Поиск

В областной научной библиотеке имени A.C. Пушкина состоялась презентация книги Сергея Поварцова «Теплое течение. Страницы литературного дневника»

Автор книги – коренной омич, ученый, литературовед, театральный критик, журналист, писатель, лауреат премии фонда «Литературная мысль».

Сергей Николаевич – автор книг и статей по истории литературного Омска, исследователь творчества Д. Мережковского, И. Бабеля, Л. Мартынова, П. Васильева и других выдающихся деятелей литературы и искусства. Новая книга, изданная министерством культуры Омской области, – собрание биографических очерков, дневниковых записей, литературоведческих статей, посвященных выдающимся деятелям культуры прошлого и современности, чья творческая судьба связана с Омском. В этой книге нет сенсаций. Очерки и эскизные портреты литераторов Петра Ребрина, Леонида Шевчука, Ефима Беленького, Эдмунда Шика, Вильяма Озолина, Виктора Уткова, Виктора Васильева, художника Николая Третьякова, защитника Брестской крепости Александра Санина, профессора Вадима Берникова подкупают тем, что написаны на основе личных встреч автора с героями, долгих бесед о жизни и искусстве. На интервью люди редко бывают так откровенны и естественны, как в дружеском общении. Этот раздел портретов Сергей Поварцов назвал данью памяти тем, кто дорог и оставил прочный след в жизни автора. «Теплое течение» – название очень точно и трогательно воспроизводит атмосферу в творческой среде Омска 60-80-х годов с поисками и спорами на домашних посиделках, искренним интересом друг к другу. Все герои Сергея Поварцова – люди, много пережившие, не просто сталкивавшиеся с несправедливостью, а страдавшие в период сталинских репрессий, хрущевского волюнтаризма, идеологических схем и стандартов брежневского времени. Но никто не ощущал себя страдальцем, все сохранили привычку самостоятельно мыслить и, главное, обаяние цельности натуры. Очерк о писателе и журналисте Петре Ребрине, которым открывается книга, – это повествование о подвижничестве человека, рассказывавшего правду о деревне и нелегких крестьянских судьбах, когда приветствовались исключительно рапорты об успехах в сельском хозяйстве. Сергей Поварцов ставит нашего земляка в один ряд с писателями-деревенщиками Федором Абрамовым, Владимиром Тендряковым, Борисом Можаевым. «Ребрин являл собою фигуру типичного шестидесятника в сибирской глубинке», – пишет автор. Этот очерк – открытие яркого имени и для молодых журналистов, ведь Петр Ребрин работал в «Омской правде», а потом на областном радио. Ах, как хороши его очерки о первоцелинниках, опубликованные в нашей газете в 1954-м, первом году освоения новых земель! Особой задушевной интонацией отличается очерк о поэте Вильяме Озолине. Это давний друг автора, создававший свой особый мир «легкого дыхания» везде, где бы ни находился. Он уехал из Омска в 70-е, и все последующие годы, бывая наездами, тосковал по родному городу, который притягивал его как магнит. Читаешь – и кажется, что те же чувства испытывает и Сергей Поварцов, уехавший из Омска в Краснодар в 2007 году. Как и в Омске, он преподавал там литературу в университете, но не хватало включенности в литературный процесс, «роскоши человеческого общения». «Жить вдали от родной почвы и не врастать в новую – штука тяжелая»,– написал он, размышляя над дневниками Вильяма Озолина. Думал, наверное, и о себе. Последние пять лет Сергей Николаевич работал над этой «омской» книгой, и расстояние добавило воспоминаниям остроты, доверительности и лиризма. Книга порой ломает устоявшиеся стереотипы. Например, не такой уж безобидной и благостной выглядит фигура омского чудака Антона Сорокина, когда Сергей Поварцов цитирует строчки доносов «озорника» на Всеволода Иванова. В предисловиях к недавно вышедшей книге, посвященной Антону Сорокину, об этой стороне его жизни – ни слова, только восхищение профессоров-филологов смелостью эпатажного литератора. Сергей Поварцов в предисловии к книге написал, что все его герои достойны отдельных биографических исследований, полного метра, как говорят кинематографисты. Участники презентации, которых много собралось в библиотеке, говорили: и очерки в книге «Теплое течение» можно назвать полным метром, это литературное краеведение высокого класса.

Светлана Васильева Омская Правда 

В областной научной библиотеке имени A.C. Пушкина состоялась презентация книги Сергея Поварцова «Теплое течение. Страницы литературного дневника»

Автор книги – коренной омич, ученый, литературовед, театральный критик, журналист, писатель, лауреат премии фонда «Литературная мысль».

Сергей Николаевич – автор книг и статей по истории литературного Омска, исследователь творчества Д. Мережковского, И. Бабеля, Л. Мартынова, П. Васильева и других выдающихся деятелей литературы и искусства. Новая книга, изданная министерством культуры Омской области, – собрание биографических очерков, дневниковых записей, литературоведческих статей, посвященных выдающимся деятелям культуры прошлого и современности, чья творческая судьба связана с Омском. В этой книге нет сенсаций. Очерки и эскизные портреты литераторов Петра Ребрина, Леонида Шевчука, Ефима Беленького, Эдмунда Шика, Вильяма Озолина, Виктора Уткова, Виктора Васильева, художника Николая Третьякова, защитника Брестской крепости Александра Санина, профессора Вадима Берникова подкупают тем, что написаны на основе личных встреч автора с героями, долгих бесед о жизни и искусстве. На интервью люди редко бывают так откровенны и естественны, как в дружеском общении. Этот раздел портретов Сергей Поварцов назвал данью памяти тем, кто дорог и оставил прочный след в жизни автора. «Теплое течение» – название очень точно и трогательно воспроизводит атмосферу в творческой среде Омска 60-80-х годов с поисками и спорами на домашних посиделках, искренним интересом друг к другу. Все герои Сергея Поварцова – люди, много пережившие, не просто сталкивавшиеся с несправедливостью, а страдавшие в период сталинских репрессий, хрущевского волюнтаризма, идеологических схем и стандартов брежневского времени. Но никто не ощущал себя страдальцем, все сохранили привычку самостоятельно мыслить и, главное, обаяние цельности натуры. Очерк о писателе и журналисте Петре Ребрине, которым открывается книга, – это повествование о подвижничестве человека, рассказывавшего правду о деревне и нелегких крестьянских судьбах, когда приветствовались исключительно рапорты об успехах в сельском хозяйстве. Сергей Поварцов ставит нашего земляка в один ряд с писателями-деревенщиками Федором Абрамовым, Владимиром Тендряковым, Борисом Можаевым. «Ребрин являл собою фигуру типичного шестидесятника в сибирской глубинке», – пишет автор. Этот очерк – открытие яркого имени и для молодых журналистов, ведь Петр Ребрин работал в «Омской правде», а потом на областном радио. Ах, как хороши его очерки о первоцелинниках, опубликованные в нашей газете в 1954-м, первом году освоения новых земель! Особой задушевной интонацией отличается очерк о поэте Вильяме Озолине. Это давний друг автора, создававший свой особый мир «легкого дыхания» везде, где бы ни находился. Он уехал из Омска в 70-е, и все последующие годы, бывая наездами, тосковал по родному городу, который притягивал его как магнит. Читаешь – и кажется, что те же чувства испытывает и Сергей Поварцов, уехавший из Омска в Краснодар в 2007 году. Как и в Омске, он преподавал там литературу в университете, но не хватало включенности в литературный процесс, «роскоши человеческого общения». «Жить вдали от родной почвы и не врастать в новую – штука тяжелая»,– написал он, размышляя над дневниками Вильяма Озолина. Думал, наверное, и о себе. Последние пять лет Сергей Николаевич работал над этой «омской» книгой, и расстояние добавило воспоминаниям остроты, доверительности и лиризма. Книга порой ломает устоявшиеся стереотипы. Например, не такой уж безобидной и благостной выглядит фигура омского чудака Антона Сорокина, когда Сергей Поварцов цитирует строчки доносов «озорника» на Всеволода Иванова. В предисловиях к недавно вышедшей книге, посвященной Антону Сорокину, об этой стороне его жизни – ни слова, только восхищение профессоров-филологов смелостью эпатажного литератора. Сергей Поварцов в предисловии к книге написал, что все его герои достойны отдельных биографических исследований, полного метра, как говорят кинематографисты. Участники презентации, которых много собралось в библиотеке, говорили: и очерки в книге «Теплое течение» можно назвать полным метром, это литературное краеведение высокого класса.

Светлана Васильева Омская Правда