Поиск

Отток пассажиров из омских автобусов эксперты объясняют по-разному. Автоперевозчики вообще считают, что ничего страшного не происходит.

На пресс-конференции в минувший вторник мэр Омска Вячеслав Двораковский заявил, что после того, как стоимость проезда в муниципальном транспорте сравнялась с тарифом коммерческих перевозчиков (18 рублей), в городских автобусах, троллейбусах и трамваях происходит ежедневное сокращение пассажиропотока. Причем это падение, по словам мэра, носит катастрофический характер.

– Если наши автобусы раньше привозили за сутки где-то порядка 3 млн 400 тыс. рублей, то теперь они за сутки привозят 2 млн 600 тысяч рублей. Мы без малого теряем в сутки почти миллион, – заявлял Двораковский.

РИА «Омск-Информ» попытался разобраться, что послужило причиной снижения пассажиропотока в муниципальном транспорте – одинаковая стоимость проезда в маршрутках и автобусах или что-то другое. 

Как отметил директор департамента транспорта Олег Осинский, услуга по перевозке пассажиров в автобусах и маршрутках должна оплачиваться по-разному. Ситуацию усугубляют и автобусы бизнес-класса, которые стали появляться у частных автоперевозчиков. У пассажиров эти автобусы пользуются большим спросом. Департамент транспорта со своими автобусами, конечно, не может поспеть за перевозчиками.

– Отток пассажиропотока в муниципальном транспорте есть, потому что перепутали две услуги. В ближайшее время автоперевозчики будут стараться повысить стоимость проезда в маршрутках, потому что реально себестоимость проезда другая. 18 рублей – это работа без налогов. Надо быть до конца честными и сначала установить тот тариф, с которого они смогут платить налоги, а потом требовать с них эти налоги, – говорит Осинский. – Хотя они платят, но платят мало.

Глава департамента транспорта также заметил, что маршрутка отличается от автобуса, как электричка от поезда.

– Это две абсолютно разные услуги. Электричка дешевле, поезд дороже, а скорый поезд еще дороже. Чем выше качество услуги, тем дороже проезд. Обычный поезд останавливается на каждой станции, скорый не на каждой, электричка вообще у каждого столба останавливается. Эти вещи никто не равняет. Также должно быть и с городским транспортом. В Новосибирске маршрутное такси стоит 23 рубля, автобус – 17. В городе Омске случилось так, что это выравнялось, – посетовал Осинский. – А если бы сегодня скорый поезд стал возить по цене электрички, там бы тоже двери ломились.

По данным чиновника, перевозчики должны заново прийти с расчетами в РЭК в самые ближайшие дни, а департамент транспорта имеет возможность просмотреть эти расчеты до принятия энергетической комиссией окончательного решения.

Между тем руководитель некоммерческого партнерства «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявляет, что не собирается подавать никакие документы в РЭК по поводу повышения проезда в маршрутках.

– Я не буду подавать, а устраивает или не устраивает тариф, это другой вопрос, – заявил автоперевозчик.

Вообще же Геворгян не считает, что общественный транспорт Омска стал неконкурентоспособным.

– У городских автобусов свой пассажир, так же, как у частного транспорта. Говорить о том, что кто-то у кого-то забрал, я бы не стал. Летний период всегда характеризуется оттоком пассажиров. Люди в отпусках, люди не ездят, где-то на дачах проживают. Отток пассажиров у всех произошел. Это точно так же, как в январе никто не ездит. Мы, например, сейчас снизили план на 300 рублей в день, – заметил руководитель «Омских перевозчиков».

Заместитель министра развития транспортного комплекса Омской области Игорь Квасов, которого мы попросили выступить в роли независимого эксперта, не согласен с Геворгяном и также винит в сложившейся ситуации одинаковую стоимость проезда в маршрутках и автобусах.

– Платежеспособная часть населения, которая свой выбор делала в пользу общественного транспорта, когда стоимость уравняли, пересела в маршрутки. Это очевидно, потерю мы эту видим, – заявил Квасов. – Учитывая, что раньше паритет в 2 рубля между проездом в автобусах и маршрутках был сохранен, значительная часть пассажиров голосовала за общественный транспорт. Теперь, когда цена одинакова, осуществляется отток. На самом деле сейчас неравные условия. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте повлияло на снижение пассажиропотока примерно на 10–15% от того, когда цена была 16 рублей. 

Чиновник уверен, что к проблеме должна подключаться Региональная энергетическая комиссия, однако принять правильное решение ей будет очень непросто.

– Здесь заколдованный круг. Настолько непрозрачна себестоимость услуги и настолько непрозрачны доходы маршрутчиков, что РЭК не может принять объективное решение. Многие вещи там происходят в теневом режиме. Панацея выведения из тени – перевод всего транспорта на безналичный расчет, на карты, что предполагается сделать к концу года. Тогда мы будем четко понимать, кто и сколько возит, – уверен Игорь Квасов.

Представитель областного Минтранса назвал несколько способов спасения общественного транспорта Омска, причем это не только повышение проезда в маршрутках, но и повышение проезда в автобусах до экономически обоснованного тарифа, чтобы город не субсидировал пассажирские предприятия и вкладывал деньги в модернизацию подвижного состава.

– Это как с ЖКХ. Президент же говорил губернаторам, что нужно приближать тариф к 100% оплате услуг, чтобы была экономия, рациональность. Спасение транспорта – это максимальное сокращение издержек, это новый подвижной состав, это перевод на газомоторное топливо и повышение тарифа, – заявил Квасов. – Но главное, на федеральном уровне нужно принять регламент или закон, ограничивающий деятельность так называемых нелицензиатов, нелегальных перевозчиков, которых пока достаточно много, с ними регион в полной мере не может бороться, потому что нет ограничивающих мер федерального законодательства.

К комментарию замминистра транспорта можно добавить слова мэра Двораковского, сказанные на той же пресс-конференции во вторник, о том, что после повышения проезда в автобусах на омские дороги хлынуло множество нелегальных старых «газелей». Пока можно констатировать, что город с ними бороться не может, а муниципальный пассажирский транспорт в сложившихся условиях демонстрирует свою неконкурентоспособность.

Отток пассажиров из омских автобусов эксперты объясняют по-разному. Автоперевозчики вообще считают, что ничего страшного не происходит.

На пресс-конференции в минувший вторник мэр Омска Вячеслав Двораковский заявил, что после того, как стоимость проезда в муниципальном транспорте сравнялась с тарифом коммерческих перевозчиков (18 рублей), в городских автобусах, троллейбусах и трамваях происходит ежедневное сокращение пассажиропотока. Причем это падение, по словам мэра, носит катастрофический характер.

– Если наши автобусы раньше привозили за сутки где-то порядка 3 млн 400 тыс. рублей, то теперь они за сутки привозят 2 млн 600 тысяч рублей. Мы без малого теряем в сутки почти миллион, – заявлял Двораковский.

РИА «Омск-Информ» попытался разобраться, что послужило причиной снижения пассажиропотока в муниципальном транспорте – одинаковая стоимость проезда в маршрутках и автобусах или что-то другое. 

Как отметил директор департамента транспорта Олег Осинский, услуга по перевозке пассажиров в автобусах и маршрутках должна оплачиваться по-разному. Ситуацию усугубляют и автобусы бизнес-класса, которые стали появляться у частных автоперевозчиков. У пассажиров эти автобусы пользуются большим спросом. Департамент транспорта со своими автобусами, конечно, не может поспеть за перевозчиками.

– Отток пассажиропотока в муниципальном транспорте есть, потому что перепутали две услуги. В ближайшее время автоперевозчики будут стараться повысить стоимость проезда в маршрутках, потому что реально себестоимость проезда другая. 18 рублей – это работа без налогов. Надо быть до конца честными и сначала установить тот тариф, с которого они смогут платить налоги, а потом требовать с них эти налоги, – говорит Осинский. – Хотя они платят, но платят мало.

Глава департамента транспорта также заметил, что маршрутка отличается от автобуса, как электричка от поезда.

– Это две абсолютно разные услуги. Электричка дешевле, поезд дороже, а скорый поезд еще дороже. Чем выше качество услуги, тем дороже проезд. Обычный поезд останавливается на каждой станции, скорый не на каждой, электричка вообще у каждого столба останавливается. Эти вещи никто не равняет. Также должно быть и с городским транспортом. В Новосибирске маршрутное такси стоит 23 рубля, автобус – 17. В городе Омске случилось так, что это выравнялось, – посетовал Осинский. – А если бы сегодня скорый поезд стал возить по цене электрички, там бы тоже двери ломились.

По данным чиновника, перевозчики должны заново прийти с расчетами в РЭК в самые ближайшие дни, а департамент транспорта имеет возможность просмотреть эти расчеты до принятия энергетической комиссией окончательного решения.

Между тем руководитель некоммерческого партнерства «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявляет, что не собирается подавать никакие документы в РЭК по поводу повышения проезда в маршрутках.

– Я не буду подавать, а устраивает или не устраивает тариф, это другой вопрос, – заявил автоперевозчик.

Вообще же Геворгян не считает, что общественный транспорт Омска стал неконкурентоспособным.

– У городских автобусов свой пассажир, так же, как у частного транспорта. Говорить о том, что кто-то у кого-то забрал, я бы не стал. Летний период всегда характеризуется оттоком пассажиров. Люди в отпусках, люди не ездят, где-то на дачах проживают. Отток пассажиров у всех произошел. Это точно так же, как в январе никто не ездит. Мы, например, сейчас снизили план на 300 рублей в день, – заметил руководитель «Омских перевозчиков».

Заместитель министра развития транспортного комплекса Омской области Игорь Квасов, которого мы попросили выступить в роли независимого эксперта, не согласен с Геворгяном и также винит в сложившейся ситуации одинаковую стоимость проезда в маршрутках и автобусах.

– Платежеспособная часть населения, которая свой выбор делала в пользу общественного транспорта, когда стоимость уравняли, пересела в маршрутки. Это очевидно, потерю мы эту видим, – заявил Квасов. – Учитывая, что раньше паритет в 2 рубля между проездом в автобусах и маршрутках был сохранен, значительная часть пассажиров голосовала за общественный транспорт. Теперь, когда цена одинакова, осуществляется отток. На самом деле сейчас неравные условия. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте повлияло на снижение пассажиропотока примерно на 10–15% от того, когда цена была 16 рублей. 

Чиновник уверен, что к проблеме должна подключаться Региональная энергетическая комиссия, однако принять правильное решение ей будет очень непросто.

– Здесь заколдованный круг. Настолько непрозрачна себестоимость услуги и настолько непрозрачны доходы маршрутчиков, что РЭК не может принять объективное решение. Многие вещи там происходят в теневом режиме. Панацея выведения из тени – перевод всего транспорта на безналичный расчет, на карты, что предполагается сделать к концу года. Тогда мы будем четко понимать, кто и сколько возит, – уверен Игорь Квасов.

Представитель областного Минтранса назвал несколько способов спасения общественного транспорта Омска, причем это не только повышение проезда в маршрутках, но и повышение проезда в автобусах до экономически обоснованного тарифа, чтобы город не субсидировал пассажирские предприятия и вкладывал деньги в модернизацию подвижного состава.

– Это как с ЖКХ. Президент же говорил губернаторам, что нужно приближать тариф к 100% оплате услуг, чтобы была экономия, рациональность. Спасение транспорта – это максимальное сокращение издержек, это новый подвижной состав, это перевод на газомоторное топливо и повышение тарифа, – заявил Квасов. – Но главное, на федеральном уровне нужно принять регламент или закон, ограничивающий деятельность так называемых нелицензиатов, нелегальных перевозчиков, которых пока достаточно много, с ними регион в полной мере не может бороться, потому что нет ограничивающих мер федерального законодательства.

К комментарию замминистра транспорта можно добавить слова мэра Двораковского, сказанные на той же пресс-конференции во вторник, о том, что после повышения проезда в автобусах на омские дороги хлынуло множество нелегальных старых «газелей». Пока можно констатировать, что город с ними бороться не может, а муниципальный пассажирский транспорт в сложившихся условиях демонстрирует свою неконкурентоспособность.