выборы мэра Омска состоялись в декабре 1995 года).

Если отбросить разговоры об «отказе от демократии» и тому подобные пропагандистские вещи, то итоги сегодняшнего голосования в Законодательном собрании – это большая аппаратная победа губернатора Виктора Назарова и его заместителя Владимира Компанейщикова, курирующего внутреннюю политику региона. Губернаторским аппаратчикам удалось обеспечить поддержку со стороны 31 депутата из 44, в том числе всей фракции «Единая Россия», включая фрондировавших депутатов наподобие Александра Макарова, до последнего момента не определившейся фракции «Справедливой России», а также двух из трех депутатов от ЛДПР.

Главный творец муниципальной реформы

Владимир Компанейщиков

Губернатор Виктор Назаров показал Кремлю,

что он владеет ситуацией

Это дает Виктору Назарову «плюс» в глазах кураторов из администрации президента России. Ведь не секрет, что после прошлогодних скандалов возникли серьезные сомнения в способности нынешнего губернатора Омской области обеспечить управляемость местными элитами. В подтверждение этому в рейтинге эффективности глав регионов Виктор Назаров стабильно находился в седьмой десятке.И даже лидер оппозиционной фракции КПРФ Андрей Алехин оказал власти услугу, предложив поименное голосование. Так бы некоторые депутаты смогли воздержаться или проголосовать против, но при поименном голосовании, видимо, убоялись начальственного гнева и проголосовали «как договаривались».

Также удалось избежать критики муниципальной реформы со стороны большинства глав местного самоуправления. Что пообещали и чем угрожали губернаторские орговики депутатам и главам, останется тайной (самое простое – депутатам ведь скоро избираться, а главам, уже по новому закону, – назначаться), но исполнительная власть показала, что может обеспечивать управляемость местными элитами.

Андрей Алехин (в центре) предложил поименное голосование

Обращает на себя внимание поспешность, с которой сразу в двух чтениях принималась эта муниципальная реформа. Ведь внешние обстоятельства не помешали бы провести всю процедуру в плановом порядке, за два-три заседания. Логично предположить, что вышестоящими товарищами из Москвы был установлен некий «дедлайн». А успешное «продавливание» законопроекта об отмене выборов рассматривалось как некое тестовое задание команде Виктора Назарова, выполнив которое он показал бы, что управляет ситуацией в регионе. Сейчас, когда задание успешно выполнено, весомей стали звучать слухи о том, что Виктор Назаров ждет «добро» из Кремля на проведение в этом году досрочных губернаторских выборов. Сам Назаров сегодня эти слухи не подтвердил, однако есть еще время – для того чтобы успеть провести выборы в единый день голосования 13 сентября, необходимо заручиться согласием президента РФ и перейти в статус «исполняющего обязанности губернатора» не позднее 14 июня.

Единоросс Александр Макаров публично заявлял, что против отмены выборов.

А вот голосовал "за"

Принятый сегодня законопроект по сути является рамочным. Он лишь устанавливает, что глава местного самоуправления избирается соответствующим представительным органом (Советом) по предложению конкурсной комиссии, которая формируется в равных долях из представителей губернатора и местного Совета. Неясным остается множество существенных вопросов. Каким образом будет формироваться «депутатская» часть конкурсной комиссии? Какие квалификационные требования будут установлены кандидатам? Кто будет обладать правом выдвижения кандидатов на рассмотрение комиссии? Возможны ли будут самовыдвиженцы? Одного или нескольких кандидатов комиссия будет предлагать депутатам для избрания? Смогут ли проигравшие кандидаты обжаловать решение комиссии? Сколько лет будет срок полномочий главы, назначенного по новой модели? Будет ли возможность досрочного прекращения полномочий? Если да, то какова будет эта процедура?

И вот еще такой вопрос, который сложно решить в рамках действующего законодательства. Если объявится непокорный муниципальный Совет, который будет несколько раз не утверждать предложенные властью кандидатуры на пост главы, то что с ним делать? По закону представительный орган можно распустить или за неисполнение решения суда в течение трех месяцев, или за бездействие в течение тех же трех месяцев. Похоже, что основной тактикой борьбы с «непокорными» Советами будет срыв кворума, чтобы через три месяца распустить совет за бездействие. Впрочем, если нынешняя областная власть будет продолжать осваивать практики манипулирования местным самоуправлением, депутатским корпусом, которые были наработаны во времена Леонида Полежаева, то «непокорных» не будет вовсе. Как сказал Владимир Компанейщиков на внеочередном заседании комитета по законодательству Законодательного собрания Омской области, будет разработана типовая модель организации местного самоуправления, а дальше муниципальные образования самостоятельно внесут изменения в свои уставы (на это будет отведено три месяца), в той или иной степени ориентируясь на общую модель. Так что очень вероятно, что нынешняя реформа местного самоуправления в Омской области еще принесет немало сюрпризов.