- Андрей Евгеньевич, недавно в Москве врачи вышли на митинги, протестуя против реформ в здравоохранении. В результате оптимизации без работы остались сотни человек. В Омске также планируется объединить несколько лечебных учреждений. Как это отразится на медперсонале и пациентах?
- Часть объединений уже прошла. Вы видели какие-то забастовки? Кто-то куда-то пожаловался? Этого нет и не будет. Потому что мы пошли по пути оптимизации тех лечебных учреждений, где это было необходимо. Например, поликлиника № 7 и горбольница № 17. Друг от друга они находятся в нескольких десятках метров. Мы объединили их и сделали одно лечебное учреждение, в составе которого будет работать и стационар, и амбулаторно-поликлиническое звено. Чего добились? Улучшения качества и доступности медицинской помощи в плане госпитализации и обследования. Теперь по кадрам. Естественно, вместо двух ставок главврача, бухгалтера, завхоза, водителя теперь там одна. Но врачебные кадры, медсёстры, санитарки, все остались на своих местах. Мы не идём по пути Москвы - у нас физически не сокращаются лечебные учреждения, и медики не остаются на улице. У нас объединяются лечебные учреждения лишь там, где это действительно нужно.
- Есть мнение, что главная цель оптимизации вовсе не в улучшении качества медпомощи, а в экономии бюджета...
- В здравоохранении хорошо сэкономить можно только на одном - закрыть больницы и разогнать врачей. Да, небольшую экономию от объединения лечебных учреждений мы получили - в пределах 7-10 миллионов рублей в год, но главный эффект всё же в улучшении качества медпомощи.
- Люди зачастую хотят попасть в больницу просто затем, чтобы пройти обследование, так как не могут сделать этого на базе поликлиник.
- Поликлиники оснащены достаточным количеством хорошего оборудования, проблема в нехватке их самих. Вот, например, левый берег. Почему оттуда идут жалобы пациентов? Потому что местные поликлиники перегружены. Как решается вопрос? Сейчас бешеными темпами там идёт строительство новой поликлиники. На закупку оборудования уже выделено 270 миллионов, и в 2015-2016 годах мы её откроем. Плюс развиваем уже имеющуюся амбулаторно-поликлиническую базу. Например, недавно мы запустили в поликлиниках кабинеты неотложной помощи.
- Это те, которые, как писали СМИ, должны заменить скорую помощь?
- Глупость несусветная! Это ни в коей мере не замена, это помощь скорой. Допустим, на участке в поликлинике есть хронический больной с гипертонией. У него небольшой скачок давления, а участковый терапевт в это время работает на приёме. Раньше такой пациент был бы вынужден вызвать скорую, а сейчас к нему может прийти врач неотложной помощи. В каждой поликлинике для него выделена машина и комплект оборудования - электрокардиограф, глюкометр, запас инъекционных лекарственных препаратов. В январе мы будем готовы отчитаться о том, насколько эта мера позволила снизить количество вызовов скорой помощи.
- С полгода назад Росэдравнадзор критиковал вас за нарушение сроков ожидания на приём к узким специалистам. Удалось решить эту проблему?
- Это тот вопрос, на который мы стараемся найти ответ. Не хватает у нас узких специалистов, точно так же не хватает участковых терапевтов, врачей-реаниматологов. Мы работаем с мед- академией, есть подписанная губернатором программа о поддержке молодых специалистов.
- Наши читатели жалуются, что в медучреждениях эту проблему решили искусственно; в случае если в установленные законом сроки талонов к узкому специалисту не предвидится, пациентов просто не ставят в очередь...
- Такой установки, конечно же, никто не давал. Я уверен, что это какие-то частные случаи, на которые можно и нужно жаловаться - начмеду, главврачу, а если не помогает в минздрав.
- С прошлого года медучреждения перешли на одноканальное финансирование. Как изменился размер «кубышки», выделенной на медицину?
- Все медучреждения, за исключением казённых, стали получать деньги из одного источника фонда ОМС. Приведу простой пример. До перехода на одноканальное финансирование бюджет станции скорой помощи составлял 548 миллионов рублей. Сейчас - 1 миллиард 100 миллионов. Мы построили две новых подстанции, укомплектовали пульт «03», проводим капитальные ремонты, купили полный комплект формы врачам. Сейчас покупаем в бригады планшетки, куда будет забита база хронических больных. Так врач уже по дороге может спрогнозировать, с какой ситуацией он, скорее всего, столкнётся.
На времени ожидания скорой как это сказалось?
Скорую, бывает, по- прежнему ждут и по два часа, и по три. Машин хватает, есть резервные автомобили. Не хватает людей. В городе, считая специалистов частной клиники, которая тоже работает в системе «03», действуют 93 бригады. По нормативу на миллионный город нужно 100- 110 бригад. Работаем с медакадемией, работаем с выпускниками, но пока на скорую мало идут, так как там тяжело. В первую очередь скорая выезжает на инфаркты, политравмы, ДТП и другие неотложные случаи. По ним мы почти всегда укладываемся в 20-минутный норматив доезда.
Чаще всего люди жалуются на Центральные районные больницы. По вечерам, в выходные там дежурит всего один врач, остальных в случае необходимости вызывают из дома. Разве это нормально?
- Сколько в ЦРБ работает, к примеру, акушеров-гинекологов? Один. Столько же врачей-«узистов», немногим больше хирургов. Так что дежурство на дому - это нормально. У нас не было ни одного случая неоказания или несвоевременного оказания медицинской помощи. Некачественно оказанная помощь - да, бывает, я это признаю. Но скорая за больным на селе приедет, и нужный врач его осмотрит. Не хватает на селе узких специалистов, но для этого у нас существуют выездные методы работы. Что касается оснащения оборудованием, то ЦРБ здесь ничем не уступают городским больницам.
Ореол