Поиск

Ровно год назад на Иртыше произошла самая крупная речная катастрофа в истории Омской области. РИА «Омск-Информ» вспоминает, как это было.

17 августа 2013 г. Суббота. Жара под 30 градусов, на небе ни облачка. Примерно час дня. На речном вокзале в центре Омска обычная для этого времени суета – свыше пяти десятков пассажиров собираются на прогулку в Ачаирский монастырь. Теплоход «Полесье-8» готовится к рейсу. К своему последнему рейсу.

АВАРИЯ

Проходит минут 40–45. Напротив поселка Новая Станица пассажирский пароход должен был разойтись бортами с сухогрузной баржей, которая шла вниз по Иртышу. Однако вместо этого «Полесье» таранит баржу левым бортом и буквально повисает на сухогрузе. Начинается кошмар – люди падают в воду, бьются об стены, друг о друга, ломают руки, ноги, разбивают головы. В этой мешанине (52 пассажира и 4 члена экипажа) целым не удалось остаться практически никому.

– Мы находились в самом начале теплохода, возле входа, – вспоминает о первых минутах трагедии омичка Татьяна Савченко (на фото справа). – Я только помню, что теплоход начал резко поворачивать налево, и я отключилась, меня привалило в проходе. Когда я очнулась, люди были вокруг – подо мной, надо мной, я уже лежала в воде. Мне помог мой муж и кто-то из команды. Выбиралась я прям по людям, истерика была везде.

По словам Татьяны, сначала эвакуировали самых тяжелых – те, кто был без сознания. Часть пострадавших перенесли на баржу, с которой столкнулось «Полесье». Уже оттуда их на катерах перевозили на берег, куда оперативно приехали машины скорой помощи.

Как отмечают многие участники тех событий, несмотря на шок, полученные травмы и сильнейшую боль, пассажиры сумели не поддаться панике, что в итоге спасло не одну жизнь. Находясь на середине реки, люди помогали друг другу, чем могли.

– Я потеряла сознание, очнулась в воде, которая начала прибывать, от того, что меня трясет какой-то парень и говорит: «Живая? Ну, вставай быстрей!» – рассказывает одна из пострадавших Кристина Постникова, получившая во время крушения «Полесья» травмы головы и ребер. – Здорово повели себя наши мужчины, они сохраняли спокойствие. И сразу же начали переносить всех пострадавших на ту самую баржу. Она была пустая и без груза. А наше судно буквально запуталось в ее боку.

СПАСЕНИЕ

В самый разгар выходных на берегу Иртыша отдыхало большое количество людей. Многие видели столкновение теплохода и баржи и поспешили на помощь на лодках. Среди тех, кто помогал спасать пассажиров «Полесья», были трое друзей – старший помощник прокурора Таврического района Василий Пугаев, инженер ОАО «Нефтеавтоматика» Антон Макаенко и специалист ООО «ИПК Промэкс-Инфо» Алексей Гилев. За несколько минут до трагедии они собирались переправляться на лодках на остров, который находится на середине Иртыша, как раз напротив Новой Станицы.

– Но тут раздался удар, и на всю реку разнесся скрежет металла, – вспоминает Василий Пугаев. – И мы увидели, что суда не разошлись, баржа врезалась в левый борт теплохода. Да так, что метров семьсот протащила «Полесье» назад. И тут же раздались крики людей.

В этот момент, отмечает Пугаев, в воде оказались три человека. Им с баржи сбросили спасательный круг и пару спасательных жилетов. Понимая, что пострадавшие (а это были женщины) самостоятельно не выберутся из воды, молодые люди решили плыть к ним сами на лодках.

– Одна из них выплыла сама, – рассказывает Василий. – А еще две сами плыть не могли, они уже с трудом держались за спасжилеты. Мы подошли к ним, и когда они сказали: «Мы ног не чувствуем», решили их из воды в лодки не поднимать, вдруг у них травмы тяжелые, зацепили их руками за лодки и начали грести к берегу. Это метров 500, да еще нас течение снесло на километр.

– Мы так переплавлялись, – добавляет Антон Макаенко. – Я со своей лодки бросил веревку Алексею. И двинулись: я работал веслом и тянул вторую лодку, а Леша держал вконец ослабевших женщин за руки, чтоб не отцепились. Когда я выбился из сил, мы с Алексеем поменялись, потом поменялись еще раз. А женщины тихо так просили: «Не бросайте нас».

На берегу выяснилось, что у одной из спасенных друзьями женщин рваная рана бедра, у второй – открытый перелом ноги. Позже 34-летнюю омичку в крайне тяжелом состоянии переправили бортом МЧС в столичный НИИ хирургии имени Вишневского. Пострадавшая лечилась в Москве долгие месяцы. А ее спасителей в конце декабря 2013 года руководство МЧС наградило медалями «За спасение утопающих».

Крушение теплохода «Полесье-8» стало серьезнейшим экзаменом и для служб оперативного реагирования. МЧС, скорая помощь, полиция – все, надо отдать им должное, в тот день сработали на «отлично».

– Важно отметить слаженную работу всех служб, участвовавших в оказании помощи пострадавшим при аварии теплохода «Полесье-8», – говорит министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко. – Это МЧС, служба скорой помощи, врачи неотложных стационаров. Отдельное спасибо хочется сказать жителям города, которые не остались в стороне и принимали активное участие в спасении людей в первые минуты после трагедии.

– К нам поступило тогда 11 или 12 человек, – вспоминает те события заместитель главного врача по хирургической помощи МСЧ № 4 Михаил Возлюбленный. – Две женщины были тяжелые: и таз переломанный, и голова, и разрыв внутренних органов, и перелом конечностей – травмы, несовместимые с жизнью. Они обе погибли после операций.  Еще одна пациентка была с переломом позвоночника, пострадавший с переломом ребер, другие с травмами средней тяжести. Кого-то отпустили сразу, четверо еще долго находились на лечении.

По словам известного в городе хирурга, в тот день в больнице был объявлен режим повышенной готовности, и те врачи, которых не было на рабочем месте, по первому звонку прибыли в медсанчасть.

– Привлекались также врачи-нейрохирурги из БСМП, у нас нет нейрохирургов. Помощь пострадавшим была оказана своевременно и квалифицированно, – говорит Возлюбленный. – Страшно, конечно, было. Особенно тяжело потерять двух женщин. Прям жалко, одной из них было всего 20 лет. К сожалению, их спасти не удалось...

Вот только сухие данные сводок той трагедии: пострадали 53 человека, в том числе 9 детей. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекалась 21 бригада скорой медицинской помощи. Людей эвакуировали в БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1», в БУЗОО «Медико-санитарная часть № 4», БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 3».

После осмотра и оказания необходимой помощи врачи госпитализировали 33 человека, в том числе 8 детей. Каждый четвертый оказался в больнице в тяжелом состоянии. На месте крушения теплохода погибли 4 человека, они получили несовместимые с жизнью травмы, еще две женщины умерли в больнице. Шесть жертв и десятки пострадавших – таков печальный итог этой трагедии.

ВИНОВНЫЙ

Непосредственный виновный в крушении теплохода «Полесье-8», как известно, был назван в тот же день – им оказался 51-летний капитан судна Юрий Ратько (на фото слева). В рейс он вышел в состоянии алкогольного опьянения, причем не проходил врачебный контроль. Сразу после трагедии Ратько предъявили обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц), он был заключен под стражу.

Следствие по делу Ратько и судебный процесс над ним заняли почти год. В итоге капитан «Полесья» был признан виновным и получил 4 года 6 месяцев колонии общего режима. Пока шло расследование, выяснилось, что Юрий Ратько 11 (!) раз менял место работы из-за проблем с алкоголем, однако руководство ОАО «Омский речной порт» не просто подписало с ним контракт, но и периодически закрывало глаза на его пьяные «фокусы».

Вот и в день трагедии капитан вновь появился на работе в состоянии алкогольного опьянения (накануне он выпил с другом 1,5 литра водки). Несмотря на это, он не был отстранен от управления пассажирским теплоходом, а без проведения медицинского осмотра допущен на борт. Следователям понадобился почти год, чтобы собрать доказательства и предъявить обвинения начальнику службы пассажирских перевозок ОАО «Омский речной порт» Андрею Шмитбергеру, который и допустил появление пьяного капитана за штурвалом «Полесья».  

– Понимая, что в случае отстранения Ратько от управления теплоходом произойдет задержка рейса или его отмена, и не желая этого, Шмитбергер не исполнил свои обязанности по обеспечению безаварийной работы пассажирского флота, грубо пренебрегая положениями, регулирующими безопасность перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, допустил капитана к управлению средством повышенной опасности – пассажирским теплоходом «Полесье-8», – сообщило 13 августа 2014 года Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ.

Уголовное дело в отношении Шмитбергера, возбужденное по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть двух и более лиц»), на днях было направлено в Ленинский районный суд Омска.

– Если с капитаном Ратько было все понятно сразу – его выловили из воды в состоянии алкогольного опьянения, то в отношении Шмитбергера была проведена большая доследственная работа, – подчеркивает старший помощник по взаимодействию со СМИ Западно-Сибирского СУ на транспорте Антон Чернышов. – Собранные материалы позволили создать достаточную доказательную базу, уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

БАРДАК НА ИРТЫШЕ 

Но Ратько и Шмитбергер – это, что называется, «конечные исполнители». Гораздо больше вопросов у общественности осталось к руководству ОАО «Омский речной порт», допустившему весь этот бардак, который ровно год назад привел к катастрофе на Иртыше. Никто из акционеров и топ-менеджеров компании до сих пор не ответил за гибель людей. А нарушений на предприятии даже без трагедии с «Полесьем» было предостаточно.

К примеру, как сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, в ОАО «Омский речной порт» отсутствовало должностное лицо, ответственное за безопасное содержание внутренних водных путей. Однако фиктивный приказ о наличии такого сотрудника был выпущен. За это предприятие оштрафовали на 100 тыс. рублей, а его бывшего генерального директора Василия Данилова (на фото справа) – на 20 тысяч.

Номинальную ответственность за трагедию понесло и бюджетное учреждение «Обь-Иртышводпуть», которое должно было осуществлять диспетчерское регулирование судов на участке Иртыша, где «Полесье» столкнулось с баржей. Однако на деле никакой лоцманской проводки судов не было.

Нарушения выявлены и в деятельности Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский речной регистр» – в распоряжении прокуроров имеются факты фиктивного освидетельствования судов без их реального осмотра. Так, в июле 2013 года одним из экспертов филиала был составлен поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода «Полесье-8», который еще в мае – июне был заменен на новый. Кроме того, установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением. Эти нарушения были выявлены и на «Полесье».

Спустя полторы недели после крушения «Полесья-8» в Омск на «разбор полетов» прибыл заместитель министра транспорта РФ Виктор Озерский. Он много и пафосно говорил о бардаке в Омском речпорту, клеймил с трибуны вышеупомянутого гендиректора Данилова, а также заявил, что государство избавится от 25% ОАО, которое так серьезно опозорилось на всю страну. Вместо того чтобы усилить свое присутствие на проблемном предприятии, Минтранс в скором времени действительно продал свою долю акций и забыл о «Полесье» на целый год. Больше замминистра Олерский в Омске не появлялся.

РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ

А бардак в Омском речпорту остался. Нет, капитаны больше не выходят в рейс пьяными (это показывают и проверки Омской транспортной прокуратуры), однако, как утверждают знающие люди, сама система управления на предприятии построена таким образом, что реальную ответственность никто из руководства не несет. Тот же Данилов ушел со своего поста лишь под давлением СМИ, однако не факт, что он не работает в структуре речпорта или смежных предприятий. Да и история со Шмитбергером показывает, что «найти концы» здесь крайне трудно.

Происходящее на предприятии многие связывают с личностью нынешнего председателя совета директоров ОАО «Омский речной порт» Сергея Овчинникова. Да, это тот самый бывший депутат горсовета, который, как утверждало в своих листовках движение «Омск молодой», «кораблики продал». В ноябре 2012 года он получил полтора года условно за то, что в период с декабря 2006 года по май 2007 года, будучи генеральным директором ФГУП «Обь-Иртышводпуть», купил у ОАО «Омский речной порт» (где и тогда был председателем совета директоров) 7 буксирных судов по заведомо завышенной стоимости. Ущерб для бюджета составил 4,65 млн рублей. Суд потребовал от Овчинникова вернуть эти деньги.

История с «проданными корабликами» стоила Овчинникову места гендиректора ФГУП «Обь-Иртышводпуть» (еще до суда он был уволен со своего поста) и политической карьеры (в депутаты горсовета речник не переизбрался). Однако, как говорят знающие люди, для Омского речпорта и связанных с ним предприятий именно Овчинников остается серым кардиналом, который, как сейчас принято говорить, «рулит» всеми процессами.     

Естественно, напрямую Сергей Овчинников не виноват в том, же 17 августа 2013 года капитан Юрий Ратько, будучи пьяным, встал за штурвал теплохода «Полесье-8» и на полной скорости протаранил баржу, убив 6 человек и покалечив еще несколько десятков. И не он отдавал команду Андрею Шмитбергеру пустить Ратько нетрезвым на борт. И, конечно, не он разрешил Василию Данилову взять капитана-пьяницу работать на предприятие. Но рыба, как известно, гниет с головы, и если руководство ОАО «Омский речной порт» устраивает, как обстоят дела с пассажирскими перевозками, то вряд ли кто-то может гарантировать, что трагедия, подобная «Полесью», не повторится. А вот это уже действительно страшно.

P.S. Когда мы готовили этот материал, то поймали себя на мысли, что о крушении «Полесья-8» спустя год после трагедии говорить не хотят не только те, чьи действия (или бездействие) прямо или косвенно привели к аварии, но и те, кто помогал ее устранять. Омичи словно стыдятся этой печальной истории. Но тем не менее в жаркий выходной день идут на речной вокзал, покупают билет на прогулочный теплоход и предпочитают не думать, что за штурвалом может оказаться очередной Ратько. Выводов из событий 17 августа 2013 года, похоже, не сделал никто… И даже не собирался этого делать.

Текст: Николай Шпак, Наталья Чебакова, Сергей Энквист

Фото: Татьяна Шакирова, Алексей Мальгавко (РИА Новости)

2461

Ровно год назад на Иртыше произошла самая крупная речная катастрофа в истории Омской области. РИА «Омск-Информ» вспоминает, как это было.

17 августа 2013 г. Суббота. Жара под 30 градусов, на небе ни облачка. Примерно час дня. На речном вокзале в центре Омска обычная для этого времени суета – свыше пяти десятков пассажиров собираются на прогулку в Ачаирский монастырь. Теплоход «Полесье-8» готовится к рейсу. К своему последнему рейсу.

АВАРИЯ

Проходит минут 40–45. Напротив поселка Новая Станица пассажирский пароход должен был разойтись бортами с сухогрузной баржей, которая шла вниз по Иртышу. Однако вместо этого «Полесье» таранит баржу левым бортом и буквально повисает на сухогрузе. Начинается кошмар – люди падают в воду, бьются об стены, друг о друга, ломают руки, ноги, разбивают головы. В этой мешанине (52 пассажира и 4 члена экипажа) целым не удалось остаться практически никому.

– Мы находились в самом начале теплохода, возле входа, – вспоминает о первых минутах трагедии омичка Татьяна Савченко (на фото справа). – Я только помню, что теплоход начал резко поворачивать налево, и я отключилась, меня привалило в проходе. Когда я очнулась, люди были вокруг – подо мной, надо мной, я уже лежала в воде. Мне помог мой муж и кто-то из команды. Выбиралась я прям по людям, истерика была везде.

По словам Татьяны, сначала эвакуировали самых тяжелых – те, кто был без сознания. Часть пострадавших перенесли на баржу, с которой столкнулось «Полесье». Уже оттуда их на катерах перевозили на берег, куда оперативно приехали машины скорой помощи.

Как отмечают многие участники тех событий, несмотря на шок, полученные травмы и сильнейшую боль, пассажиры сумели не поддаться панике, что в итоге спасло не одну жизнь. Находясь на середине реки, люди помогали друг другу, чем могли.

– Я потеряла сознание, очнулась в воде, которая начала прибывать, от того, что меня трясет какой-то парень и говорит: «Живая? Ну, вставай быстрей!» – рассказывает одна из пострадавших Кристина Постникова, получившая во время крушения «Полесья» травмы головы и ребер. – Здорово повели себя наши мужчины, они сохраняли спокойствие. И сразу же начали переносить всех пострадавших на ту самую баржу. Она была пустая и без груза. А наше судно буквально запуталось в ее боку.

СПАСЕНИЕ

В самый разгар выходных на берегу Иртыша отдыхало большое количество людей. Многие видели столкновение теплохода и баржи и поспешили на помощь на лодках. Среди тех, кто помогал спасать пассажиров «Полесья», были трое друзей – старший помощник прокурора Таврического района Василий Пугаев, инженер ОАО «Нефтеавтоматика» Антон Макаенко и специалист ООО «ИПК Промэкс-Инфо» Алексей Гилев. За несколько минут до трагедии они собирались переправляться на лодках на остров, который находится на середине Иртыша, как раз напротив Новой Станицы.

– Но тут раздался удар, и на всю реку разнесся скрежет металла, – вспоминает Василий Пугаев. – И мы увидели, что суда не разошлись, баржа врезалась в левый борт теплохода. Да так, что метров семьсот протащила «Полесье» назад. И тут же раздались крики людей.

В этот момент, отмечает Пугаев, в воде оказались три человека. Им с баржи сбросили спасательный круг и пару спасательных жилетов. Понимая, что пострадавшие (а это были женщины) самостоятельно не выберутся из воды, молодые люди решили плыть к ним сами на лодках.

– Одна из них выплыла сама, – рассказывает Василий. – А еще две сами плыть не могли, они уже с трудом держались за спасжилеты. Мы подошли к ним, и когда они сказали: «Мы ног не чувствуем», решили их из воды в лодки не поднимать, вдруг у них травмы тяжелые, зацепили их руками за лодки и начали грести к берегу. Это метров 500, да еще нас течение снесло на километр.

– Мы так переплавлялись, – добавляет Антон Макаенко. – Я со своей лодки бросил веревку Алексею. И двинулись: я работал веслом и тянул вторую лодку, а Леша держал вконец ослабевших женщин за руки, чтоб не отцепились. Когда я выбился из сил, мы с Алексеем поменялись, потом поменялись еще раз. А женщины тихо так просили: «Не бросайте нас».

На берегу выяснилось, что у одной из спасенных друзьями женщин рваная рана бедра, у второй – открытый перелом ноги. Позже 34-летнюю омичку в крайне тяжелом состоянии переправили бортом МЧС в столичный НИИ хирургии имени Вишневского. Пострадавшая лечилась в Москве долгие месяцы. А ее спасителей в конце декабря 2013 года руководство МЧС наградило медалями «За спасение утопающих».

Крушение теплохода «Полесье-8» стало серьезнейшим экзаменом и для служб оперативного реагирования. МЧС, скорая помощь, полиция – все, надо отдать им должное, в тот день сработали на «отлично».

– Важно отметить слаженную работу всех служб, участвовавших в оказании помощи пострадавшим при аварии теплохода «Полесье-8», – говорит министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко. – Это МЧС, служба скорой помощи, врачи неотложных стационаров. Отдельное спасибо хочется сказать жителям города, которые не остались в стороне и принимали активное участие в спасении людей в первые минуты после трагедии.

– К нам поступило тогда 11 или 12 человек, – вспоминает те события заместитель главного врача по хирургической помощи МСЧ № 4 Михаил Возлюбленный. – Две женщины были тяжелые: и таз переломанный, и голова, и разрыв внутренних органов, и перелом конечностей – травмы, несовместимые с жизнью. Они обе погибли после операций.  Еще одна пациентка была с переломом позвоночника, пострадавший с переломом ребер, другие с травмами средней тяжести. Кого-то отпустили сразу, четверо еще долго находились на лечении.

По словам известного в городе хирурга, в тот день в больнице был объявлен режим повышенной готовности, и те врачи, которых не было на рабочем месте, по первому звонку прибыли в медсанчасть.

– Привлекались также врачи-нейрохирурги из БСМП, у нас нет нейрохирургов. Помощь пострадавшим была оказана своевременно и квалифицированно, – говорит Возлюбленный. – Страшно, конечно, было. Особенно тяжело потерять двух женщин. Прям жалко, одной из них было всего 20 лет. К сожалению, их спасти не удалось...

Вот только сухие данные сводок той трагедии: пострадали 53 человека, в том числе 9 детей. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекалась 21 бригада скорой медицинской помощи. Людей эвакуировали в БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1», в БУЗОО «Медико-санитарная часть № 4», БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 3».

После осмотра и оказания необходимой помощи врачи госпитализировали 33 человека, в том числе 8 детей. Каждый четвертый оказался в больнице в тяжелом состоянии. На месте крушения теплохода погибли 4 человека, они получили несовместимые с жизнью травмы, еще две женщины умерли в больнице. Шесть жертв и десятки пострадавших – таков печальный итог этой трагедии.

ВИНОВНЫЙ

Непосредственный виновный в крушении теплохода «Полесье-8», как известно, был назван в тот же день – им оказался 51-летний капитан судна Юрий Ратько (на фото слева). В рейс он вышел в состоянии алкогольного опьянения, причем не проходил врачебный контроль. Сразу после трагедии Ратько предъявили обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц), он был заключен под стражу.

Следствие по делу Ратько и судебный процесс над ним заняли почти год. В итоге капитан «Полесья» был признан виновным и получил 4 года 6 месяцев колонии общего режима. Пока шло расследование, выяснилось, что Юрий Ратько 11 (!) раз менял место работы из-за проблем с алкоголем, однако руководство ОАО «Омский речной порт» не просто подписало с ним контракт, но и периодически закрывало глаза на его пьяные «фокусы».

Вот и в день трагедии капитан вновь появился на работе в состоянии алкогольного опьянения (накануне он выпил с другом 1,5 литра водки). Несмотря на это, он не был отстранен от управления пассажирским теплоходом, а без проведения медицинского осмотра допущен на борт. Следователям понадобился почти год, чтобы собрать доказательства и предъявить обвинения начальнику службы пассажирских перевозок ОАО «Омский речной порт» Андрею Шмитбергеру, который и допустил появление пьяного капитана за штурвалом «Полесья».  

– Понимая, что в случае отстранения Ратько от управления теплоходом произойдет задержка рейса или его отмена, и не желая этого, Шмитбергер не исполнил свои обязанности по обеспечению безаварийной работы пассажирского флота, грубо пренебрегая положениями, регулирующими безопасность перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, допустил капитана к управлению средством повышенной опасности – пассажирским теплоходом «Полесье-8», – сообщило 13 августа 2014 года Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ.

Уголовное дело в отношении Шмитбергера, возбужденное по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть двух и более лиц»), на днях было направлено в Ленинский районный суд Омска.

– Если с капитаном Ратько было все понятно сразу – его выловили из воды в состоянии алкогольного опьянения, то в отношении Шмитбергера была проведена большая доследственная работа, – подчеркивает старший помощник по взаимодействию со СМИ Западно-Сибирского СУ на транспорте Антон Чернышов. – Собранные материалы позволили создать достаточную доказательную базу, уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

БАРДАК НА ИРТЫШЕ 

Но Ратько и Шмитбергер – это, что называется, «конечные исполнители». Гораздо больше вопросов у общественности осталось к руководству ОАО «Омский речной порт», допустившему весь этот бардак, который ровно год назад привел к катастрофе на Иртыше. Никто из акционеров и топ-менеджеров компании до сих пор не ответил за гибель людей. А нарушений на предприятии даже без трагедии с «Полесьем» было предостаточно.

К примеру, как сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, в ОАО «Омский речной порт» отсутствовало должностное лицо, ответственное за безопасное содержание внутренних водных путей. Однако фиктивный приказ о наличии такого сотрудника был выпущен. За это предприятие оштрафовали на 100 тыс. рублей, а его бывшего генерального директора Василия Данилова (на фото справа) – на 20 тысяч.

Номинальную ответственность за трагедию понесло и бюджетное учреждение «Обь-Иртышводпуть», которое должно было осуществлять диспетчерское регулирование судов на участке Иртыша, где «Полесье» столкнулось с баржей. Однако на деле никакой лоцманской проводки судов не было.

Нарушения выявлены и в деятельности Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский речной регистр» – в распоряжении прокуроров имеются факты фиктивного освидетельствования судов без их реального осмотра. Так, в июле 2013 года одним из экспертов филиала был составлен поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода «Полесье-8», который еще в мае – июне был заменен на новый. Кроме того, установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением. Эти нарушения были выявлены и на «Полесье».

Спустя полторы недели после крушения «Полесья-8» в Омск на «разбор полетов» прибыл заместитель министра транспорта РФ Виктор Озерский. Он много и пафосно говорил о бардаке в Омском речпорту, клеймил с трибуны вышеупомянутого гендиректора Данилова, а также заявил, что государство избавится от 25% ОАО, которое так серьезно опозорилось на всю страну. Вместо того чтобы усилить свое присутствие на проблемном предприятии, Минтранс в скором времени действительно продал свою долю акций и забыл о «Полесье» на целый год. Больше замминистра Олерский в Омске не появлялся.

РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ

А бардак в Омском речпорту остался. Нет, капитаны больше не выходят в рейс пьяными (это показывают и проверки Омской транспортной прокуратуры), однако, как утверждают знающие люди, сама система управления на предприятии построена таким образом, что реальную ответственность никто из руководства не несет. Тот же Данилов ушел со своего поста лишь под давлением СМИ, однако не факт, что он не работает в структуре речпорта или смежных предприятий. Да и история со Шмитбергером показывает, что «найти концы» здесь крайне трудно.

Происходящее на предприятии многие связывают с личностью нынешнего председателя совета директоров ОАО «Омский речной порт» Сергея Овчинникова. Да, это тот самый бывший депутат горсовета, который, как утверждало в своих листовках движение «Омск молодой», «кораблики продал». В ноябре 2012 года он получил полтора года условно за то, что в период с декабря 2006 года по май 2007 года, будучи генеральным директором ФГУП «Обь-Иртышводпуть», купил у ОАО «Омский речной порт» (где и тогда был председателем совета директоров) 7 буксирных судов по заведомо завышенной стоимости. Ущерб для бюджета составил 4,65 млн рублей. Суд потребовал от Овчинникова вернуть эти деньги.

История с «проданными корабликами» стоила Овчинникову места гендиректора ФГУП «Обь-Иртышводпуть» (еще до суда он был уволен со своего поста) и политической карьеры (в депутаты горсовета речник не переизбрался). Однако, как говорят знающие люди, для Омского речпорта и связанных с ним предприятий именно Овчинников остается серым кардиналом, который, как сейчас принято говорить, «рулит» всеми процессами.     

Естественно, напрямую Сергей Овчинников не виноват в том, же 17 августа 2013 года капитан Юрий Ратько, будучи пьяным, встал за штурвал теплохода «Полесье-8» и на полной скорости протаранил баржу, убив 6 человек и покалечив еще несколько десятков. И не он отдавал команду Андрею Шмитбергеру пустить Ратько нетрезвым на борт. И, конечно, не он разрешил Василию Данилову взять капитана-пьяницу работать на предприятие. Но рыба, как известно, гниет с головы, и если руководство ОАО «Омский речной порт» устраивает, как обстоят дела с пассажирскими перевозками, то вряд ли кто-то может гарантировать, что трагедия, подобная «Полесью», не повторится. А вот это уже действительно страшно.

P.S. Когда мы готовили этот материал, то поймали себя на мысли, что о крушении «Полесья-8» спустя год после трагедии говорить не хотят не только те, чьи действия (или бездействие) прямо или косвенно привели к аварии, но и те, кто помогал ее устранять. Омичи словно стыдятся этой печальной истории. Но тем не менее в жаркий выходной день идут на речной вокзал, покупают билет на прогулочный теплоход и предпочитают не думать, что за штурвалом может оказаться очередной Ратько. Выводов из событий 17 августа 2013 года, похоже, не сделал никто… И даже не собирался этого делать.

Текст: Николай Шпак, Наталья Чебакова, Сергей Энквист

Фото: Татьяна Шакирова, Алексей Мальгавко (РИА Новости)

2461