Поиск

Признанный авторитет, принимавший участие в проектировании транспортных систем Нью-Йорка, Торонто и Рима, приезжает в Омск. Есть ли надежда?

В областном правительстве не теряют надежду достроить метро любыми способами – даже тогда, когда в этом долгострое разочаровались все жители Омска. После того, как первым замгубернатора Вячеслав Синюгин озвучил цифру в 24 млрд рублей, требуемых на достройку метрополитена, стало ясно, что омская подземка навсегда может остаться памятником самой себе. Окончательно запутавшись в проектных хитросплетениях объединения подземных линий с лекгорельсовыми надземными, в правительстве решили прибегнуть к помощи профессионалов, причем самого крупного калибра.

На прошлой неделе портал «Омская губерния» сообщил, что в Омск приедет известный авторитет в мире транспортного строительства Вукан Вучик -профессор и ведущий советник министерства транспорта США, который непосредственно принимал участие в транспортном планировании Нью-Йорка, Торонто и Рима. В Омске он будет заниматься созданием концепции переформатирования омского метро в легкорельсовый транспорт.

Человек, всю свою жизнь посвятивший городскому и транспортному проектированию, априори не может дать бесполезных советов, а вот умение прислушиваться к ним – задача порой не из легких. Однажды имя Вучика уже упоминалось в привязке к Омску - когда во время предвыборной кампании на пост мэра с профессором встретился Максим Кац, руководивший лагерем самовыдвиженца Ильи Варламова. Тогда в приватной беседе Вучик, проанализировавший омскую транспортную систему, говорил о том, у него вызывает беспокойство закрытие трамвайного маршрута №10, некогда соединявшего Левый берег и Нефтяники. Еще тогда он советовал соединить эту линию с метро, приведя к единым стандартам.

- Я бы сказал, что сетей трамвая и троллейбуса явно недостаточно для города с 1 200 000 населения. Эти сети не связаны, а метро не имеет контакта с трамваем и троллейбусом. Это очень важно, чтобы сеть общественного транспорта была большой и связной. Уничтожение 10-го маршрута, по большей части проходившего по выделенной линии, – это базовая ошибка. Потому что когда у вас есть крупная магистраль с большим трафиком, лучший способ улучшить ее – именно построить подобную линию, отделенную от движения, - говорил Вучик в интервью Кацу.

Уничтожение трамвайных путей, по словам специалиста, это большая ошибка всех крупных мегаполисов, в которых люди начинают массово пересаживаться на личный автотранспорт. Многие города снова возвращаются к идее рельсового надземного транспорта – только теперь это стоит в десятки раз дороже. Похоже, два года назад, когда омские специалисты упорно пытались найти деньги на достройку именно подземки, кто-то просто, опираясь на свой огромный жизненный опыт, зрил в корень.

Откуда такая уверенность? Биография 79-летнего Вучика говорит сама за себя – в 1960 году он окончил Белградский университет по специальности «Транспорт и планирование дорожного движения», затем получил степень Ph.D в университете Беркли в Калифорнии. С 1967 года преподавал в  Пенсильвании,  став профессором в 1990 году, в университетах Белграда, Лиссабона, Сан-Паулу, Сингапура и ЮАР. Профессор Вучик консультировал большое количество мэрий и правительств, в том числе министерство транспорта США с 1975 по 1977, был консультантом по дизайну и инженерным решениям для автомагистралей в Филадельфии, консультировал департамент планирования Нью-Йоркского департамента общественного транспорта, с 1991 года консультирует метро Сан-Франциско и Вашингтонский метрополитен. Похоже, теперь очередь дошла до Омска.

Справедливости ради отметим, что омская транспортная система не единственная, которая подверглась критике мирового авторитета. В прошлом году, когда в Москве обсуждали реконструкцию основных магистралей города, фонд “Городские Проекты” выступил с инициативой проведения независимого аудита проектов. В качестве экспертов были привлечены лучшие иностранные специалисты в области транспортного планирования, в том числе уже известный нам Вучик. Любопытная деталь - средства для проведения аудита собирались из добровольных пожертвований самих горожан. В результате первоначальные наметки архитекторов были раскритикованы приглашенными специалистами в пух и прах. «Ну как же так можно? Москва такой большой город и никто в этом не разбирается», - удрученно говорил Вучик.

Любопытно почитать всем, даже кто имеет отношение к транспортной системе города только в виде пассажира, книгу профессора «Транспорт в городах, удобных для жизни». Причем, по мнению Вучика, удобность – это основной критерий, на который стоит опираться при разработке каких-либо концепций. Среди других его постулатов - посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости, город становится нефункциональным, неэффективным и категорически неудобным для жизни. Он делится с читателями мыслями о том, что город должен обладать сбалансированной транспортной системой, которая включает все виды транспорта, в том числе – высокоэффективные системы скоростного рельсового транспорта, а также комфортную инфраструктуру для пешеходных сообщений.

- Задача транспортной системы  - перемещение людей, а не транспортных средств, - пишет Вучик.

Не беремся утверждать, что в Омске специалист будет разговаривать с коллегами, оперируя такими эфемерными понятиями, как «удобство» и «задача», и возымеет ли это какой-либо эффект. Но некую ясность, думается, внести сможет. Скорее всего, приглашение Вучика в Омск стало довольно решительным шагом областного правительства – эта аутсорсинговая услуга довольно дорогостоящая. Однако при удачном раскладе (когда идеи сойдутся с необходимым финансированием) может окупиться довольно быстро. Ждем Вучика.

Признанный авторитет, принимавший участие в проектировании транспортных систем Нью-Йорка, Торонто и Рима, приезжает в Омск. Есть ли надежда?

В областном правительстве не теряют надежду достроить метро любыми способами – даже тогда, когда в этом долгострое разочаровались все жители Омска. После того, как первым замгубернатора Вячеслав Синюгин озвучил цифру в 24 млрд рублей, требуемых на достройку метрополитена, стало ясно, что омская подземка навсегда может остаться памятником самой себе. Окончательно запутавшись в проектных хитросплетениях объединения подземных линий с лекгорельсовыми надземными, в правительстве решили прибегнуть к помощи профессионалов, причем самого крупного калибра.

На прошлой неделе портал «Омская губерния» сообщил, что в Омск приедет известный авторитет в мире транспортного строительства Вукан Вучик -профессор и ведущий советник министерства транспорта США, который непосредственно принимал участие в транспортном планировании Нью-Йорка, Торонто и Рима. В Омске он будет заниматься созданием концепции переформатирования омского метро в легкорельсовый транспорт.

Человек, всю свою жизнь посвятивший городскому и транспортному проектированию, априори не может дать бесполезных советов, а вот умение прислушиваться к ним – задача порой не из легких. Однажды имя Вучика уже упоминалось в привязке к Омску - когда во время предвыборной кампании на пост мэра с профессором встретился Максим Кац, руководивший лагерем самовыдвиженца Ильи Варламова. Тогда в приватной беседе Вучик, проанализировавший омскую транспортную систему, говорил о том, у него вызывает беспокойство закрытие трамвайного маршрута №10, некогда соединявшего Левый берег и Нефтяники. Еще тогда он советовал соединить эту линию с метро, приведя к единым стандартам.

- Я бы сказал, что сетей трамвая и троллейбуса явно недостаточно для города с 1 200 000 населения. Эти сети не связаны, а метро не имеет контакта с трамваем и троллейбусом. Это очень важно, чтобы сеть общественного транспорта была большой и связной. Уничтожение 10-го маршрута, по большей части проходившего по выделенной линии, – это базовая ошибка. Потому что когда у вас есть крупная магистраль с большим трафиком, лучший способ улучшить ее – именно построить подобную линию, отделенную от движения, - говорил Вучик в интервью Кацу.

Уничтожение трамвайных путей, по словам специалиста, это большая ошибка всех крупных мегаполисов, в которых люди начинают массово пересаживаться на личный автотранспорт. Многие города снова возвращаются к идее рельсового надземного транспорта – только теперь это стоит в десятки раз дороже. Похоже, два года назад, когда омские специалисты упорно пытались найти деньги на достройку именно подземки, кто-то просто, опираясь на свой огромный жизненный опыт, зрил в корень.

Откуда такая уверенность? Биография 79-летнего Вучика говорит сама за себя – в 1960 году он окончил Белградский университет по специальности «Транспорт и планирование дорожного движения», затем получил степень Ph.D в университете Беркли в Калифорнии. С 1967 года преподавал в  Пенсильвании,  став профессором в 1990 году, в университетах Белграда, Лиссабона, Сан-Паулу, Сингапура и ЮАР. Профессор Вучик консультировал большое количество мэрий и правительств, в том числе министерство транспорта США с 1975 по 1977, был консультантом по дизайну и инженерным решениям для автомагистралей в Филадельфии, консультировал департамент планирования Нью-Йоркского департамента общественного транспорта, с 1991 года консультирует метро Сан-Франциско и Вашингтонский метрополитен. Похоже, теперь очередь дошла до Омска.

Справедливости ради отметим, что омская транспортная система не единственная, которая подверглась критике мирового авторитета. В прошлом году, когда в Москве обсуждали реконструкцию основных магистралей города, фонд “Городские Проекты” выступил с инициативой проведения независимого аудита проектов. В качестве экспертов были привлечены лучшие иностранные специалисты в области транспортного планирования, в том числе уже известный нам Вучик. Любопытная деталь - средства для проведения аудита собирались из добровольных пожертвований самих горожан. В результате первоначальные наметки архитекторов были раскритикованы приглашенными специалистами в пух и прах. «Ну как же так можно? Москва такой большой город и никто в этом не разбирается», - удрученно говорил Вучик.

Любопытно почитать всем, даже кто имеет отношение к транспортной системе города только в виде пассажира, книгу профессора «Транспорт в городах, удобных для жизни». Причем, по мнению Вучика, удобность – это основной критерий, на который стоит опираться при разработке каких-либо концепций. Среди других его постулатов - посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости, город становится нефункциональным, неэффективным и категорически неудобным для жизни. Он делится с читателями мыслями о том, что город должен обладать сбалансированной транспортной системой, которая включает все виды транспорта, в том числе – высокоэффективные системы скоростного рельсового транспорта, а также комфортную инфраструктуру для пешеходных сообщений.

- Задача транспортной системы  - перемещение людей, а не транспортных средств, - пишет Вучик.

Не беремся утверждать, что в Омске специалист будет разговаривать с коллегами, оперируя такими эфемерными понятиями, как «удобство» и «задача», и возымеет ли это какой-либо эффект. Но некую ясность, думается, внести сможет. Скорее всего, приглашение Вучика в Омск стало довольно решительным шагом областного правительства – эта аутсорсинговая услуга довольно дорогостоящая. Однако при удачном раскладе (когда идеи сойдутся с необходимым финансированием) может окупиться довольно быстро. Ждем Вучика.