Поиск

Импортозамещение – процесс сложнейший, просто так, по желанию он не запускается. К нему надо готовиться, в него надо вкладываться.

Нам недавно сообщили, что губернатор Омской области Виктор Назаров специально ездил в Красноярск на экономический форум, чтобы представить там план содействия импортозамещению в Омском регионе. А также меры по его реализации. Солидно, ничего не скажешь. Вот еще бы что-нибудь знать об этом плане, о котором общественность даже не подозревает. И хорошо бы про меры нам рассказали…

Но ничего этого нам не рассказывают, нам рассказывают только про форумы, для которых, похоже, планы и составляются. Мол, есть такая тема, руку держим на пульсе, мы в тренде.

А ведь само импортозамещение – процесс сложнейший, просто так, по желанию он не запускается. К нему надо готовиться, в него надо вкладываться. И, поскольку у нас в Омске, как и во всей стране, ничего этого не видно, без особого риска ошибиться могу предположить, что весь план губернатора сводится к банальной подгонке стандартных областных программ под импортозамещение и освоению средств из федерального бюджета. Но есть ли у губернаторов краев и областей другие варианты?

Вот данные Росстата: мы завозим в страну 95 процентов всех компьютеров, 85 – 90 процентов одежды и обуви, более 70 процентов медикаментов, до 95 процентов косметики и парфюмерии.

Для выпуска продукции средних, а тем более высоких технологий необходимы сами технологии. А где их взять? Кто их даст? Да еще в условиях санкций? Понятно, что без создания собственной научной базы мирового уровня никакого импортозамещения не будет. А уровень непременно должен быть мировой, иначе мы ничего не заместим, а лишь произведем то, что никто не станет покупать. И какой, скажите, толк от так называемого инвестиционного климата, если нет технологий?

Чтобы стать ведущими, мировые корпорации десятилетиями вкладывали сотни миллиардов долларов в новые технологии и только потом поднимались на современный уровень развития. А мы хотим этот этап перепрыгнуть и получить все сразу здесь и сейчас? Более того, даже вложив миллиарды долларов в российские НИИ и КБ, проведя годы исследований, сможем ли конкурировать с зарубежными корпорациями, учитывая, что за это время они уйдут от нынешнего уровня далеко вперед?

Увы, проблему возрождения научного потенциала власть внятно не обозначила. Потому и не видим курса на развитие научно-исследовательских центров и развитие технологий. А видим лишь призыв вскрыть резервы, поднажать, подтянуть, выдавая это за импортозамещение, которое в таких условиях обречено остаться только на бумаге в статусе популизма. Сейчас одних намерений недостаточно.

И результат? По отчету «Деловой России», сегодня около 50 процентов руководителей промышленных предприятий не понимают, что происходит в экономике. И более 70 процентов предприятий малого бизнеса указали на это свое смятение. Вот и получается, что импортозамещение – это очередная профанация и компанейщина.

Сегодня ни в Омске, ни в любом регионе России практически нет товаров, которые производят из российского сырья, на российском оборудовании, по российским технологиям с помощью только российских рабочих рук? Это я почти дословно привел реплику одного из наших читателей. Но ведь вот беда – по всей стране так.

Впрочем, оставим в стороне пока все, что связано с возрождением научного потенциала и высокими технологиями. До этого – как до Луны пешком. С едой как быть? С сельским хозяйством? Как заместить то, что мощно завозим из-за границы? Тот же Росстат в данных за 2013 год (вот опять сравниваем с 13-м годом) приводит цифры: сухого молока и сливок мы завозили 60 процентов, говядины – 59, сыров – 48.

В магазин за продуктами мы ходим каждый день, ценники видим, видим, как власть договаривается с сетями заморозить цены и понимаем, что такое, с позволения сказать, импортозамещение приведет лишь к дефициту, очередям и талонам.

А ведь президентом и правительством поставлена задача ускоренного импортозамещения в сельском хозяйстве. Для ее решения федеральный Минсельхоз и попросил увеличить средства, выделяемые ему в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства «2020» на 625 миллиардов рублей, что должно вылиться в итоге в 1,8 триллиона. В частности, поддержка производства мяса должна увеличиться на 103 миллиарда, молока – на 95 миллиардов, производства тепличных и ранних овощей – на 31 миллиард. Причем 625 миллиардов – это сумма минимальная. И если ее урежут, считают специалисты, это уже будет профанация импортозамещения.

В нашем сельском хозяйстве кричаще заявляет о себе проблема низкой рентабельности. И без господдержки даже в лучших сельхозобластях рентабельность стала бы нулевой, а в большинстве регионов – минусовой.

Понятно, что в сельском хозяйстве важная составляющая – деньги. Но при этом, заметьте, влияние зарубежных санкций на российское сельское хозяйство минимально, по крайней мере сейчас. И пусть все, кто руководит в аграрной отрасли, на санкции не кивают. И пусть ответят, почему мы в результате собственного эмбарго не можем заполнить те ниши, на которые устремились Китай, Аргентина, Бразилия, Турция, Белоруссия и даже Япония?

В областном правительстве есть целое министерство сельского хозяйства и продовольствия, которое само не сеет, не пашет и не строит. И в этом целом министерстве разве не видят, что для пользы дела надо резко сократить количество посредников, повысив долю сельхозпроизводителей в конечной цене продуктов? РИА «Омск-Информ» недавно вместе с фермером Геннадием Рулем предлагало Минсельхозпроду путь снижения цены на мясо в пользу покупателей и сельхозпроизводителей. И что? А ничего – ноль внимания. Министерству это неинтересно.

Для пользы дела не мешало бы и цены крестьянам ограничить на материальные ресурсы (на те же энергоносители). И действительно увеличить объем господдержки, по которому мы сильно отстаем от стран ЕС, США, Китая. Но главное – кредиты сельхозпроизводителю сделать более доступными. Но дальше разговоров ничего не продвигается.

Что мешает губернатору потребовать от министерства реальной продовольственной программы? А потребовать надо, ибо, похоже, даже кризис экономики и ползучий рост цен не способны мобилизовать чиновников на конкретные дела.

Честно говоря, регионы оказались заложниками слабой, невыстроенной, кризисной экономики. Именно регионы сегодня испытывают острейшую нехватку денежных средств, что уже сказывается на исполнении властями на местах даже самых необходимых обязанностей. Какое импортозамещение без денег, без проработок и без разбега во времени?

Проблема-то созрела и перезрела давно. Но требует она не пожарного наскока, а планирования реальных приоритетных программ, обеспеченных финансированием. И не надеяться на грандиозные результаты даже в обозримом будущем. И еще здесь нужна воля федеральных властей, без которой вертикаль не работает.

А так на деле ведь и получается, что импортозамещение сегодня – это миф для роста цен.

Импортозамещение – процесс сложнейший, просто так, по желанию он не запускается. К нему надо готовиться, в него надо вкладываться.

Нам недавно сообщили, что губернатор Омской области Виктор Назаров специально ездил в Красноярск на экономический форум, чтобы представить там план содействия импортозамещению в Омском регионе. А также меры по его реализации. Солидно, ничего не скажешь. Вот еще бы что-нибудь знать об этом плане, о котором общественность даже не подозревает. И хорошо бы про меры нам рассказали…

Но ничего этого нам не рассказывают, нам рассказывают только про форумы, для которых, похоже, планы и составляются. Мол, есть такая тема, руку держим на пульсе, мы в тренде.

А ведь само импортозамещение – процесс сложнейший, просто так, по желанию он не запускается. К нему надо готовиться, в него надо вкладываться. И, поскольку у нас в Омске, как и во всей стране, ничего этого не видно, без особого риска ошибиться могу предположить, что весь план губернатора сводится к банальной подгонке стандартных областных программ под импортозамещение и освоению средств из федерального бюджета. Но есть ли у губернаторов краев и областей другие варианты?

Вот данные Росстата: мы завозим в страну 95 процентов всех компьютеров, 85 – 90 процентов одежды и обуви, более 70 процентов медикаментов, до 95 процентов косметики и парфюмерии.

Для выпуска продукции средних, а тем более высоких технологий необходимы сами технологии. А где их взять? Кто их даст? Да еще в условиях санкций? Понятно, что без создания собственной научной базы мирового уровня никакого импортозамещения не будет. А уровень непременно должен быть мировой, иначе мы ничего не заместим, а лишь произведем то, что никто не станет покупать. И какой, скажите, толк от так называемого инвестиционного климата, если нет технологий?

Чтобы стать ведущими, мировые корпорации десятилетиями вкладывали сотни миллиардов долларов в новые технологии и только потом поднимались на современный уровень развития. А мы хотим этот этап перепрыгнуть и получить все сразу здесь и сейчас? Более того, даже вложив миллиарды долларов в российские НИИ и КБ, проведя годы исследований, сможем ли конкурировать с зарубежными корпорациями, учитывая, что за это время они уйдут от нынешнего уровня далеко вперед?

Увы, проблему возрождения научного потенциала власть внятно не обозначила. Потому и не видим курса на развитие научно-исследовательских центров и развитие технологий. А видим лишь призыв вскрыть резервы, поднажать, подтянуть, выдавая это за импортозамещение, которое в таких условиях обречено остаться только на бумаге в статусе популизма. Сейчас одних намерений недостаточно.

И результат? По отчету «Деловой России», сегодня около 50 процентов руководителей промышленных предприятий не понимают, что происходит в экономике. И более 70 процентов предприятий малого бизнеса указали на это свое смятение. Вот и получается, что импортозамещение – это очередная профанация и компанейщина.

Сегодня ни в Омске, ни в любом регионе России практически нет товаров, которые производят из российского сырья, на российском оборудовании, по российским технологиям с помощью только российских рабочих рук? Это я почти дословно привел реплику одного из наших читателей. Но ведь вот беда – по всей стране так.

Впрочем, оставим в стороне пока все, что связано с возрождением научного потенциала и высокими технологиями. До этого – как до Луны пешком. С едой как быть? С сельским хозяйством? Как заместить то, что мощно завозим из-за границы? Тот же Росстат в данных за 2013 год (вот опять сравниваем с 13-м годом) приводит цифры: сухого молока и сливок мы завозили 60 процентов, говядины – 59, сыров – 48.

В магазин за продуктами мы ходим каждый день, ценники видим, видим, как власть договаривается с сетями заморозить цены и понимаем, что такое, с позволения сказать, импортозамещение приведет лишь к дефициту, очередям и талонам.

А ведь президентом и правительством поставлена задача ускоренного импортозамещения в сельском хозяйстве. Для ее решения федеральный Минсельхоз и попросил увеличить средства, выделяемые ему в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства «2020» на 625 миллиардов рублей, что должно вылиться в итоге в 1,8 триллиона. В частности, поддержка производства мяса должна увеличиться на 103 миллиарда, молока – на 95 миллиардов, производства тепличных и ранних овощей – на 31 миллиард. Причем 625 миллиардов – это сумма минимальная. И если ее урежут, считают специалисты, это уже будет профанация импортозамещения.

В нашем сельском хозяйстве кричаще заявляет о себе проблема низкой рентабельности. И без господдержки даже в лучших сельхозобластях рентабельность стала бы нулевой, а в большинстве регионов – минусовой.

Понятно, что в сельском хозяйстве важная составляющая – деньги. Но при этом, заметьте, влияние зарубежных санкций на российское сельское хозяйство минимально, по крайней мере сейчас. И пусть все, кто руководит в аграрной отрасли, на санкции не кивают. И пусть ответят, почему мы в результате собственного эмбарго не можем заполнить те ниши, на которые устремились Китай, Аргентина, Бразилия, Турция, Белоруссия и даже Япония?

В областном правительстве есть целое министерство сельского хозяйства и продовольствия, которое само не сеет, не пашет и не строит. И в этом целом министерстве разве не видят, что для пользы дела надо резко сократить количество посредников, повысив долю сельхозпроизводителей в конечной цене продуктов? РИА «Омск-Информ» недавно вместе с фермером Геннадием Рулем предлагало Минсельхозпроду путь снижения цены на мясо в пользу покупателей и сельхозпроизводителей. И что? А ничего – ноль внимания. Министерству это неинтересно.

Для пользы дела не мешало бы и цены крестьянам ограничить на материальные ресурсы (на те же энергоносители). И действительно увеличить объем господдержки, по которому мы сильно отстаем от стран ЕС, США, Китая. Но главное – кредиты сельхозпроизводителю сделать более доступными. Но дальше разговоров ничего не продвигается.

Что мешает губернатору потребовать от министерства реальной продовольственной программы? А потребовать надо, ибо, похоже, даже кризис экономики и ползучий рост цен не способны мобилизовать чиновников на конкретные дела.

Честно говоря, регионы оказались заложниками слабой, невыстроенной, кризисной экономики. Именно регионы сегодня испытывают острейшую нехватку денежных средств, что уже сказывается на исполнении властями на местах даже самых необходимых обязанностей. Какое импортозамещение без денег, без проработок и без разбега во времени?

Проблема-то созрела и перезрела давно. Но требует она не пожарного наскока, а планирования реальных приоритетных программ, обеспеченных финансированием. И не надеяться на грандиозные результаты даже в обозримом будущем. И еще здесь нужна воля федеральных властей, без которой вертикаль не работает.

А так на деле ведь и получается, что импортозамещение сегодня – это миф для роста цен.