Поиск

Пришедшие на экскурсию по археологическому памятнику школьники увидели исторические экспонаты и получили предложение самим взяться за лопаты.

Два дня назад в Омске начались первые экскурсии по территории памятника культурно-археологического наследия «Стоянка Омская». Радиозавод имени Попова, который активно развивает этот проект, позвал омских школьников посмотреть на процесс раскопок, а также побывать на небольшой выставке с находками прошлых лет.

Сегодня, 13 августа, на одной из первых «образовательных прогулок» вместе со школьниками побывал и корреспондент РИА «Омск-Информ».

Площадь археологических работ в этом году довольно большая – свыше 1000 кв. м.  Вообще, памятник культурно-археологического наследия «Стоянка Омская» представляет собой иерархию поселений, могильников, стоянок и мастерских с 6 тысячелетия до н.э. по XIII век н.э. Изначально памятник был открыт на левом берегу Иртыша в 1918 году омским врачом, краеведом и меценатом Сергеем Ковлером.

Несмотря на последние недели летних каникул, школьники все-таки оторвались от компьютеров и планшетов, чтобы посетить увлекательную выставку. На экскурсию пришли свыше 10 человек, ученики 5–11 классов. Гидом по территории памятника выступил советник генерального директора ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», председатель Общественного совета по культуре при министерстве культуры Омской области Борис Коников. О каждом интересном историческом объекте профессор рассказывал подробно и доступно, пытаясь увлечь каждого посетителя.

– Сейчас вы стоите на кладбище. Прямо под вами лежат человеческие кости, когда-то это были ваши предки, представляете? Страшно? – спросил детей профессор.

Старшие ребята смеются и переглядываются, а вот те, кто помладше испуганно смотрят себе под ноги и перетаптываются с места на место.

Подведя экскурсантов к яме, где даже сейчас проходят раскопки и трудятся рабочие, Коников рассказал о нелегкой работе археологов.

–  Работа вот этих археологов состоит в том, чтобы работать лопатой до тех пор, пока не найдут вещь. Если попадается какие-то вещи, то тут мы так говорим: «Лопаты в сторону». Затем каждая вещь зарисовывается, зафотографируется – это работа очень скрупулезная, – отмечает Коников. – На этой территории мы обнаружили не очень много вещей, но, когда здание, которое находится рядом, будет разобрано, мы пойдем в ту сторону, и я уверен, что именно там нас ждут самые удивительные находки.

Как рассказал профессор, школьники и сами могут помочь археологам в работе и потрудиться за вознаграждение. Самым трудолюбивым платят по 1 тыс. рублей в день.

Борис Коников отметил, что дальнейшие исследования будут проходить вдоль Иртыша, в сторону Оми, по левому берегу. Коников объяснил это своей интуицией.

– Моя интуиция или опыт подсказывают, что именно там археологов ожидают самые богатые культурные находки. В перспективе здесь работы еще на многие годы, – отметил он.

В роли археологов в Омске выступают как профессионалы, так и студенты-магистранты, бакалавры и даже школьники, но к юным участникам относятся избирательно, так как работа здесь весьма ответственная.

Самые младшие школьники, которые пришли на экскурсию, – пятиклассники. Они настолько увлеклись программой, что после окончания экскурсии решили попробовать и себя в качестве археологов.

– Здесь мы видим, как все делают, как роют, а так, когда на уроках рассказывают, ты не видишь, не веришь и не понимаешь, что происходит. Я теперь хочу сам попробовать выступить археологом, – заявил школьник Леша Мазунин.

После прогулки  школьники посмотрели на небольшую выставку с находками прошлых лет. Среди экспонатов присутствовали камни, клыки медведя, наконечники стрел и даже «чешуя камня». Демонстрируя подросткам наконечник, профессор попросил ребят самим догадаться, что же это за предмет. Каких версий только не было: вешалка, крючок, зуб и даже коготь росомахи. 

На этом одна из первых экскурсий подошла к концу. Следующие пройдут с сентября по октябрь, и каждый желающий сможет бесплатно посетить образовательную программу и лучше узнать историю своего края. 

Марина Пахалко

Фото автора

1216

Пришедшие на экскурсию по археологическому памятнику школьники увидели исторические экспонаты и получили предложение самим взяться за лопаты.

Два дня назад в Омске начались первые экскурсии по территории памятника культурно-археологического наследия «Стоянка Омская». Радиозавод имени Попова, который активно развивает этот проект, позвал омских школьников посмотреть на процесс раскопок, а также побывать на небольшой выставке с находками прошлых лет.

Сегодня, 13 августа, на одной из первых «образовательных прогулок» вместе со школьниками побывал и корреспондент РИА «Омск-Информ».

Площадь археологических работ в этом году довольно большая – свыше 1000 кв. м.  Вообще, памятник культурно-археологического наследия «Стоянка Омская» представляет собой иерархию поселений, могильников, стоянок и мастерских с 6 тысячелетия до н.э. по XIII век н.э. Изначально памятник был открыт на левом берегу Иртыша в 1918 году омским врачом, краеведом и меценатом Сергеем Ковлером.

Несмотря на последние недели летних каникул, школьники все-таки оторвались от компьютеров и планшетов, чтобы посетить увлекательную выставку. На экскурсию пришли свыше 10 человек, ученики 5–11 классов. Гидом по территории памятника выступил советник генерального директора ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», председатель Общественного совета по культуре при министерстве культуры Омской области Борис Коников. О каждом интересном историческом объекте профессор рассказывал подробно и доступно, пытаясь увлечь каждого посетителя.

– Сейчас вы стоите на кладбище. Прямо под вами лежат человеческие кости, когда-то это были ваши предки, представляете? Страшно? – спросил детей профессор.

Старшие ребята смеются и переглядываются, а вот те, кто помладше испуганно смотрят себе под ноги и перетаптываются с места на место.

Подведя экскурсантов к яме, где даже сейчас проходят раскопки и трудятся рабочие, Коников рассказал о нелегкой работе археологов.

–  Работа вот этих археологов состоит в том, чтобы работать лопатой до тех пор, пока не найдут вещь. Если попадается какие-то вещи, то тут мы так говорим: «Лопаты в сторону». Затем каждая вещь зарисовывается, зафотографируется – это работа очень скрупулезная, – отмечает Коников. – На этой территории мы обнаружили не очень много вещей, но, когда здание, которое находится рядом, будет разобрано, мы пойдем в ту сторону, и я уверен, что именно там нас ждут самые удивительные находки.

Как рассказал профессор, школьники и сами могут помочь археологам в работе и потрудиться за вознаграждение. Самым трудолюбивым платят по 1 тыс. рублей в день.

Борис Коников отметил, что дальнейшие исследования будут проходить вдоль Иртыша, в сторону Оми, по левому берегу. Коников объяснил это своей интуицией.

– Моя интуиция или опыт подсказывают, что именно там археологов ожидают самые богатые культурные находки. В перспективе здесь работы еще на многие годы, – отметил он.

В роли археологов в Омске выступают как профессионалы, так и студенты-магистранты, бакалавры и даже школьники, но к юным участникам относятся избирательно, так как работа здесь весьма ответственная.

Самые младшие школьники, которые пришли на экскурсию, – пятиклассники. Они настолько увлеклись программой, что после окончания экскурсии решили попробовать и себя в качестве археологов.

– Здесь мы видим, как все делают, как роют, а так, когда на уроках рассказывают, ты не видишь, не веришь и не понимаешь, что происходит. Я теперь хочу сам попробовать выступить археологом, – заявил школьник Леша Мазунин.

После прогулки  школьники посмотрели на небольшую выставку с находками прошлых лет. Среди экспонатов присутствовали камни, клыки медведя, наконечники стрел и даже «чешуя камня». Демонстрируя подросткам наконечник, профессор попросил ребят самим догадаться, что же это за предмет. Каких версий только не было: вешалка, крючок, зуб и даже коготь росомахи. 

На этом одна из первых экскурсий подошла к концу. Следующие пройдут с сентября по октябрь, и каждый желающий сможет бесплатно посетить образовательную программу и лучше узнать историю своего края. 

Марина Пахалко

Фото автора

1216