Поиск

В России в 2014 году произойдет масштабная реформа муниципалитетов. Что в результате останется от городского самоуправления в Омске?

В начале декабря прошлого года в СМИ стали просачиваться слухи о том, что в Кремле задумали поменять систему местного самоуправления – оставить ее лишь на уровне сельских поселений, малых городов и районов крупных городов. Более высокий уровень – областные центры и сельские районы перешли бы в систему государственной власти с назначением их глав губернаторами. Президент России Владимир Путин на пресс-конференции, состоявшейся 19 декабря, был вынужден прокомментировать эти слухи. Ответ, как это часто бывает у Путина, получился двойственным:

– Мэров, конечно, надо только выбирать, – сказал президент, но в то же время раскритиковал ныне действующую систему: «То, что у нас двухуровневая система, она, конечно, громоздкая, алоэффективная (имеется в виду система самоуправления в сельской местности, в которой существует два уровня – поселения и муниципальные районы). Город, допустим, полтора миллиона человек. Рядовой гражданин разве может добраться до начальства? Но это уже квазигосударственный уровень управления, квазимуниципальный».

Президент не стал брать на себя ответственность за  окончательное решение, но и призвал не затягивать с реформой:

– Но я специально не стал предлагать каких-то решений, наоборот, я обратился как раз к муниципальным объединениям с тем, чтобы они сами в диалоге с руководителями регионов предложили эти решения, конечно, и вместе с Правительством Российской Федерации, и с Государственной Думой. Затягивать их просто уже некуда.

Вот так, с одной стороны, мэры должны избираться, с другой – мэры городов-миллионников неэффективны, и их, возможно, упразднят. С формальной точки зрения, это противоречие легко исправить – можно же и главу ничтожного КТОСа переименовать в мэра и всенародно его избрать. Между тем, реформа набирает темпы. К 1 июля этого года в Кремле ждут окончательных предложений от регионов, муниципалитетов и прочих участников политического процесса. Уже состоялось первое заседание рабочей группы по реформе местного самоуправления.

– В половине отзывов, полученных рабочей группой, поддерживается отмена выборов мэров, – об этом сообщил газете «Коммерсант» сопредседатель группы, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко. Кто бы сомневался. Зачем президенту брать на себя неоднозначное решение по реформе самоуправления, если власти регионов с радостью «съедят» глав городов, как только им представится такая возможность.

История вопроса

Местное самоуправление в его нынешнем виде появилось в России в начале 90-х годов. Россия подписала Европейскую хартию по местному самоуправлению, в которой содержится положение, что органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Независимость местного самоуправления привела к «войнам» между губернаторами и мэрами. Один из самых ярких конфликтов такого рода продолжался в Омской области. Экс-губернатор Леонид Полежаев за время своего правления «съел» четырех мэров Омска. Впрочем, такие конфликты были не редкостью и в других регионах. Кремль использовал эту ситуацию в своих интересах, мэры сдерживали чересчур самостийных губернаторов- «тяжеловесов».

После прихода к власти Владимира Путина, а затем и после отмены губернаторских выборов конфликты между губернаторами и мэрами стали ослабевать. В некоторых крупных городах опробовали новую систему, когда мэр выполняет лишь представительские функции, а городским хозяйством управляет наемный сити-менеджер. Но эта система привела к конфликтам внутри городского руководства, к размыванию ответственности и в итоге была признана неэффективной.

После массовых протестов конца 2011 года Кремль решил дать населению больше демократии – были возвращены губернаторские выборы, поощрялась политическая конкуренция. За два года ставленники власти выиграли все губернаторские выборы. А вот в ряде городов (в  Екатеринбурге, Петрозаводске и др.) мэрами стали оппозиционные кандидаты. Наметившаяся тенденция могла привести к возобновлению старых конфликтов, заложенных в самой системе. В большинстве регионов местные «столицы» дают от 60 до 90% финансовых средств. И при этом главы городов не подчиняются губернаторам. В таких условиях конфликт за ресурсы неизбежен. Скорее всего, именно этими соображениями руководствуется федеральная власть, инициируя новую реформу местного самоуправления.

Как это будет в Омске?

По итогам смены власти в 2012 году к руководству Омском и областью пришли ставленники разных финансово-промышленных групп. До сих пор губернатор и мэр публично демонстрируют взаимопонимание, стараясь не уподобляться своим предшественникам, которые постоянно «воевали». Но и здесь есть свои подводные камни. Ведь провокации с отправкой к Путину бабушки Рапацевич и с заказным сюжетом про «Двораковского в халате» возникли не на пустом месте. Да и сама логика власти предполагает, что грех будет не воспользоваться законным правом и не подмять неподконтрольный муниципалитет под себя. В правительстве Омской области уже готовятся предложения по реформе местного самоуправления, однако они еще не озвучены. Поэтому ниже речь пойдет о гипотетических предположениях, а не о реально существующих планах, ставших известными автору.

Картину муниципальной реформы в Омске можно предположить, обратившись к опыту Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города, как известно, являются не муниципальными образованиями, а субъектами федерации. И внутри них уже 20 лет функционируют «наномуниципалитеты». Москва поделена на 125 внутригородских муниципальных образований (по 80-100 тысяч человек в каждом), а Санкт-Петербург – на 111 внутригородских муниципальных образований (по 40-50 тысяч человек). Надо сказать, что в Москва делится еще и на 12 административных округов, а Санкт-Петербург – на 18 районов. Но эти округа и районы относятся не к самоуправлению, а к системе государственной власти, и их глав назначает мэр Москвы и губернатор Петербурга соответственно. А муниципалитеты решают в основном вопросы местного благоустройства, проводят общественные слушания и отправляют свои предложению для включения в городские программы. Понятно, что такие муниципалитеты бесправны и политического влияния не имеют.

В Омске есть 5 административных округов (примерно по 200 тысяч человек в каждом) и 76 КТОСов (комитетов территориального общественного самоуправления) по 15 тысяч человек. Создавать муниципалитеты на базе округов вряд ли будет целесообразно – ведь они будут слишком большими и влиятельными. Может, будет реализован экстремальный вариант – создание 10-15 муниципальных образований, но с таким рекордом по части муниципальных нанотехнологий наш регион опять рискует по-плохому прославиться. К тому же, в таком случае придется содержать огромное количество мельчайших чиновников, не обладающих реальными полномочиями.

Но есть и вариант «золотой середины». В Омске действует 11 отделов полиции и 7 пунктов полиции (из них 4 – в отдаленных поселках). За каждым из них закреплена определенная часть города. Если создать из них 11 или 18 муниципалитетов, то в каждом из них будет проживать от 100 до 65 тысяч человек. Вполне по московским и питерским стандартам. К тому же, отделы полиции, как правило, обслуживают не произвольно нарезанные, а исторически сложившиеся районы города (Старый Кировск, Московка и др.). Самим же городом как единым целым будет управлять заместитель губернатора по Омску (или, как вариант, по Омской городской агломерации с присоединением близлежащих поселков Омского района).

И когда же?

Общественная дискуссия по реформе местного самоуправления завершится, как уже говорилось, к 1 июля. А изменения в законодательство, скорее всего будут внесены до конца этого года. Дальнейший ход реформы будет зависеть от законодательных нюансов. Насколько радикальными будут изменения? Отдадут ли осуществление реформы на местах на откуп региональным парламентам или что-то будет зависеть и от мнения самих муниципалитетов? Будет ли предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий мэров и горсоветов? В любом случае, ответы на эти вопросы мы узнаем уже этой осенью. А сама реформа в Омской области в самом крайнем случае может затянуться до середины 2017 года.

Кстати

Согласно данным исследования «Левада-Центра», 48% респондентов относятся отрицательно к отмене прямых выборов мэров крупных городов России. Поддерживают отмену выборов только 21% россиян. Еще 30% респондентов затруднились с ответом. К возможной отмене прямых выборов мэров «целиком положительно» относятся всего лишь 4% россиян. 17% респондентов к данной инициативе относятся «скорее положительно», еще 36% – «скорее отрицательно», а 12% не поддерживают ее совсем. Опрос проводился в конце декабря 2013 года.

Михаил Осколков

1842

В России в 2014 году произойдет масштабная реформа муниципалитетов. Что в результате останется от городского самоуправления в Омске?

В начале декабря прошлого года в СМИ стали просачиваться слухи о том, что в Кремле задумали поменять систему местного самоуправления – оставить ее лишь на уровне сельских поселений, малых городов и районов крупных городов. Более высокий уровень – областные центры и сельские районы перешли бы в систему государственной власти с назначением их глав губернаторами. Президент России Владимир Путин на пресс-конференции, состоявшейся 19 декабря, был вынужден прокомментировать эти слухи. Ответ, как это часто бывает у Путина, получился двойственным:

– Мэров, конечно, надо только выбирать, – сказал президент, но в то же время раскритиковал ныне действующую систему: «То, что у нас двухуровневая система, она, конечно, громоздкая, алоэффективная (имеется в виду система самоуправления в сельской местности, в которой существует два уровня – поселения и муниципальные районы). Город, допустим, полтора миллиона человек. Рядовой гражданин разве может добраться до начальства? Но это уже квазигосударственный уровень управления, квазимуниципальный».

Президент не стал брать на себя ответственность за  окончательное решение, но и призвал не затягивать с реформой:

– Но я специально не стал предлагать каких-то решений, наоборот, я обратился как раз к муниципальным объединениям с тем, чтобы они сами в диалоге с руководителями регионов предложили эти решения, конечно, и вместе с Правительством Российской Федерации, и с Государственной Думой. Затягивать их просто уже некуда.

Вот так, с одной стороны, мэры должны избираться, с другой – мэры городов-миллионников неэффективны, и их, возможно, упразднят. С формальной точки зрения, это противоречие легко исправить – можно же и главу ничтожного КТОСа переименовать в мэра и всенародно его избрать. Между тем, реформа набирает темпы. К 1 июля этого года в Кремле ждут окончательных предложений от регионов, муниципалитетов и прочих участников политического процесса. Уже состоялось первое заседание рабочей группы по реформе местного самоуправления.

– В половине отзывов, полученных рабочей группой, поддерживается отмена выборов мэров, – об этом сообщил газете «Коммерсант» сопредседатель группы, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко. Кто бы сомневался. Зачем президенту брать на себя неоднозначное решение по реформе самоуправления, если власти регионов с радостью «съедят» глав городов, как только им представится такая возможность.

История вопроса

Местное самоуправление в его нынешнем виде появилось в России в начале 90-х годов. Россия подписала Европейскую хартию по местному самоуправлению, в которой содержится положение, что органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Независимость местного самоуправления привела к «войнам» между губернаторами и мэрами. Один из самых ярких конфликтов такого рода продолжался в Омской области. Экс-губернатор Леонид Полежаев за время своего правления «съел» четырех мэров Омска. Впрочем, такие конфликты были не редкостью и в других регионах. Кремль использовал эту ситуацию в своих интересах, мэры сдерживали чересчур самостийных губернаторов- «тяжеловесов».

После прихода к власти Владимира Путина, а затем и после отмены губернаторских выборов конфликты между губернаторами и мэрами стали ослабевать. В некоторых крупных городах опробовали новую систему, когда мэр выполняет лишь представительские функции, а городским хозяйством управляет наемный сити-менеджер. Но эта система привела к конфликтам внутри городского руководства, к размыванию ответственности и в итоге была признана неэффективной.

После массовых протестов конца 2011 года Кремль решил дать населению больше демократии – были возвращены губернаторские выборы, поощрялась политическая конкуренция. За два года ставленники власти выиграли все губернаторские выборы. А вот в ряде городов (в  Екатеринбурге, Петрозаводске и др.) мэрами стали оппозиционные кандидаты. Наметившаяся тенденция могла привести к возобновлению старых конфликтов, заложенных в самой системе. В большинстве регионов местные «столицы» дают от 60 до 90% финансовых средств. И при этом главы городов не подчиняются губернаторам. В таких условиях конфликт за ресурсы неизбежен. Скорее всего, именно этими соображениями руководствуется федеральная власть, инициируя новую реформу местного самоуправления.

Как это будет в Омске?

По итогам смены власти в 2012 году к руководству Омском и областью пришли ставленники разных финансово-промышленных групп. До сих пор губернатор и мэр публично демонстрируют взаимопонимание, стараясь не уподобляться своим предшественникам, которые постоянно «воевали». Но и здесь есть свои подводные камни. Ведь провокации с отправкой к Путину бабушки Рапацевич и с заказным сюжетом про «Двораковского в халате» возникли не на пустом месте. Да и сама логика власти предполагает, что грех будет не воспользоваться законным правом и не подмять неподконтрольный муниципалитет под себя. В правительстве Омской области уже готовятся предложения по реформе местного самоуправления, однако они еще не озвучены. Поэтому ниже речь пойдет о гипотетических предположениях, а не о реально существующих планах, ставших известными автору.

Картину муниципальной реформы в Омске можно предположить, обратившись к опыту Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города, как известно, являются не муниципальными образованиями, а субъектами федерации. И внутри них уже 20 лет функционируют «наномуниципалитеты». Москва поделена на 125 внутригородских муниципальных образований (по 80-100 тысяч человек в каждом), а Санкт-Петербург – на 111 внутригородских муниципальных образований (по 40-50 тысяч человек). Надо сказать, что в Москва делится еще и на 12 административных округов, а Санкт-Петербург – на 18 районов. Но эти округа и районы относятся не к самоуправлению, а к системе государственной власти, и их глав назначает мэр Москвы и губернатор Петербурга соответственно. А муниципалитеты решают в основном вопросы местного благоустройства, проводят общественные слушания и отправляют свои предложению для включения в городские программы. Понятно, что такие муниципалитеты бесправны и политического влияния не имеют.

В Омске есть 5 административных округов (примерно по 200 тысяч человек в каждом) и 76 КТОСов (комитетов территориального общественного самоуправления) по 15 тысяч человек. Создавать муниципалитеты на базе округов вряд ли будет целесообразно – ведь они будут слишком большими и влиятельными. Может, будет реализован экстремальный вариант – создание 10-15 муниципальных образований, но с таким рекордом по части муниципальных нанотехнологий наш регион опять рискует по-плохому прославиться. К тому же, в таком случае придется содержать огромное количество мельчайших чиновников, не обладающих реальными полномочиями.

Но есть и вариант «золотой середины». В Омске действует 11 отделов полиции и 7 пунктов полиции (из них 4 – в отдаленных поселках). За каждым из них закреплена определенная часть города. Если создать из них 11 или 18 муниципалитетов, то в каждом из них будет проживать от 100 до 65 тысяч человек. Вполне по московским и питерским стандартам. К тому же, отделы полиции, как правило, обслуживают не произвольно нарезанные, а исторически сложившиеся районы города (Старый Кировск, Московка и др.). Самим же городом как единым целым будет управлять заместитель губернатора по Омску (или, как вариант, по Омской городской агломерации с присоединением близлежащих поселков Омского района).

И когда же?

Общественная дискуссия по реформе местного самоуправления завершится, как уже говорилось, к 1 июля. А изменения в законодательство, скорее всего будут внесены до конца этого года. Дальнейший ход реформы будет зависеть от законодательных нюансов. Насколько радикальными будут изменения? Отдадут ли осуществление реформы на местах на откуп региональным парламентам или что-то будет зависеть и от мнения самих муниципалитетов? Будет ли предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий мэров и горсоветов? В любом случае, ответы на эти вопросы мы узнаем уже этой осенью. А сама реформа в Омской области в самом крайнем случае может затянуться до середины 2017 года.

Кстати

Согласно данным исследования «Левада-Центра», 48% респондентов относятся отрицательно к отмене прямых выборов мэров крупных городов России. Поддерживают отмену выборов только 21% россиян. Еще 30% респондентов затруднились с ответом. К возможной отмене прямых выборов мэров «целиком положительно» относятся всего лишь 4% россиян. 17% респондентов к данной инициативе относятся «скорее положительно», еще 36% – «скорее отрицательно», а 12% не поддерживают ее совсем. Опрос проводился в конце декабря 2013 года.

Михаил Осколков

1842