Поиск

Школа — постоянные объект реформ и экспериментов на детях и учителях.

А почему бы не проводить в школах политинформацию? Пусть дети знают, что творится в мире. А если вернуть начальную военную подготовку(НВП)? Или, как заявил министр Ливанов, отменить в ЕГЭ часть, в которой дети угадывают ответы? Накануне начала учебного года на учителей, родителей и детей обрушивается ворох нововведений.

Учитель: бастовать или учить?

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов незадолго до начала учебного года отрапортовал: зарплата учителя почти во всех субъектах РФ достигла значения средней Но региону.

Так почему же педагоги во многих регионах идут в школу отнюдь не в праздничном настроении, а кое-где, например в Бийске, и вовсе решили Начать забастовку? «Проблема в том, что очень часто цифры доходов педагогов - дутые, - говорит Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель». - Да, порой общая сумма заработанного увеличивается, но за счёт чего? Тотальная нищета заставляет учителей хвататься за любые подработки, а в результате страдают дети, на которых времени уже не остаётся». Эту удручающую ситуацию признаёт и глава Минобрнауки. «Зарплаты повысились не только за счёт текущей работы, - говорит Дмитрий ЛИВАНОВ.

- Материальное стимулирование связано и с дополнительной работой, участием в конкурсах, публикацией педразработок. Поэтому нужно продолжить работу по нормированию труда педагогов. Основная часть их рабочего времени должна быть посвящена работе с детьми, а не связана с непрофильными видами деятельности».

Должна не должна, но учителя недовольны не только маленькими зарплатами. Их гнетёт постоянно увеличиваюшаяся бюрократическая нагрузка - невероятно выросший документооборот, который заслоняет от них реальные задачи - учить и воспитывать детей. Скажем, согласно новаторским планам руководства от образования каждому учителю вмени-ли в обязанность разрабатывать собственную концепцию преподавания его предмета. Ну и что получилось на деле? Большинство педагогов способны профессионально донести до детей разработанную, обкатанную и спущенную сверху программу, но не умеют придумывать что-то новое (в конце концов, ведь не каждый инженер — изобретатель, а врач — создатель нового направления в медицине). Вот и получается, что учителя, как заправские ученики-двоечники, списывают друг у друга эти самые программы, переставляя буквы и слова с места на место.

Помимо дублирования электронного и бумажного дневников каждого ребёнка, заполнения журналов - тоже электронного и бумажного (опять двойная работа) педагоги заполняют массу различных отчётов, справок, презентаций. Кому это нужно?! Видимо, на этот вопрос затруднились бы ответить даже те, кто пишет циркуляры об их введении.

Количество странных, а порой и курьёзных инициатив, спускаемых в школы сверху, в последние годы просто зашкаливает. В руководство образованием пришли люди неравнодушные. Но почему бы, прежде чем внедрять в жизнь, не выносить все инициативы на суд педагогической общественности - практики лучше теоретиков смогут разобраться в жизнеспособности той или иной идеи. Именно об этом просят педагоги в открытом письме министру образования.

Пока же система образования ни на какую систему не тянет - лишь хаос и беспорядок. В прошлом году под разными предлогами Из разрешённых к использованию для преподавания в школах изъяли более 50% учебников. Учителям срочно приходится перекраивать свои программы, если бы спросили не теоретиков от педагогики, а практиков - наверняка большинство учебников осталось бы. А теперь выброшены миллионы госденег, потраченных на их закупку.

Будем надеяться, в начинающемся учебном году высокие чиновники наконец прислушаются к простым учителям. Надежду на это даёт сам министр образования: «В работе учителя есть множество моментов, которые необходимо учитывать. Например, занятия с проблемными детьми в обычной школе, что не менее, а может, и более важное, чем работа учителя элитного образовательного заведения». Если же правильные слова останутся только словами, то, видимо, это скоро обернётся проблемой для всех. «Непродуманные реформы серьёзно усложняют жизнь педагогам, - говорит Андрей Демидов. - Люди устали и всё активнее готовы перейти от писем к активным действиям — забастовкам и пикетам». И ведь никому не нужно такое развитие событий?

Что ждёт учителей и учащихся в новом учебном году

Что изменится: правила допуска и сдачи итоговых экзаменов.

ЕГЭ можно будет сдавать досрочно. К примеру, курс географии заканчивается в 10-м классе, и, чтобы знания за год не забылись, можно написать тест.

ЕГЭ можно будет пересдать. Только в том случае, если получил двойку, и только один раз.

В экзамене появится устная часть. В этом учебном году в ЕГЭ по иностранному языку включат раздел «Говорение». Устные задания появятся в тестах и по другим предметам. Все ответы будут записываться на диктофон.

Что изменится: школьная форма.

Изначально хотели ввести единую форму для всех школ, а затем требования смягчились: общий вид одежды, её цвет, фасон должны определяться советом школы, родительским комитетом, попечительским советом. По сути, для миллионов учеников ничего не изменилось. Зато там, где возникают конфликты из-за внешнего вида учеников, есть возможность их безболезненно решить.

Василий ЛЯМИН, министр образования и молодёжной политики Ставропольского края:

- Эта история началась с нашего региона. Именно у нас девочки в одной из школ пришли на уроки в мусульманской одежде. Новые требования к школьной форме были жизненно необходимы, чтобы не было подобных конфликтных эпизодов.

Что изменится: с 1 января 2015 г. начнёт действовать новый профессиональный стандарт учителей.

В нём прописано, что педагог, в частности, должен уметь планировать и анализировать уроки, организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Сами учителя категорически против этих стандартов.

Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, учитель русского языка, член сове-та Межрегионального профсоюза работников образования:

- Учитель, по мнению разработчиков, должен быть мастером на все руки, разбираться во всём - в экономике, политике, компьютерной технике, уметь работать с детьми-аутистами и т.д. Это идеал, который в реальной жизни недостижим. В то же время этот стандарт может использоваться как средство давления на неугодного педагога, повод для его увольнения.

Сочинение станет одним из итоговых экзаменов.

Его будут писать в декабре. Инвалиды и дети с ограниченными возможностями смогут выбрать вместо него изложение. Комплекты тем для каждого часового пояса будут отличаться. Оценки за сочинение ставить не будут, только зачёт или незачёт. Без зачёта к ЕГЭ не допустят! Алла СЕДЫХ, победитель конкурса «Учитель года Липецкой области - 2006» : - Если с ЕГЭ мы уже привыкли работать, то с сочинением будут трудности. Мы пять лет не акцентировали внимание на подготовке к нему. Нужны колоссальные усилия, чтобы справиться.

Что изменится: начнут вводить комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Первый этап введения ГТО коснётся 12 регионов. А уже в 2016 г. комплекс будет введён, во всех школах РФ. Елена ГОЛОВКО, учитель физкультуры школы N° 11 г. Тимашевска Краснодарского края: - Главное даже не в методиках и оборудовании. Мы не знаем и истинного состояния здоровья учеников. Врач проверил детей, когда они пришли в первый класс, в пятом - выборочно, наконец, состояние допризывной молодёжи контролирует военкомат, а не школа. Каждый год в стране фиксируется несколько случаев смерти на уроках физкультуры, а уж об обмороках не приходится говорить. Мы - за ГТО. А готовы ли дети? Мы также не знаем, как работать с ребятами из спецмедгруппы.

Что изменится: для студентов правила перехода с платного от-деления на бюджетное.

До сих пор на бюджетные места мог-ли претендовать только отличники, теперь эта возможность откроется при наличии мест и для стyдентов-хорошистов.

Что изменится: система военной подготовки студентов.

Предполагается отменить систему военных кафедр и отсрочек от призыва и обучать военным специальностям всех студентов. Знакомство с армией для них ограничат обычными военными сборами. Вузы и правозащитники инициативу военных полностью поддерживают.

Олег ЦАПКО, руководитель Всероссийского студенческого союза: - Оба изменения в пользу хороших студентов - они и армии избегут, и деньги смогут сэкономить. 

АиФ

Школа — постоянные объект реформ и экспериментов на детях и учителях.

А почему бы не проводить в школах политинформацию? Пусть дети знают, что творится в мире. А если вернуть начальную военную подготовку(НВП)? Или, как заявил министр Ливанов, отменить в ЕГЭ часть, в которой дети угадывают ответы? Накануне начала учебного года на учителей, родителей и детей обрушивается ворох нововведений.

Учитель: бастовать или учить?

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов незадолго до начала учебного года отрапортовал: зарплата учителя почти во всех субъектах РФ достигла значения средней Но региону.

Так почему же педагоги во многих регионах идут в школу отнюдь не в праздничном настроении, а кое-где, например в Бийске, и вовсе решили Начать забастовку? «Проблема в том, что очень часто цифры доходов педагогов - дутые, - говорит Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель». - Да, порой общая сумма заработанного увеличивается, но за счёт чего? Тотальная нищета заставляет учителей хвататься за любые подработки, а в результате страдают дети, на которых времени уже не остаётся». Эту удручающую ситуацию признаёт и глава Минобрнауки. «Зарплаты повысились не только за счёт текущей работы, - говорит Дмитрий ЛИВАНОВ.

- Материальное стимулирование связано и с дополнительной работой, участием в конкурсах, публикацией педразработок. Поэтому нужно продолжить работу по нормированию труда педагогов. Основная часть их рабочего времени должна быть посвящена работе с детьми, а не связана с непрофильными видами деятельности».

Должна не должна, но учителя недовольны не только маленькими зарплатами. Их гнетёт постоянно увеличиваюшаяся бюрократическая нагрузка - невероятно выросший документооборот, который заслоняет от них реальные задачи - учить и воспитывать детей. Скажем, согласно новаторским планам руководства от образования каждому учителю вмени-ли в обязанность разрабатывать собственную концепцию преподавания его предмета. Ну и что получилось на деле? Большинство педагогов способны профессионально донести до детей разработанную, обкатанную и спущенную сверху программу, но не умеют придумывать что-то новое (в конце концов, ведь не каждый инженер — изобретатель, а врач — создатель нового направления в медицине). Вот и получается, что учителя, как заправские ученики-двоечники, списывают друг у друга эти самые программы, переставляя буквы и слова с места на место.

Помимо дублирования электронного и бумажного дневников каждого ребёнка, заполнения журналов - тоже электронного и бумажного (опять двойная работа) педагоги заполняют массу различных отчётов, справок, презентаций. Кому это нужно?! Видимо, на этот вопрос затруднились бы ответить даже те, кто пишет циркуляры об их введении.

Количество странных, а порой и курьёзных инициатив, спускаемых в школы сверху, в последние годы просто зашкаливает. В руководство образованием пришли люди неравнодушные. Но почему бы, прежде чем внедрять в жизнь, не выносить все инициативы на суд педагогической общественности - практики лучше теоретиков смогут разобраться в жизнеспособности той или иной идеи. Именно об этом просят педагоги в открытом письме министру образования.

Пока же система образования ни на какую систему не тянет - лишь хаос и беспорядок. В прошлом году под разными предлогами Из разрешённых к использованию для преподавания в школах изъяли более 50% учебников. Учителям срочно приходится перекраивать свои программы, если бы спросили не теоретиков от педагогики, а практиков - наверняка большинство учебников осталось бы. А теперь выброшены миллионы госденег, потраченных на их закупку.

Будем надеяться, в начинающемся учебном году высокие чиновники наконец прислушаются к простым учителям. Надежду на это даёт сам министр образования: «В работе учителя есть множество моментов, которые необходимо учитывать. Например, занятия с проблемными детьми в обычной школе, что не менее, а может, и более важное, чем работа учителя элитного образовательного заведения». Если же правильные слова останутся только словами, то, видимо, это скоро обернётся проблемой для всех. «Непродуманные реформы серьёзно усложняют жизнь педагогам, - говорит Андрей Демидов. - Люди устали и всё активнее готовы перейти от писем к активным действиям — забастовкам и пикетам». И ведь никому не нужно такое развитие событий?

Что ждёт учителей и учащихся в новом учебном году

Что изменится: правила допуска и сдачи итоговых экзаменов.

ЕГЭ можно будет сдавать досрочно. К примеру, курс географии заканчивается в 10-м классе, и, чтобы знания за год не забылись, можно написать тест.

ЕГЭ можно будет пересдать. Только в том случае, если получил двойку, и только один раз.

В экзамене появится устная часть. В этом учебном году в ЕГЭ по иностранному языку включат раздел «Говорение». Устные задания появятся в тестах и по другим предметам. Все ответы будут записываться на диктофон.

Что изменится: школьная форма.

Изначально хотели ввести единую форму для всех школ, а затем требования смягчились: общий вид одежды, её цвет, фасон должны определяться советом школы, родительским комитетом, попечительским советом. По сути, для миллионов учеников ничего не изменилось. Зато там, где возникают конфликты из-за внешнего вида учеников, есть возможность их безболезненно решить.

Василий ЛЯМИН, министр образования и молодёжной политики Ставропольского края:

- Эта история началась с нашего региона. Именно у нас девочки в одной из школ пришли на уроки в мусульманской одежде. Новые требования к школьной форме были жизненно необходимы, чтобы не было подобных конфликтных эпизодов.

Что изменится: с 1 января 2015 г. начнёт действовать новый профессиональный стандарт учителей.

В нём прописано, что педагог, в частности, должен уметь планировать и анализировать уроки, организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Сами учителя категорически против этих стандартов.

Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, учитель русского языка, член сове-та Межрегионального профсоюза работников образования:

- Учитель, по мнению разработчиков, должен быть мастером на все руки, разбираться во всём - в экономике, политике, компьютерной технике, уметь работать с детьми-аутистами и т.д. Это идеал, который в реальной жизни недостижим. В то же время этот стандарт может использоваться как средство давления на неугодного педагога, повод для его увольнения.

Сочинение станет одним из итоговых экзаменов.

Его будут писать в декабре. Инвалиды и дети с ограниченными возможностями смогут выбрать вместо него изложение. Комплекты тем для каждого часового пояса будут отличаться. Оценки за сочинение ставить не будут, только зачёт или незачёт. Без зачёта к ЕГЭ не допустят! Алла СЕДЫХ, победитель конкурса «Учитель года Липецкой области - 2006» : - Если с ЕГЭ мы уже привыкли работать, то с сочинением будут трудности. Мы пять лет не акцентировали внимание на подготовке к нему. Нужны колоссальные усилия, чтобы справиться.

Что изменится: начнут вводить комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Первый этап введения ГТО коснётся 12 регионов. А уже в 2016 г. комплекс будет введён, во всех школах РФ. Елена ГОЛОВКО, учитель физкультуры школы N° 11 г. Тимашевска Краснодарского края: - Главное даже не в методиках и оборудовании. Мы не знаем и истинного состояния здоровья учеников. Врач проверил детей, когда они пришли в первый класс, в пятом - выборочно, наконец, состояние допризывной молодёжи контролирует военкомат, а не школа. Каждый год в стране фиксируется несколько случаев смерти на уроках физкультуры, а уж об обмороках не приходится говорить. Мы - за ГТО. А готовы ли дети? Мы также не знаем, как работать с ребятами из спецмедгруппы.

Что изменится: для студентов правила перехода с платного от-деления на бюджетное.

До сих пор на бюджетные места мог-ли претендовать только отличники, теперь эта возможность откроется при наличии мест и для стyдентов-хорошистов.

Что изменится: система военной подготовки студентов.

Предполагается отменить систему военных кафедр и отсрочек от призыва и обучать военным специальностям всех студентов. Знакомство с армией для них ограничат обычными военными сборами. Вузы и правозащитники инициативу военных полностью поддерживают.

Олег ЦАПКО, руководитель Всероссийского студенческого союза: - Оба изменения в пользу хороших студентов - они и армии избегут, и деньги смогут сэкономить. 

АиФ