Поиск

Уже в начале следующего года вместо мэра Омска может появиться сити-менеджер, а город поделят на несколько районов со своими райсоветами.

Положения реформы местного самоуправления в России приняты в окончательном виде. Обозреватель РИА «Омск-Информ» разбирался в тонкостях реформы. Отменят ли прямые выборы мэра Омска, введут ли должность сити-менеджера  и на сколько районов поделят город?

20 мая Государственная дума приняла в окончательном чтении поправки к законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  составляющие давно ожидаемую реформу местного самоуправления. Первоначально ожидалась отмена прямых выборов мэров и принудительное разделение крупных городов на внутригородские районы со своими райсоветами и главами. В итоге же право определять структуру местного самоуправления и порядок выборов в них отданы на откуп субъектам Федерации. Причем предусмотрен богатый выбор вариантов организации местного самоуправления.

Итак, по порядку.

Новые поправки вводят понятия «городской округ с внутригородским делением» и «внутригородской район». То есть, к примеру, Омск может быть преобразован в муниципальное образование, внутри которого есть малые муниципальные образования – районы, со своими полномочиями, главами, советами и муниципальным имуществом. Критерии раздела города на районы область определяет сама. Тот же Омск может быть разделен на пять (по числу округов), одиннадцать (по числу отделов полиции) или другое число районов. Впрочем областная власть вправе оставить все по-старому и не дробить город на районы.  Городской Совет может формироваться двумя способами – путем прямых выборов, как сейчас, или  путем делегирования в него депутатов из районных советов. Такой же выбор есть и у сельских районов – избирать депутатов райсоветов на прямых выборах либо делегировать в райсовет глав и депутатов сельских поселений.

Уже сложно? Это еще начало. Настоящее богатство вариантов появляется, когда речь идет о способах избрания и полномочиях мэров. Градоначальник может быть избран как прямым голосованием, так и в горсовете. Причем мэр, избранный этими двумя способами, может быть либо номинальным главой города (тогда он совмещает обязанности мэра с функцией председателя горсовета), или реальным главой городской администрации. В случае если мэр не обладает реальными полномочиями, то одновременно с должностью мэра вводится отдельная должность главы городской администрации, реально управляющего городским хозяйством. По сути, это тот же сити-менеджер, только в законе этот термин не употребляется.  Глава администрации (сити-менеджер) определяется по конкурсу. В конкурсную комиссию поровну входят представители от горсовета и от губернатора.  К кандидатам в главы администрации могут устанавливаться профессиональные требования (образование, опыт работы и т. д.) Так что какой-нибудь «Одуван» к выборам может быть и не допущен. Для того, видимо, чтобы все запутать, сити-менеджеры могут быть введены и на районном уровне.

Скорее всего, поправки в законы могут быть одобрены Советом Федерации и подписаны президентом уже в конце мая. Предполагается, что в течение шести месяцев Законодательные собрания должны принять региональные законы о местном самоуправлении. Еще три месяца дается муниципальным образованиям на то, чтобы внести изменения в свои уставы. Таким образом, новая система организации местного самоуправления может заработать уже весной следующего года.

Причиной столь громоздкой реформы официально называют «приближение местного самоуправления к избирателям». Хотя на самом деле целью реформы является ослабление муниципальной власти, особенно на уровне крупных городов, чтобы сделать их более подконтрольными. Это позволит прекратить «войны» между губернаторами и мэрами региональных центров. В городах, где сильны протестные настроения, изменение порядка выборов не позволит победить в них популярным оппозиционным политикам. Владимир Путин решил не брать ответственность за ослабление местного самоуправления на себя, а отдать ее губернаторам. А им виднее. Если местное самоуправление послушно, то можно оставить все как есть. Если нужно ослабить мэра, то можно отменить всенародные выборы и отдать право выбора подконтрольным депутатам. А если есть опасность победы мэра-популиста, такого как Евгений Ройзман в Екатеринбурге, то можно позволить избраться мэру, который все равно ничем не будет управлять. А реальную власть отдать сити-менеджеру.

Трудно прогнозировать, какой вариант будет избран в Омске. По закону, избранный ранее мэр города должен доработать до конца своих полномочий. Теоретически есть масса способов заставить мэра подать в отставку добровольно. Но для этого надо будет убедить кураторов из администрации президента и задействовать ресурс силовиков, с которыми у администрации Виктора Назарова довольно натянутые отношения.  И к тому же избирательная машина областного правительства и отделения партии «Единая Россия» пока дает сбой и на уровне сельских районов. Проводить сейчас досрочные выборы в Омске – это определенный риск. С другой стороны, плановые выборы мэра Омска должны пройти в июне 2017 года, а губернатора области – в сентябре 2017 года. Если областная команда хочет остаться на второй срок, да еще и провести своего человека на должность главы города, то им нужно будет развести эти две кампании во времени или отменить прямые выборы мэра. Не надо забывать, что реформа местного самоуправления – дело весьма дорогостоящее. Надо будет найти средства на содержание районных органов власти, районных депутатов, наделить районы муниципальным имуществом и т. д. С финансами же и в области и в городе сейчас негусто.

Поэтому наш прогноз пока такой: по крайней мере в ближайший год резких движений в реформе местного самоуправления в Омской области не будет. А дальше власти будут смотреть по ситуации.

Михаил Осколков

P.S.

21 мая, после заседания правительства Омской области губернатор Виктор Назаров высказал свою позицию по вопросу выборов или назначения мэров:

– Я все-таки больше склоняюсь к тому, что  мэры должны назначаться. Это позволит избежать тех конфликтных ситуаций, которые происходят в других регионах, когда есть трения между главами района и городов. Назначение мэров сняло бы эту напряженность.

Правда,  губернатор комментировал возможную отмену выборов мэров райцентров, к примеру Калачинска.  Но принципиальная позиция все-таки была озвучена.

1379

Уже в начале следующего года вместо мэра Омска может появиться сити-менеджер, а город поделят на несколько районов со своими райсоветами.

Положения реформы местного самоуправления в России приняты в окончательном виде. Обозреватель РИА «Омск-Информ» разбирался в тонкостях реформы. Отменят ли прямые выборы мэра Омска, введут ли должность сити-менеджера  и на сколько районов поделят город?

20 мая Государственная дума приняла в окончательном чтении поправки к законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  составляющие давно ожидаемую реформу местного самоуправления. Первоначально ожидалась отмена прямых выборов мэров и принудительное разделение крупных городов на внутригородские районы со своими райсоветами и главами. В итоге же право определять структуру местного самоуправления и порядок выборов в них отданы на откуп субъектам Федерации. Причем предусмотрен богатый выбор вариантов организации местного самоуправления.

Итак, по порядку.

Новые поправки вводят понятия «городской округ с внутригородским делением» и «внутригородской район». То есть, к примеру, Омск может быть преобразован в муниципальное образование, внутри которого есть малые муниципальные образования – районы, со своими полномочиями, главами, советами и муниципальным имуществом. Критерии раздела города на районы область определяет сама. Тот же Омск может быть разделен на пять (по числу округов), одиннадцать (по числу отделов полиции) или другое число районов. Впрочем областная власть вправе оставить все по-старому и не дробить город на районы.  Городской Совет может формироваться двумя способами – путем прямых выборов, как сейчас, или  путем делегирования в него депутатов из районных советов. Такой же выбор есть и у сельских районов – избирать депутатов райсоветов на прямых выборах либо делегировать в райсовет глав и депутатов сельских поселений.

Уже сложно? Это еще начало. Настоящее богатство вариантов появляется, когда речь идет о способах избрания и полномочиях мэров. Градоначальник может быть избран как прямым голосованием, так и в горсовете. Причем мэр, избранный этими двумя способами, может быть либо номинальным главой города (тогда он совмещает обязанности мэра с функцией председателя горсовета), или реальным главой городской администрации. В случае если мэр не обладает реальными полномочиями, то одновременно с должностью мэра вводится отдельная должность главы городской администрации, реально управляющего городским хозяйством. По сути, это тот же сити-менеджер, только в законе этот термин не употребляется.  Глава администрации (сити-менеджер) определяется по конкурсу. В конкурсную комиссию поровну входят представители от горсовета и от губернатора.  К кандидатам в главы администрации могут устанавливаться профессиональные требования (образование, опыт работы и т. д.) Так что какой-нибудь «Одуван» к выборам может быть и не допущен. Для того, видимо, чтобы все запутать, сити-менеджеры могут быть введены и на районном уровне.

Скорее всего, поправки в законы могут быть одобрены Советом Федерации и подписаны президентом уже в конце мая. Предполагается, что в течение шести месяцев Законодательные собрания должны принять региональные законы о местном самоуправлении. Еще три месяца дается муниципальным образованиям на то, чтобы внести изменения в свои уставы. Таким образом, новая система организации местного самоуправления может заработать уже весной следующего года.

Причиной столь громоздкой реформы официально называют «приближение местного самоуправления к избирателям». Хотя на самом деле целью реформы является ослабление муниципальной власти, особенно на уровне крупных городов, чтобы сделать их более подконтрольными. Это позволит прекратить «войны» между губернаторами и мэрами региональных центров. В городах, где сильны протестные настроения, изменение порядка выборов не позволит победить в них популярным оппозиционным политикам. Владимир Путин решил не брать ответственность за ослабление местного самоуправления на себя, а отдать ее губернаторам. А им виднее. Если местное самоуправление послушно, то можно оставить все как есть. Если нужно ослабить мэра, то можно отменить всенародные выборы и отдать право выбора подконтрольным депутатам. А если есть опасность победы мэра-популиста, такого как Евгений Ройзман в Екатеринбурге, то можно позволить избраться мэру, который все равно ничем не будет управлять. А реальную власть отдать сити-менеджеру.

Трудно прогнозировать, какой вариант будет избран в Омске. По закону, избранный ранее мэр города должен доработать до конца своих полномочий. Теоретически есть масса способов заставить мэра подать в отставку добровольно. Но для этого надо будет убедить кураторов из администрации президента и задействовать ресурс силовиков, с которыми у администрации Виктора Назарова довольно натянутые отношения.  И к тому же избирательная машина областного правительства и отделения партии «Единая Россия» пока дает сбой и на уровне сельских районов. Проводить сейчас досрочные выборы в Омске – это определенный риск. С другой стороны, плановые выборы мэра Омска должны пройти в июне 2017 года, а губернатора области – в сентябре 2017 года. Если областная команда хочет остаться на второй срок, да еще и провести своего человека на должность главы города, то им нужно будет развести эти две кампании во времени или отменить прямые выборы мэра. Не надо забывать, что реформа местного самоуправления – дело весьма дорогостоящее. Надо будет найти средства на содержание районных органов власти, районных депутатов, наделить районы муниципальным имуществом и т. д. С финансами же и в области и в городе сейчас негусто.

Поэтому наш прогноз пока такой: по крайней мере в ближайший год резких движений в реформе местного самоуправления в Омской области не будет. А дальше власти будут смотреть по ситуации.

Михаил Осколков

P.S.

21 мая, после заседания правительства Омской области губернатор Виктор Назаров высказал свою позицию по вопросу выборов или назначения мэров:

– Я все-таки больше склоняюсь к тому, что  мэры должны назначаться. Это позволит избежать тех конфликтных ситуаций, которые происходят в других регионах, когда есть трения между главами района и городов. Назначение мэров сняло бы эту напряженность.

Правда,  губернатор комментировал возможную отмену выборов мэров райцентров, к примеру Калачинска.  Но принципиальная позиция все-таки была озвучена.

1379