Поиск

Проект федерального бюджета, закон о котором Госдума собирается рассматривать в первом чтении, вообще-то касается не только 2015 года (полное наименование законопроекта — «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»). Однако неопределенность в экономике сегодня настолько велика, что нам бы разобраться с тем, что в следующем-то году будет. Поэтому, даже не рассматривая 2016 и 2017 годы, попытаемся разобраться с реалистичностью того, что предлагает Правительство России.

Макроэкономические показатели

Важнейших таких показателей всего два: ВВП — да-да, тот самый валовый внутренний продукт, удвоить который так и не смогли в 2000-е годы, — и уровень инфляции. Именно они, согласно ст. 199 Бюджетного кодекса России, должны указываться при утверждении основных характеристик бюджета. Значимость этих макропоказателей предопределяется тем, что от их уровня, собственно говоря, напрямую зависят основные бюджетные характеристики: доходы и расходы бюджета, показатель его дефицита или профицита и т.п.

Очевидно, что если вы правильно определили объем ВВП и, соответственно, его динамику на следующий год и уровень инфляции, вы сможете сверстать правильный, достоверный по своим показателям бюджет, вам не придется его постоянно исправлять, пересматривая прогнозы.

Рассматриваемый в настоящее время проект федерального бюджета предусматривает, что в следующем году российский ВВП вырастет на 1,2%, т.е. будет небольшой, но все-таки рост. Причем в последующих годах показатели динамики ВВП будут еще лучше.

Чтобы оценить реалистичность подобных надежд на возобновление экономического роста в 2015 году, нарисуем такой простейший график…

Как растет экономика

Здесь надо все-таки отметить, что и 0,5% прироста экономики по ВВП в 2014 году не будет. Наша (ФБК) оценка: Россия будет около нуля в текущем году. По правительственному же прогнозу получается, что явная устойчивая тенденция замедления экономического роста и перехода его к отрицательным величинам у нас вдруг меняется в следующем году на прямо противоположную тенденцию: экономика начинает явно расти.

Вам верится в это? Мне — категорически нет. Во-первых, потому что нынешний переход в стадию экономического кризиса — это тенденция. Во-вторых, и это главное, нет поводов для того, чтобы появилась надежда на разворот данного тренда, потому что неопределенность в экономике будет расти, налоговая нагрузка — повышаться, санкции никто не отменит и т.п.

Интересно, на что надеется Минэкономразвития, когда прогнозирует такой вот разворот к экономическому росту в 2015 году? Ответ можно найти в документе под названием «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 городов». Оказывается, рост у нас должен возобновиться в результате повышения «инвестиционного спроса за счет компаний инфраструктурного сектора и государственных инвестиций». Но сегодня инвестиции в основной капитал падают (в целом по 2014 году это падение составит примерно 3%, а то и более), и никакое увеличение госинвестиций здесь не спасет. Наша оценка такова: экономического роста в 2015 году не будет, снижение ВВП составит более 2%.

Для проекта бюджета на 2015 год это означает колоссальный недобор доходов (оценочно — около 600 млрд рублей) только из-за более низких темпов экономического роста.

Цены на нефть

Если бы только за счет более низких темпов экономического роста был недобор доходов федерального бюджета — это полбеды. Гораздо более значимым этот самый недобор станет из-за того, что мировые цены на нефть будут существенно ниже ожидаемых уровней.

Итак, составители проекта бюджета исходили из того, что прогнозная цена на нефть марки «Юралс» составит в 2015 году 100 долларов США за баррель, а базовая, исходя из которой и считаются расходы бюджета, — 96 долларов США за баррель. Так и хочется сказать: посмотрите, что за окном-то делается! Уже в начале октября 2014 года цены на нефть марки «Юралс» опустились ниже 90 долларов за баррель. Надо учитывать, что это не какое-то там кратковременное падение (до этого они снижались на протяжении трех месяцев с уровня 109 долларов США за баррель). Кроме того, в 2015 году будут усиливаться факторы, понижающие мировую цену на нефть (к примеру, именно в 2015 году США станут, по всей видимости, безоговорочным мировым лидером по добыче нефти). Вот и получается, что при составлении бюджета была завышена прогнозная цена на нефть не менее чем на 10 долларов США за баррель. Примерная цена такого завышения — 700 млрд рублей.

Суммарно с недобором доходов из-за переоценки перспектив с экономическим ростом мы получаем «нарисованные» лишние 1300 млрд рублей бюджетных доходов. Вот это да! Вот это промах!

Здесь важно учитывать еще следующее обстоятельство. Власти в последние годы нередко ошибались в оценке перспектив роста ВВП. К примеру, при принятии бюджета на 2014 год исходили из того, что ВВП вырастет на 3%, а он вообще, как отмечалось выше, не вырастет. Но проблем с исполнением бюджета не возникало. А все потому, что фактическая цена на нефть оказывалась гораздо выше по сравнению с прогнозной ценой. Так, даже в 2014 году правительство ожидает, что фактическая цена составит 104 доллара США за баррель при прогнозной 101 доллар США за баррель.

Так вот, в 2015 году впервые за последние годы такой приятной неожиданности в виде более высоких мировых цен на нефть не будет. Будет с точностью до наоборот: фактическая цена на нефть окажется гораздо ниже прогнозной.

А это уже принципиально иная и отличная от прошлых лет ситуация.

Инфляция

Но, может быть, хотя бы другой важнейший макроэкономический показатель — уровень инфляции — посчитан более-менее правильно? Давайте оценим эти самые 5,5% роста потребительских цен, которые учтены при расчете федерального бюджета на 2015 год.

И снова нарисуем график того, как менялась инфляция в последние годы.

Как растут цены

Таким образом, и здесь схожая с динамикой ВВП картина (только в обратную сторону): ускоряющаяся инфляция в 2015 году должна вдруг затормозиться, просто обвалиться до 5,5%. Кстати, в 2014 году фактический показатель будет, по нашей (ФБК) оценке, существенно хуже прогнозного — около 9%. Верите в такое резкое изменение динамики инфляции? Я — нет. И вот почему: тенденция ускорения инфляции — это тоже, увы, сформировавшаяся тенденция. Кроме того, глупейший запрет на импорт продовольствия, который послужил мощным стимулом для разгона цен, никто отменять не собирается; заморозка тарифов естественных монополий, случившаяся в 2014 году, с 2015 года сменяется их разморозкой; курс рубля будет по-прежнему снижаться и т.д. — все это будет только разгонять инфляцию.

Мы вообще рискуем в 2015 году выйти на двузначную инфляцию — около 12%, а то и больше. А это, кстати, повлечет совершенно другие расходы из-за более высокого уровня индексаций бюджетных выплат и т.д. Значит, дефицит бюджета может существенным образом возрасти не только из-за недобора доходов, но и из-за повышенных расходов. Запланированный дефицит федерального бюджета в 0,6% ВВП рискует превратиться в 1,5–2%. А это уже тревожно, и даже очень.

Курс рубля

О, эта тема вызывает повышенный интерес. Пока проект бюджета-2015 ориентируется на 37,7 рубля за доллар США. Я категорически отказываюсь доверять такому прогнозу. С учетом всех-всех тенденций и обязательств(макроэкономическая слабость России, снижение мировых цен на нефть, огромный чистый отток капитала, оскудевающие международные резервы Банка России, разгоняющаяся инфляция и т.п.) рубль в 2015 году далеко уйдет за уровень 40 рублей за доллар США. Можем, кстати, вполне 45 рублей за доллар США увидеть к концу следующего года. Но если очень «постараемся», сможем увидеть такой уровень и на несколько месяцев раньше.

Кто-то скажет: зато это поддержит бюджет. И это действительно так: недобор доходов из-за более низких темпов экономического роста и слишком оптимистичной цены на нефть можно в значительном своем объеме компенсировать понижением рубля до 45 рублей за доллар США. Только необходимо учитывать, какая будет инфляция при таком курсе рубля и как такое падение отразится в целом на экономике.

Получается, что и по курсу рубля авторы законопроекта о бюджете-2015 не смогли дать достоверные оценки. Но, может быть, хотя бы уж с приоритетами бюджетных расходов определились верно?

Приоритеты

Расходы федерального бюджета в 2015 году должны превысить 15,5 трлн рублей, что в номинальном выражении на 10,5% больше по сравнению с расходами 2014 года. Безусловный приоритет по расходам за национальной обороной — почти 3,3 трлн рублей и рост в 2015 году на 32,8%. И хотя в номинальном выражении это меньше, чем планируемые траты на социальную политику (4 трлн рублей), по темпам роста расходов оборона вне конкуренции.

Траты на социальную политику в 2015 году должны вырасти на 14,7%, причем в значительном своем объеме это будет обеспечено за счет прироста средств на пенсионное обеспечение — на 13,2%, до 2,6 трлн рублей. Это то, что перечисляется Пенсионному фонду России для исполнения последним своих обязательств по пенсионным и другим выплатам.

На что еще следует обратить внимание: расходы федерального бюджета на здравоохранение должны уменьшиться в 2015 году на 21,4%, причем на стационарную медицинскую помощь их должно быть выделено на 40% меньше, а на амбулаторную помощь — на 30,8%.

На самом деле не все так катастрофично, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что предполагается следующее: снижение выделяемых бюджетных ассигнований из федерального бюджета будет компенсировано наращиванием финансирования по линии Фонда обязательного медицинского страхования (того, что платит работодатель в виде обязательных платежей в определенном проценте от заработной платы). Предполагается, что теперь средства ФОМС, которые раньше в целях оправдания повышения взносов направлялись на т.н. модернизацию здравоохранения, теперь как раз и будут замещать снизившиеся объемы финансирования из федерального бюджета.

Кроме того, предусматривается установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов. И вот за счет этого власти надеются на увеличение доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2015 году на 181,4 млрд рублей.

Но, и это важно, здесь не учитывается следующее важное обстоятельство: перспективы такого маневра напрямую зависят от состояния экономики. Если экономика входит в кризис, зарплаты замораживаются, а то и сокращаются. Следовательно, планируемых средств ФОМС, скорее всего, не получит. То есть мы рискуем получить ситуацию, когда расходы на здравоохранение из федерального бюджета будут резко сокращены, а вот компенсации этих выпадающих денег за счет страховых средств не произойдет. А вот с этим уже никак нельзя согласиться.

На образование, кстати, расходы федерального бюджета также сокращаются в 2015 году по сравнению с 2014 годом: на 4,7%, хотя нам также обещают, что общий объем выделяемых средств снизиться не должен.

В целом приоритетность расходов федерального бюджета на 2015 год можно охарактеризовать следующим образом: оборона — это «наше все», а вот реальная приоритетность ряда социальных расходов совсем не очевидна.

Не тот бюджет

Конечно, предстоит еще только первое чтение законопроекта «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Казалось бы, те принципиальные недостатки, которые есть в проекте закона, еще можно исправить. Однако будем реалистами. Вряд ли будут какие-то серьезные изменения, касающиеся основных характеристик бюджета. Во всяком случае, опыт предыдущих лет говорит именно об этом.

Значит, мы получим недостоверный, я бы даже сказал, ненастоящий бюджет-2015. Этот бюджет придется править по ходу дела, потому что экономическая действительность этого потребует. А потребует она такого пересмотра обязательно. Господа законодатели, посмотрите за окно, не ориентируйтесь на хотелки какие-то, тогда, может, вы и захотите сделать бюджет-2015 чуть реалистичнее. Ну хотя бы чуть-чуть…

Московский комсомолец

Проект федерального бюджета, закон о котором Госдума собирается рассматривать в первом чтении, вообще-то касается не только 2015 года (полное наименование законопроекта — «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»). Однако неопределенность в экономике сегодня настолько велика, что нам бы разобраться с тем, что в следующем-то году будет. Поэтому, даже не рассматривая 2016 и 2017 годы, попытаемся разобраться с реалистичностью того, что предлагает Правительство России.

Макроэкономические показатели

Важнейших таких показателей всего два: ВВП — да-да, тот самый валовый внутренний продукт, удвоить который так и не смогли в 2000-е годы, — и уровень инфляции. Именно они, согласно ст. 199 Бюджетного кодекса России, должны указываться при утверждении основных характеристик бюджета. Значимость этих макропоказателей предопределяется тем, что от их уровня, собственно говоря, напрямую зависят основные бюджетные характеристики: доходы и расходы бюджета, показатель его дефицита или профицита и т.п.

Очевидно, что если вы правильно определили объем ВВП и, соответственно, его динамику на следующий год и уровень инфляции, вы сможете сверстать правильный, достоверный по своим показателям бюджет, вам не придется его постоянно исправлять, пересматривая прогнозы.

Рассматриваемый в настоящее время проект федерального бюджета предусматривает, что в следующем году российский ВВП вырастет на 1,2%, т.е. будет небольшой, но все-таки рост. Причем в последующих годах показатели динамики ВВП будут еще лучше.

Чтобы оценить реалистичность подобных надежд на возобновление экономического роста в 2015 году, нарисуем такой простейший график…

Как растет экономика

Здесь надо все-таки отметить, что и 0,5% прироста экономики по ВВП в 2014 году не будет. Наша (ФБК) оценка: Россия будет около нуля в текущем году. По правительственному же прогнозу получается, что явная устойчивая тенденция замедления экономического роста и перехода его к отрицательным величинам у нас вдруг меняется в следующем году на прямо противоположную тенденцию: экономика начинает явно расти.

Вам верится в это? Мне — категорически нет. Во-первых, потому что нынешний переход в стадию экономического кризиса — это тенденция. Во-вторых, и это главное, нет поводов для того, чтобы появилась надежда на разворот данного тренда, потому что неопределенность в экономике будет расти, налоговая нагрузка — повышаться, санкции никто не отменит и т.п.

Интересно, на что надеется Минэкономразвития, когда прогнозирует такой вот разворот к экономическому росту в 2015 году? Ответ можно найти в документе под названием «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 городов». Оказывается, рост у нас должен возобновиться в результате повышения «инвестиционного спроса за счет компаний инфраструктурного сектора и государственных инвестиций». Но сегодня инвестиции в основной капитал падают (в целом по 2014 году это падение составит примерно 3%, а то и более), и никакое увеличение госинвестиций здесь не спасет. Наша оценка такова: экономического роста в 2015 году не будет, снижение ВВП составит более 2%.

Для проекта бюджета на 2015 год это означает колоссальный недобор доходов (оценочно — около 600 млрд рублей) только из-за более низких темпов экономического роста.

Цены на нефть

Если бы только за счет более низких темпов экономического роста был недобор доходов федерального бюджета — это полбеды. Гораздо более значимым этот самый недобор станет из-за того, что мировые цены на нефть будут существенно ниже ожидаемых уровней.

Итак, составители проекта бюджета исходили из того, что прогнозная цена на нефть марки «Юралс» составит в 2015 году 100 долларов США за баррель, а базовая, исходя из которой и считаются расходы бюджета, — 96 долларов США за баррель. Так и хочется сказать: посмотрите, что за окном-то делается! Уже в начале октября 2014 года цены на нефть марки «Юралс» опустились ниже 90 долларов за баррель. Надо учитывать, что это не какое-то там кратковременное падение (до этого они снижались на протяжении трех месяцев с уровня 109 долларов США за баррель). Кроме того, в 2015 году будут усиливаться факторы, понижающие мировую цену на нефть (к примеру, именно в 2015 году США станут, по всей видимости, безоговорочным мировым лидером по добыче нефти). Вот и получается, что при составлении бюджета была завышена прогнозная цена на нефть не менее чем на 10 долларов США за баррель. Примерная цена такого завышения — 700 млрд рублей.

Суммарно с недобором доходов из-за переоценки перспектив с экономическим ростом мы получаем «нарисованные» лишние 1300 млрд рублей бюджетных доходов. Вот это да! Вот это промах!

Здесь важно учитывать еще следующее обстоятельство. Власти в последние годы нередко ошибались в оценке перспектив роста ВВП. К примеру, при принятии бюджета на 2014 год исходили из того, что ВВП вырастет на 3%, а он вообще, как отмечалось выше, не вырастет. Но проблем с исполнением бюджета не возникало. А все потому, что фактическая цена на нефть оказывалась гораздо выше по сравнению с прогнозной ценой. Так, даже в 2014 году правительство ожидает, что фактическая цена составит 104 доллара США за баррель при прогнозной 101 доллар США за баррель.

Так вот, в 2015 году впервые за последние годы такой приятной неожиданности в виде более высоких мировых цен на нефть не будет. Будет с точностью до наоборот: фактическая цена на нефть окажется гораздо ниже прогнозной.

А это уже принципиально иная и отличная от прошлых лет ситуация.

Инфляция

Но, может быть, хотя бы другой важнейший макроэкономический показатель — уровень инфляции — посчитан более-менее правильно? Давайте оценим эти самые 5,5% роста потребительских цен, которые учтены при расчете федерального бюджета на 2015 год.

И снова нарисуем график того, как менялась инфляция в последние годы.

Как растут цены

Таким образом, и здесь схожая с динамикой ВВП картина (только в обратную сторону): ускоряющаяся инфляция в 2015 году должна вдруг затормозиться, просто обвалиться до 5,5%. Кстати, в 2014 году фактический показатель будет, по нашей (ФБК) оценке, существенно хуже прогнозного — около 9%. Верите в такое резкое изменение динамики инфляции? Я — нет. И вот почему: тенденция ускорения инфляции — это тоже, увы, сформировавшаяся тенденция. Кроме того, глупейший запрет на импорт продовольствия, который послужил мощным стимулом для разгона цен, никто отменять не собирается; заморозка тарифов естественных монополий, случившаяся в 2014 году, с 2015 года сменяется их разморозкой; курс рубля будет по-прежнему снижаться и т.д. — все это будет только разгонять инфляцию.

Мы вообще рискуем в 2015 году выйти на двузначную инфляцию — около 12%, а то и больше. А это, кстати, повлечет совершенно другие расходы из-за более высокого уровня индексаций бюджетных выплат и т.д. Значит, дефицит бюджета может существенным образом возрасти не только из-за недобора доходов, но и из-за повышенных расходов. Запланированный дефицит федерального бюджета в 0,6% ВВП рискует превратиться в 1,5–2%. А это уже тревожно, и даже очень.

Курс рубля

О, эта тема вызывает повышенный интерес. Пока проект бюджета-2015 ориентируется на 37,7 рубля за доллар США. Я категорически отказываюсь доверять такому прогнозу. С учетом всех-всех тенденций и обязательств(макроэкономическая слабость России, снижение мировых цен на нефть, огромный чистый отток капитала, оскудевающие международные резервы Банка России, разгоняющаяся инфляция и т.п.) рубль в 2015 году далеко уйдет за уровень 40 рублей за доллар США. Можем, кстати, вполне 45 рублей за доллар США увидеть к концу следующего года. Но если очень «постараемся», сможем увидеть такой уровень и на несколько месяцев раньше.

Кто-то скажет: зато это поддержит бюджет. И это действительно так: недобор доходов из-за более низких темпов экономического роста и слишком оптимистичной цены на нефть можно в значительном своем объеме компенсировать понижением рубля до 45 рублей за доллар США. Только необходимо учитывать, какая будет инфляция при таком курсе рубля и как такое падение отразится в целом на экономике.

Получается, что и по курсу рубля авторы законопроекта о бюджете-2015 не смогли дать достоверные оценки. Но, может быть, хотя бы уж с приоритетами бюджетных расходов определились верно?

Приоритеты

Расходы федерального бюджета в 2015 году должны превысить 15,5 трлн рублей, что в номинальном выражении на 10,5% больше по сравнению с расходами 2014 года. Безусловный приоритет по расходам за национальной обороной — почти 3,3 трлн рублей и рост в 2015 году на 32,8%. И хотя в номинальном выражении это меньше, чем планируемые траты на социальную политику (4 трлн рублей), по темпам роста расходов оборона вне конкуренции.

Траты на социальную политику в 2015 году должны вырасти на 14,7%, причем в значительном своем объеме это будет обеспечено за счет прироста средств на пенсионное обеспечение — на 13,2%, до 2,6 трлн рублей. Это то, что перечисляется Пенсионному фонду России для исполнения последним своих обязательств по пенсионным и другим выплатам.

На что еще следует обратить внимание: расходы федерального бюджета на здравоохранение должны уменьшиться в 2015 году на 21,4%, причем на стационарную медицинскую помощь их должно быть выделено на 40% меньше, а на амбулаторную помощь — на 30,8%.

На самом деле не все так катастрофично, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что предполагается следующее: снижение выделяемых бюджетных ассигнований из федерального бюджета будет компенсировано наращиванием финансирования по линии Фонда обязательного медицинского страхования (того, что платит работодатель в виде обязательных платежей в определенном проценте от заработной платы). Предполагается, что теперь средства ФОМС, которые раньше в целях оправдания повышения взносов направлялись на т.н. модернизацию здравоохранения, теперь как раз и будут замещать снизившиеся объемы финансирования из федерального бюджета.

Кроме того, предусматривается установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов. И вот за счет этого власти надеются на увеличение доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2015 году на 181,4 млрд рублей.

Но, и это важно, здесь не учитывается следующее важное обстоятельство: перспективы такого маневра напрямую зависят от состояния экономики. Если экономика входит в кризис, зарплаты замораживаются, а то и сокращаются. Следовательно, планируемых средств ФОМС, скорее всего, не получит. То есть мы рискуем получить ситуацию, когда расходы на здравоохранение из федерального бюджета будут резко сокращены, а вот компенсации этих выпадающих денег за счет страховых средств не произойдет. А вот с этим уже никак нельзя согласиться.

На образование, кстати, расходы федерального бюджета также сокращаются в 2015 году по сравнению с 2014 годом: на 4,7%, хотя нам также обещают, что общий объем выделяемых средств снизиться не должен.

В целом приоритетность расходов федерального бюджета на 2015 год можно охарактеризовать следующим образом: оборона — это «наше все», а вот реальная приоритетность ряда социальных расходов совсем не очевидна.

Не тот бюджет

Конечно, предстоит еще только первое чтение законопроекта «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Казалось бы, те принципиальные недостатки, которые есть в проекте закона, еще можно исправить. Однако будем реалистами. Вряд ли будут какие-то серьезные изменения, касающиеся основных характеристик бюджета. Во всяком случае, опыт предыдущих лет говорит именно об этом.

Значит, мы получим недостоверный, я бы даже сказал, ненастоящий бюджет-2015. Этот бюджет придется править по ходу дела, потому что экономическая действительность этого потребует. А потребует она такого пересмотра обязательно. Господа законодатели, посмотрите за окно, не ориентируйтесь на хотелки какие-то, тогда, может, вы и захотите сделать бюджет-2015 чуть реалистичнее. Ну хотя бы чуть-чуть…

Московский комсомолец