Поиск

Участники круглого стола, посвященного вопросам образования в Омском регионе, пришли к выводу, что проблемы есть, но они решаемы.

В пресс-центре РИА «Омск-Информ» прошел круглый стол «Учебный год 2014–2015 начался. Что ждет его в конце?». Одним из инициаторов обсуждения темы образования в Омской области стал депутат Законодательного собрания Степан Бонковский.

– Я много времени провожу в районах области и интересуюсь проблемой образования. Мне на каждой встрече задают много вопросов по образованию. Я не могу сказать, что у нас все хорошо, – отметил депутат. – Три года у нас шла модернизация образования. Это был шаг вперед. К сожалению, на данном этапе эта программа приостановлена. Важно, чтобы программа модернизации и дальше реализовывалась.

По мнению парламентария, в сферу образования необходимо привлекать кадры, особенно на селе. Для этого нужно создать нормальные условия, потому что учитель – это главный человек в деревне.

– Он был главным всегда – в XIX, XX и XXI вв. Учителя все уважают. Однако вопрос оптимизации образования в том виде, как он сейчас реализуется, дестабилизирует систему сельского образования, – считает Бонковский. – Если и дальше будет сокращение педагогических кадров, увеличение количества учеников в классах – начнется хаос. Это первое. Второй момент, который всех беспокоит, – это качество образования. У нас много медалистов, но они не могут устроиться во взрослой жизни. Почему у многих из них не получается дальше двигаться? В-третьих, у нас в регионе очень серьезная проблема со сдачей ЕГЭ по математике, физике, химии. А ведь мы должны сейчас поднять и оборонную промышленность, и высокотехнологические производства нефтехимической отрасли, и агропромышленный комплекс. Нужны специалисты. Необходимо подготовить профессионалов, которые смогут это сделать. Мы всегда были впереди, а сейчас нет. По ряду показателей Омская область теряет свои позиции. И это беспокоит. Мы должны найти пути решения, чтобы наши дети получали качественное образование.

В обсуждении актуальной темы также приняли участие: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ Владимир Гам, кандидат физико-математических наук, председатель предметной комиссии по математике в Омской области Владимир Николаев, исполняющий обязанности директора департамента образования администрации г. Омска Максим Трушников, директор Любинской общеобразовательной школы № 2 Наталья Плющева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Алексеевская СОШ» Москаленского района Евгения Енаки.

Где тонко?

О том, что Омская область теряет образовательные позиции, свидетельствуют федеральные показатели. Вот данные, опубликованные на информационном портале Всероссийской олимпиады школьников: в 2010/2011 учебном году в рейтинге субъектов РФ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников Омская область занимала 36 позицию. В 2011/2012 учебном году регион занимал уже 38 позицию, а в 2012/2013 году – 55 место.

По количеству школьников, получивших высший 100-балльный результат на ЕГЭ по отдельным предметам, Омская область также заняла незавидное 55 место. Причем, если в 2013 году на ЕГЭ по математике трое омских школьников набрали 100 баллов, то в 2014 году высший балл по математике не набрал никто! По словам Владимира Николаева, лишь семи школьникам региона удалось преодолеть планку в 90 баллов. Как отметил председатель предметной комиссии по математике, в этом году были обеспечены дополнительные меры, пресекающие утечку информации и возможность списывания. Экзамен прошел честно, и появилась возможность увидеть объективные оценки.

Что изменилось?

В учебном году 2014–2015 ЕГЭ по математике будет разделен на базовый и профильный уровни. На профильном ЕГЭ задания соответствуют уровню 2014 года. На базовом – задания проверяют математические знания учеников, необходимые им в жизни. Базовый уровень ЕГЭ не дает права поступать в вузы, где необходимо сдавать математику.

В чем причина?

Дискутируя о причинах, которые тянут вниз образовательную статистику региона в федеральных рейтингах, участники круглого стола разошлись в оценках. Как считает Владимир Гам(на фото слева), проблема – в отсутствии стратегической политики в области образования. 

– Сегодня создана неплохая материальная база по образовательным направлениям, в школах произведен ремонт. На должном уровне организована переподготовка кадров. Однако нет главного. Нет четкого представления, что мы хотим получить от системы образования. Если мы создаем высокотехнологичное общество, нужны высокоинтеллектуальные кадры. Школьники должны четко понимать, в какой сфере они будут профессионально востребованы. Сейчас они этого не видят и не понимают. Нет стратегии – все размыто. А бесцельная работа образовательных структур, осуществляемая лишь для того, чтобы общество функционировало, никогда не даст хорошего результата, – считает Владимир Гам.

По мнению Максима Трушникова, несмотря на то что основа для обучения детей во всех образовательных организациях одинакова – она заложена в федеральных государственных образовательных стандартах – в Омске есть школы, которые активно занимаются инновационными проектами и стремятся к развитию. Во многом это объясняется позицией руководителя, умением подобрать кадры, выстроить систему управления коллективом и способностью заинтересовать педагогический коллектив работать на результат.

– Как эти задачи реализуются в каждом образовательном учреждении – здесь возникают вопросы. Мы – департамент образования – для того и существуем, чтобы направлять эту деятельность, чтобы учителя не останавливались в своем развитии, – сказал Трушников. – Сегодня создана эффективная система повышения квалификации педагогов, организуется методическая работа внутри образовательного учреждения. Учителя стимулируются на самообразование. Это дает положительный эффект. Школьники самых обычных средних школ, не являющихся лицеями и гимназиями, сдают единый государственный экзамен с наивысшей оценкой.

Владимир Николаев (на фото справа) считает, что в омском образовании не уделяется должного внимания работе с одаренными детьми.

– Мне приходится часто бывать в командировках в разных российских регионах. Я не знаю областного города, где нет школы-интерната для одаренных детей, кроме своего родного Омска. У нас такой школы нет. При этом я убежден, что с одаренными детьми нужно работать. Необходимо создавать им условия для углубленного изучения тех предметов, в которых они преуспевают, создавать базу для научно-исследовательской деятельности. Сегодня мы наблюдаем отток талантливой молодежи из Омска. Заканчивая топ-школы, они поступают в столичные вузы и навсегда уезжают из Омска. Необходимо активно развивать образование на селе, чтобы сельские школьники получали высшее образование и оставались в регионе. Учащиеся должны четко представлять, какие профессии нужны сейчас, и специализироваться на знаниях, которые будут необходимы в их дальнейшей трудовой деятельности. Омская область не имеет природных ресурсов. Главный потенциал – человеческий ресурс, а значит, необходимо изо всех сил развивать образование. Нужно вкладывать в головы нашей молодежи мысль, что хорошая учеба обеспечит престижную работу на высокотехнологичных производствах. Должна быть  мотивация. Это выгодно и для региона, и для страны.

Внешние вызовы, сумеем ли ответить?

По мнению профессора педагогики Владимира Гама, закон об образовании принимается, как правило, на двадцать лет. Его необходимо принять как данность и выполнять  положения, которые в нем прописаны. А значит, ЕГЭ, сдаваемый выпускниками средних школ, ГИА, который сдают девятиклассники, и ЕМЭ, который по итогу начальной школы сдают ученики четвертого класса, – все эти испытания будут критерием выполнения федеральных стандартов образования. По всем уровням образования предусмотрена итоговая аттестация, которая и будет являться оценкой качества предоставляемых образовательных услуг. Готово ли омское образование ответить на все эти вызовы?

Проблемы появляются уже на начальном этапе обучения. С 2015 года у первоклашек будут оценивать результаты дошкольного образования. Но ведь далеко не все дети дошкольного возраста организованы. Особенно остро эта проблема стоит на селе. Кроме того, уже в 2015 году девятиклассники, помимо двух обязательных экзаменов, будут сдавать два экзамена по выбору, которые предопределят дальнейшее профильное образование школьника. И в этом вопросе необходимо четко объяснить и школьникам и их родителям, что от оценок, полученных на экзамене, будет зависеть дальнейшая судьба школьника, а именно, сможет ли он поступить в вуз. Не любой аттестат позволит продолжить образование.

Это важно!

Рособрнадзор снизил минимальный порог оценки за ЕГЭ, необходимый для получения аттестата. Минимальный порог по математике с 24 баллов снизился до 20. По русскому языку необходимый минимум для получения аттестата снизился с 36 баллов до 24. При этом в начале учебного года глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов подписал распоряжение об установлении минимального количества баллов по всем предметам единого государственного экзамена, необходимого для поступления в высшие учебные заведения.

Документ устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по всем учебным предметам. По русскому языку – 36 баллов, по математике – 27 баллов, по физике – 36 баллов, по химии – 36 баллов, по информатике – 40 баллов, по биологии – 36 баллов, по истории – 32 балла, по географии – 37 баллов, по обществознанию – 42 балла, по литературе – 32 балла, по иностранным языкам – 22 балла. Тем школьникам, которые не наберут необходимое количество баллов, дорога в вуз будет закрыта.

Позитивным опытом подготовки школьников по профильным предметам поделились руководители сельских средних образовательных заведений.

К примеру, Наталья Плющева рассказала, как в Любинском муниципальном районе в рамках созданной образовательной сети обучают старшеклассников профильным предметам.

– С 2010 года в нашем районе создана образовательная сеть. В две центральные школы, расположенные в районном центре и поселке Красный Яр, по средам приезжают старшеклассники из 16 образовательных учреждений, расположенных в селах Любинского района. В этот день они расходятся на свои индивидуальные маршруты, где с ними занимаются лучшие учителя района, имеющие высшую и первую аттестационную категорию. Они преподают те предметы, которые школьник выбрал для углубленного изучения. Кроме того, в рамках этого проекта организована группа для тех школьников, которые хотят как можно лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ. Тандем – мотивированные на результат школьники плюс заинтересованный педагог – дает хороший результат: школьники получают полный объем необходимых знаний, к тому же мы в полной мере выполняем норму Закона об образовании.

Евгения Енаки из Москаленского района также отметила эффективность сетевого обучения в сельских районах области.

– На селе особенно остра проблема дефицита квалифицированных кадров. Сегодня в сельских школах учителя вынуждены совмещать преподавание одновременно нескольких предметов. Форма сетевого обучения позволяет удовлетворять образовательные потребности старшеклассников. Именно благодаря качественной подготовке по профильным предметам наши выпускники успешно поступают в вузы, причем на бюджетные места, – считает Енаки.

Кроме того, в Москаленском районе уже год работает программа «Одаренные дети». Было отобрано 55 учащихся, которым в настоящее время создаются особые условия. Программа призвана помочь одаренному ребенку реализовать себя.

– Отрадно, что это направление получило поддержку на уровне районной администрации. Сейчас мы выходим на область, чтобы с этой группой детей занимались кандидаты и доктора наук. Дети будут заниматься по специальной программе, которая помимо расширенного образовательного курса предусматривает и научно-исследовательскую деятельность, – добавила эксперт.

Как отметила Евгения Енаки, все проблемы решаемы, необходимо просто своевременно реагировать на них.

Что еще изменится в 2014–2015 учебном году?

В этом году, поступая в вуз, абитуриенты будут сдавать 4 экзамена. При зачислении будет учитываться портфолио достижений выпускника, в котором отразится его деятельность по профильному предмету: участие в олимпиадах, в научных разработках, социальных проектах и т. д. Портфолио достижений будет оцениваться вузом до 10 баллов.

Кроме того, в начале декабря 2014 года одиннадцатиклассники будут писать сочинение, а ученики с ограниченными физическими возможностями – изложение. Итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации. Результаты итогового сочинения – «зачет» или «незачет» – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации. При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ.

Предстоит многое сделать

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что новый закон об образовании предъявляет довольно жесткие требования к системе образования на всех ее этапах. Чтобы выполнить его, необходимо подготовить для региона высококвалифицированные педагогические кадры. А это невозможно сделать без возрождения престижа учительской профессии.

Как отметил депутат Степан Бонковский, проблема образования в нашем регионе решаема. В том числе и на селе.

– Сегодня мы видим много положительных примеров, где образовательные учреждения используют передовой опыт в обучении сельских школьников. Этот опыт необходимо транслировать во все муниципальные районы области. Сельские школьники должны получать полноценное образование, поступать в высшие учебные заведения и пополнять интеллектуальный резерв региона. Но для этого необходимо создавать условия для учителей, которые приезжают работать в районы области. Работая в аграрной комиссии, мы стараемся помочь молодым специалистам в решении продовольственных вопросов, в улучшении материально-технической базы сельских школ. Мы и дальше в рамках своих компетенций продолжим работу, направленную на привлечение кадров на село. Будем решать вопрос о предоставлении жилья молодым специалистам, увеличения им заработной платы, чтобы они не стремились уехать в город, а оставались в районе и учили сельских школьников.

P.S.

Ключевая роль в выполнении образовательной программы в регионе отведена учителю. И все участники нашей дискуссии выразили озабоченность по поводу пополнения педагогических кадров в регионе. В учительскую профессию выпускники педагогического вуза идут весьма неохотно. Какие же усилия необходимо предпринять, чтобы образовательная система региона пополнилась квалифицированными кадрами, заточенными на работу с детьми?

По мнению участников, нужно принципиально изменить отношение к  учителю, доверять ему, не загружать его излишней бумажной работой. Дети и учителя – они друг для друга, а не для отчетных бумаг. Кроме того, нужно прекратить будоражить педагогов предстоящими сокращениями в рамках оптимизации образования, а вместо этого создать условия для стабильной планомерной работы.

Для успешного развития системы регионального образования нужна четкая концепция, четкие задачи. Поставить их перед работниками образования должен руководитель регионального министерства образования, которого, к сожалению, до сих пор нет. Учебный 2014–2015 год начался. Ответственность за то, с какими результатами он закончится, сегодня не определена. И хочется надеяться, что этот ключевой вопрос решится в ближайшее время.

Евгения Ларионова

Участники круглого стола, посвященного вопросам образования в Омском регионе, пришли к выводу, что проблемы есть, но они решаемы.

В пресс-центре РИА «Омск-Информ» прошел круглый стол «Учебный год 2014–2015 начался. Что ждет его в конце?». Одним из инициаторов обсуждения темы образования в Омской области стал депутат Законодательного собрания Степан Бонковский.

– Я много времени провожу в районах области и интересуюсь проблемой образования. Мне на каждой встрече задают много вопросов по образованию. Я не могу сказать, что у нас все хорошо, – отметил депутат. – Три года у нас шла модернизация образования. Это был шаг вперед. К сожалению, на данном этапе эта программа приостановлена. Важно, чтобы программа модернизации и дальше реализовывалась.

По мнению парламентария, в сферу образования необходимо привлекать кадры, особенно на селе. Для этого нужно создать нормальные условия, потому что учитель – это главный человек в деревне.

– Он был главным всегда – в XIX, XX и XXI вв. Учителя все уважают. Однако вопрос оптимизации образования в том виде, как он сейчас реализуется, дестабилизирует систему сельского образования, – считает Бонковский. – Если и дальше будет сокращение педагогических кадров, увеличение количества учеников в классах – начнется хаос. Это первое. Второй момент, который всех беспокоит, – это качество образования. У нас много медалистов, но они не могут устроиться во взрослой жизни. Почему у многих из них не получается дальше двигаться? В-третьих, у нас в регионе очень серьезная проблема со сдачей ЕГЭ по математике, физике, химии. А ведь мы должны сейчас поднять и оборонную промышленность, и высокотехнологические производства нефтехимической отрасли, и агропромышленный комплекс. Нужны специалисты. Необходимо подготовить профессионалов, которые смогут это сделать. Мы всегда были впереди, а сейчас нет. По ряду показателей Омская область теряет свои позиции. И это беспокоит. Мы должны найти пути решения, чтобы наши дети получали качественное образование.

В обсуждении актуальной темы также приняли участие: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ Владимир Гам, кандидат физико-математических наук, председатель предметной комиссии по математике в Омской области Владимир Николаев, исполняющий обязанности директора департамента образования администрации г. Омска Максим Трушников, директор Любинской общеобразовательной школы № 2 Наталья Плющева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Алексеевская СОШ» Москаленского района Евгения Енаки.

Где тонко?

О том, что Омская область теряет образовательные позиции, свидетельствуют федеральные показатели. Вот данные, опубликованные на информационном портале Всероссийской олимпиады школьников: в 2010/2011 учебном году в рейтинге субъектов РФ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников Омская область занимала 36 позицию. В 2011/2012 учебном году регион занимал уже 38 позицию, а в 2012/2013 году – 55 место.

По количеству школьников, получивших высший 100-балльный результат на ЕГЭ по отдельным предметам, Омская область также заняла незавидное 55 место. Причем, если в 2013 году на ЕГЭ по математике трое омских школьников набрали 100 баллов, то в 2014 году высший балл по математике не набрал никто! По словам Владимира Николаева, лишь семи школьникам региона удалось преодолеть планку в 90 баллов. Как отметил председатель предметной комиссии по математике, в этом году были обеспечены дополнительные меры, пресекающие утечку информации и возможность списывания. Экзамен прошел честно, и появилась возможность увидеть объективные оценки.

Что изменилось?

В учебном году 2014–2015 ЕГЭ по математике будет разделен на базовый и профильный уровни. На профильном ЕГЭ задания соответствуют уровню 2014 года. На базовом – задания проверяют математические знания учеников, необходимые им в жизни. Базовый уровень ЕГЭ не дает права поступать в вузы, где необходимо сдавать математику.

В чем причина?

Дискутируя о причинах, которые тянут вниз образовательную статистику региона в федеральных рейтингах, участники круглого стола разошлись в оценках. Как считает Владимир Гам(на фото слева), проблема – в отсутствии стратегической политики в области образования. 

– Сегодня создана неплохая материальная база по образовательным направлениям, в школах произведен ремонт. На должном уровне организована переподготовка кадров. Однако нет главного. Нет четкого представления, что мы хотим получить от системы образования. Если мы создаем высокотехнологичное общество, нужны высокоинтеллектуальные кадры. Школьники должны четко понимать, в какой сфере они будут профессионально востребованы. Сейчас они этого не видят и не понимают. Нет стратегии – все размыто. А бесцельная работа образовательных структур, осуществляемая лишь для того, чтобы общество функционировало, никогда не даст хорошего результата, – считает Владимир Гам.

По мнению Максима Трушникова, несмотря на то что основа для обучения детей во всех образовательных организациях одинакова – она заложена в федеральных государственных образовательных стандартах – в Омске есть школы, которые активно занимаются инновационными проектами и стремятся к развитию. Во многом это объясняется позицией руководителя, умением подобрать кадры, выстроить систему управления коллективом и способностью заинтересовать педагогический коллектив работать на результат.

– Как эти задачи реализуются в каждом образовательном учреждении – здесь возникают вопросы. Мы – департамент образования – для того и существуем, чтобы направлять эту деятельность, чтобы учителя не останавливались в своем развитии, – сказал Трушников. – Сегодня создана эффективная система повышения квалификации педагогов, организуется методическая работа внутри образовательного учреждения. Учителя стимулируются на самообразование. Это дает положительный эффект. Школьники самых обычных средних школ, не являющихся лицеями и гимназиями, сдают единый государственный экзамен с наивысшей оценкой.

Владимир Николаев (на фото справа) считает, что в омском образовании не уделяется должного внимания работе с одаренными детьми.

– Мне приходится часто бывать в командировках в разных российских регионах. Я не знаю областного города, где нет школы-интерната для одаренных детей, кроме своего родного Омска. У нас такой школы нет. При этом я убежден, что с одаренными детьми нужно работать. Необходимо создавать им условия для углубленного изучения тех предметов, в которых они преуспевают, создавать базу для научно-исследовательской деятельности. Сегодня мы наблюдаем отток талантливой молодежи из Омска. Заканчивая топ-школы, они поступают в столичные вузы и навсегда уезжают из Омска. Необходимо активно развивать образование на селе, чтобы сельские школьники получали высшее образование и оставались в регионе. Учащиеся должны четко представлять, какие профессии нужны сейчас, и специализироваться на знаниях, которые будут необходимы в их дальнейшей трудовой деятельности. Омская область не имеет природных ресурсов. Главный потенциал – человеческий ресурс, а значит, необходимо изо всех сил развивать образование. Нужно вкладывать в головы нашей молодежи мысль, что хорошая учеба обеспечит престижную работу на высокотехнологичных производствах. Должна быть  мотивация. Это выгодно и для региона, и для страны.

Внешние вызовы, сумеем ли ответить?

По мнению профессора педагогики Владимира Гама, закон об образовании принимается, как правило, на двадцать лет. Его необходимо принять как данность и выполнять  положения, которые в нем прописаны. А значит, ЕГЭ, сдаваемый выпускниками средних школ, ГИА, который сдают девятиклассники, и ЕМЭ, который по итогу начальной школы сдают ученики четвертого класса, – все эти испытания будут критерием выполнения федеральных стандартов образования. По всем уровням образования предусмотрена итоговая аттестация, которая и будет являться оценкой качества предоставляемых образовательных услуг. Готово ли омское образование ответить на все эти вызовы?

Проблемы появляются уже на начальном этапе обучения. С 2015 года у первоклашек будут оценивать результаты дошкольного образования. Но ведь далеко не все дети дошкольного возраста организованы. Особенно остро эта проблема стоит на селе. Кроме того, уже в 2015 году девятиклассники, помимо двух обязательных экзаменов, будут сдавать два экзамена по выбору, которые предопределят дальнейшее профильное образование школьника. И в этом вопросе необходимо четко объяснить и школьникам и их родителям, что от оценок, полученных на экзамене, будет зависеть дальнейшая судьба школьника, а именно, сможет ли он поступить в вуз. Не любой аттестат позволит продолжить образование.

Это важно!

Рособрнадзор снизил минимальный порог оценки за ЕГЭ, необходимый для получения аттестата. Минимальный порог по математике с 24 баллов снизился до 20. По русскому языку необходимый минимум для получения аттестата снизился с 36 баллов до 24. При этом в начале учебного года глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов подписал распоряжение об установлении минимального количества баллов по всем предметам единого государственного экзамена, необходимого для поступления в высшие учебные заведения.

Документ устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по всем учебным предметам. По русскому языку – 36 баллов, по математике – 27 баллов, по физике – 36 баллов, по химии – 36 баллов, по информатике – 40 баллов, по биологии – 36 баллов, по истории – 32 балла, по географии – 37 баллов, по обществознанию – 42 балла, по литературе – 32 балла, по иностранным языкам – 22 балла. Тем школьникам, которые не наберут необходимое количество баллов, дорога в вуз будет закрыта.

Позитивным опытом подготовки школьников по профильным предметам поделились руководители сельских средних образовательных заведений.

К примеру, Наталья Плющева рассказала, как в Любинском муниципальном районе в рамках созданной образовательной сети обучают старшеклассников профильным предметам.

– С 2010 года в нашем районе создана образовательная сеть. В две центральные школы, расположенные в районном центре и поселке Красный Яр, по средам приезжают старшеклассники из 16 образовательных учреждений, расположенных в селах Любинского района. В этот день они расходятся на свои индивидуальные маршруты, где с ними занимаются лучшие учителя района, имеющие высшую и первую аттестационную категорию. Они преподают те предметы, которые школьник выбрал для углубленного изучения. Кроме того, в рамках этого проекта организована группа для тех школьников, которые хотят как можно лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ. Тандем – мотивированные на результат школьники плюс заинтересованный педагог – дает хороший результат: школьники получают полный объем необходимых знаний, к тому же мы в полной мере выполняем норму Закона об образовании.

Евгения Енаки из Москаленского района также отметила эффективность сетевого обучения в сельских районах области.

– На селе особенно остра проблема дефицита квалифицированных кадров. Сегодня в сельских школах учителя вынуждены совмещать преподавание одновременно нескольких предметов. Форма сетевого обучения позволяет удовлетворять образовательные потребности старшеклассников. Именно благодаря качественной подготовке по профильным предметам наши выпускники успешно поступают в вузы, причем на бюджетные места, – считает Енаки.

Кроме того, в Москаленском районе уже год работает программа «Одаренные дети». Было отобрано 55 учащихся, которым в настоящее время создаются особые условия. Программа призвана помочь одаренному ребенку реализовать себя.

– Отрадно, что это направление получило поддержку на уровне районной администрации. Сейчас мы выходим на область, чтобы с этой группой детей занимались кандидаты и доктора наук. Дети будут заниматься по специальной программе, которая помимо расширенного образовательного курса предусматривает и научно-исследовательскую деятельность, – добавила эксперт.

Как отметила Евгения Енаки, все проблемы решаемы, необходимо просто своевременно реагировать на них.

Что еще изменится в 2014–2015 учебном году?

В этом году, поступая в вуз, абитуриенты будут сдавать 4 экзамена. При зачислении будет учитываться портфолио достижений выпускника, в котором отразится его деятельность по профильному предмету: участие в олимпиадах, в научных разработках, социальных проектах и т. д. Портфолио достижений будет оцениваться вузом до 10 баллов.

Кроме того, в начале декабря 2014 года одиннадцатиклассники будут писать сочинение, а ученики с ограниченными физическими возможностями – изложение. Итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации. Результаты итогового сочинения – «зачет» или «незачет» – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации. При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ.

Предстоит многое сделать

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что новый закон об образовании предъявляет довольно жесткие требования к системе образования на всех ее этапах. Чтобы выполнить его, необходимо подготовить для региона высококвалифицированные педагогические кадры. А это невозможно сделать без возрождения престижа учительской профессии.

Как отметил депутат Степан Бонковский, проблема образования в нашем регионе решаема. В том числе и на селе.

– Сегодня мы видим много положительных примеров, где образовательные учреждения используют передовой опыт в обучении сельских школьников. Этот опыт необходимо транслировать во все муниципальные районы области. Сельские школьники должны получать полноценное образование, поступать в высшие учебные заведения и пополнять интеллектуальный резерв региона. Но для этого необходимо создавать условия для учителей, которые приезжают работать в районы области. Работая в аграрной комиссии, мы стараемся помочь молодым специалистам в решении продовольственных вопросов, в улучшении материально-технической базы сельских школ. Мы и дальше в рамках своих компетенций продолжим работу, направленную на привлечение кадров на село. Будем решать вопрос о предоставлении жилья молодым специалистам, увеличения им заработной платы, чтобы они не стремились уехать в город, а оставались в районе и учили сельских школьников.

P.S.

Ключевая роль в выполнении образовательной программы в регионе отведена учителю. И все участники нашей дискуссии выразили озабоченность по поводу пополнения педагогических кадров в регионе. В учительскую профессию выпускники педагогического вуза идут весьма неохотно. Какие же усилия необходимо предпринять, чтобы образовательная система региона пополнилась квалифицированными кадрами, заточенными на работу с детьми?

По мнению участников, нужно принципиально изменить отношение к  учителю, доверять ему, не загружать его излишней бумажной работой. Дети и учителя – они друг для друга, а не для отчетных бумаг. Кроме того, нужно прекратить будоражить педагогов предстоящими сокращениями в рамках оптимизации образования, а вместо этого создать условия для стабильной планомерной работы.

Для успешного развития системы регионального образования нужна четкая концепция, четкие задачи. Поставить их перед работниками образования должен руководитель регионального министерства образования, которого, к сожалению, до сих пор нет. Учебный 2014–2015 год начался. Ответственность за то, с какими результатами он закончится, сегодня не определена. И хочется надеяться, что этот ключевой вопрос решится в ближайшее время.

Евгения Ларионова