Из-за мутного законодательства первая же попытка омских ученых заработать на своих разработках закончилась крахом.
Вначале нынешнего года омские и федеральные СМИ облетела благая для всех кулибиных весть один из казахстанских вузов купил омский беспилотник ПП-45, Разработали этот инновационный проект специалисты ООО "Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты», созданного при Омском государственном техническом университете. Малыш весом всего несколько килограммов предназначен для видео- и фотосъёмки с высоты птичьего полёта - на расстоянии от двухсот до пятисот метров до земли.
Оператор-пилот запускает его в воздух, как детский воздушный змей - с руки. Управляется беспилотник с помощью компьютерной программы и ноутбука. Омским беспилотником заинтересовались казахстанские археологи - студенты исторического факультета с помощью умного самолёта собрались снимать древние курганы. Цена сделки составила 750 тысяч рублей. Эти деньги омские изобретатели планировали использовать для того, чтобы наладить серийный выпуск умных машин.
Однако первая же попытка заработать на инновациях обернулась крахом. С иском к учёным в суд обратилась Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) - конструкторское бюро обвинили в нарушении законодательства об экспортном контроле. Рассматривал резонансное дело Центральный районный суд города Новосибирска - именно там находится Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу.
Сотрудники ФСТЭК заподозрили в беспилотнике продукт «двойного назначения, который может использоваться при создании боевой техники и вооружений». Эксперты Сибирского отделения Российской академии наук, исследовавшие проектную документацию беспилотника, с такой трактовкой согласились. Суд наказал омских учёных штрафом в размере 750 тысяч рублей - по закону они должны заплатить государству ровно столько, сколько получили по сделке.
Сегодня многие беспилотники, те же квадрокоптеры к примеру, можно спокойно найти в свободной продаже.
Чем же отличается от них разработка омских учёных? Повесить на ПП-45 бомбу вместо видео- и фотокамер получится едва ли - поднять в воздух вес более восьмиста граммов малыш не может. Да и далеко улететь от оператора беспилотник не способен - управлять им можно в радиусе не более двух километров. Так о какой потенциальной опасности идёт речь? Крылья беспилотнику подрезало сырое российское законодательство. Для того чтобы отнести его к продукции двойного назначения, достаточно того, что машина может летать вне видимости пилота-оператора. Все прочие характеристики значения не имеют.
- Для нас решение суда стало ударом, - признаётся директор ООО «Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты», разработчик ПП-45 Павел Погарский. - Первоначальной целью создания нашего бюро было обучение студентов, практическая реализация наших научных разработок. В штате у нас работает всего несколько человек. До серийного выпуска беспилотников нам ещё очень далеко. ПП-45, проданный в Казахстан, был выпущен в единственном экземпляре.
Но, как оказалось, даже для того, чтобы продать за рубеж один образец, нам нужно было получить в ФСТЭК лицензию на продажу. Она выдаётся только на основании сертификата, а на сертификацию нужны немалые деньги.
По словам Погарского, речь идёт о сумме порядка одного миллиона рублей. Все технические характеристики беспилотника, а их не менее пяти, должны исследоваться отдельно. Сертификационных центров в России практически не осталось, очередь туда расписана на несколько лет. Государственной поддержки в материальном и организационном плане нет никакой. Получается замкнутый круг: и заработать нельзя, и на сертификацию нет ни денег, ни времени. Беспилотники - тема нынче модная, и потому технические разработки морально устаревают за год-полтора. В очереди на исследование стоять некогда.
О необходимости развивать инновационные производства, импортозамещающие технологии и российскую промышленность с высоких трибун в последнее время говорят постоянно. Почему же государство никак не решает эти проблемы? Может быть, проект омского беспилотника неинтересен? Отнюдь. Беспилотник был признан одной из лучших разработок, представленных на выставке «ВТТВ-Омск» в 2011 году, и даже включён в программу продвижения госкорпорации «Ростехнологии». Однако воз и ныне там. ПП-45 заинтересовались и в «Газпроме», но для того, чтобы приступить к испытаниям беспилотника для нужд газового гиганта, опять же нужен сертификат. А об эту «бумажку» разбился уже не один проект омских изобретателей.
Ореол