Поиск

В Омской области до последнего идет борьба вокруг окончательной модели местного самоуправления, решения меняются по три раза в день.

История с предполагаемой отменой всенародных выборов мэра Омска и глав сельских районов начинает напоминать скверный детектив. В один и тот же день, 11 марта, депутаты Законодательного собрания Омской области «перевели стрелки» по внесению неоднозначной инициативы на Омский горсовет, через некоторое время губернатор Виктор Назаров сообщил, что «мэр Омска будет избираться из числа депутатов», а затем на сайте облправительства был опубликован законопроект, согласно которому главы органов местного самоуправления могут избираться не только из числа депутатов.

Восстановим хронологию. 11 марта в 12:00 на заседании комитета по законодательству областного Законодательного собрания в проект Закона Омской области «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в сфере избирательного законодательства», вопреки ожиданиям, не был внесен пункт о введении института сити-менеджера. Депутаты рассмотрели обращение коллег из Омского городского совета об изменении организации местного самоуправления в областном центре, в частности об отмене прямых выборов мэра, и предложили городским депутатам самостоятельно подготовить законопроект об изменении в сфере избирательного законодательства, причем сделать это не только для Омска, но и для всех остальных муниципальных образований Омской области.

Политическими наблюдателями это было оценено как попытка областных депутатов снять с себя ответственность за возможные последствия введения института сити-менеджера или вообще саботировать реформу местного самоуправления. Представитель «Единой России» Сергей Калинин и руководитель фракции «Справедливая Россия» Алексей Провозин на тот момент говорили, что позиция их партий по новой модели организации местного самоуправления еще не определена.

Около 17:00 губернатор Омской области Виктор Назаров, выйдя с заседания областного правительства, заявил журналистам буквально следующее:

– С учетом мнения мэра города и рабочей группы Омского городского совета мы можем теперь говорить не о назначении сити-менеджера, а о назначении мэра. Мы уже вышли на Законодательное собрание с просьбой изменить законодательство. Мэр города будет избираться комиссионно из состава горсовета по представлению губернатора региона. Комиссия будет формироваться 50 на 50 городским представительным органом и губернатором. Этот закон вступит в силу с момента окончания полномочий избираемых органов.

Введение условия «из числа депутатов» можно было трактовать, как уступку местным «элитам» (особенно из сельских районов), которые опасались прихода «варягов» к власти в муниципалитетах.

Однако уже в конце рабочего дня на официальном сайте областного правительства появился законопроект «О внесении изменения в статью 3 Закона Омской области «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории Омской области» http://ggpu.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GGPU/NormaDeat/2/2_archive.html, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. В законопроекте нет положения от том, что глава местной администрации выбирается из числа депутатов.

Предлагается, чтобы глав администрации выбирали местные советы из числа кандидатов, одобренных конкурсной комиссией. Кандидат может быть любой, а роль конкурсной комиссии – это своеобразный «фильтр», который будет отсекать от выборов неугодных или некомпетентных кандидатов.

«Статья 3. Избрание глав муниципальных образований Омской области

1. Глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

2. Глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского, сельского поселения, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Исключения касаются лишь тех райцентров, в которых, в соответствии с их уставами, районная администрация выполняет функции и администрации райцентра. Тогда номинальным главой райцентра считается председатель поселкового Совета. Еще одно исключение касается маленьких сельских поселений, глава которых избирается на сельском сходе.

То ли Виктор Назаров просто оговорился, сказав о «выборах мэров из числа депутатов», или же до последнего идет борьба вокруг окончательной модели местного самоуправления в Омской области. Очевидно, что областная власть установила жесткий «дедлайн», намереваясь обязательно внести законопроект к заседанию Законодательного собрания, которое состоится 19 марта. Такую спешку можно объяснить только давлением на областную власть со стороны Администрации Президента России. Областные чиновники, в свою очередь, «обрабатывают» депутатов, отделения политических партий, чтобы обеспечить нужный результат голосования. 

Скорее всего, вариант законопроекта, опубликованный на сайте облправительства, является окончательным. В случае его изменения уже не удастся провести необходимые процедуры к 19 марта. Если же внесение и принятие законопроекта будет сорвано, то в Кремле могут сделать неприятные для Виктора Назарова выводы.  О том же, что спешка хороша для несколько иного занятия, чем законотворчество, мы тактично умолчим.

Михаил Осколков

В Омской области до последнего идет борьба вокруг окончательной модели местного самоуправления, решения меняются по три раза в день.

История с предполагаемой отменой всенародных выборов мэра Омска и глав сельских районов начинает напоминать скверный детектив. В один и тот же день, 11 марта, депутаты Законодательного собрания Омской области «перевели стрелки» по внесению неоднозначной инициативы на Омский горсовет, через некоторое время губернатор Виктор Назаров сообщил, что «мэр Омска будет избираться из числа депутатов», а затем на сайте облправительства был опубликован законопроект, согласно которому главы органов местного самоуправления могут избираться не только из числа депутатов.

Восстановим хронологию. 11 марта в 12:00 на заседании комитета по законодательству областного Законодательного собрания в проект Закона Омской области «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в сфере избирательного законодательства», вопреки ожиданиям, не был внесен пункт о введении института сити-менеджера. Депутаты рассмотрели обращение коллег из Омского городского совета об изменении организации местного самоуправления в областном центре, в частности об отмене прямых выборов мэра, и предложили городским депутатам самостоятельно подготовить законопроект об изменении в сфере избирательного законодательства, причем сделать это не только для Омска, но и для всех остальных муниципальных образований Омской области.

Политическими наблюдателями это было оценено как попытка областных депутатов снять с себя ответственность за возможные последствия введения института сити-менеджера или вообще саботировать реформу местного самоуправления. Представитель «Единой России» Сергей Калинин и руководитель фракции «Справедливая Россия» Алексей Провозин на тот момент говорили, что позиция их партий по новой модели организации местного самоуправления еще не определена.

Около 17:00 губернатор Омской области Виктор Назаров, выйдя с заседания областного правительства, заявил журналистам буквально следующее:

– С учетом мнения мэра города и рабочей группы Омского городского совета мы можем теперь говорить не о назначении сити-менеджера, а о назначении мэра. Мы уже вышли на Законодательное собрание с просьбой изменить законодательство. Мэр города будет избираться комиссионно из состава горсовета по представлению губернатора региона. Комиссия будет формироваться 50 на 50 городским представительным органом и губернатором. Этот закон вступит в силу с момента окончания полномочий избираемых органов.

Введение условия «из числа депутатов» можно было трактовать, как уступку местным «элитам» (особенно из сельских районов), которые опасались прихода «варягов» к власти в муниципалитетах.

Однако уже в конце рабочего дня на официальном сайте областного правительства появился законопроект «О внесении изменения в статью 3 Закона Омской области «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории Омской области» http://ggpu.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GGPU/NormaDeat/2/2_archive.html, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. В законопроекте нет положения от том, что глава местной администрации выбирается из числа депутатов.

Предлагается, чтобы глав администрации выбирали местные советы из числа кандидатов, одобренных конкурсной комиссией. Кандидат может быть любой, а роль конкурсной комиссии – это своеобразный «фильтр», который будет отсекать от выборов неугодных или некомпетентных кандидатов.

«Статья 3. Избрание глав муниципальных образований Омской области

1. Глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

2. Глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского, сельского поселения, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Исключения касаются лишь тех райцентров, в которых, в соответствии с их уставами, районная администрация выполняет функции и администрации райцентра. Тогда номинальным главой райцентра считается председатель поселкового Совета. Еще одно исключение касается маленьких сельских поселений, глава которых избирается на сельском сходе.

То ли Виктор Назаров просто оговорился, сказав о «выборах мэров из числа депутатов», или же до последнего идет борьба вокруг окончательной модели местного самоуправления в Омской области. Очевидно, что областная власть установила жесткий «дедлайн», намереваясь обязательно внести законопроект к заседанию Законодательного собрания, которое состоится 19 марта. Такую спешку можно объяснить только давлением на областную власть со стороны Администрации Президента России. Областные чиновники, в свою очередь, «обрабатывают» депутатов, отделения политических партий, чтобы обеспечить нужный результат голосования. 

Скорее всего, вариант законопроекта, опубликованный на сайте облправительства, является окончательным. В случае его изменения уже не удастся провести необходимые процедуры к 19 марта. Если же внесение и принятие законопроекта будет сорвано, то в Кремле могут сделать неприятные для Виктора Назарова выводы.  О том же, что спешка хороша для несколько иного занятия, чем законотворчество, мы тактично умолчим.

Михаил Осколков