Поиск

Известный в России и за рубежом театральный критик, драматург из Екатеринбурга Олег Лоевский рассуждает о том, каким должен быть театр для детей и молодежи.

29 ноября станет известно, кто возглавит десять учреждений культуры Омской области, в числе которых пять театров, а также музеи и ДК. Соответствующий конкурс на замещение вакансий проводит региональный минкульт.

РИА «Омск-Информ» уже размышляло на тему, каким должен быть Омский ТЮЗ. Почему редакция уделила столь пристальное внимание именно этому театру? Да все просто. Омск давно и по праву снискал славу театральной столицы Сибири. Но время не стоит на месте, происходит смена поколений, в том числе, и театралов. Можно ли стать искушенным зрителем, если начать знакомиться с театром в зрелом возрасте – большой вопрос.

Спроси любого завзятого театрала, и, скорее всего, свои пристрастия к тому или иному типу театра и даже жанру он объяснит тем, что в детстве его водили именно на балет или в оперу, ну, или в ТЮЗ смотреть драму, мюзикл. Если вспомнить определение, что театр – это закодированная практика, что режиссер разговаривает со зрителем через сложную систему кодов, одни из которых появились еще в эпоху античности, а другие только вчера, то становится понятно: этому языку нужно начинать обучаться как можно раньше, чтобы он стал родным, а не «иностранным».

Омский ТЮЗ должен и будет меняться. В какую сторону двигаться? Мы поинтересовались экспертным мнением театрального критика и драматурга Олега Лоевского.

Наша справка:

Олег Лоевский, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», лауреат международной театральной премии им. К. С. Станиславского, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», театральный критик.

Олег Семенович, какие приоритеты должен выбрать современный ТЮЗ, чтобы театр был интересен и детям, и подросткам, и более возрастному зрителю, и, конечно, самим актерам?

– Если мы говорим о том, что такое современный ТЮЗ, прежде всего, это не только театр, работающий на разные возрасты, но и театр, разворачивающийся на разных территориях, в разных форматах. К примеру, вы меня застали в Беслане. Екатеринбургский ТЮЗ приехал в Северную Осетию со спектаклем «Песня про купца Калашникова» по Лермонтову из образовательно-творческого проекта «Театр у школьной доски». Спектакль по произведению из учебной программы по литературе играется в школе (во вновь отстроенной школе, возведенной в Беслане рядом с той, где произошли трагические события в сентябре 2004 года – РИА «Омск-Информ»). И таких спектаклей в репертуаре нашего театра несколько.

Но это не просто выездные спектакли, которые были раньше, это театральные постановки, сделанные специально для школы. Разработана целая техническая система, которая превращает школу в театр, а репертуар подбирается такой, чтобы сверстники героев на сцене видели проблемы, созвучные их возрасту.

Эта программа имеет успех, активно эксплуатируется, и это часть современного ТЮЗа. Дело в том, что ТЮЗ, построенный в советское время на 800 человек – это все-таки здание, которое было предназначено под комсомольские и пионерские съезды, с местом под знамена в центральном проходе. Играть в зале на 800 мест для маленьких детей, которым мы дома-то строим какой-нибудь шалашик, чтобы сократить пространство, очень сложно. У ребенка совершенно по-другому устроено сознание.

Современный ТЮЗ, конечно же, должен эксплуатировать большую сцену, которая нам досталась в наследство из прошлого, но это должен быть очень масштабный дорогой спектакль, пиршество глаза, чтобы ребнок был удивлен, даже поражен, чтобы с ним что-то происходило в плане ощущения красоты и познания мира. Вообще, для маленьких детей необходимо играть в локальных пространствах.

У ТЮЗа как у типа театра есть дальнейшая перспектива?

– Ну, это все равно что спросить: «Появление детей на свете интересует кого-то или уже нет?» Будут дети, будет и ТЮЗ. Дети подрастут, и театр будет меняться изнутри. Либо театр проскочит, как детское питание без вкуса и без запаха, которое проходит через организм, не оставляя следа, либо станет серьезным участником в формировании личности молодого человека.

А про что надо играть для маленького зрителя?

– Про жизнь, про смерть, про любовь, про ненависть и про предательство – все должен знать человек с самого детства, и он это знает, просто театр с ним об этом не говорит. А с большой сцены о таких вещах говорить очень сложно.

Убежден, что должен появиться театр для совсем маленьких детей от нуля до 5 лет. Это, кстати, мейнстрим сегодняшнего европейского театра, и этим должен заниматься российский ТЮЗ.

И, конечно же, ТЮЗ должен заниматься специальными программами для молодежи, потому что ей скучно смотреть очередной вариант «Вишневого сада» – это не её проблемы.

Надо искать возможность сначала научить зрителя театральному языку, а потом уже предлагать сложный театральный текст.

Перед ТЮЗом стоит много новых задач 21 века, нужна иная форма работы со зрителем, чем это было в прошлом. Мы привыкли, что детей приводят в театр из школы классами. Артисты сами по себе играют, а дети в это время сами по себе живут своей жизнью. Но при этом контакта не получается. Что же выходит? Залы полные, все отчитались, все вроде в порядке. А что произошло на самом деле, никого не интересует.

Театру для зрителей от нуля до 5 лет, очевидно, нужна малая сцена?

– Обязательно. Без малой сцены театр просто умрет.

А сколько это мест?

– Оптимальный вариант для малой сцены – 100-150 мест. А еще в ТЮЗе должен быть совсем маленький зал – на 30 мест.

Когда-то, в бытность главрежем Владимира Рубанова, в Омском ТЮЗе была попытка сделать малую сцену непосредственно на сцене. Потом это исчезло, потому что с коммерческой точки зрения театру иметь малую сцену невыгодно.

Это отдельная и большая тема: что театру выгодно по деньгам и что должен получить зритель. Театру зачастую выгодно забить зал, а что спектакль интересен зрителю далеко не любой, дирекцию это не всегда волнует. Какое послевкусие останется у юного зрителя? Систему эту пора менять.

Культпоход в театр – это зло?

– Это зло, но зло неизбежное. И с этим надо по-другому работать. Существует целая система, придуманная великим деятелем театра – Зиновием Яковлевичем Корогодским, она отлично действует в Санкт-Петербургском ТЮЗе, но ею повсеместно почему-то не пользуются. Ведь гораздо проще набить зал при помощи распространителей билетов, а не через продажу их через кассу.

Олег Семенович, вы являетесь основателем и художественным директором фестиваля «Реальный театр», членом экспертного совета премии «Золотая Маска». Пользуясь случаем, не могу не спросить, что приобретает театр, который участвует в фестивалях?

– Театр – это артисты, а им нужен успех. Если артисты не имеют успеха, им становится скучно работать, и они изнутри становятся вялыми. А фестивали – это уверенность или злость, успех или творческая зависть. Все эти чувства, эмоции дают возможность творческому коллективу развиваться. В своем отечестве, как известно, пророка нет, и управление по культуре, и минкульт реагируют на славу, которая пришла извне, а не изнутри.

Если театр возвращается с «Золотой маской» или с Арлекином в руках, с ним и дома иначе разговаривают, и артисты по-другому себя чувствуют. Фестивали – это, как правило, сложный театральный текст. Это не та жвачка, которой кормят рядового зрителя. Фестивальное участие непосредственно влияет на включение в основной репертуар более сложных работ.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель Омского ТЮЗа?

– Это непростой вопрос. Есть некая режиссерская демографическая яма. Многие режиссеры, которые получили профессиональное образование в вузах Москвы и Питера с 1990 по 2000-й год, ушли в другие сферы, времена-то были смутные. И сегодня очень трудно найти режиссера, которому было бы 40 плюс-минус 7 лет. И чтобы он поставил 100 спектаклей, и чтобы он был готов возглавить театр и стать лидером. Таких – единицы. Омскому ТЮЗу нужен серьезный режиссер, и если повезет, театр воспрянет. Ведь во многом все зависит именно от творческого лидера, каким бы хорошим организатором ни был директор.

Омский ТЮЗ имеет славную долгую историю, в которой были и директора, и режиссеры, много сделавшие для театра, но времена меняются. Все должно меняться. Без перемен не может быть развития и дальнейшего движения. И, конечно же, Омскому ТЮЗу нужна реконструкция здания. Прежде всего.

Записала Ольга Ложникова

2077

Известный в России и за рубежом театральный критик, драматург из Екатеринбурга Олег Лоевский рассуждает о том, каким должен быть театр для детей и молодежи.

29 ноября станет известно, кто возглавит десять учреждений культуры Омской области, в числе которых пять театров, а также музеи и ДК. Соответствующий конкурс на замещение вакансий проводит региональный минкульт.

РИА «Омск-Информ» уже размышляло на тему, каким должен быть Омский ТЮЗ. Почему редакция уделила столь пристальное внимание именно этому театру? Да все просто. Омск давно и по праву снискал славу театральной столицы Сибири. Но время не стоит на месте, происходит смена поколений, в том числе, и театралов. Можно ли стать искушенным зрителем, если начать знакомиться с театром в зрелом возрасте – большой вопрос.

Спроси любого завзятого театрала, и, скорее всего, свои пристрастия к тому или иному типу театра и даже жанру он объяснит тем, что в детстве его водили именно на балет или в оперу, ну, или в ТЮЗ смотреть драму, мюзикл. Если вспомнить определение, что театр – это закодированная практика, что режиссер разговаривает со зрителем через сложную систему кодов, одни из которых появились еще в эпоху античности, а другие только вчера, то становится понятно: этому языку нужно начинать обучаться как можно раньше, чтобы он стал родным, а не «иностранным».

Омский ТЮЗ должен и будет меняться. В какую сторону двигаться? Мы поинтересовались экспертным мнением театрального критика и драматурга Олега Лоевского.

Наша справка:

Олег Лоевский, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», лауреат международной театральной премии им. К. С. Станиславского, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», театральный критик.

Олег Семенович, какие приоритеты должен выбрать современный ТЮЗ, чтобы театр был интересен и детям, и подросткам, и более возрастному зрителю, и, конечно, самим актерам?

– Если мы говорим о том, что такое современный ТЮЗ, прежде всего, это не только театр, работающий на разные возрасты, но и театр, разворачивающийся на разных территориях, в разных форматах. К примеру, вы меня застали в Беслане. Екатеринбургский ТЮЗ приехал в Северную Осетию со спектаклем «Песня про купца Калашникова» по Лермонтову из образовательно-творческого проекта «Театр у школьной доски». Спектакль по произведению из учебной программы по литературе играется в школе (во вновь отстроенной школе, возведенной в Беслане рядом с той, где произошли трагические события в сентябре 2004 года – РИА «Омск-Информ»). И таких спектаклей в репертуаре нашего театра несколько.

Но это не просто выездные спектакли, которые были раньше, это театральные постановки, сделанные специально для школы. Разработана целая техническая система, которая превращает школу в театр, а репертуар подбирается такой, чтобы сверстники героев на сцене видели проблемы, созвучные их возрасту.

Эта программа имеет успех, активно эксплуатируется, и это часть современного ТЮЗа. Дело в том, что ТЮЗ, построенный в советское время на 800 человек – это все-таки здание, которое было предназначено под комсомольские и пионерские съезды, с местом под знамена в центральном проходе. Играть в зале на 800 мест для маленьких детей, которым мы дома-то строим какой-нибудь шалашик, чтобы сократить пространство, очень сложно. У ребенка совершенно по-другому устроено сознание.

Современный ТЮЗ, конечно же, должен эксплуатировать большую сцену, которая нам досталась в наследство из прошлого, но это должен быть очень масштабный дорогой спектакль, пиршество глаза, чтобы ребнок был удивлен, даже поражен, чтобы с ним что-то происходило в плане ощущения красоты и познания мира. Вообще, для маленьких детей необходимо играть в локальных пространствах.

У ТЮЗа как у типа театра есть дальнейшая перспектива?

– Ну, это все равно что спросить: «Появление детей на свете интересует кого-то или уже нет?» Будут дети, будет и ТЮЗ. Дети подрастут, и театр будет меняться изнутри. Либо театр проскочит, как детское питание без вкуса и без запаха, которое проходит через организм, не оставляя следа, либо станет серьезным участником в формировании личности молодого человека.

А про что надо играть для маленького зрителя?

– Про жизнь, про смерть, про любовь, про ненависть и про предательство – все должен знать человек с самого детства, и он это знает, просто театр с ним об этом не говорит. А с большой сцены о таких вещах говорить очень сложно.

Убежден, что должен появиться театр для совсем маленьких детей от нуля до 5 лет. Это, кстати, мейнстрим сегодняшнего европейского театра, и этим должен заниматься российский ТЮЗ.

И, конечно же, ТЮЗ должен заниматься специальными программами для молодежи, потому что ей скучно смотреть очередной вариант «Вишневого сада» – это не её проблемы.

Надо искать возможность сначала научить зрителя театральному языку, а потом уже предлагать сложный театральный текст.

Перед ТЮЗом стоит много новых задач 21 века, нужна иная форма работы со зрителем, чем это было в прошлом. Мы привыкли, что детей приводят в театр из школы классами. Артисты сами по себе играют, а дети в это время сами по себе живут своей жизнью. Но при этом контакта не получается. Что же выходит? Залы полные, все отчитались, все вроде в порядке. А что произошло на самом деле, никого не интересует.

Театру для зрителей от нуля до 5 лет, очевидно, нужна малая сцена?

– Обязательно. Без малой сцены театр просто умрет.

А сколько это мест?

– Оптимальный вариант для малой сцены – 100-150 мест. А еще в ТЮЗе должен быть совсем маленький зал – на 30 мест.

Когда-то, в бытность главрежем Владимира Рубанова, в Омском ТЮЗе была попытка сделать малую сцену непосредственно на сцене. Потом это исчезло, потому что с коммерческой точки зрения театру иметь малую сцену невыгодно.

Это отдельная и большая тема: что театру выгодно по деньгам и что должен получить зритель. Театру зачастую выгодно забить зал, а что спектакль интересен зрителю далеко не любой, дирекцию это не всегда волнует. Какое послевкусие останется у юного зрителя? Систему эту пора менять.

Культпоход в театр – это зло?

– Это зло, но зло неизбежное. И с этим надо по-другому работать. Существует целая система, придуманная великим деятелем театра – Зиновием Яковлевичем Корогодским, она отлично действует в Санкт-Петербургском ТЮЗе, но ею повсеместно почему-то не пользуются. Ведь гораздо проще набить зал при помощи распространителей билетов, а не через продажу их через кассу.

Олег Семенович, вы являетесь основателем и художественным директором фестиваля «Реальный театр», членом экспертного совета премии «Золотая Маска». Пользуясь случаем, не могу не спросить, что приобретает театр, который участвует в фестивалях?

– Театр – это артисты, а им нужен успех. Если артисты не имеют успеха, им становится скучно работать, и они изнутри становятся вялыми. А фестивали – это уверенность или злость, успех или творческая зависть. Все эти чувства, эмоции дают возможность творческому коллективу развиваться. В своем отечестве, как известно, пророка нет, и управление по культуре, и минкульт реагируют на славу, которая пришла извне, а не изнутри.

Если театр возвращается с «Золотой маской» или с Арлекином в руках, с ним и дома иначе разговаривают, и артисты по-другому себя чувствуют. Фестивали – это, как правило, сложный театральный текст. Это не та жвачка, которой кормят рядового зрителя. Фестивальное участие непосредственно влияет на включение в основной репертуар более сложных работ.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель Омского ТЮЗа?

– Это непростой вопрос. Есть некая режиссерская демографическая яма. Многие режиссеры, которые получили профессиональное образование в вузах Москвы и Питера с 1990 по 2000-й год, ушли в другие сферы, времена-то были смутные. И сегодня очень трудно найти режиссера, которому было бы 40 плюс-минус 7 лет. И чтобы он поставил 100 спектаклей, и чтобы он был готов возглавить театр и стать лидером. Таких – единицы. Омскому ТЮЗу нужен серьезный режиссер, и если повезет, театр воспрянет. Ведь во многом все зависит именно от творческого лидера, каким бы хорошим организатором ни был директор.

Омский ТЮЗ имеет славную долгую историю, в которой были и директора, и режиссеры, много сделавшие для театра, но времена меняются. Все должно меняться. Без перемен не может быть развития и дальнейшего движения. И, конечно же, Омскому ТЮЗу нужна реконструкция здания. Прежде всего.

Записала Ольга Ложникова

2077