Поиск

Коммерческие перевозчики не могут внятно объяснить, почему себестоимость проезда у них составляет 24,2 рубля. Они просто требуют денег.

Аппетиты владельцев маршрутных такси растут год от года. Они представили в РЭК Омской области предложения о поднятии стоимости проезда в маршрутке до 25 рублей. Сейчас «газелисты» возят пассажиров за 18 рублей, а полтора года назад возили за 13. Но никто из них из-за столь «низких» цен почему-то не разорился.

После поднятия цен на проезд в муниципальных автобусах предсказуемо активизировались и частные перевозчики. На днях на заседании общественного совета при РЭК руководитель саморегулируемой организации «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявил, что себестоимость проезда в маршрутках на самом деле составляет 24 рубля 20 копеек. Исходя из этого, мол, и надо устанавливать стоимость проезда.

Члены общественного совета, в который входят многие уважаемые в Омске эксперты (президент Омской ТПП Татьяна Хорошавина, председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Вадим Морозов, руководитель местного отделения «Деловой России» Олег Даутов, возглавляет совет депутат Заксобрания Ирина Оверина), с такими расчетами не согласны. Так, один из членов общественного совета Сергей Мизя (на фото) спросил маршруточного магната:

– А как же вы сейчас сводите концы с концами, при тарифе 18 рублей? Кто вам доплачивает 6,20 рубля, чтобы вы не разорились?

Внятного ответа на этот вопрос Мизя так и не получил.

Напомню, последний раз стоимость проезда в маршрутках повышалась в январе 2013 года. Конечно, инфляцию никто не отменял, цены на горючее и прочие статьи расходов растут. Но за полтора года инфляция в стране составила около 10%, а стоимость проезда предлагается повысить более чем на треть. Откуда такие запросы?

Вот как обосновывали «хотелки» руководители крупных объединений владельцев маршруток на круглом столе, который на прошлой неделе организовала газета «Коммерческие вести».

– Подвижной состав меняется, и сразу меняется себестоимость, – заявлял тогда Геворкян. – Если раньше мы работали на «газелях», которые заправляли газом по цене 11 рублей за литр, то сегодня мы ездим на новых автобусах, работающих на дизельном топливе, которое мы покупаем по цене 32,5 рубля за литр.

– Минимизируют затраты, – ответил руководитель НП «Безопасный город» Иван Меняйлов на вопрос, как же маршрутные такси работают при нынешнем тарифе 18 рублей. – Если водитель – он же хозяин, то он сам решает, когда ему выйти в линию. Захочет – выйдет, не захочет – не выйдет. Машину моет не каждый день, а раз в месяц. Дизельным топливом заправляется в подворотне, рискуя двигателем.

Как-то неубедительными выглядят доводы, не находите? Предприниматели закупают настолько эксклюзивные модели микроавтобусов, которые не поддаются переводу на газ, и рады покупать втридорога «солярку» из исключительно чувства социальной ответственности перед нефтяниками. Мытье машин – это, конечно же, самая крупная статья расходов. А водитель, когда «сам решает, когда ему выйти в линию», видимо, против воли выходит работать себе в убыток.

На самом же деле, все эти аргументы – для отвода глаз. Аппетиты у «маршруточных королей» проснулись после того, как РЭК утвердила новую методику расчета себестоимости  услуг общественного транспорта.  Этот сектор бизнеса обоснованно обвиняют в непрозрачности. Авторы новой методики, похоже, руководствовались желанием эту непрозрачность «расширить и углубить».

Теперь при расчете себестоимости поездки, оказывается, не нужно указывать фактическую зарплату водителей и прочего персонала, не нужно указывать фактический расход топлива и фактическую стоимость ремонта и техобслуживания. Все эти показатели заменяются некими «нормативными значениями», которые могут быть очень далеки от реальных. В расходы вписывается и стоимость медосмотра водителей, и  страховки, и налоги. А есть ли уверенность, что эти расходы существуют на самом деле? О том, что с налогообложением маршрутных такси непорядок, говорил с трибуны и губернатор Виктор Назаров.

На самом деле, при определении тарифа существует своего рода административный торг. Мэрия заинтересована, чтобы проезд на частном транспорте был хотя бы на два рубля дороже, чем на муниципальном, иначе на последнем будут ездить только льготники. Но и задирать тариф слишком высоко чиновники боятся, не желая народного возмущения.

Маршруточники исходят из принципа «требуй по максимуму, авось что-то и выгорит сверх обычного». Да и маршруточный бизнес, есть такое подозрение, нашим властям не совсем чужой. Недаром в финансировании предвыборных кампаний играют роль известные в этом бизнесе персоны. И никто не удивляется, когда не последние чиновники департамента транспорта после ухода в отставку становятся не последними людьми в сфере частного извоза.

А тем временем «маршруточный бизнес» в Омске стремительно монополизируется. Недавно произошло объединение некоммерческих партнерств «Омские перевозчики» и «Безопасный город». Теперь одно объединение контролирует 70% из числа 330 предпринимателей, имеющих лицензии на пассажирские перевозки в Омске. На повестке дня – присоединение еще одного крупного некоммерческого партнерства. Такими темпами скоро весь рынок частных перевозок будет контролироваться одной монопольной структурой, в которой решать вопросы будут три-четыре человека. И тогда торг с мэрией пойдет совсем на других условиях.

Мэрия же пока не заботится о том, чтобы сделать рынок частного извоза прозрачным. Вопрос – чего ждем-то?

Иван Касимов

1209

Коммерческие перевозчики не могут внятно объяснить, почему себестоимость проезда у них составляет 24,2 рубля. Они просто требуют денег.

Аппетиты владельцев маршрутных такси растут год от года. Они представили в РЭК Омской области предложения о поднятии стоимости проезда в маршрутке до 25 рублей. Сейчас «газелисты» возят пассажиров за 18 рублей, а полтора года назад возили за 13. Но никто из них из-за столь «низких» цен почему-то не разорился.

После поднятия цен на проезд в муниципальных автобусах предсказуемо активизировались и частные перевозчики. На днях на заседании общественного совета при РЭК руководитель саморегулируемой организации «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявил, что себестоимость проезда в маршрутках на самом деле составляет 24 рубля 20 копеек. Исходя из этого, мол, и надо устанавливать стоимость проезда.

Члены общественного совета, в который входят многие уважаемые в Омске эксперты (президент Омской ТПП Татьяна Хорошавина, председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Вадим Морозов, руководитель местного отделения «Деловой России» Олег Даутов, возглавляет совет депутат Заксобрания Ирина Оверина), с такими расчетами не согласны. Так, один из членов общественного совета Сергей Мизя (на фото) спросил маршруточного магната:

– А как же вы сейчас сводите концы с концами, при тарифе 18 рублей? Кто вам доплачивает 6,20 рубля, чтобы вы не разорились?

Внятного ответа на этот вопрос Мизя так и не получил.

Напомню, последний раз стоимость проезда в маршрутках повышалась в январе 2013 года. Конечно, инфляцию никто не отменял, цены на горючее и прочие статьи расходов растут. Но за полтора года инфляция в стране составила около 10%, а стоимость проезда предлагается повысить более чем на треть. Откуда такие запросы?

Вот как обосновывали «хотелки» руководители крупных объединений владельцев маршруток на круглом столе, который на прошлой неделе организовала газета «Коммерческие вести».

– Подвижной состав меняется, и сразу меняется себестоимость, – заявлял тогда Геворкян. – Если раньше мы работали на «газелях», которые заправляли газом по цене 11 рублей за литр, то сегодня мы ездим на новых автобусах, работающих на дизельном топливе, которое мы покупаем по цене 32,5 рубля за литр.

– Минимизируют затраты, – ответил руководитель НП «Безопасный город» Иван Меняйлов на вопрос, как же маршрутные такси работают при нынешнем тарифе 18 рублей. – Если водитель – он же хозяин, то он сам решает, когда ему выйти в линию. Захочет – выйдет, не захочет – не выйдет. Машину моет не каждый день, а раз в месяц. Дизельным топливом заправляется в подворотне, рискуя двигателем.

Как-то неубедительными выглядят доводы, не находите? Предприниматели закупают настолько эксклюзивные модели микроавтобусов, которые не поддаются переводу на газ, и рады покупать втридорога «солярку» из исключительно чувства социальной ответственности перед нефтяниками. Мытье машин – это, конечно же, самая крупная статья расходов. А водитель, когда «сам решает, когда ему выйти в линию», видимо, против воли выходит работать себе в убыток.

На самом же деле, все эти аргументы – для отвода глаз. Аппетиты у «маршруточных королей» проснулись после того, как РЭК утвердила новую методику расчета себестоимости  услуг общественного транспорта.  Этот сектор бизнеса обоснованно обвиняют в непрозрачности. Авторы новой методики, похоже, руководствовались желанием эту непрозрачность «расширить и углубить».

Теперь при расчете себестоимости поездки, оказывается, не нужно указывать фактическую зарплату водителей и прочего персонала, не нужно указывать фактический расход топлива и фактическую стоимость ремонта и техобслуживания. Все эти показатели заменяются некими «нормативными значениями», которые могут быть очень далеки от реальных. В расходы вписывается и стоимость медосмотра водителей, и  страховки, и налоги. А есть ли уверенность, что эти расходы существуют на самом деле? О том, что с налогообложением маршрутных такси непорядок, говорил с трибуны и губернатор Виктор Назаров.

На самом деле, при определении тарифа существует своего рода административный торг. Мэрия заинтересована, чтобы проезд на частном транспорте был хотя бы на два рубля дороже, чем на муниципальном, иначе на последнем будут ездить только льготники. Но и задирать тариф слишком высоко чиновники боятся, не желая народного возмущения.

Маршруточники исходят из принципа «требуй по максимуму, авось что-то и выгорит сверх обычного». Да и маршруточный бизнес, есть такое подозрение, нашим властям не совсем чужой. Недаром в финансировании предвыборных кампаний играют роль известные в этом бизнесе персоны. И никто не удивляется, когда не последние чиновники департамента транспорта после ухода в отставку становятся не последними людьми в сфере частного извоза.

А тем временем «маршруточный бизнес» в Омске стремительно монополизируется. Недавно произошло объединение некоммерческих партнерств «Омские перевозчики» и «Безопасный город». Теперь одно объединение контролирует 70% из числа 330 предпринимателей, имеющих лицензии на пассажирские перевозки в Омске. На повестке дня – присоединение еще одного крупного некоммерческого партнерства. Такими темпами скоро весь рынок частных перевозок будет контролироваться одной монопольной структурой, в которой решать вопросы будут три-четыре человека. И тогда торг с мэрией пойдет совсем на других условиях.

Мэрия же пока не заботится о том, чтобы сделать рынок частного извоза прозрачным. Вопрос – чего ждем-то?

Иван Касимов

1209