Поиск

В 90-е годы произошло чудо – нам разрешили говорить о Боге. Но с отменой запрета на религиозную пропаганду пышным цветом расцвели лжеучения. Людям, истосковавшимся по пище духовной, вместо хлеба подсунули камень. С Запада мощным потоком хлынули сектанты, а с экранов телевизоров начали вещать маги, чародеи и лжемессии. Семена были брошены на плодородную почву: количество адептов, которых правильнее было бы назвать жертвами, стало расти как на дрожжах.

Правоохранительные органы не смогли должным образом отреагировать на агрессию сект, поскольку многим поначалу казалось, что любая религия – добро. Да и сегодня многие не видят разницы между религиозной сектой, учением, отколовшимся от господствующей религии (например, хлысты, духоборы, баптисты, евангелисты и т.д.), и тоталитарной сектой, псевдорелигиозной организацией, осуществляющей тотальный контроль над поведением и мышлением своих членов. Термин «тоталитарная секта» впервые ввёл в оборот историк и богослов Александр Дворкин. Сегодня мы говорим с ним о манипулировании сознанием в тоталитарных сектах и о том, кто чаще всего становится жертвой лжемессий.

– Я никогда не думал, что буду заниматься сектами, – я всё-таки историк, а секты – понятие анти­историческое. Был 1992 год. Вернувшись из эмиграции, я начал работать в отделе религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, где мне предложили заняться сектами, поскольку на тот момент большая их часть приходила с Запада, а мне владение языками позволяло работать с первоисточниками. Я сначала отказался, но всё чаще в наш отдел стали приходить люди, в основном женщины, чьи дети попали в секту. Это были жертвы «Богородичного центра». Несчастных женщин отовсюду футболили, потому что ни в одной инстанции не знали, что такое секты. Считалось, что всякая религия – это хорошо, потому что всё, что запрещалось в советское время, нужно разрешать.

Конечно, невозможно было не посочувствовать их горю. И ещё я понял, что то, что проповедует «Богородичный центр», очень напоминает раннехристианскую секту монтанизм. Когда я рассказал об этом, меня попросили пойти на встречу с депутатом Моссовета, который вроде обещал в чём-то помочь. Потом ещё с кем-то и ещё...

В результате в марте 1993 года я решил провести однодневную конференцию на эту тему, чтобы её разобрать и закрыть. В ней участвовало несколько священников и историков. Один из священников столкнулся с «Богородичным центром» у себя на приходе. Был один католик, что было важно, поскольку представители центра часто ссылались на якобы существующую поддержку со стороны католической церкви. Он выступил с официальным заявлением о том, что «Богородичный центр» не имеет к ним никакого отношения. Итогом конференции стали несколько публикаций и создание примерно через полгода информационно-консультационного Центра во имя священномученика Иринея Лионского, который существует до сих пор (как Центр религиоведческих исследований) и в который обращаются жертвы тоталитарных сект и их близкие. Что касается святого Иринея, то его можно назвать в каком-то смысле первым сектоведом. Он жил в конце II – начале III века в Римской империи, где мученически погиб в 202 году. Он первым написал книгу, которая сокращённо носит название «Против ересей». Это огромный труд, состоящий из пяти книг, в котором собрана информация обо всех действовавших на тот момент сектах. Святой Ириней описал их, опровергнув их учения и практику с христианской точки зрения. О многих тогдашних сектах мы знаем только от него.

– Александр Леонидович, почему, на ваш взгляд, в советское время таких проблем было меньше?

– В советское время официальной религией был атеизм. Но говорить, что атеизм защищал от сект – это то же самое, что сказать, что жить в тюремной камере безопаснее, чем в городе. Может быть, оно и безопасно, но полноценно ли? Коммунизм ведь тоже в каком-то смысле был сектой, со своими правилами, обрядами, наказаниями тем, кто по той или иной причине не хочет быть его последователем. Сект, конечно, было меньше, но нельзя забывать, что в первую очередь гнали православную церковь. К сегодняшнему засилью сект прямое отношение имеет и «мифологичность» сознания общества, повальное увлечение эзотерикой, оккультизмом. Ведь долгое время в обществе был культ науки. А оккультизм весьма наукообразен.

– Можно ли сказать, что на Западе люди более, как бы это выразиться, благоразумны?

– В секты попадают наиболее внушаемые люди. Как правило, те, кто переживает стресс. А поскольку наша страна находится в некоем переходном периоде, то и достаточно много людей находится в стрессовом состоянии. На Западе секты существуют дольше, и общество выработало некий иммунитет к ним.

– Какие секты наиболее опасны?

– Самые опасные те, в которые попали ваши близкие. Недавно ко мне приходили две женщины, чьи сын и дочь (муж и жена между собой) оказались втянутыми в очень маленькую секту, в которой, может быть, всего человек шесть-семь. При этом секта очень жёсткая. Если бы я сказал матерям: «Вы знаете, эта секта не опасна, потому что малочисленна, а вероятности того, что туда попадут и другие, почти не существует», – это было бы для них слабым утешением.

– В тоталитарных сектах людей могут подвергать увечьям, держать взаперти. Предусмотрена ли уголовная ответственность за такого рода деяния?

– Держать взаперти – понятие растяжимое. Помимо физических запоров существует обработка сознания, когда человек находится в собственной темнице и не осознаёт этого. Что касается уголовной ответственности, в 2010 году, например, Центральный окружной суд Калифорнии вынес удивительное решение касательно возникшей в 1950 г. в Америке секты сайентологии, суть которого сводится к тому, что данная секта имеет право держать взаперти своих членов. В случае если они бегут, она имеет право догонять их, убеждая вернуться. А «убеждать», сами понимаете, понятие растяжимое. Кроме того, было постановлено, что сайентологи имеют право вынуждать своих последователей делать аборты, цензурировать их переписку, наказывать их путём сокращения количества пищи и времени сна. И суд в это вмешиваться не имеет права, поскольку эти вещи носят «доктринальный» характер.

– Возможно, такое решение было связано с тем, что секта проникла в правоохранительные и судебные органы?

– Действительно, у сайентологов особые отношения с американскими властями. Конечно, непосредственно в руководстве страны их нет, но то, что эта секта, по мнению многих экспертов, является также разведорганизацией, известно достаточно давно. В 1993 году, например, был подписан тайный договор с налоговым управлением. Предположения о его содержании делаются уже достаточно открыто. Скорее всего, сайентология делится частью собранной информации с ЦРУ, а за это Госдеп лоббирует интересы секты во всех странах мира.

– Кто чаще всего становится жертвами сектантов и как защититься от их влияния?

– Жертвой может стать любой человек. Но есть группы риска. Во-первых, это те, кто переживает стресс взросления. Подростки, молодые люди. Это время конца обучения в школе и начала работы на предприятии, учёбы в вузе. Кончилось детство, начинается взрослая жизнь, новые отношения, ответственность, обязанности, и пока психика и организм молодого человека не перестроятся, он остаётся крайне лёгкой добычей для мошенников, спекулирующих тягой человека к самопознанию, поиску духовности, смысла жизни и своего места в ней.

В другой группе риска люди предпенсионного – начала пенсионного возраста. Человек подходит к некоему итогу, начинает терять близких, задумываться о прошлом и будущем. А времени на размышления с выходом на пенсию становится всё больше и больше. Это хорошо понимают, скажем, «Свидетели Иеговы». Эта секта целенаправленно работает на людей в этом возрасте, они знают, как вовлечь в разговор, чем заинтересовать.

Но вообще-то стрессов в жизни много. Перемена работы, места жительства – особенно если речь идёт о переезде в другой город, другую среду. Защитой от влияния сект является прежде всего воспитание в традиционной культуре. Важно проявлять здравый смысл и здоровое недоверие. Понимать, что если вам предлагают всего много и сразу, то это, скорее, бесплатный сыр из мышеловки.

– Каким образом людей заманивают в секты?

– Есть такая поговорка: «У каждого человека есть свой гуру, и ваше счастье, если вы его никогда не встретите». Людей практически никогда не приглашают в секту прямиком. Всегда есть приманка. Кружок по изучению английского языка, индийского танца, йоги или даже Библии. Часто такой приманкой бывает обещание поправить здоровье благодаря целительной силе какого-нибудь «доктора» или потрясающего диагноста, который может не только вылечить настоящие, но и предсказать будущие ваши болезни. Курсы личностного роста, центр древнефилософского наследия, интересная высокооплачиваемая работа, на которой почти что ничего не надо делать. Через какое-то время человек узнаёт, что это оказывается не кружок или центр, а такая-то секта. Он спрашивает: «Что ж вы раньше мне об этом не сказали?» А ему отвечают: «Понимаешь, раньше у тебя мозги были промыты СМИ, если б мы тебе сразу сказали, ты бы к нам не пошёл. Но тебе же у нас хорошо? Хорошо. Теперь ты видишь, что мы были правы?»

– Когда я ещё училась в школе, ко мне постоянно возле метро «Смоленская» подходили молодые люди с брошюрками и книгами и задавали вполне безобидный вопрос: «Как вы относитесь к объединению молодёжи всего мира?» Слава богу, к тому времени я уже была просвещена мамой и вашими, кстати, статьями и знала, что если к вам подходят с такого рода вопросами, то это представители секты Муна – муниты. Поэтому я, как правило, говорила им, что я знаю, кто они, и грозила милицией, если они не отстанут. Наверное, это было неправильно? Опасно?

– Ну, почему опасно. На людной улице они бы на вас не напали. Всё правильно вы делали. То, что муниты подходили к вам, когда вы были несовершеннолетней, это нарушение закона. Если же речь идёт о взрослом, ответственность может быть только административной, если, например, сектант блокирует проход, если он торгует чем-либо или агрессивно пристаёт, навязывается, чего, как правило, в людных местах не происходит.

– Как-то я попала на одно из сектантских собраний. Может быть, из-за атмосферы всеобщей экзальтации было ощущение, что люди вокруг не очень здоровы. Как вы считаете, психическая неуравновешенность – это следствие или причина попадания в секту?

– Трудно сказать. Если это были неопятидесятники, а вероятнее всего, это были они, то уверяю вас, на свои самые «продвинутые» собрания они бы вас не пригласили. Там эта экзальтация доходит до совершенно неприличного градуса, они будут падать, кричать, хохотать безудержно и т.д.

Часто в секту приходят люди в пограничном состоянии. Есть более внушаемые, есть менее, но при определённых обстоятельствах, скажем, при стрессе, человек более податлив. Если его убеждают в том, что именно вот такое, кажущееся невменяемым поведение – это и есть высший религиозный опыт, то рано или поздно его в этом убедят. И когда он придёт в следующий раз на собрание, он к этой экзальтации будет стремиться уже сам.

Процесс изменения личности пошёл. Личность разрушается как физически (большая часть тоталитарных сект практикует в качестве методик воздействия или наказания – неполноценное питание и недостаточный сон в сочетании с напряжённой работой), так и умственно – происходит активное «обеднение» всех областей знаний, разрыв всех социальных связей, внушается враждебность по отношению к семье, друзьям, обществу.

Происходит постепенное, но радикальное изменение личности. Пропадает чувство юмора, человек становится обидчивым, упорно-аг­рессивным, поведение – уклончивым или оборонительным. Затем начинают утрачиваться семейные и дружеские связи, происходит радикальная смена религиозных и нравственных ориентиров. Начинают проявляться фанатичность и нетерпимость.

– Можно ли спорить с сектантами на улице или на их собраниях?

– По поводу собраний. Зачем вам туда идти? Любые агрессивные споры нужно в любом случае сразу же прекращать. На собраниях особо не поспоришь. Сектантов там много, и они вас не услышат, не воспримут, банально могут переорать. Другое дело, если вы пришли на первое собрание и знаете, что там есть новички, в этом случае что-то сказать можно и нужно. Может быть, это поможет новичкам вовремя уйти.

Если секта не связана с криминалом, то для рядового члена угрозы жизни выход из неё не несёт. Будут, конечно, навязчивые приставания, Другое дело, если из секты выходит один из вышестоящих чинов в иерархии. Чем больше человек знает о секте, тем более его выход из неё для него опасен.

– Современные лжемессии – дельцы или психически больные люди?

– Мой коллега Стивен Кент, профессор канадского университета Альберта, много лет изучал личностные характеристики основателей сект и пришёл к выводу, что все они страдают злокачественным нарциссизмом, следствием которого является необходимость самоутверждаться за счёт других людей. Это не психическая болезнь, но некое пограничное состояние. Другое дело, что психические расстройства у таких людей могут развиваться на почве видения себя на вершине, ощущения обладания абсолютной властью. Ещё Черчилль говорил, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Человек, обладающий такой властью или иллюзией обладания ею, в конце концов утрачивает адекватность.

– Так как же защититься от влияния секты? Неужели можно вот так просто подчинить себе волю че­ловека?

– Пока у человека есть воля, он защищён. Воздействовать на человека без его дозволения невозможно. Никакое пресловутое зомбирование не действует, если вы сопротивляетесь. То есть я не могу сейчас начать испускать фитолучи, которые могли бы подчинить вашу волю. Все существующие методики манипуляций сознанием направлены на то, чтобы человек в первую очередь дал согласие на воздействие. Это необходимое условие.Свободная воля – Божий дар людям. Пока она у человека есть и пока он ею дорожит, никакое сектантское воздействие ему не страшно.

В 90-е годы произошло чудо – нам разрешили говорить о Боге. Но с отменой запрета на религиозную пропаганду пышным цветом расцвели лжеучения. Людям, истосковавшимся по пище духовной, вместо хлеба подсунули камень. С Запада мощным потоком хлынули сектанты, а с экранов телевизоров начали вещать маги, чародеи и лжемессии. Семена были брошены на плодородную почву: количество адептов, которых правильнее было бы назвать жертвами, стало расти как на дрожжах.

Правоохранительные органы не смогли должным образом отреагировать на агрессию сект, поскольку многим поначалу казалось, что любая религия – добро. Да и сегодня многие не видят разницы между религиозной сектой, учением, отколовшимся от господствующей религии (например, хлысты, духоборы, баптисты, евангелисты и т.д.), и тоталитарной сектой, псевдорелигиозной организацией, осуществляющей тотальный контроль над поведением и мышлением своих членов. Термин «тоталитарная секта» впервые ввёл в оборот историк и богослов Александр Дворкин. Сегодня мы говорим с ним о манипулировании сознанием в тоталитарных сектах и о том, кто чаще всего становится жертвой лжемессий.

– Я никогда не думал, что буду заниматься сектами, – я всё-таки историк, а секты – понятие анти­историческое. Был 1992 год. Вернувшись из эмиграции, я начал работать в отделе религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, где мне предложили заняться сектами, поскольку на тот момент большая их часть приходила с Запада, а мне владение языками позволяло работать с первоисточниками. Я сначала отказался, но всё чаще в наш отдел стали приходить люди, в основном женщины, чьи дети попали в секту. Это были жертвы «Богородичного центра». Несчастных женщин отовсюду футболили, потому что ни в одной инстанции не знали, что такое секты. Считалось, что всякая религия – это хорошо, потому что всё, что запрещалось в советское время, нужно разрешать.

Конечно, невозможно было не посочувствовать их горю. И ещё я понял, что то, что проповедует «Богородичный центр», очень напоминает раннехристианскую секту монтанизм. Когда я рассказал об этом, меня попросили пойти на встречу с депутатом Моссовета, который вроде обещал в чём-то помочь. Потом ещё с кем-то и ещё...

В результате в марте 1993 года я решил провести однодневную конференцию на эту тему, чтобы её разобрать и закрыть. В ней участвовало несколько священников и историков. Один из священников столкнулся с «Богородичным центром» у себя на приходе. Был один католик, что было важно, поскольку представители центра часто ссылались на якобы существующую поддержку со стороны католической церкви. Он выступил с официальным заявлением о том, что «Богородичный центр» не имеет к ним никакого отношения. Итогом конференции стали несколько публикаций и создание примерно через полгода информационно-консультационного Центра во имя священномученика Иринея Лионского, который существует до сих пор (как Центр религиоведческих исследований) и в который обращаются жертвы тоталитарных сект и их близкие. Что касается святого Иринея, то его можно назвать в каком-то смысле первым сектоведом. Он жил в конце II – начале III века в Римской империи, где мученически погиб в 202 году. Он первым написал книгу, которая сокращённо носит название «Против ересей». Это огромный труд, состоящий из пяти книг, в котором собрана информация обо всех действовавших на тот момент сектах. Святой Ириней описал их, опровергнув их учения и практику с христианской точки зрения. О многих тогдашних сектах мы знаем только от него.

– Александр Леонидович, почему, на ваш взгляд, в советское время таких проблем было меньше?

– В советское время официальной религией был атеизм. Но говорить, что атеизм защищал от сект – это то же самое, что сказать, что жить в тюремной камере безопаснее, чем в городе. Может быть, оно и безопасно, но полноценно ли? Коммунизм ведь тоже в каком-то смысле был сектой, со своими правилами, обрядами, наказаниями тем, кто по той или иной причине не хочет быть его последователем. Сект, конечно, было меньше, но нельзя забывать, что в первую очередь гнали православную церковь. К сегодняшнему засилью сект прямое отношение имеет и «мифологичность» сознания общества, повальное увлечение эзотерикой, оккультизмом. Ведь долгое время в обществе был культ науки. А оккультизм весьма наукообразен.

– Можно ли сказать, что на Западе люди более, как бы это выразиться, благоразумны?

– В секты попадают наиболее внушаемые люди. Как правило, те, кто переживает стресс. А поскольку наша страна находится в некоем переходном периоде, то и достаточно много людей находится в стрессовом состоянии. На Западе секты существуют дольше, и общество выработало некий иммунитет к ним.

– Какие секты наиболее опасны?

– Самые опасные те, в которые попали ваши близкие. Недавно ко мне приходили две женщины, чьи сын и дочь (муж и жена между собой) оказались втянутыми в очень маленькую секту, в которой, может быть, всего человек шесть-семь. При этом секта очень жёсткая. Если бы я сказал матерям: «Вы знаете, эта секта не опасна, потому что малочисленна, а вероятности того, что туда попадут и другие, почти не существует», – это было бы для них слабым утешением.

– В тоталитарных сектах людей могут подвергать увечьям, держать взаперти. Предусмотрена ли уголовная ответственность за такого рода деяния?

– Держать взаперти – понятие растяжимое. Помимо физических запоров существует обработка сознания, когда человек находится в собственной темнице и не осознаёт этого. Что касается уголовной ответственности, в 2010 году, например, Центральный окружной суд Калифорнии вынес удивительное решение касательно возникшей в 1950 г. в Америке секты сайентологии, суть которого сводится к тому, что данная секта имеет право держать взаперти своих членов. В случае если они бегут, она имеет право догонять их, убеждая вернуться. А «убеждать», сами понимаете, понятие растяжимое. Кроме того, было постановлено, что сайентологи имеют право вынуждать своих последователей делать аборты, цензурировать их переписку, наказывать их путём сокращения количества пищи и времени сна. И суд в это вмешиваться не имеет права, поскольку эти вещи носят «доктринальный» характер.

– Возможно, такое решение было связано с тем, что секта проникла в правоохранительные и судебные органы?

– Действительно, у сайентологов особые отношения с американскими властями. Конечно, непосредственно в руководстве страны их нет, но то, что эта секта, по мнению многих экспертов, является также разведорганизацией, известно достаточно давно. В 1993 году, например, был подписан тайный договор с налоговым управлением. Предположения о его содержании делаются уже достаточно открыто. Скорее всего, сайентология делится частью собранной информации с ЦРУ, а за это Госдеп лоббирует интересы секты во всех странах мира.

– Кто чаще всего становится жертвами сектантов и как защититься от их влияния?

– Жертвой может стать любой человек. Но есть группы риска. Во-первых, это те, кто переживает стресс взросления. Подростки, молодые люди. Это время конца обучения в школе и начала работы на предприятии, учёбы в вузе. Кончилось детство, начинается взрослая жизнь, новые отношения, ответственность, обязанности, и пока психика и организм молодого человека не перестроятся, он остаётся крайне лёгкой добычей для мошенников, спекулирующих тягой человека к самопознанию, поиску духовности, смысла жизни и своего места в ней.

В другой группе риска люди предпенсионного – начала пенсионного возраста. Человек подходит к некоему итогу, начинает терять близких, задумываться о прошлом и будущем. А времени на размышления с выходом на пенсию становится всё больше и больше. Это хорошо понимают, скажем, «Свидетели Иеговы». Эта секта целенаправленно работает на людей в этом возрасте, они знают, как вовлечь в разговор, чем заинтересовать.

Но вообще-то стрессов в жизни много. Перемена работы, места жительства – особенно если речь идёт о переезде в другой город, другую среду. Защитой от влияния сект является прежде всего воспитание в традиционной культуре. Важно проявлять здравый смысл и здоровое недоверие. Понимать, что если вам предлагают всего много и сразу, то это, скорее, бесплатный сыр из мышеловки.

– Каким образом людей заманивают в секты?

– Есть такая поговорка: «У каждого человека есть свой гуру, и ваше счастье, если вы его никогда не встретите». Людей практически никогда не приглашают в секту прямиком. Всегда есть приманка. Кружок по изучению английского языка, индийского танца, йоги или даже Библии. Часто такой приманкой бывает обещание поправить здоровье благодаря целительной силе какого-нибудь «доктора» или потрясающего диагноста, который может не только вылечить настоящие, но и предсказать будущие ваши болезни. Курсы личностного роста, центр древнефилософского наследия, интересная высокооплачиваемая работа, на которой почти что ничего не надо делать. Через какое-то время человек узнаёт, что это оказывается не кружок или центр, а такая-то секта. Он спрашивает: «Что ж вы раньше мне об этом не сказали?» А ему отвечают: «Понимаешь, раньше у тебя мозги были промыты СМИ, если б мы тебе сразу сказали, ты бы к нам не пошёл. Но тебе же у нас хорошо? Хорошо. Теперь ты видишь, что мы были правы?»

– Когда я ещё училась в школе, ко мне постоянно возле метро «Смоленская» подходили молодые люди с брошюрками и книгами и задавали вполне безобидный вопрос: «Как вы относитесь к объединению молодёжи всего мира?» Слава богу, к тому времени я уже была просвещена мамой и вашими, кстати, статьями и знала, что если к вам подходят с такого рода вопросами, то это представители секты Муна – муниты. Поэтому я, как правило, говорила им, что я знаю, кто они, и грозила милицией, если они не отстанут. Наверное, это было неправильно? Опасно?

– Ну, почему опасно. На людной улице они бы на вас не напали. Всё правильно вы делали. То, что муниты подходили к вам, когда вы были несовершеннолетней, это нарушение закона. Если же речь идёт о взрослом, ответственность может быть только административной, если, например, сектант блокирует проход, если он торгует чем-либо или агрессивно пристаёт, навязывается, чего, как правило, в людных местах не происходит.

– Как-то я попала на одно из сектантских собраний. Может быть, из-за атмосферы всеобщей экзальтации было ощущение, что люди вокруг не очень здоровы. Как вы считаете, психическая неуравновешенность – это следствие или причина попадания в секту?

– Трудно сказать. Если это были неопятидесятники, а вероятнее всего, это были они, то уверяю вас, на свои самые «продвинутые» собрания они бы вас не пригласили. Там эта экзальтация доходит до совершенно неприличного градуса, они будут падать, кричать, хохотать безудержно и т.д.

Часто в секту приходят люди в пограничном состоянии. Есть более внушаемые, есть менее, но при определённых обстоятельствах, скажем, при стрессе, человек более податлив. Если его убеждают в том, что именно вот такое, кажущееся невменяемым поведение – это и есть высший религиозный опыт, то рано или поздно его в этом убедят. И когда он придёт в следующий раз на собрание, он к этой экзальтации будет стремиться уже сам.

Процесс изменения личности пошёл. Личность разрушается как физически (большая часть тоталитарных сект практикует в качестве методик воздействия или наказания – неполноценное питание и недостаточный сон в сочетании с напряжённой работой), так и умственно – происходит активное «обеднение» всех областей знаний, разрыв всех социальных связей, внушается враждебность по отношению к семье, друзьям, обществу.

Происходит постепенное, но радикальное изменение личности. Пропадает чувство юмора, человек становится обидчивым, упорно-аг­рессивным, поведение – уклончивым или оборонительным. Затем начинают утрачиваться семейные и дружеские связи, происходит радикальная смена религиозных и нравственных ориентиров. Начинают проявляться фанатичность и нетерпимость.

– Можно ли спорить с сектантами на улице или на их собраниях?

– По поводу собраний. Зачем вам туда идти? Любые агрессивные споры нужно в любом случае сразу же прекращать. На собраниях особо не поспоришь. Сектантов там много, и они вас не услышат, не воспримут, банально могут переорать. Другое дело, если вы пришли на первое собрание и знаете, что там есть новички, в этом случае что-то сказать можно и нужно. Может быть, это поможет новичкам вовремя уйти.

Если секта не связана с криминалом, то для рядового члена угрозы жизни выход из неё не несёт. Будут, конечно, навязчивые приставания, Другое дело, если из секты выходит один из вышестоящих чинов в иерархии. Чем больше человек знает о секте, тем более его выход из неё для него опасен.

– Современные лжемессии – дельцы или психически больные люди?

– Мой коллега Стивен Кент, профессор канадского университета Альберта, много лет изучал личностные характеристики основателей сект и пришёл к выводу, что все они страдают злокачественным нарциссизмом, следствием которого является необходимость самоутверждаться за счёт других людей. Это не психическая болезнь, но некое пограничное состояние. Другое дело, что психические расстройства у таких людей могут развиваться на почве видения себя на вершине, ощущения обладания абсолютной властью. Ещё Черчилль говорил, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Человек, обладающий такой властью или иллюзией обладания ею, в конце концов утрачивает адекватность.

– Так как же защититься от влияния секты? Неужели можно вот так просто подчинить себе волю че­ловека?

– Пока у человека есть воля, он защищён. Воздействовать на человека без его дозволения невозможно. Никакое пресловутое зомбирование не действует, если вы сопротивляетесь. То есть я не могу сейчас начать испускать фитолучи, которые могли бы подчинить вашу волю. Все существующие методики манипуляций сознанием направлены на то, чтобы человек в первую очередь дал согласие на воздействие. Это необходимое условие.Свободная воля – Божий дар людям. Пока она у человека есть и пока он ею дорожит, никакое сектантское воздействие ему не страшно.