Поиск

После запрета Россией импорта продовольствия из «недружественных» стран чиновники на всех уровнях поспешили оптимистично заявить, мол, земли у нас много, прокормимся.

По земельным ресурсам наша страна действительно в мировых лидерах. Вот только большинству россиян получить кусочек этого национального богатства и использовать его для того, чтобы обогатить себя и страну, по-прежнему невозможно...

Ничьё...

«Хотел приобрести участок около 60 соток для развития своего хозяйства, — рассказывает „АиФ“ Владимир Попков, глава фермерского хозяйства в деревне Владимирово Нижегородской обл. — Нашёл организацию, которая даёт заём для покупки. Но выяснилось, что за эти средства участок не приобрести. Когда-то ближайшие земли за бесценок купил местный предприниматель и теперь продаёт их втридорога...» 

Таких историй в почту «АиФ» поступает немало. Кто-то не может приобрести участок, потому что всё в округе скуплено предприимчивыми дельцами сразу после земельной реформы 1992-1994 гг. (тогда владельцами земельных паёв стали 12 млн бывших членов совхозов и колхозов). Другие безуспешно пытаются купить или для начала хотя бы арендовать кусочек земли, находящейся в государственной собственности. Не выходит. В результате ни бума сельского хозяйства, ни бума индивидуального жилищного строительства, который мог бы случиться в стране с такой огромной территорией и вытащить её из кризиса, в России нет и не предвидится. На лучшей земле, скупленной олигархами и иными денежными мешками, строятся коттеджные посёлки, а на земле, находящейся в собственности государства, растёт бурьян. При этом соседи России с востока смотрят на отечественное земельное богатство с большим аппетитом. В Сибири и на Дальнем Востоке землю арендуют китайцы. А на днях о намерении арендовать более 10 тыс. га в Хабаровском крае заявила Северная Корея.

«Одна из главных причин сложившейся ситуации — отсутствие разграничения между госземлями, — говорит Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС. — Непонятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, т. е. региональным властям. Сейчас этими землями могут распоряжаться муниципалитеты. Но для этого нужны участки, которые могли бы быть отданы в аренду или проданы. На их формирование нужны деньги. Но закон написан так, что муниципалитеты не должны их искать».

Ещё одно бесполезное богатство в руках муниципалитета — невостребованные земельные доли (17,2 млн га). Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не продал, не передал в аренду. «По закону, муниципалитет может забрать эту землю обратно в госсобственность, — говорит Сергей Шугаев, глава „Сельской России“. — Но это дело сложное и затратное. У муниципалитетов также нет на это средств».

Немецкий опыт

Зато средства находятся у предприимчивых бизнесменов, которые рассматривают землю как выгодное вложение капитала. Закон позволяет заинтересованному лицу за свои деньги сформировать участок, т. е. провести все дорогостоящие процедуры по оформлению границ и пр. (До этого это заинтересованное лицо должно как-то найти «лишние земли» и обеспечить согласие администрации на формирование участка.) Потом этот участок должен быть выставлен муниципалитетом на аукцион. Понятно, что человек, уже вложившийся в оформление, не может позволить себе его проиграть. Тем более что закон не предусматривает возмещение его затрат при проигрыше торгов. Это совершенно непрозрачная и коррупционная процедура. Поэтому на подобные схемы получения земли решаются люди с деньгами и связями во властных структурах. Для рядового же россиянина, решись он обратиться к местным властям с подобной просьбой, сразу же возникнет масса непреодолимых барьеров.

Ещё Пётр Столыпин говорил, что в деле земельного устройства нужен упорный труд, продолжительная чёрная работа. Разрешить этот вопрос нельзя, его нужно разрешАть. «А у нас даже нет единого органа по управлению земельными ресурсами, — напоминает Наталья Шагайда. — Минсельхоз отвечает за земли сельхозназначения, Минэкономразвития — вроде за все земли, а Фонд жилищного строительства — за то, чтобы строить на любых землях, и т. д. В итоге решения принимаются обрывочные, дорогие в исполнении и часто такие, что диву даёшься. А ещё у нас слабо развита система территориального планирования. Часть земель сельхозназначения должна перейти под застройку, но это должен быть разумный процесс с наименьшими рисками для сельхозпроизводства, выгодами для бюджетов муниципалитетов».

Другая задача — разобраться с тем, как используются земли, скупленные латифундистами (крупными землевладельцами. — Ред.), и впредь не допускать слишком большой концентрации земельных ресурсов в одних руках. В документе под названием «Основные направления совершенствования земельной политики» (он подготовлен экспертами при аграрном комитете Госдумы РФ и Торгово-промышленной палаты РФ) предлагается использовать опыт Германии, который страна применила в восточных землях, и провести «умную» приватизацию. Например, необходимо установить реальные ограничения в приобретении земли одним лицом. Продавать участки в собственность только после нескольких лет аренды, чтобы посмотреть, действительно ли земля используется по назначению. И не тому, кто предложит максимальную плату, а тому, у кого самый лучший бизнес-план в области сельского хозяйства.

Аргументы и Факты

После запрета Россией импорта продовольствия из «недружественных» стран чиновники на всех уровнях поспешили оптимистично заявить, мол, земли у нас много, прокормимся.

По земельным ресурсам наша страна действительно в мировых лидерах. Вот только большинству россиян получить кусочек этого национального богатства и использовать его для того, чтобы обогатить себя и страну, по-прежнему невозможно...

Ничьё...

«Хотел приобрести участок около 60 соток для развития своего хозяйства, — рассказывает „АиФ“ Владимир Попков, глава фермерского хозяйства в деревне Владимирово Нижегородской обл. — Нашёл организацию, которая даёт заём для покупки. Но выяснилось, что за эти средства участок не приобрести. Когда-то ближайшие земли за бесценок купил местный предприниматель и теперь продаёт их втридорога...» 

Таких историй в почту «АиФ» поступает немало. Кто-то не может приобрести участок, потому что всё в округе скуплено предприимчивыми дельцами сразу после земельной реформы 1992-1994 гг. (тогда владельцами земельных паёв стали 12 млн бывших членов совхозов и колхозов). Другие безуспешно пытаются купить или для начала хотя бы арендовать кусочек земли, находящейся в государственной собственности. Не выходит. В результате ни бума сельского хозяйства, ни бума индивидуального жилищного строительства, который мог бы случиться в стране с такой огромной территорией и вытащить её из кризиса, в России нет и не предвидится. На лучшей земле, скупленной олигархами и иными денежными мешками, строятся коттеджные посёлки, а на земле, находящейся в собственности государства, растёт бурьян. При этом соседи России с востока смотрят на отечественное земельное богатство с большим аппетитом. В Сибири и на Дальнем Востоке землю арендуют китайцы. А на днях о намерении арендовать более 10 тыс. га в Хабаровском крае заявила Северная Корея.

«Одна из главных причин сложившейся ситуации — отсутствие разграничения между госземлями, — говорит Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС. — Непонятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, т. е. региональным властям. Сейчас этими землями могут распоряжаться муниципалитеты. Но для этого нужны участки, которые могли бы быть отданы в аренду или проданы. На их формирование нужны деньги. Но закон написан так, что муниципалитеты не должны их искать».

Ещё одно бесполезное богатство в руках муниципалитета — невостребованные земельные доли (17,2 млн га). Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не продал, не передал в аренду. «По закону, муниципалитет может забрать эту землю обратно в госсобственность, — говорит Сергей Шугаев, глава „Сельской России“. — Но это дело сложное и затратное. У муниципалитетов также нет на это средств».

Немецкий опыт

Зато средства находятся у предприимчивых бизнесменов, которые рассматривают землю как выгодное вложение капитала. Закон позволяет заинтересованному лицу за свои деньги сформировать участок, т. е. провести все дорогостоящие процедуры по оформлению границ и пр. (До этого это заинтересованное лицо должно как-то найти «лишние земли» и обеспечить согласие администрации на формирование участка.) Потом этот участок должен быть выставлен муниципалитетом на аукцион. Понятно, что человек, уже вложившийся в оформление, не может позволить себе его проиграть. Тем более что закон не предусматривает возмещение его затрат при проигрыше торгов. Это совершенно непрозрачная и коррупционная процедура. Поэтому на подобные схемы получения земли решаются люди с деньгами и связями во властных структурах. Для рядового же россиянина, решись он обратиться к местным властям с подобной просьбой, сразу же возникнет масса непреодолимых барьеров.

Ещё Пётр Столыпин говорил, что в деле земельного устройства нужен упорный труд, продолжительная чёрная работа. Разрешить этот вопрос нельзя, его нужно разрешАть. «А у нас даже нет единого органа по управлению земельными ресурсами, — напоминает Наталья Шагайда. — Минсельхоз отвечает за земли сельхозназначения, Минэкономразвития — вроде за все земли, а Фонд жилищного строительства — за то, чтобы строить на любых землях, и т. д. В итоге решения принимаются обрывочные, дорогие в исполнении и часто такие, что диву даёшься. А ещё у нас слабо развита система территориального планирования. Часть земель сельхозназначения должна перейти под застройку, но это должен быть разумный процесс с наименьшими рисками для сельхозпроизводства, выгодами для бюджетов муниципалитетов».

Другая задача — разобраться с тем, как используются земли, скупленные латифундистами (крупными землевладельцами. — Ред.), и впредь не допускать слишком большой концентрации земельных ресурсов в одних руках. В документе под названием «Основные направления совершенствования земельной политики» (он подготовлен экспертами при аграрном комитете Госдумы РФ и Торгово-промышленной палаты РФ) предлагается использовать опыт Германии, который страна применила в восточных землях, и провести «умную» приватизацию. Например, необходимо установить реальные ограничения в приобретении земли одним лицом. Продавать участки в собственность только после нескольких лет аренды, чтобы посмотреть, действительно ли земля используется по назначению. И не тому, кто предложит максимальную плату, а тому, у кого самый лучший бизнес-план в области сельского хозяйства.

Аргументы и Факты