Поиск

РИА «Омск-Информ» считает, что властям  стоит не ждать манны небесной от инвесторов, а самим реализовывать этот проект «малой кровью».

Один из самых глобальных проектов к 300-летию Омска – реконструкция Привокзальной площади – может оказаться проваленным, несмотря на громкие заявления чиновников, почти готовую концепцию и наличие «инвестора». И дело даже не в пресловутых 3 млрд рублей, которые вряд ли кто-то вложит в этот проект, проблема  в том, что никто толком не понимает, зачем вообще нужна реконструкция и что получится «на выходе».

РИА «Омск-Информ» считает, что  нужно не ждать манны небесной от инвесторов, а уже сегодня реализовывать этот проект «малой кровью». И в первую очередь нужно решить транспортную проблему. Наш вариант прилагается.

«Волынка» с реконструкцией Привокзальной площади тянется аж с 2006 года, когда была утверждена ее новая концепция. В конце мая 2008 года на городском Архитектурно-градостроительном совете был одобрен эскизный проект административно-производственного и торгового комплекса на Привокзальной площади, заказчиком которого выступило ООО «Музыка и кино». Уже тогда частный инвестор предлагал модернизировать «Магистрально-сортировочный центр», принадлежащий ОАО «Почта России», построить подземный торговый комплекс, а также провести благоустройство и озеленение самой площади.

Спустя еще три года, в июле 2011-го, на заседании Совета безопасности Омской области было принято решение о выносе с Привокзальной площади всего общественного транспорта, включая маршрутки, и обустройстве разворотной площадки на улице Труда.

– Площадь у железнодорожного вокзала, конечно, нужно очистить от автотранспорта с точки зрения безопасности, – говорил тогдашний глава совбеза Николай Калиниченко. – Там же, если посмотреть в одну сторону – скопление автобусов, в другую – троллейбусов, в третью – маршруток. Куда это годится? Нужно часть маршрутов продлевать, а троллейбусное кольцо, возможно, придется перенести. Во всяком случае, мэрия совместно с УМВД должна проработать пути решения этого вопроса. Срок им дан до сентября.

Проект 2013 года, представленный РЖД

Как это часто бывает в Омске, к сентябрю ни мэрия, ни полиция проблему выноса транспорта с площади не решили. Более того, про нее даже не вспоминали вплоть до начала мая 2013 года, когда на «привокзалку» пожаловал новый мэр Омска Вячеслав Двораковский. С большим пафосом ему презентовали предпроектное решение реконструкции Привокзальной площади, которое по заказу РЖД выполнило ОАО «ОмскЖелДорПроект». Суть – снести здание транспортной прокуратуры на улице Лобкова, 1, убрать транспорт на улицу Труда, благоустроить площадь, а рядом с сортировочным пунктом «Почты России» построить крупный торговый комплекс с пунктами общественного питания. Тогда же ООО «Музыка и кино» вновь заявило о своих планах по строительству подземного торгового комплекса.

– Привокзальную площадь нужно привести к тому состоянию, которое соответствует городу-миллионнику и железнодорожным воротам Омска, – гордо заявил мэр Вячеслав Двораковский. – Сегодня она закрыта зданиями и сформирована почти стихийно. Предложенные варианты будут обсуждаться с руководством железной дороги, чтобы мы к 2016 году навели здесь порядок и по-новому представили это место.

Прошел еще год с небольшим, и в сентябре 2014-го ОАО «РЖД» снесло-таки здание на улице Лобкова, «открыв» вокзал со стороны проспекта Маркса. Однако вместо того, чтобы продолжать работы по благоустройству площади, один их главных инициаторов проекта, говоря по-простому, «съехал с темы». Обещанный к 300-летию Омска миллиард рублей железнодорожники намерены потратить на модернизацию станции Омск-Пассажирский и благоустройство сквера за Домом учителя. Заниматься же Привокзальной площадью в РЖД, похоже, не намерены – по их мнению, это дело мэрии и частного инвестора.

Проект 2015 года (архитектурное ателье «РИМ»)

И вот здесь начинается самое интересное. Городские власти публично заявили о том, что готовы взять на себя лишь вынос транспорта на улицу Труда и «зачистку» площади от стихийной торговли. Все остальное они рассчитывают сделать за счет инвестора. Он даже назван – это ООО «Светлый берег», которое строит в Ленинском округе жилой комплекс «Два капитана». По заказу этой фирмы архитектурное ателье «РИМ» подготовило новый проект реконструкции Привокзальной площади, который стал уже четвертым (!) вариантом организации этого пространства. Когда было объявлено, что на его реализацию нужно целых 3 млрд рублей, а реконструкцию площади будут проводить в две очереди, стало понятно: к юбилею Омска никакой новой Привокзальной площади в Омске не появится, а максимум, что будет сделано, – общественный транспорт перенесут на улицу Труда, сделав там разворотную площадку.

Что делать с разворотной площадкой для троллейбусов?

Но даже здесь возникли проблемы. Депутаты горсовета категорически отказались выделять деньги на организацию разворотной площадки на Труда, а также на перенос конечной троллейбуса на улицу Котельникова. И мотивы у народных избранников вполне резонные – возможный транспортный коллапс на улице Труда и туманные перспективы «затащить» в проект инвестора, у которого действительно есть деньги (уставный капитал ООО «Светлый берег» всего 10 тыс. рублей, а из реализованных проектов – лишь комплекс «Два капитана»). К тому же Почта России явно не собирается сносить часть зданий сортировочного пункта и делиться этой территорией, на которой планируют возвести торговый комплекс. А без этой земли никакой инвестор не войдет в проект.

Если смотреть на ситуацию с позиции здравого смысла, то до 300-летия Омска на Привокзальной площади реально решить лишь транспортную проблему и навести порядок с торговлей. Денег на это нужно совсем немного (по нашим данным, 72 млн рублей), главное – принять взвешенное решение и все-таки начать работу. РИА «Омск-Информ» предлагает несколько рабочих вариантов, как это можно сделать.

1) Немного сузить сквер у памятника Ленину, расширить улицу Марченко, чтобы обеспечить нормальный заезд для троллейбусов и автобусов. Большой остановочный комплекс при этом нужно ставить напротив центрального входа в ж/д вокзал. В этом случае общественный транспорт будет следовать через площадь транзитом и покидать ее по привычной схеме.

2) Парковки для частного транспорта и стоянку такси перенести на площадь перед ДК Лобкова. Для упорядочения ввести ограниченное время стоянки, в том числе для таксистов. Остальное – платная парковка.

Площадь у ДК Лобкова. Главные здесь – маршрутки

Улица Марченко забита автобусами

Мечта об автостанции пока ограничена киоском

Разъехаться здесь можно с трудом

3) Общественный и коммерческий транспорт с площади Лобкова перенести на разворотную площадку на улице Труда. Пересмотреть сами маршруты этого транспорта, чтобы люди могли без проблем добираться в район ж/д вокзала.

4) Маршрутки, которые сейчас ездят с вокзала в районы области (Азово, Калачинск, Кормиловка, Марьяновка, Москаленки, Исилькуль и другие), также перенести на улицу Труда. Плюс продлить туда ряд автобусных маршрутов, что позволит обеспечить транспортную доступность этой площадки.

Это, конечно, далеко не идеальная схема организации транспортного сообщения на Привокзальной площади, но предложенная властями идея пустить ВЕСЬ общественный транспорт на улицу Труда вызывает еще больший скепсис. Главная дорога при переходе проспекта Маркса в улицу Лобкова сужается, а сама улица Труда на всем протяжении меняется с четырех полос до двух. Сделать заезд общественного и частного транспорта на Привокзальную площадь с площади Лобкова – тоже сомнительный вариант. Уже сегодня там наблюдается настоящий транспортный коллапс, и использовать эту территорию для транзита вряд ли уместно.

Улица Труда. Для автобусов места мало

На выезде с разворотной площадки: узко

Вот и разворотная площадка на Труда

Места здесь еще достаточно

Что касается самой площадки на улице Труда, то привести ее в порядок можно за считанные недели. Расположенные там гаражи уже вынесены, осталось выровнять участок, заасфальтировать территорию, а создание инфраструктуры отдать на откуп частным перевозчикам, благо такой опыт у города уже есть. И стоит это явно не десятки миллионов рублей, как заявили накануне в мэрии.

В итоге мы разводим четыре разных транспортных потока – общественный транспорт, частные маршрутки, пригородное сообщение и личные автомобили, а также получаем возможность начать реализацию проекта в обозримой перспективе при небольших финансовых затратах. Ну а когда появится настоящий инвестор, готовый вложиться в Привокзальную площадь, можно будет осуществить более масштабные преобразования. Если же продолжать заниматься прожектерством, то мы так и встретим 300-летие Омска с бардаком перед главными воротами города.

А напоследок  хотелось бы сказать вот что: в Омске далеко не самая плохая Привокзальная площадь. Поэтому вести ее реконструкцию нужно аккуратно, но в то же время решительно и уверенно. И пора бы первым лицам города и области начать заниматься этим по-настоящему, а не формально, как это происходит сейчас. 

РИА «Омск-Информ» считает, что властям  стоит не ждать манны небесной от инвесторов, а самим реализовывать этот проект «малой кровью».

Один из самых глобальных проектов к 300-летию Омска – реконструкция Привокзальной площади – может оказаться проваленным, несмотря на громкие заявления чиновников, почти готовую концепцию и наличие «инвестора». И дело даже не в пресловутых 3 млрд рублей, которые вряд ли кто-то вложит в этот проект, проблема  в том, что никто толком не понимает, зачем вообще нужна реконструкция и что получится «на выходе».

РИА «Омск-Информ» считает, что  нужно не ждать манны небесной от инвесторов, а уже сегодня реализовывать этот проект «малой кровью». И в первую очередь нужно решить транспортную проблему. Наш вариант прилагается.

«Волынка» с реконструкцией Привокзальной площади тянется аж с 2006 года, когда была утверждена ее новая концепция. В конце мая 2008 года на городском Архитектурно-градостроительном совете был одобрен эскизный проект административно-производственного и торгового комплекса на Привокзальной площади, заказчиком которого выступило ООО «Музыка и кино». Уже тогда частный инвестор предлагал модернизировать «Магистрально-сортировочный центр», принадлежащий ОАО «Почта России», построить подземный торговый комплекс, а также провести благоустройство и озеленение самой площади.

Спустя еще три года, в июле 2011-го, на заседании Совета безопасности Омской области было принято решение о выносе с Привокзальной площади всего общественного транспорта, включая маршрутки, и обустройстве разворотной площадки на улице Труда.

– Площадь у железнодорожного вокзала, конечно, нужно очистить от автотранспорта с точки зрения безопасности, – говорил тогдашний глава совбеза Николай Калиниченко. – Там же, если посмотреть в одну сторону – скопление автобусов, в другую – троллейбусов, в третью – маршруток. Куда это годится? Нужно часть маршрутов продлевать, а троллейбусное кольцо, возможно, придется перенести. Во всяком случае, мэрия совместно с УМВД должна проработать пути решения этого вопроса. Срок им дан до сентября.

Проект 2013 года, представленный РЖД

Как это часто бывает в Омске, к сентябрю ни мэрия, ни полиция проблему выноса транспорта с площади не решили. Более того, про нее даже не вспоминали вплоть до начала мая 2013 года, когда на «привокзалку» пожаловал новый мэр Омска Вячеслав Двораковский. С большим пафосом ему презентовали предпроектное решение реконструкции Привокзальной площади, которое по заказу РЖД выполнило ОАО «ОмскЖелДорПроект». Суть – снести здание транспортной прокуратуры на улице Лобкова, 1, убрать транспорт на улицу Труда, благоустроить площадь, а рядом с сортировочным пунктом «Почты России» построить крупный торговый комплекс с пунктами общественного питания. Тогда же ООО «Музыка и кино» вновь заявило о своих планах по строительству подземного торгового комплекса.

– Привокзальную площадь нужно привести к тому состоянию, которое соответствует городу-миллионнику и железнодорожным воротам Омска, – гордо заявил мэр Вячеслав Двораковский. – Сегодня она закрыта зданиями и сформирована почти стихийно. Предложенные варианты будут обсуждаться с руководством железной дороги, чтобы мы к 2016 году навели здесь порядок и по-новому представили это место.

Прошел еще год с небольшим, и в сентябре 2014-го ОАО «РЖД» снесло-таки здание на улице Лобкова, «открыв» вокзал со стороны проспекта Маркса. Однако вместо того, чтобы продолжать работы по благоустройству площади, один их главных инициаторов проекта, говоря по-простому, «съехал с темы». Обещанный к 300-летию Омска миллиард рублей железнодорожники намерены потратить на модернизацию станции Омск-Пассажирский и благоустройство сквера за Домом учителя. Заниматься же Привокзальной площадью в РЖД, похоже, не намерены – по их мнению, это дело мэрии и частного инвестора.

Проект 2015 года (архитектурное ателье «РИМ»)

И вот здесь начинается самое интересное. Городские власти публично заявили о том, что готовы взять на себя лишь вынос транспорта на улицу Труда и «зачистку» площади от стихийной торговли. Все остальное они рассчитывают сделать за счет инвестора. Он даже назван – это ООО «Светлый берег», которое строит в Ленинском округе жилой комплекс «Два капитана». По заказу этой фирмы архитектурное ателье «РИМ» подготовило новый проект реконструкции Привокзальной площади, который стал уже четвертым (!) вариантом организации этого пространства. Когда было объявлено, что на его реализацию нужно целых 3 млрд рублей, а реконструкцию площади будут проводить в две очереди, стало понятно: к юбилею Омска никакой новой Привокзальной площади в Омске не появится, а максимум, что будет сделано, – общественный транспорт перенесут на улицу Труда, сделав там разворотную площадку.

Что делать с разворотной площадкой для троллейбусов?

Но даже здесь возникли проблемы. Депутаты горсовета категорически отказались выделять деньги на организацию разворотной площадки на Труда, а также на перенос конечной троллейбуса на улицу Котельникова. И мотивы у народных избранников вполне резонные – возможный транспортный коллапс на улице Труда и туманные перспективы «затащить» в проект инвестора, у которого действительно есть деньги (уставный капитал ООО «Светлый берег» всего 10 тыс. рублей, а из реализованных проектов – лишь комплекс «Два капитана»). К тому же Почта России явно не собирается сносить часть зданий сортировочного пункта и делиться этой территорией, на которой планируют возвести торговый комплекс. А без этой земли никакой инвестор не войдет в проект.

Если смотреть на ситуацию с позиции здравого смысла, то до 300-летия Омска на Привокзальной площади реально решить лишь транспортную проблему и навести порядок с торговлей. Денег на это нужно совсем немного (по нашим данным, 72 млн рублей), главное – принять взвешенное решение и все-таки начать работу. РИА «Омск-Информ» предлагает несколько рабочих вариантов, как это можно сделать.

1) Немного сузить сквер у памятника Ленину, расширить улицу Марченко, чтобы обеспечить нормальный заезд для троллейбусов и автобусов. Большой остановочный комплекс при этом нужно ставить напротив центрального входа в ж/д вокзал. В этом случае общественный транспорт будет следовать через площадь транзитом и покидать ее по привычной схеме.

2) Парковки для частного транспорта и стоянку такси перенести на площадь перед ДК Лобкова. Для упорядочения ввести ограниченное время стоянки, в том числе для таксистов. Остальное – платная парковка.

Площадь у ДК Лобкова. Главные здесь – маршрутки

Улица Марченко забита автобусами

Мечта об автостанции пока ограничена киоском

Разъехаться здесь можно с трудом

3) Общественный и коммерческий транспорт с площади Лобкова перенести на разворотную площадку на улице Труда. Пересмотреть сами маршруты этого транспорта, чтобы люди могли без проблем добираться в район ж/д вокзала.

4) Маршрутки, которые сейчас ездят с вокзала в районы области (Азово, Калачинск, Кормиловка, Марьяновка, Москаленки, Исилькуль и другие), также перенести на улицу Труда. Плюс продлить туда ряд автобусных маршрутов, что позволит обеспечить транспортную доступность этой площадки.

Это, конечно, далеко не идеальная схема организации транспортного сообщения на Привокзальной площади, но предложенная властями идея пустить ВЕСЬ общественный транспорт на улицу Труда вызывает еще больший скепсис. Главная дорога при переходе проспекта Маркса в улицу Лобкова сужается, а сама улица Труда на всем протяжении меняется с четырех полос до двух. Сделать заезд общественного и частного транспорта на Привокзальную площадь с площади Лобкова – тоже сомнительный вариант. Уже сегодня там наблюдается настоящий транспортный коллапс, и использовать эту территорию для транзита вряд ли уместно.

Улица Труда. Для автобусов места мало

На выезде с разворотной площадки: узко

Вот и разворотная площадка на Труда

Места здесь еще достаточно

Что касается самой площадки на улице Труда, то привести ее в порядок можно за считанные недели. Расположенные там гаражи уже вынесены, осталось выровнять участок, заасфальтировать территорию, а создание инфраструктуры отдать на откуп частным перевозчикам, благо такой опыт у города уже есть. И стоит это явно не десятки миллионов рублей, как заявили накануне в мэрии.

В итоге мы разводим четыре разных транспортных потока – общественный транспорт, частные маршрутки, пригородное сообщение и личные автомобили, а также получаем возможность начать реализацию проекта в обозримой перспективе при небольших финансовых затратах. Ну а когда появится настоящий инвестор, готовый вложиться в Привокзальную площадь, можно будет осуществить более масштабные преобразования. Если же продолжать заниматься прожектерством, то мы так и встретим 300-летие Омска с бардаком перед главными воротами города.

А напоследок  хотелось бы сказать вот что: в Омске далеко не самая плохая Привокзальная площадь. Поэтому вести ее реконструкцию нужно аккуратно, но в то же время решительно и уверенно. И пора бы первым лицам города и области начать заниматься этим по-настоящему, а не формально, как это происходит сейчас.