Поиск

Почему в магазинах постоянно растут цены? Омские производители уверяют: одна из причин -откаты и бонусы, которые им приходится платить за вход на полки крупных торговых сетей.

СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР

О том, как крупные торговые сети вставляют палки в колёса омским сельхозпроизводителям, уже писали. Магазины требуют неподъёмную для мелкого фермера плату за вход, то есть за то, чтобы его продукция просто попала на полки в торговом зале, и предъявляют особые требования к упаковке товара и срокам поставки. С введением санкций, наложивших продуктовое вето на товары из стран США и их политических союзников, поведение крупных ритейлеров ничуть не изменилось. Более того, доселе скрытое от общественности противостояние омских производителей и сетевых розничных компаний стало достоянием гласности.

На совещании в региональном минсельхозе, посвящённом продовольственной безопасности, гендиректор Любинского молзавода Геннадий Вальтер пожаловался, что предприятие, известное своей продукцией даже за пределами региона, никак не может наладить сотрудничество с «Лентой». По словам Вальтера, торговая сеть отказала крупнейшему омскому производителю с формулировкой «на прилавках нет места для продукции Любинского молочно-консервного комбината».

Ещё один омский производитель пожаловался на одну из торговых сетей в Омскую торгово-промышленную палату. В распоряжение попали секретные документы, регламентирующие сотрудничество поставщика и магазина. Договор именуется «договором оказания услуг» и относится к разряду коммерческой тайны. За его разглашение контрагенту грозит при-влечение к ответственности вплоть до уголовной, поэтому ни фамилию предпринимателя, ни название торговой сети мы не приводим.

- Этот договор производители вынуждены подписывать одновременно с основным договором поставки товара, - рассказывает предприниматель. - Какой-либо торг здесь неуместен, сеть вынуждает нас работать только на таких условиях и на переговоры не идёт. Если кто-то отказывается платить магазину бонусы, его товар просто не попадает на полки. По условиям соглашения я должен отдать сети 13,5 процента с продаж (без учёта торговой накрутки, которые сети плюсуют к стоимости товара - ред.), это выше, чем рентабельность на моём предприятии! И с каждым годом аппетиты сетевиков только растут.

ОБЛОЖИЛИ ДАНЬЮ

Платить магазину приходится буквально за всё. Даже расходы на ремонт торговых залов и строительство новых супермаркетов сеть возложила на поставщиков. По договору «оброк» на ремонт торгового комплекса составляет 40 000 рублей, сбор на строительство - 80 000. Плата за доступ на прилавок новых позиций - 5000 рублей за единицу товара.

- Расходы мы вынуждены закладывать в цену, - говорит предприниматель. - Немалые средства тратятся и на упаковку. По требованию федеральных сетей товары моей группы должны быть упакованы в европаллет. На закупку соответствующего оборудования нужно затратить не менее ста тысяч евро. Многие омские производители смогут позволить себе такие расходы? Но те, кто не сотрудничает с сетями, рискуют остаться без рынков сбыта - сегодня там продаётся 60 процентов товаров. Маленькие магазинчики так называемой шаговой доступности вымирают.

По словам источника, немногим отличаются от федеральных розничных сетей и крупные омские супермаркеты. Та же система поборов, только условия помягче. Плата за вход составляет в среднем 60 тысяч рублей, плюс во многих торговых точках действует система откатов - поставщик платит в карман директора магазина и менеджера по закупкам, ведущего его группу товаров. В итоге отпускная цена возрастает в среднем на 40 процентов.

Пока омские предприниматели в одиночку воюют с сетями, вакантные места на полках, освободившиеся после введения санкций, занимают иногородние товары. А значит, в Омске сокращаются и производство, и зарплаты, и налоговые выплаты в бюджет.

Без оброка никак?

В свою очередь ритейлеры называют поборы способом выживания на рынке.

- Ещё несколько лет назад торговая накрутка магазина составляла 25-30 процентов. После того как в Омск зашли сразу несколько крупных федеральных сетей, конкуренция на этом рынке значительно возросла и сейчас каждая торговая точка стремится по максимуму снизить накрутку, - рассказывает бывший руководитель одного из магазинов. - Чем ниже цена, тем больше у тебя покупателей. Но ведь расходы на выплату заработной платы персоналу, аренду помещений, налоги и так далее остались прежними. Где брать оборотные средства? Так что высокие доходы ритейлеров - миф, вложения в магазин при самом благополучном раскладе оправдываются минимум через два года.

Комментарий

Сергей МИЗЯ, председатель комитета по безопасности Омской торгово-промышленной палаты:

- Рынок сам ничего не регулирует, и в масштабах государства экономикой всё равно нужно управлять. Примером того, что происходит, когда государство пускает всё на самотёк, может служить Болгария. В страну, которая когда-то кормила фруктами и овощами не только себя, но и весь СССР, зашли транснациональные торговые сети. И сейчас в болгарских супермаркетах продаются помидоры из Турции и перцы из Голландии. Местные фермеры не смогли попасть в сети и разорились. Из семи миллионов человек в Болгарии осталось пять, и у этих пяти не всегда есть деньги, что-бы оплатить счета за электроэнергию, воду и тепло. Сейчас транснациональные сети появились в России, но ни на федеральном, ни на местном уровне правительство не контролирует, что происходит. Хотя у государства достаточно рычагов влияния. К примеру, что мешает Законодательному собранию Омской области, городскому совету принять нормативные акты, регламентирующие положение о том, что на прилавках транснациональных и федеральных сетей, зашедших в Омск, должно быть не менее 40-50 процентов товаров местных производителей? Хотите строить у нас мегамоллы - соглашайтесь на наши условия. Но пока получается так, что ритейлеры диктуют условия нам, и, как мне кажется, в больших сетях есть все признаки картельного сговора. Причина существующего положения дел - коррупция и крайне неэффективная работа государственной машины. За примерами далеко ходить не надо. После того как в Омскую торгово-промышленную палату поступило обращение предпринимателя, рассказавшего о кабальных условиях, навязанных ему торговой сетью, я обратился с жалобой в УФАС. Надзорный орган провёл проверку и ответил мне, что никаких нарушений не было. А к таким выводам в УФАС пришли потому, что договор оказания услуг сеть спрятала в своём головном офисе, и его никто не стал искать. Хотя есть полиция, есть банковская фискальная система, по которой легко отследить перечисление денег. Но пока мы идём по прямому пути Майдана и Болгарии.

Ваш Ореол

Почему в магазинах постоянно растут цены? Омские производители уверяют: одна из причин -откаты и бонусы, которые им приходится платить за вход на полки крупных торговых сетей.

СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР

О том, как крупные торговые сети вставляют палки в колёса омским сельхозпроизводителям, уже писали. Магазины требуют неподъёмную для мелкого фермера плату за вход, то есть за то, чтобы его продукция просто попала на полки в торговом зале, и предъявляют особые требования к упаковке товара и срокам поставки. С введением санкций, наложивших продуктовое вето на товары из стран США и их политических союзников, поведение крупных ритейлеров ничуть не изменилось. Более того, доселе скрытое от общественности противостояние омских производителей и сетевых розничных компаний стало достоянием гласности.

На совещании в региональном минсельхозе, посвящённом продовольственной безопасности, гендиректор Любинского молзавода Геннадий Вальтер пожаловался, что предприятие, известное своей продукцией даже за пределами региона, никак не может наладить сотрудничество с «Лентой». По словам Вальтера, торговая сеть отказала крупнейшему омскому производителю с формулировкой «на прилавках нет места для продукции Любинского молочно-консервного комбината».

Ещё один омский производитель пожаловался на одну из торговых сетей в Омскую торгово-промышленную палату. В распоряжение попали секретные документы, регламентирующие сотрудничество поставщика и магазина. Договор именуется «договором оказания услуг» и относится к разряду коммерческой тайны. За его разглашение контрагенту грозит при-влечение к ответственности вплоть до уголовной, поэтому ни фамилию предпринимателя, ни название торговой сети мы не приводим.

- Этот договор производители вынуждены подписывать одновременно с основным договором поставки товара, - рассказывает предприниматель. - Какой-либо торг здесь неуместен, сеть вынуждает нас работать только на таких условиях и на переговоры не идёт. Если кто-то отказывается платить магазину бонусы, его товар просто не попадает на полки. По условиям соглашения я должен отдать сети 13,5 процента с продаж (без учёта торговой накрутки, которые сети плюсуют к стоимости товара - ред.), это выше, чем рентабельность на моём предприятии! И с каждым годом аппетиты сетевиков только растут.

ОБЛОЖИЛИ ДАНЬЮ

Платить магазину приходится буквально за всё. Даже расходы на ремонт торговых залов и строительство новых супермаркетов сеть возложила на поставщиков. По договору «оброк» на ремонт торгового комплекса составляет 40 000 рублей, сбор на строительство - 80 000. Плата за доступ на прилавок новых позиций - 5000 рублей за единицу товара.

- Расходы мы вынуждены закладывать в цену, - говорит предприниматель. - Немалые средства тратятся и на упаковку. По требованию федеральных сетей товары моей группы должны быть упакованы в европаллет. На закупку соответствующего оборудования нужно затратить не менее ста тысяч евро. Многие омские производители смогут позволить себе такие расходы? Но те, кто не сотрудничает с сетями, рискуют остаться без рынков сбыта - сегодня там продаётся 60 процентов товаров. Маленькие магазинчики так называемой шаговой доступности вымирают.

По словам источника, немногим отличаются от федеральных розничных сетей и крупные омские супермаркеты. Та же система поборов, только условия помягче. Плата за вход составляет в среднем 60 тысяч рублей, плюс во многих торговых точках действует система откатов - поставщик платит в карман директора магазина и менеджера по закупкам, ведущего его группу товаров. В итоге отпускная цена возрастает в среднем на 40 процентов.

Пока омские предприниматели в одиночку воюют с сетями, вакантные места на полках, освободившиеся после введения санкций, занимают иногородние товары. А значит, в Омске сокращаются и производство, и зарплаты, и налоговые выплаты в бюджет.

Без оброка никак?

В свою очередь ритейлеры называют поборы способом выживания на рынке.

- Ещё несколько лет назад торговая накрутка магазина составляла 25-30 процентов. После того как в Омск зашли сразу несколько крупных федеральных сетей, конкуренция на этом рынке значительно возросла и сейчас каждая торговая точка стремится по максимуму снизить накрутку, - рассказывает бывший руководитель одного из магазинов. - Чем ниже цена, тем больше у тебя покупателей. Но ведь расходы на выплату заработной платы персоналу, аренду помещений, налоги и так далее остались прежними. Где брать оборотные средства? Так что высокие доходы ритейлеров - миф, вложения в магазин при самом благополучном раскладе оправдываются минимум через два года.

Комментарий

Сергей МИЗЯ, председатель комитета по безопасности Омской торгово-промышленной палаты:

- Рынок сам ничего не регулирует, и в масштабах государства экономикой всё равно нужно управлять. Примером того, что происходит, когда государство пускает всё на самотёк, может служить Болгария. В страну, которая когда-то кормила фруктами и овощами не только себя, но и весь СССР, зашли транснациональные торговые сети. И сейчас в болгарских супермаркетах продаются помидоры из Турции и перцы из Голландии. Местные фермеры не смогли попасть в сети и разорились. Из семи миллионов человек в Болгарии осталось пять, и у этих пяти не всегда есть деньги, что-бы оплатить счета за электроэнергию, воду и тепло. Сейчас транснациональные сети появились в России, но ни на федеральном, ни на местном уровне правительство не контролирует, что происходит. Хотя у государства достаточно рычагов влияния. К примеру, что мешает Законодательному собранию Омской области, городскому совету принять нормативные акты, регламентирующие положение о том, что на прилавках транснациональных и федеральных сетей, зашедших в Омск, должно быть не менее 40-50 процентов товаров местных производителей? Хотите строить у нас мегамоллы - соглашайтесь на наши условия. Но пока получается так, что ритейлеры диктуют условия нам, и, как мне кажется, в больших сетях есть все признаки картельного сговора. Причина существующего положения дел - коррупция и крайне неэффективная работа государственной машины. За примерами далеко ходить не надо. После того как в Омскую торгово-промышленную палату поступило обращение предпринимателя, рассказавшего о кабальных условиях, навязанных ему торговой сетью, я обратился с жалобой в УФАС. Надзорный орган провёл проверку и ответил мне, что никаких нарушений не было. А к таким выводам в УФАС пришли потому, что договор оказания услуг сеть спрятала в своём головном офисе, и его никто не стал искать. Хотя есть полиция, есть банковская фискальная система, по которой легко отследить перечисление денег. Но пока мы идём по прямому пути Майдана и Болгарии.

Ваш Ореол