Поиск

Омичи теперь не увидят на рекламных щитах «Отбелим зубы» и «УЗИ всех видов». Новый закон запретил рекламировать медицинские услуги.

Депутаты Госдумы в очередной раз запустили «перл», не поддающийся нормальному восприятию и логике. Запретив рекламу медицинских услуг, они вызвали волну негодования омичей. У тех, кого касается эта тема, а по сути касается она всех, возникло множество вопросов. Самый главный из них: зачем нужен этот закон?

Напомним, с 1 января 2014 года в ступили в силу поправки в закон «О рекламе», касающиеся медицинских услуг, а вернее полный запрет на них. Эти нововведения повергли в шок и рекламодателей, и рекламораспространителей. Но, что еще хуже, бредовый канон работает вопреки блага потребителя. Согласно новым правилам, информация о том, где сделать УЗИ, МРТ, маммографию, вырвать зуб или провести чистку лица становится чуть ли не тайной. Об этом можно узнать либо из специализированных изданий, либо по телефону, обзвонив все медучреждения города. Эти слова исчезнут с рекламных плакатов медучреждений, равно как слова «массаж», «пирсинг», «депиляция» с рекламных щитов салонов красоты.

– Реклама медицинских услуг в полном объеме, рецептурных препаратов, а также изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, теперь не допускается, – пояснила заместитель руководителя УФАС по Омской области Тамара Шмакова на прошедшем недавно круглом столе, посвященном этой теме. – Разрешается имиджевая реклама медицинских организаций, а также реклама видов медицинской деятельности. Рекламу безрецептурных препаратов нужно сопровождать словами «Необходима консультация специалиста».

Что можно, а что нельзя

Писать обо всем клиники могут только на зарегистрированных за собой сайтах, здесь их никто корректировать не вправе. Можно и в СМИ указывать ссылки на сайты медучреждений.

Можно рекламировать виды медицинской деятельности, например, стоматология, хирургия, терапия. Медицинские услуги – «прием ведет стоматолог», «лечение зубов», «выезд врача на дом» – нельзя. Все медицинские услуги входят в Номенклатуру, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 года № 1664н. Однако УФАС при контроле за соблюдением законодательства будет руководствоваться не только этим перечнем, под запрет попадут любые синонимы, если они подразумевают под собой получение потребителем услуги. То есть, в каждом конкретном случае будет проверяться, реализации каких услуг способствует реклама. Например, такого понятия как «полное компьютерное тестирование и оценка состояния организма» нет в Номенклатуре, однако, по утверждению Тамары Шмаковой, невозможно провести какую-либо манипуляцию без осмотра. «В любом случае вас принимают и осматривают, а прием и осмотр – это уже медицинская услуга», – поясняет она.

– При этом важно разделять понятия «реклама» и «информация», – говорит специалист УФАС. – Информация – все, что доносится до потребителя в общем случае. Реклама – это информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и способствует реализации этого товара, работы, услуги, продвижению его на рынке. Из разделения этих понятий мы и будем исходить. Я не могу вам сейчас сказать в общем виде, как мы будем подходить, но, безусловно, будем разграничивать, либо это просто информация, либо рекламная информация.

Для понимания приведем ряд примеров:

Можно

Нельзя

Оптика «Прима». Очки

Оптика «Прима». Подберем очки.

В клинике «Геракл» установили новый аппарат УЗИ – если информация

В клинике «Геракл» установили новый аппарат УЗИ – если реклама

В клинике «Ариадна» провели первое в Омске шунтирование

В клинике «Ариадна» проводят шунтирование

Имплантология

Имплантация

Стоматология

Лечение зубов

Хирург Иванов

Прием ведет хирург Иванов

Избавим от наркотической зависимости – если нет медицинской лицензии

Избавим от наркотической зависимости – если есть медицинская лицензия.

Шоферская комиссия. Все врачи в одном месте

Шоферская комиссия. Осмотр терапевта, нарколога, лора, офтальмолога.

Пугает некая тонкая грань между некоторыми понятиями, то есть к одному и тому же словосочетанию можно подойти с двух сторон. А еще то, что рекламируя, например, «Арбидол», бытовые приборы типа «Алмага» или БАДы, федеральные каналы не нарушают закон, потому что для приобретения этих препаратов не требуется рецепта. Но этим самым они подвигают народ к самолечению. При этом квалифицированный специалист не может заявить во всеуслышание, что предлагает реальную помощь. С избавлением от недугов вообще «кранты»! Несведущая бабулька может «лечить» алкоголизм, пардон, мочой и сообщать об этом в СМИ. А классный нарколог должен молчать в тряпочку или довольствоваться только собственным сайтом.

– У нас также неравное положение с целителями и знахарями, которые могут свободно давать рекламу своим языком, но выполнять будут наши функции, – высказал мнение один из врачей-наркологов, присутствующих на круглом столе. – Тех, кто не имеет медицинских дипломов, в стране уже больше, чем нас, медиков, и то, что сейчас придумали этот закон – это удар по всем нам. Такое ощущение, что этот чудовищный закон приняли во вред.

Не мы это придумали. У меня, как у потребителя, это также вызывает неудобство, – откровенно призналась Тамара Шмакова. – ФАС не обладает правом законодательной инициативы. У нас есть депутаты от Омской области, пожалуйста, пишите им, чтобы в следующий раз они читали то, что принимают. Хотя бы читали. Но мы можем собрать ваши предложения и направить их в ФАС России, который в обобщенном виде сможет передать их в Минздравсоцразвития.

Присутствующие на круглом столе сразу же предложили первый пункт: «запретить депутатам прием таких серьезных законов после длительных загулов (имея в виду январские праздники), то есть, с бодуна», что вызвало общее одобрение.

Недовольны законом не только в Омске, в других городах России также готовят петиции на верха. Но и сами парламентарии уже поняли свои ошибки. На днях председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников дал комментарий «РГБ», в котором подтвердил, что после внесения в закон поправок сложилась невнятная коллизия. «В ближайшее время мы проведем совещание с представителями Минздрава, ФАС и медицинской общественности и примем взвешенное решение, – сказал он.

Осталось только напомнить, что ответственность за несоблюдение закона «О рекламе» несет и ракламораспространитель, и рекламодатель. Санкция для должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей, для юридических – от 200 до 500 тысяч рублей.

Омичи теперь не увидят на рекламных щитах «Отбелим зубы» и «УЗИ всех видов». Новый закон запретил рекламировать медицинские услуги.

Депутаты Госдумы в очередной раз запустили «перл», не поддающийся нормальному восприятию и логике. Запретив рекламу медицинских услуг, они вызвали волну негодования омичей. У тех, кого касается эта тема, а по сути касается она всех, возникло множество вопросов. Самый главный из них: зачем нужен этот закон?

Напомним, с 1 января 2014 года в ступили в силу поправки в закон «О рекламе», касающиеся медицинских услуг, а вернее полный запрет на них. Эти нововведения повергли в шок и рекламодателей, и рекламораспространителей. Но, что еще хуже, бредовый канон работает вопреки блага потребителя. Согласно новым правилам, информация о том, где сделать УЗИ, МРТ, маммографию, вырвать зуб или провести чистку лица становится чуть ли не тайной. Об этом можно узнать либо из специализированных изданий, либо по телефону, обзвонив все медучреждения города. Эти слова исчезнут с рекламных плакатов медучреждений, равно как слова «массаж», «пирсинг», «депиляция» с рекламных щитов салонов красоты.

– Реклама медицинских услуг в полном объеме, рецептурных препаратов, а также изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, теперь не допускается, – пояснила заместитель руководителя УФАС по Омской области Тамара Шмакова на прошедшем недавно круглом столе, посвященном этой теме. – Разрешается имиджевая реклама медицинских организаций, а также реклама видов медицинской деятельности. Рекламу безрецептурных препаратов нужно сопровождать словами «Необходима консультация специалиста».

Что можно, а что нельзя

Писать обо всем клиники могут только на зарегистрированных за собой сайтах, здесь их никто корректировать не вправе. Можно и в СМИ указывать ссылки на сайты медучреждений.

Можно рекламировать виды медицинской деятельности, например, стоматология, хирургия, терапия. Медицинские услуги – «прием ведет стоматолог», «лечение зубов», «выезд врача на дом» – нельзя. Все медицинские услуги входят в Номенклатуру, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 года № 1664н. Однако УФАС при контроле за соблюдением законодательства будет руководствоваться не только этим перечнем, под запрет попадут любые синонимы, если они подразумевают под собой получение потребителем услуги. То есть, в каждом конкретном случае будет проверяться, реализации каких услуг способствует реклама. Например, такого понятия как «полное компьютерное тестирование и оценка состояния организма» нет в Номенклатуре, однако, по утверждению Тамары Шмаковой, невозможно провести какую-либо манипуляцию без осмотра. «В любом случае вас принимают и осматривают, а прием и осмотр – это уже медицинская услуга», – поясняет она.

– При этом важно разделять понятия «реклама» и «информация», – говорит специалист УФАС. – Информация – все, что доносится до потребителя в общем случае. Реклама – это информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и способствует реализации этого товара, работы, услуги, продвижению его на рынке. Из разделения этих понятий мы и будем исходить. Я не могу вам сейчас сказать в общем виде, как мы будем подходить, но, безусловно, будем разграничивать, либо это просто информация, либо рекламная информация.

Для понимания приведем ряд примеров:

Можно

Нельзя

Оптика «Прима». Очки

Оптика «Прима». Подберем очки.

В клинике «Геракл» установили новый аппарат УЗИ – если информация

В клинике «Геракл» установили новый аппарат УЗИ – если реклама

В клинике «Ариадна» провели первое в Омске шунтирование

В клинике «Ариадна» проводят шунтирование

Имплантология

Имплантация

Стоматология

Лечение зубов

Хирург Иванов

Прием ведет хирург Иванов

Избавим от наркотической зависимости – если нет медицинской лицензии

Избавим от наркотической зависимости – если есть медицинская лицензия.

Шоферская комиссия. Все врачи в одном месте

Шоферская комиссия. Осмотр терапевта, нарколога, лора, офтальмолога.

Пугает некая тонкая грань между некоторыми понятиями, то есть к одному и тому же словосочетанию можно подойти с двух сторон. А еще то, что рекламируя, например, «Арбидол», бытовые приборы типа «Алмага» или БАДы, федеральные каналы не нарушают закон, потому что для приобретения этих препаратов не требуется рецепта. Но этим самым они подвигают народ к самолечению. При этом квалифицированный специалист не может заявить во всеуслышание, что предлагает реальную помощь. С избавлением от недугов вообще «кранты»! Несведущая бабулька может «лечить» алкоголизм, пардон, мочой и сообщать об этом в СМИ. А классный нарколог должен молчать в тряпочку или довольствоваться только собственным сайтом.

– У нас также неравное положение с целителями и знахарями, которые могут свободно давать рекламу своим языком, но выполнять будут наши функции, – высказал мнение один из врачей-наркологов, присутствующих на круглом столе. – Тех, кто не имеет медицинских дипломов, в стране уже больше, чем нас, медиков, и то, что сейчас придумали этот закон – это удар по всем нам. Такое ощущение, что этот чудовищный закон приняли во вред.

Не мы это придумали. У меня, как у потребителя, это также вызывает неудобство, – откровенно призналась Тамара Шмакова. – ФАС не обладает правом законодательной инициативы. У нас есть депутаты от Омской области, пожалуйста, пишите им, чтобы в следующий раз они читали то, что принимают. Хотя бы читали. Но мы можем собрать ваши предложения и направить их в ФАС России, который в обобщенном виде сможет передать их в Минздравсоцразвития.

Присутствующие на круглом столе сразу же предложили первый пункт: «запретить депутатам прием таких серьезных законов после длительных загулов (имея в виду январские праздники), то есть, с бодуна», что вызвало общее одобрение.

Недовольны законом не только в Омске, в других городах России также готовят петиции на верха. Но и сами парламентарии уже поняли свои ошибки. На днях председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников дал комментарий «РГБ», в котором подтвердил, что после внесения в закон поправок сложилась невнятная коллизия. «В ближайшее время мы проведем совещание с представителями Минздрава, ФАС и медицинской общественности и примем взвешенное решение, – сказал он.

Осталось только напомнить, что ответственность за несоблюдение закона «О рекламе» несет и ракламораспространитель, и рекламодатель. Санкция для должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей, для юридических – от 200 до 500 тысяч рублей.