Поиск

В воскресенье, 3 августа, – День железнодорожника. Теперь он стал и нашим праздником тоже, ведь мы честно прошли стажировку в качестве контролёров в пригородном электропоезде. Как оказалось, на этой работе скучать не приходится.

По коням!

К охоте на зайцев мы подготовились тщательно. Одежду, к примеру, подогнали заранее, чтобы нигде не топорщилась и не мешала гоняться за быстроногими безбилетниками. Перед выходом на маршрут я даже попрыгал немного, вспомнив армейскую молодость. Вроде бы ничего не гремит, не падает из карманов и не сковывает движения. Ну что же, по коням! Или, точней, по вагонам.

– Пригородный поезд Московка – Входная прибывает на четвертый путь! – разнесся над нашими головами усиленный мощным динамиком голос диспетчера. В сопровождении распределителя работ участка по контролю электропоездов ОАО «Омск-пригород» Ольги ЮЖАКОВОЙ мы с фотокором проследовали к месту посадки.

– Ваши напарники, два контролера-кассира, ждут в последнем вагоне, – сообщила она. – Оттуда вы вместе с ними двинетесь к локомотиву, проверяя билеты у пассажиров.

Окинул изучающим взглядом людей, толпившихся у открытой двери. Несколько бабушек с сумками – явные дачницы. Следом за ними стоял мужчина лет сорока, в камуфляже. Нет, он тоже на зайца совсем не похож и на вид не опасен. Зато компания молодежи, подвалившая на перрон, сразу же вызвала подозрение. Зайцы – не зайцы, а неприятностей могут доставить. Наверное, о таких вот парнях меня и предупреждал экс-машинист электрички, а ныне пенсионер Анатолий ТЕРЕХОВИЧ, с которым мы познакомились накануне.

Машинист-вышибала

Анатолий Иванович проработал на железной дороге более четверти века. Из них 23 года – в кабине электропоезда.

– Я был машинист-вышибала, – пошутил он. – Машинист – по профессии, а вышибала – по необходимости.

О знаменитых люберецких бригадах, терроризировавших Москву, слышал, наверное, каждый. Но мало кто знает, что в перестройку такие бригады орудовали и в Омске. Точнее, в вагонах омских электричек, где драки редкостью не являлись.

– Больше всего их было  перед каникулами в городских профтехучилищах и сразу же после них, – рассказал Терехович. – То есть когда парни из сельских районов возвращались с учебы домой, а потом, отдохнув, снова в город.

Самой драчливой была шпана из Калачинска и Лагунака. Говорят, что в 90-е годы эти ребята занялись рэкетом. А начинали с того, что в электричках задирали всех, кто чем-либо им не понравился. Панков били за попугайские хаеры, студентов-ботаников – за умные лица, рокеров-металлистов – за изобилие металлических украшений на кожаных куртках. Чтобы остановить беспредел, бывший морпех Терехович периодически выходил из кабины локомотива и приводил пэтэушников в чувство. Шишек и синяков, полученных в результате подобных «бесед», он не считал. Правда, Анатолий Иванович показал мне два шрама от финки. Вспомнил об этом, и неприятно заныло под ложечкой. Может, сойти на перрон, пока цел?

– Драк в электричках давно уже нет, – словно прочтя мои мысли, пояснила контролер-кассир Елена ЗАХАРОВА. – Я о таких случаях и не слышала даже.

На душе после этого стало чуточку легче. Но ненадолго.

Золотой дипломат

Вместе с Еленой Владимировной мы шли по вагону, проверяя билеты. Зайцы не попадались, и я слегка заскучал. Но скуку как ветром сдуло, когда меня дернули за рукав.

– Слышь, братан… – позвал бритый наголо парень из той самой компании, которую я принял за пэтэушников.

«Ну, всё, начинается, – пронеслось в моей голове. – Придется махаться».

Первым делом я сразу обшарил глазами вагон в поисках фотокора. Он у нас бывший боец-рукопашник, так что вместе нам будет легче отбиться от гопников. Но те и не думали нападать.

– Будь другом, братишка, передай книгу, – попросил тем временем лысый и показал пальцем на полочку у меня за спиной. – Вон ту, в белой обложке.

Книга оказалась знаменитым романом Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». Это какие же «гопники» образованные нынче пошли, если подобные книги читают? А сервис в вагоне, однако, на высоте.

Как позже мне пояснила контролер-кассир Валентина ИСТОМИНА, в электричках уже больше года работают бесплатные библиотеки. На время пути пассажиры выбирают себе нужную книгу, читают, а перед выходом возвращают на полку. Правда, некоторые страдают забывчивостью, но книг в библиотеке меньше от этого не становится. Вместо исчезнувших появляются новые, и, как я успел убедиться, хорошие. Их приносят сотрудники железной дороги или сами же пассажиры. А вот денег и ценностей в вагоне, как раньше, уже никто не оставит.

– В начале 80-х в одном из вагонов я нашел после рейса черный кожаный дипломат, – поделился со мной Терехович. – Открыл, а внутри 127 тысяч рублей в банковской упаковке.

Это и нынче довольно приличная сумма, а по тем временам так вообще запредельная. На них тогда можно было купить, например, двадцать пять (!) «жигулей». Другой бы оставил находку себе, но Анатолий Иванович был воспитан иначе. Он честно сдал дипломат куда следует, а позже узнал, что деньги в вагоне оставили… милиционеры. Они выполняли роль инкассаторов, но в пути заскучали и решили раскинуть картишки. Когда электричка остановилась, любители покера сошли на перрон. Причем карты они захватили с собой, а «золотой» дипломат, как уже говорилось, забыли в вагоне.

Условный рефлекс

Цель любого охотника – это добыча. А у нас – увы – по-прежнему пусто.

То есть зайцы не попадаются, хотя мы уже прошли три вагона. А мне так хотелось побегать за каким-нибудь безбилетником с криком: «Стоять!» Но как оказалось, кричать контролеру нельзя. Напротив, он должен быть вежливым и корректным. Ведь безбилетный пассажир – это прежде всего человек и лишь потом – заяц. На этот счет даже специальная инструкция есть. Впрочем, зайцы, как оказалось, в электричках нынче не водятся. Но куда же тогда они подевались?!

– Если у пассажира нет билета, то он может купить его прямо в пути, у контролеров-кассиров, – пояснила мне начальник пассажирского отдела ОАО «Омск-пригород» Татьяна ПЕНТЮХОВА. – То есть у вас.

Причем такой пассажир заплатит лишь за билет. Но это лишь в случае, если он сел на станции, где отсутствует билетная касса. Если же касса была, а человек билет не купил, то, кроме стоимости проезда, он должен будет заплатить нам еще 50 рублей за оказанную ему дополнительную услугу. То есть за обилечивание в пути. Причем и в том, и в другом случае таких пассажиров зайцами не считают. Зайцы – это лишь те, кто отказывается платить за проезд. Но таких в последние годы не было ни одного.

– Отучили мы людей ездить без билета, – улыбнулась Татьяна Вильгельмовна. – В прошлом году, например, наши электропоезда перевезли свыше трех миллионов пассажиров. При этом, как выяснилось, лишь 0,1 процента из них ехали без билета.

А секрет такой честности прост. Чтобы в вагонах не было зайцев, нужно устраивать на безбилетников массовые облавы. Или, точнее, заслоны, как их называют на железной дороге. Насколько я понял, в такие заслоны периодически отправляли едва ли весь личный состав вплоть до начальства.

– Мы вставали в дверях и никого не пускали в вагон без билета, – рассказала мне Пентюхова. – Хочешь ехать – оплати сначала проезд.

Заслоны железнодорожники устраивали несколько лет. За это время у омичей уже выработался условный рефлекс. Сесть в вагон без билета им теперь и в голову не приходит. Мы с фотокором убедились в этом на практике.

В воскресенье, 3 августа, – День железнодорожника. Теперь он стал и нашим праздником тоже, ведь мы честно прошли стажировку в качестве контролёров в пригородном электропоезде. Как оказалось, на этой работе скучать не приходится.

По коням!

К охоте на зайцев мы подготовились тщательно. Одежду, к примеру, подогнали заранее, чтобы нигде не топорщилась и не мешала гоняться за быстроногими безбилетниками. Перед выходом на маршрут я даже попрыгал немного, вспомнив армейскую молодость. Вроде бы ничего не гремит, не падает из карманов и не сковывает движения. Ну что же, по коням! Или, точней, по вагонам.

– Пригородный поезд Московка – Входная прибывает на четвертый путь! – разнесся над нашими головами усиленный мощным динамиком голос диспетчера. В сопровождении распределителя работ участка по контролю электропоездов ОАО «Омск-пригород» Ольги ЮЖАКОВОЙ мы с фотокором проследовали к месту посадки.

– Ваши напарники, два контролера-кассира, ждут в последнем вагоне, – сообщила она. – Оттуда вы вместе с ними двинетесь к локомотиву, проверяя билеты у пассажиров.

Окинул изучающим взглядом людей, толпившихся у открытой двери. Несколько бабушек с сумками – явные дачницы. Следом за ними стоял мужчина лет сорока, в камуфляже. Нет, он тоже на зайца совсем не похож и на вид не опасен. Зато компания молодежи, подвалившая на перрон, сразу же вызвала подозрение. Зайцы – не зайцы, а неприятностей могут доставить. Наверное, о таких вот парнях меня и предупреждал экс-машинист электрички, а ныне пенсионер Анатолий ТЕРЕХОВИЧ, с которым мы познакомились накануне.

Машинист-вышибала

Анатолий Иванович проработал на железной дороге более четверти века. Из них 23 года – в кабине электропоезда.

– Я был машинист-вышибала, – пошутил он. – Машинист – по профессии, а вышибала – по необходимости.

О знаменитых люберецких бригадах, терроризировавших Москву, слышал, наверное, каждый. Но мало кто знает, что в перестройку такие бригады орудовали и в Омске. Точнее, в вагонах омских электричек, где драки редкостью не являлись.

– Больше всего их было  перед каникулами в городских профтехучилищах и сразу же после них, – рассказал Терехович. – То есть когда парни из сельских районов возвращались с учебы домой, а потом, отдохнув, снова в город.

Самой драчливой была шпана из Калачинска и Лагунака. Говорят, что в 90-е годы эти ребята занялись рэкетом. А начинали с того, что в электричках задирали всех, кто чем-либо им не понравился. Панков били за попугайские хаеры, студентов-ботаников – за умные лица, рокеров-металлистов – за изобилие металлических украшений на кожаных куртках. Чтобы остановить беспредел, бывший морпех Терехович периодически выходил из кабины локомотива и приводил пэтэушников в чувство. Шишек и синяков, полученных в результате подобных «бесед», он не считал. Правда, Анатолий Иванович показал мне два шрама от финки. Вспомнил об этом, и неприятно заныло под ложечкой. Может, сойти на перрон, пока цел?

– Драк в электричках давно уже нет, – словно прочтя мои мысли, пояснила контролер-кассир Елена ЗАХАРОВА. – Я о таких случаях и не слышала даже.

На душе после этого стало чуточку легче. Но ненадолго.

Золотой дипломат

Вместе с Еленой Владимировной мы шли по вагону, проверяя билеты. Зайцы не попадались, и я слегка заскучал. Но скуку как ветром сдуло, когда меня дернули за рукав.

– Слышь, братан… – позвал бритый наголо парень из той самой компании, которую я принял за пэтэушников.

«Ну, всё, начинается, – пронеслось в моей голове. – Придется махаться».

Первым делом я сразу обшарил глазами вагон в поисках фотокора. Он у нас бывший боец-рукопашник, так что вместе нам будет легче отбиться от гопников. Но те и не думали нападать.

– Будь другом, братишка, передай книгу, – попросил тем временем лысый и показал пальцем на полочку у меня за спиной. – Вон ту, в белой обложке.

Книга оказалась знаменитым романом Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». Это какие же «гопники» образованные нынче пошли, если подобные книги читают? А сервис в вагоне, однако, на высоте.

Как позже мне пояснила контролер-кассир Валентина ИСТОМИНА, в электричках уже больше года работают бесплатные библиотеки. На время пути пассажиры выбирают себе нужную книгу, читают, а перед выходом возвращают на полку. Правда, некоторые страдают забывчивостью, но книг в библиотеке меньше от этого не становится. Вместо исчезнувших появляются новые, и, как я успел убедиться, хорошие. Их приносят сотрудники железной дороги или сами же пассажиры. А вот денег и ценностей в вагоне, как раньше, уже никто не оставит.

– В начале 80-х в одном из вагонов я нашел после рейса черный кожаный дипломат, – поделился со мной Терехович. – Открыл, а внутри 127 тысяч рублей в банковской упаковке.

Это и нынче довольно приличная сумма, а по тем временам так вообще запредельная. На них тогда можно было купить, например, двадцать пять (!) «жигулей». Другой бы оставил находку себе, но Анатолий Иванович был воспитан иначе. Он честно сдал дипломат куда следует, а позже узнал, что деньги в вагоне оставили… милиционеры. Они выполняли роль инкассаторов, но в пути заскучали и решили раскинуть картишки. Когда электричка остановилась, любители покера сошли на перрон. Причем карты они захватили с собой, а «золотой» дипломат, как уже говорилось, забыли в вагоне.

Условный рефлекс

Цель любого охотника – это добыча. А у нас – увы – по-прежнему пусто.

То есть зайцы не попадаются, хотя мы уже прошли три вагона. А мне так хотелось побегать за каким-нибудь безбилетником с криком: «Стоять!» Но как оказалось, кричать контролеру нельзя. Напротив, он должен быть вежливым и корректным. Ведь безбилетный пассажир – это прежде всего человек и лишь потом – заяц. На этот счет даже специальная инструкция есть. Впрочем, зайцы, как оказалось, в электричках нынче не водятся. Но куда же тогда они подевались?!

– Если у пассажира нет билета, то он может купить его прямо в пути, у контролеров-кассиров, – пояснила мне начальник пассажирского отдела ОАО «Омск-пригород» Татьяна ПЕНТЮХОВА. – То есть у вас.

Причем такой пассажир заплатит лишь за билет. Но это лишь в случае, если он сел на станции, где отсутствует билетная касса. Если же касса была, а человек билет не купил, то, кроме стоимости проезда, он должен будет заплатить нам еще 50 рублей за оказанную ему дополнительную услугу. То есть за обилечивание в пути. Причем и в том, и в другом случае таких пассажиров зайцами не считают. Зайцы – это лишь те, кто отказывается платить за проезд. Но таких в последние годы не было ни одного.

– Отучили мы людей ездить без билета, – улыбнулась Татьяна Вильгельмовна. – В прошлом году, например, наши электропоезда перевезли свыше трех миллионов пассажиров. При этом, как выяснилось, лишь 0,1 процента из них ехали без билета.

А секрет такой честности прост. Чтобы в вагонах не было зайцев, нужно устраивать на безбилетников массовые облавы. Или, точнее, заслоны, как их называют на железной дороге. Насколько я понял, в такие заслоны периодически отправляли едва ли весь личный состав вплоть до начальства.

– Мы вставали в дверях и никого не пускали в вагон без билета, – рассказала мне Пентюхова. – Хочешь ехать – оплати сначала проезд.

Заслоны железнодорожники устраивали несколько лет. За это время у омичей уже выработался условный рефлекс. Сесть в вагон без билета им теперь и в голову не приходит. Мы с фотокором убедились в этом на практике.