Поиск

Из-за мутного законодательства первая же попытка омских ученых заработать на своих разработках закончилась крахом.

Вначале нынешнего года омские и федеральные СМИ облетела благая для всех кулибиных весть один из казахстанских вузов купил омский беспилотник ПП-45, Разработали этот инновационный проект специалисты ООО "Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты», созданного при Омском государственном техническом университете. Малыш весом всего несколько килограммов предназначен для видео- и фотосъёмки с высоты птичьего полёта - на расстоянии от двух­сот до пятисот метров до земли.

Оператор-пилот запускает его в воздух, как детский воздуш­ный змей - с руки. Управляется беспилотник с помощью ком­пьютерной программы и ноут­бука. Омским беспилотником заинтересовались казахстан­ские археологи - студенты исторического факультета с по­мощью умного самолёта собра­лись снимать древние курганы. Цена сделки составила 750 ты­сяч рублей. Эти деньги омские изобретатели планировали ис­пользовать для того, чтобы на­ладить серийный выпуск умных машин.

Однако первая же попыт­ка заработать на инновациях обернулась крахом. С иском к учёным в суд обратилась Федеральная служба по тех­ническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) - кон­структорское бюро обвинили в нарушении законодательства об экспортном контроле. Рас­сматривал резонансное дело Центральный районный суд города Новосибирска - имен­но там находится Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу.

Сотрудники ФСТЭК заподозрили в беспилотнике продукт «двойного назначения, кото­рый может использоваться при создании боевой техники и во­оружений». Эксперты Сибир­ского отделения Российской академии наук, исследовавшие проектную документацию бес­пилотника, с такой трактовкой согласились. Суд наказал ом­ских учёных штрафом в разме­ре 750 тысяч рублей - по закону они должны заплатить государ­ству ровно столько, сколько по­лучили по сделке.

Сегодня многие беспилот­ники, те же квадрокоптеры к примеру, можно спокойно найти в свободной продаже.

Чем же отличается от них раз­работка омских учёных? По­весить на ПП-45 бомбу вместо видео- и фотокамер получится едва ли - поднять в воздух вес более восьмиста граммов ма­лыш не может. Да и далеко уле­теть от оператора беспилотник не способен - управлять им можно в радиусе не более двух километров. Так о какой потен­циальной опасности идёт речь? Крылья беспилотнику подреза­ло сырое российское законода­тельство. Для того чтобы отне­сти его к продукции двойного назначения, достаточно того, что машина может летать вне видимости пилота-оператора. Все прочие характеристики значения не имеют.

- Для нас решение суда стало ударом, - признаётся директор ООО «Опытно-конструктор­ское бюро «Малые беспилот­ные аппараты», разработчик ПП-45 Павел Погарский. - Пер­воначальной целью создания нашего бюро было обуче­ние студентов, практическая реализация наших научных разработок. В штате у нас работает всего несколько че­ловек. До серийного выпу­ска беспилотников нам ещё очень далеко. ПП-45, продан­ный в Казахстан, был выпущен в единственном экземпляре.

Но, как оказалось, даже для того, чтобы продать за рубеж один образец, нам нужно было получить в ФСТЭК лицензию на продажу. Она выдаётся толь­ко на основании сертификата, а на сертификацию нужны не­малые деньги.

По словам Погарского, речь идёт о сумме порядка одного миллиона рублей. Все техниче­ские характеристики беспилот­ника, а их не менее пяти, долж­ны исследоваться отдельно. Сертификационных центров в России практически не оста­лось, очередь туда расписана на несколько лет. Государ­ственной поддержки в мате­риальном и организационном плане нет никакой. Получается замкнутый круг: и заработать нельзя, и на сертификацию нет ни денег, ни времени. Бес­пилотники - тема нынче мод­ная, и потому технические разработки морально уста­ревают за год-полтора. В оче­реди на исследование стоять некогда.

О необходимости разви­вать инновационные произ­водства, импортозамещающие технологии и российскую про­мышленность с высоких трибун в последнее время говорят по­стоянно. Почему же государ­ство никак не решает эти про­блемы? Может быть, проект омского беспилотника неинте­ресен? Отнюдь. Беспилотник был признан одной из лучших разработок, представленных на выставке «ВТТВ-Омск» в 2011 году, и даже включён в про­грамму продвижения госкорпо­рации «Ростехнологии». Однако воз и ныне там. ПП-45 заинтере­совались и в «Газпроме», но для того, чтобы приступить к испы­таниям беспилотника для нужд газового гиганта, опять же ну­жен сертификат. А об эту «бу­мажку» разбился уже не один проект омских изобретателей.

Ореол

Из-за мутного законодательства первая же попытка омских ученых заработать на своих разработках закончилась крахом.

Вначале нынешнего года омские и федеральные СМИ облетела благая для всех кулибиных весть один из казахстанских вузов купил омский беспилотник ПП-45, Разработали этот инновационный проект специалисты ООО "Опытно-конструкторское бюро «Малые беспилотные аппараты», созданного при Омском государственном техническом университете. Малыш весом всего несколько килограммов предназначен для видео- и фотосъёмки с высоты птичьего полёта - на расстоянии от двух­сот до пятисот метров до земли.

Оператор-пилот запускает его в воздух, как детский воздуш­ный змей - с руки. Управляется беспилотник с помощью ком­пьютерной программы и ноут­бука. Омским беспилотником заинтересовались казахстан­ские археологи - студенты исторического факультета с по­мощью умного самолёта собра­лись снимать древние курганы. Цена сделки составила 750 ты­сяч рублей. Эти деньги омские изобретатели планировали ис­пользовать для того, чтобы на­ладить серийный выпуск умных машин.

Однако первая же попыт­ка заработать на инновациях обернулась крахом. С иском к учёным в суд обратилась Федеральная служба по тех­ническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) - кон­структорское бюро обвинили в нарушении законодательства об экспортном контроле. Рас­сматривал резонансное дело Центральный районный суд города Новосибирска - имен­но там находится Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу.

Сотрудники ФСТЭК заподозрили в беспилотнике продукт «двойного назначения, кото­рый может использоваться при создании боевой техники и во­оружений». Эксперты Сибир­ского отделения Российской академии наук, исследовавшие проектную документацию бес­пилотника, с такой трактовкой согласились. Суд наказал ом­ских учёных штрафом в разме­ре 750 тысяч рублей - по закону они должны заплатить государ­ству ровно столько, сколько по­лучили по сделке.

Сегодня многие беспилот­ники, те же квадрокоптеры к примеру, можно спокойно найти в свободной продаже.

Чем же отличается от них раз­работка омских учёных? По­весить на ПП-45 бомбу вместо видео- и фотокамер получится едва ли - поднять в воздух вес более восьмиста граммов ма­лыш не может. Да и далеко уле­теть от оператора беспилотник не способен - управлять им можно в радиусе не более двух километров. Так о какой потен­циальной опасности идёт речь? Крылья беспилотнику подреза­ло сырое российское законода­тельство. Для того чтобы отне­сти его к продукции двойного назначения, достаточно того, что машина может летать вне видимости пилота-оператора. Все прочие характеристики значения не имеют.

- Для нас решение суда стало ударом, - признаётся директор ООО «Опытно-конструктор­ское бюро «Малые беспилот­ные аппараты», разработчик ПП-45 Павел Погарский. - Пер­воначальной целью создания нашего бюро было обуче­ние студентов, практическая реализация наших научных разработок. В штате у нас работает всего несколько че­ловек. До серийного выпу­ска беспилотников нам ещё очень далеко. ПП-45, продан­ный в Казахстан, был выпущен в единственном экземпляре.

Но, как оказалось, даже для того, чтобы продать за рубеж один образец, нам нужно было получить в ФСТЭК лицензию на продажу. Она выдаётся толь­ко на основании сертификата, а на сертификацию нужны не­малые деньги.

По словам Погарского, речь идёт о сумме порядка одного миллиона рублей. Все техниче­ские характеристики беспилот­ника, а их не менее пяти, долж­ны исследоваться отдельно. Сертификационных центров в России практически не оста­лось, очередь туда расписана на несколько лет. Государ­ственной поддержки в мате­риальном и организационном плане нет никакой. Получается замкнутый круг: и заработать нельзя, и на сертификацию нет ни денег, ни времени. Бес­пилотники - тема нынче мод­ная, и потому технические разработки морально уста­ревают за год-полтора. В оче­реди на исследование стоять некогда.

О необходимости разви­вать инновационные произ­водства, импортозамещающие технологии и российскую про­мышленность с высоких трибун в последнее время говорят по­стоянно. Почему же государ­ство никак не решает эти про­блемы? Может быть, проект омского беспилотника неинте­ресен? Отнюдь. Беспилотник был признан одной из лучших разработок, представленных на выставке «ВТТВ-Омск» в 2011 году, и даже включён в про­грамму продвижения госкорпо­рации «Ростехнологии». Однако воз и ныне там. ПП-45 заинтере­совались и в «Газпроме», но для того, чтобы приступить к испы­таниям беспилотника для нужд газового гиганта, опять же ну­жен сертификат. А об эту «бу­мажку» разбился уже не один проект омских изобретателей.

Ореол