Поиск

РИА «Омск-Информ» публикует малоизвестное интервью соратника Егора Летова, участника группы «Гражданская оборона» Евгения Пьянова. Оно актуально и сегодня.

Сегодня, 10 сентября 2014 года, исполнилось бы 50 лет со дня рождения Егора (Игоря Федоровича) Летова, выдающегося российского рок-музыканта и поэта, лидера группы «Гражданская оборона». Егор Летов прожил всю свою жизнь в Омске, в своей квартире на ул. Петра Осьминина записал все альбомы «Гражданской обороны» и смежных проектов. В Омске он же и умер 19 февраля 2008 года. Похоронен на Восточном кладбище.

Егор Летов редко давал интервью, а музыканты группы беседовали с прессой и того реже. Все немногочисленные интервью Летова и соратников давно систематизированы и выложены на таких сайтах, как gr-oborona.ru, gr oborona.info. К юбилею рок-музыканта «Омск-Информ» публикует малоизвестное интервью соратника Летова, участника группы «Гражданская оборона» в 1994–1999 годах омича Евгения Пьянова, более известного как Евгений Махно. Интервью взял я, журналист Михаил Осколков, летом 1998 года.  Оно было опубликовано, как ни странно, в газете «Омский Вестник», самом официозном омском издании тех лет. Просто редактор «ОВ» Владимир Иголкин – единственный, кто согласился опубликовать это интервью без сокращений. Материал, не мудрствуя, редакция озаглавила просто «Гражданская оборона». С тех пор это интервью нигде не перепечатывалось, в Интернете его точно нет.

В тот период «Гражданская оборона» возродилась после самороспуска и записала два альбома, одних из лучших и сложных в дискографии группы. Егор Летов и его соратники встали в оппозицию к ельцинскому режиму и давали концерты в составе «национал-коммунистического» рок-движения «Русский прорыв». Интервью неплохо передает атмосферу тех лет. Этот период в истории «Гражданской обороны» закончился в 2000 году, когда от Летова ушли прежние соратники и он набрал новый состав группы. А Евгений Пьянов (Махно) погиб в конце 1999 года, выбросившись из окна. Увы, в окружении Летова было много преждевременных смертей.

Интервью из 1998 года

Группа «Гражданская оборона», родившаяся в Омске, была и остается одной из самых больших загадок русской рок-музыки. Созданная в конце 1984 года и выпустившая два магнитоальбома, не дошедших тогда до широких масс, она была распущена не по воле музыкантов. Лидер «Г. О.» Егор Летов некоторое время размышлял о жизни в «психушке», а второй человек в группе Константин (Кузьма) Рябинов делал то же самое в байконурском стройбате. 

В 1987 году политический климат в стране несколько смягчается, хотя, по тем меркам, для власть предержащих творчество «Г. О.» – матерая антисовет­чина. Группа дебютирует на Новосибир­ском рок-фестивале. В мае – июне 1987 года Летов практически в одиночку в домашних условиях записывает серию из пяти магнитоальбомов «Г. О.» С это­го времени творчество Летова посред­ством музыкального самиздата становится известным в стране. В русской музы­ке подобного еще не было. Слушателя поражают своеобразная эстетика группы, сочетающая мелодизм с жесткостью аранжировок и общим «грязным» звуча­нием, надрывный голос Летова, слож­ные философские тексты, непостижимо сочетающиеся с нецензурными выраже­ниями и фразами, «порочащими наш общественный строй». Редко выступающая с концертами, полуподпольная группа становится популярной. В хит-парадах молодежных газет «Г. О.» поднимается в тройку лидеров вместе с модными тогда «Кино» и «Наутилусом». Но Летов не жаждет славы, не хочет быть объектом нового культа. В 1990 году становится известно о роспуске группы, хотя Егор Летов совместно с много повидавшим в армии Рябиновым и перешедшим в 1989 году в «Г. О.» из тюменской группы «Инструкция по выживанию» Игорем Жевтуном продолжает выпускать альбо­мы.

В октябре 1993 года Летов вновь на баррикадах. Он выступает на митинге защитников Дома Советов. В 1404 году «Гражданская оборона» воз­рождается, она входит в рок-движение «Русский прорыв». То ли по этой при­чине, то ли по иной о «Г. О.» теперь замалчивают. Никаких эфиров по ТВ и рекламной поддержки, без которых модные нынче группы не состоялись бы. О «Г. О.» почти не упоминают и в прессе. А между тем «Гражданская оборона» живет, выступает с концертами, записывает песни. В прошлом году (1997) вышли два альбома – «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия» – первые со времени воссоздания группы. В их записи участвовал и омич Евгений Махно (в миру – Пьянов). В «Граждан­ской обороне» с 1994 года. Он – мой собеседник.

– Евгений, сейчас о «Г. О.» почти ничего не слышно. Нет и ни малейших признаков коммерческой раскрутки. Хотя, по идее, раскрутка нужна минимальная: «Г. О.», скажем так, живая легенда русского рока и до сих пор записывает очень силь­ные, на мой взгляд, вещи. Ваше нежелание продаваться шоу-бизне­су – это принципиально?

– Да, я думаю, это – принципиально. Раскрутка, как я понимаю, может иметь цель заработать побольше денег или увеличить аудиторию. Однако возникает вопрос – а стоит ли того? Раскрутка, как это практикуется у нас в стране, это профанация любой идеи. Да, «Г. О.» получала предложения и от московских продюсеров, и даже от одной крупной омской фирмы. В последнем случае речь шла о чисто рекламной акции. И мы, понятно, отказались.

– Последние альбомы «Гражданс­кой обороны» явно показывают тен­денцию к некой эстетизации. Музыка стала более мелодичной, красивой. Появились клавишные инструменты, скрипки и др. Как можно объяснить такую эволюцию стиля?

– Я бы не стал определять стиль, в котором играет «Г. О.», каким-либо од­ним стилем. Это то же самое, что на­звать стиль, извините за нескромность, «Битлз». Стиль «Г. О.» – он и есть стиль «Г. О.» Вообще я бы даже не назвал то, что делает «Гражданская оборона», искусством. Это своеобразный шаманизм, что ли, вернее – особый способ влия­ния на массы. С тем, чтобы изменить мир, людей к лучшему. Хоть ненамного. 60-е годы, все эти молодежные движе­ния, психоделическая музыка хоть на 2–3 года, но немного изменили мир.

Что касается последних альбомов... Работа над ними была очень кропотли­вой, шла бесконечно долго. Записано множество красивых партий, все были очень довольны. Я думаю, эта музыка – несколько для другого слушателя. Бо­лее зрелого, мудрого.

– В последних вещах «Г. О.» по­чти полностью отсутствует ненорма­тивная лексика, или проще мат, ко­торый в прежние времена встречал­ся частенько. Это своего рода внутренняя цензура или, может, осозна­ние своей солидности?

– Нет никакой цензуры. Просто поэт, Летов в данном случае, так пишет. Если он чувствует, что в стихотворении мат неуме­стен, он его и не ставит. В лирических, к примеру, вещах или патриотических. Вооб­ще надо сказать, что тексты песен стали, я бы так выразился, мудрей.

– Где «Гражданская оборона» записывала новые вещи?

– Как и старые – у Летова дома. Мы не хотим арендовать никакую студию.

Это значит приходить туда с угрюмы­ми лицами и начинать записывать, чув­ствовать, что время работы ограниче­но. Лучше работать дома, непринуж­денно. Во время записи мы общаем­ся, шутим друг с другом. «Солнцево­рот» и «Невыносимая легкость бытия» писались два года, особенно много вре­мени уделяли сведению. Хотя в пер­вое время существования «Г.О.» аль­бомы записывались за несколько дней. Просто, опять же говорю, группа повзрослела. Стали более ответственны в работе над материалом. Да и музы­ка стала сложнее.

– Как участники «Гражданской обороны» смотрят на весь осталь­ной русский рок?

– Отвечу за себя. Общая картина мрачная, мало что хорошего осталось в стране. Вот были хорошие группы – «Ноль», «Калинов мост». Но где они сейчас, что с ними – непонятно. Какую-нибудь «Алису», «Агату Кристи» назвать роком трудно – они уже десять лет работают в шоу-бизнесе. Раньше еще хоть группы, вот, к примеру, «Аквариум», что-то достойное создавали, а уж затем их прибирал к рукам шоу-бизнес. А теперь сразу же «лепят» коммерческий не рок даже, а «рочок» наподобие «Мумий Трол­ля». Наш российский попс, к сожале­нию, на ужасающе низком уровне, на Западе и «Роллинг Стоунз», и Элтон Джон – это ведь, по сути, поп-музыка. Но уровень-то высочайший. Сказать можно так – каждый народ имеет ту рок-музыку, которую он заслуживает.

– Ну вот, так плавно перешли, как говорится, к гражданско-патриотической проблематике. Что вы о народе думаете?

– Печально все. К несчастью, на­род живет нелепо, бестолково. Умами все больше владеет что-то приземлен­ное, денежное, обывательское. Чувствуя это, понимая, что одной музыкой вли­ять на умы сейчас трудно, Летов, я думаю, и занялся политикой.

– Если сейчас о Летове в так называемой солидной прессе что-то и пишут, то встречаешь в основ­ном расхожее мнение: Летов, мол, «пошел в политику», лишь бы ока­заться в оппозиции власти – так ему удобнее. Говоря словами из его же песни: «Я всегда буду против».

– Не думаю, что это так. Протест Летова против всего, что происходит со страной, искренен. Летов же не яв­ляется незыблемым символом неким, а живой человек, поэт. У него нет плана на всю жизнь, что делать и говорить. Уход в оппозицию – это эмоциональная реакция на творящуюся несправедли­вость. Из этого и возникло рок-движе­ние «Русский прорыв», в котором кроме «Г. О.» участвовали и тюменская «Инструкция по выживанию», и наш земляк Манагер (Олег Судаков), и другие.

– Евгений, задам вопрос, который принято задавать всем творческим людям. Правда, в этом случае он прозвучит своеоб­разно. Какие творческие планы у группы «Гражданская оборона»?

– Идей, как всегда, много. В Омск приезжал старший брат Егора Летова, Сергей, известный саксофонист. Возмож­но, выйдет их совместный альбом. Есть задумки насчет новых вещей, новых вер­сий старых песен. Но пока вплотную этим мы не занимаемся. Хотелось бы издать на CD все записи «Гражданской оборо­ны» (пока выходили лишь сборники луч­ших вещей да сольные альбомы Лето­ва). Хоть Летов и говорит, что за многие песни ему теперь стыдно, но они в свое время прозвучали, стали известными. Из песни слов не выкинешь. «Г. О.» недав­но вернулась с гастролей. Если получит­ся, будем выступать еще. К сожалению, в Москве трудно договориться об аренде зала для выступлений. Считается, что аудитория у «Г. О.» буйная и хулиганис­тая.

– А, кстати, почему хулиганят?

– Сильное эмоциональное влияние на слуша­телей. Группа экстремистская, револю­ционная. Энергия слушателей требует выхода, потому и стулья ломают. Хотя недавно в Москве были гастроли бри­танской панк-группы «Exploiyted», фаны разнесли зал ДК им. Горбунова, так устроители концертов были до­вольны. Наверное, имеет место скры­тое противодействие из-за идей, кото­рые проповедует «Гражданская оборо­на».

– Хватает ли вам на жизнь, что вы зарабатываете, занимаясь музыкаль­ной деятельностью?

– Скорее, нет. Все в «Г. О.» живут не очень богато, но это нас не сильно тревожит. Мы работаем не из-за денег, а за идею. Деньги, если появляются, стараемся потратить на инструменты, аппаратуру.

– А как настроение?

– Подавленное. Ощущается надлом. Есть чувство, что все дело, за которое боролись, проиграно. Хотя, может, есть смысл надеяться на лучшее.

Сейчас участники «Гражданской обо­роны» живут в разных городах. Кузьма Рябинов – в Петербурге, Игорь Жевтун перебрался из Тюмени в Москву. Евге­ний Махно – в Омске. Манагер (Олег Судаков) уехал из Омска в Новосибирск. Барабанщик Александр Андрюшкин (единственный, имеющий музыкальное образование) работает в Тюмени в музыкальной школе. Все они, кроме уча­стия в «Гражданской обороне», занима­ются и сольными проектами. Из пос­ледних – альбом «Последний патрон» с участием Жевтуна и музыкантов «Инст­рукции по выживанию», концертник «Кузьмы и виртуозов», альбом Евгения Махно и группы «Не дай Бог» (которая по своему составу – та же «Гражданс­кая оборона»). По меркам современ­ного шоу-бизнеса «Г. О.» можно назвать если не «фантомом», то уж архаической самодеятельностью. Однако эти самодеятельные музыканты могут, собрав­шись в доморощенной студии, явить нечто, что даст основание сказать: «Да, есть еще люди в русском роке».

Михаил Осколков

«Омский вестник», сентябрь 1998 г.

6152

РИА «Омск-Информ» публикует малоизвестное интервью соратника Егора Летова, участника группы «Гражданская оборона» Евгения Пьянова. Оно актуально и сегодня.

Сегодня, 10 сентября 2014 года, исполнилось бы 50 лет со дня рождения Егора (Игоря Федоровича) Летова, выдающегося российского рок-музыканта и поэта, лидера группы «Гражданская оборона». Егор Летов прожил всю свою жизнь в Омске, в своей квартире на ул. Петра Осьминина записал все альбомы «Гражданской обороны» и смежных проектов. В Омске он же и умер 19 февраля 2008 года. Похоронен на Восточном кладбище.

Егор Летов редко давал интервью, а музыканты группы беседовали с прессой и того реже. Все немногочисленные интервью Летова и соратников давно систематизированы и выложены на таких сайтах, как gr-oborona.ru, gr oborona.info. К юбилею рок-музыканта «Омск-Информ» публикует малоизвестное интервью соратника Летова, участника группы «Гражданская оборона» в 1994–1999 годах омича Евгения Пьянова, более известного как Евгений Махно. Интервью взял я, журналист Михаил Осколков, летом 1998 года.  Оно было опубликовано, как ни странно, в газете «Омский Вестник», самом официозном омском издании тех лет. Просто редактор «ОВ» Владимир Иголкин – единственный, кто согласился опубликовать это интервью без сокращений. Материал, не мудрствуя, редакция озаглавила просто «Гражданская оборона». С тех пор это интервью нигде не перепечатывалось, в Интернете его точно нет.

В тот период «Гражданская оборона» возродилась после самороспуска и записала два альбома, одних из лучших и сложных в дискографии группы. Егор Летов и его соратники встали в оппозицию к ельцинскому режиму и давали концерты в составе «национал-коммунистического» рок-движения «Русский прорыв». Интервью неплохо передает атмосферу тех лет. Этот период в истории «Гражданской обороны» закончился в 2000 году, когда от Летова ушли прежние соратники и он набрал новый состав группы. А Евгений Пьянов (Махно) погиб в конце 1999 года, выбросившись из окна. Увы, в окружении Летова было много преждевременных смертей.

Интервью из 1998 года

Группа «Гражданская оборона», родившаяся в Омске, была и остается одной из самых больших загадок русской рок-музыки. Созданная в конце 1984 года и выпустившая два магнитоальбома, не дошедших тогда до широких масс, она была распущена не по воле музыкантов. Лидер «Г. О.» Егор Летов некоторое время размышлял о жизни в «психушке», а второй человек в группе Константин (Кузьма) Рябинов делал то же самое в байконурском стройбате. 

В 1987 году политический климат в стране несколько смягчается, хотя, по тем меркам, для власть предержащих творчество «Г. О.» – матерая антисовет­чина. Группа дебютирует на Новосибир­ском рок-фестивале. В мае – июне 1987 года Летов практически в одиночку в домашних условиях записывает серию из пяти магнитоальбомов «Г. О.» С это­го времени творчество Летова посред­ством музыкального самиздата становится известным в стране. В русской музы­ке подобного еще не было. Слушателя поражают своеобразная эстетика группы, сочетающая мелодизм с жесткостью аранжировок и общим «грязным» звуча­нием, надрывный голос Летова, слож­ные философские тексты, непостижимо сочетающиеся с нецензурными выраже­ниями и фразами, «порочащими наш общественный строй». Редко выступающая с концертами, полуподпольная группа становится популярной. В хит-парадах молодежных газет «Г. О.» поднимается в тройку лидеров вместе с модными тогда «Кино» и «Наутилусом». Но Летов не жаждет славы, не хочет быть объектом нового культа. В 1990 году становится известно о роспуске группы, хотя Егор Летов совместно с много повидавшим в армии Рябиновым и перешедшим в 1989 году в «Г. О.» из тюменской группы «Инструкция по выживанию» Игорем Жевтуном продолжает выпускать альбо­мы.

В октябре 1993 года Летов вновь на баррикадах. Он выступает на митинге защитников Дома Советов. В 1404 году «Гражданская оборона» воз­рождается, она входит в рок-движение «Русский прорыв». То ли по этой при­чине, то ли по иной о «Г. О.» теперь замалчивают. Никаких эфиров по ТВ и рекламной поддержки, без которых модные нынче группы не состоялись бы. О «Г. О.» почти не упоминают и в прессе. А между тем «Гражданская оборона» живет, выступает с концертами, записывает песни. В прошлом году (1997) вышли два альбома – «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия» – первые со времени воссоздания группы. В их записи участвовал и омич Евгений Махно (в миру – Пьянов). В «Граждан­ской обороне» с 1994 года. Он – мой собеседник.

– Евгений, сейчас о «Г. О.» почти ничего не слышно. Нет и ни малейших признаков коммерческой раскрутки. Хотя, по идее, раскрутка нужна минимальная: «Г. О.», скажем так, живая легенда русского рока и до сих пор записывает очень силь­ные, на мой взгляд, вещи. Ваше нежелание продаваться шоу-бизне­су – это принципиально?

– Да, я думаю, это – принципиально. Раскрутка, как я понимаю, может иметь цель заработать побольше денег или увеличить аудиторию. Однако возникает вопрос – а стоит ли того? Раскрутка, как это практикуется у нас в стране, это профанация любой идеи. Да, «Г. О.» получала предложения и от московских продюсеров, и даже от одной крупной омской фирмы. В последнем случае речь шла о чисто рекламной акции. И мы, понятно, отказались.

– Последние альбомы «Гражданс­кой обороны» явно показывают тен­денцию к некой эстетизации. Музыка стала более мелодичной, красивой. Появились клавишные инструменты, скрипки и др. Как можно объяснить такую эволюцию стиля?

– Я бы не стал определять стиль, в котором играет «Г. О.», каким-либо од­ним стилем. Это то же самое, что на­звать стиль, извините за нескромность, «Битлз». Стиль «Г. О.» – он и есть стиль «Г. О.» Вообще я бы даже не назвал то, что делает «Гражданская оборона», искусством. Это своеобразный шаманизм, что ли, вернее – особый способ влия­ния на массы. С тем, чтобы изменить мир, людей к лучшему. Хоть ненамного. 60-е годы, все эти молодежные движе­ния, психоделическая музыка хоть на 2–3 года, но немного изменили мир.

Что касается последних альбомов... Работа над ними была очень кропотли­вой, шла бесконечно долго. Записано множество красивых партий, все были очень довольны. Я думаю, эта музыка – несколько для другого слушателя. Бо­лее зрелого, мудрого.

– В последних вещах «Г. О.» по­чти полностью отсутствует ненорма­тивная лексика, или проще мат, ко­торый в прежние времена встречал­ся частенько. Это своего рода внутренняя цензура или, может, осозна­ние своей солидности?

– Нет никакой цензуры. Просто поэт, Летов в данном случае, так пишет. Если он чувствует, что в стихотворении мат неуме­стен, он его и не ставит. В лирических, к примеру, вещах или патриотических. Вооб­ще надо сказать, что тексты песен стали, я бы так выразился, мудрей.

– Где «Гражданская оборона» записывала новые вещи?

– Как и старые – у Летова дома. Мы не хотим арендовать никакую студию.

Это значит приходить туда с угрюмы­ми лицами и начинать записывать, чув­ствовать, что время работы ограниче­но. Лучше работать дома, непринуж­денно. Во время записи мы общаем­ся, шутим друг с другом. «Солнцево­рот» и «Невыносимая легкость бытия» писались два года, особенно много вре­мени уделяли сведению. Хотя в пер­вое время существования «Г.О.» аль­бомы записывались за несколько дней. Просто, опять же говорю, группа повзрослела. Стали более ответственны в работе над материалом. Да и музы­ка стала сложнее.

– Как участники «Гражданской обороны» смотрят на весь осталь­ной русский рок?

– Отвечу за себя. Общая картина мрачная, мало что хорошего осталось в стране. Вот были хорошие группы – «Ноль», «Калинов мост». Но где они сейчас, что с ними – непонятно. Какую-нибудь «Алису», «Агату Кристи» назвать роком трудно – они уже десять лет работают в шоу-бизнесе. Раньше еще хоть группы, вот, к примеру, «Аквариум», что-то достойное создавали, а уж затем их прибирал к рукам шоу-бизнес. А теперь сразу же «лепят» коммерческий не рок даже, а «рочок» наподобие «Мумий Трол­ля». Наш российский попс, к сожале­нию, на ужасающе низком уровне, на Западе и «Роллинг Стоунз», и Элтон Джон – это ведь, по сути, поп-музыка. Но уровень-то высочайший. Сказать можно так – каждый народ имеет ту рок-музыку, которую он заслуживает.

– Ну вот, так плавно перешли, как говорится, к гражданско-патриотической проблематике. Что вы о народе думаете?

– Печально все. К несчастью, на­род живет нелепо, бестолково. Умами все больше владеет что-то приземлен­ное, денежное, обывательское. Чувствуя это, понимая, что одной музыкой вли­ять на умы сейчас трудно, Летов, я думаю, и занялся политикой.

– Если сейчас о Летове в так называемой солидной прессе что-то и пишут, то встречаешь в основ­ном расхожее мнение: Летов, мол, «пошел в политику», лишь бы ока­заться в оппозиции власти – так ему удобнее. Говоря словами из его же песни: «Я всегда буду против».

– Не думаю, что это так. Протест Летова против всего, что происходит со страной, искренен. Летов же не яв­ляется незыблемым символом неким, а живой человек, поэт. У него нет плана на всю жизнь, что делать и говорить. Уход в оппозицию – это эмоциональная реакция на творящуюся несправедли­вость. Из этого и возникло рок-движе­ние «Русский прорыв», в котором кроме «Г. О.» участвовали и тюменская «Инструкция по выживанию», и наш земляк Манагер (Олег Судаков), и другие.

– Евгений, задам вопрос, который принято задавать всем творческим людям. Правда, в этом случае он прозвучит своеоб­разно. Какие творческие планы у группы «Гражданская оборона»?

– Идей, как всегда, много. В Омск приезжал старший брат Егора Летова, Сергей, известный саксофонист. Возмож­но, выйдет их совместный альбом. Есть задумки насчет новых вещей, новых вер­сий старых песен. Но пока вплотную этим мы не занимаемся. Хотелось бы издать на CD все записи «Гражданской оборо­ны» (пока выходили лишь сборники луч­ших вещей да сольные альбомы Лето­ва). Хоть Летов и говорит, что за многие песни ему теперь стыдно, но они в свое время прозвучали, стали известными. Из песни слов не выкинешь. «Г. О.» недав­но вернулась с гастролей. Если получит­ся, будем выступать еще. К сожалению, в Москве трудно договориться об аренде зала для выступлений. Считается, что аудитория у «Г. О.» буйная и хулиганис­тая.

– А, кстати, почему хулиганят?

– Сильное эмоциональное влияние на слуша­телей. Группа экстремистская, револю­ционная. Энергия слушателей требует выхода, потому и стулья ломают. Хотя недавно в Москве были гастроли бри­танской панк-группы «Exploiyted», фаны разнесли зал ДК им. Горбунова, так устроители концертов были до­вольны. Наверное, имеет место скры­тое противодействие из-за идей, кото­рые проповедует «Гражданская оборо­на».

– Хватает ли вам на жизнь, что вы зарабатываете, занимаясь музыкаль­ной деятельностью?

– Скорее, нет. Все в «Г. О.» живут не очень богато, но это нас не сильно тревожит. Мы работаем не из-за денег, а за идею. Деньги, если появляются, стараемся потратить на инструменты, аппаратуру.

– А как настроение?

– Подавленное. Ощущается надлом. Есть чувство, что все дело, за которое боролись, проиграно. Хотя, может, есть смысл надеяться на лучшее.

Сейчас участники «Гражданской обо­роны» живут в разных городах. Кузьма Рябинов – в Петербурге, Игорь Жевтун перебрался из Тюмени в Москву. Евге­ний Махно – в Омске. Манагер (Олег Судаков) уехал из Омска в Новосибирск. Барабанщик Александр Андрюшкин (единственный, имеющий музыкальное образование) работает в Тюмени в музыкальной школе. Все они, кроме уча­стия в «Гражданской обороне», занима­ются и сольными проектами. Из пос­ледних – альбом «Последний патрон» с участием Жевтуна и музыкантов «Инст­рукции по выживанию», концертник «Кузьмы и виртуозов», альбом Евгения Махно и группы «Не дай Бог» (которая по своему составу – та же «Гражданс­кая оборона»). По меркам современ­ного шоу-бизнеса «Г. О.» можно назвать если не «фантомом», то уж архаической самодеятельностью. Однако эти самодеятельные музыканты могут, собрав­шись в доморощенной студии, явить нечто, что даст основание сказать: «Да, есть еще люди в русском роке».

Михаил Осколков

«Омский вестник», сентябрь 1998 г.

6152