Известный в России и за рубежом театральный критик, драматург из Екатеринбурга Олег Лоевский рассуждает о том, каким должен быть театр для детей и молодежи.
29 ноября станет известно, кто возглавит десять учреждений культуры Омской области, в числе которых пять театров, а также музеи и ДК. Соответствующий конкурс на замещение вакансий проводит региональный минкульт.
РИА «Омск-Информ» уже размышляло на тему, каким должен быть Омский ТЮЗ. Почему редакция уделила столь пристальное внимание именно этому театру? Да все просто. Омск давно и по праву снискал славу театральной столицы Сибири. Но время не стоит на месте, происходит смена поколений, в том числе, и театралов. Можно ли стать искушенным зрителем, если начать знакомиться с театром в зрелом возрасте – большой вопрос.
Спроси любого завзятого театрала, и, скорее всего, свои пристрастия к тому или иному типу театра и даже жанру он объяснит тем, что в детстве его водили именно на балет или в оперу, ну, или в ТЮЗ смотреть драму, мюзикл. Если вспомнить определение, что театр – это закодированная практика, что режиссер разговаривает со зрителем через сложную систему кодов, одни из которых появились еще в эпоху античности, а другие только вчера, то становится понятно: этому языку нужно начинать обучаться как можно раньше, чтобы он стал родным, а не «иностранным».
Омский ТЮЗ должен и будет меняться. В какую сторону двигаться? Мы поинтересовались экспертным мнением театрального критика и драматурга Олега Лоевского.
Наша справка:
Олег Лоевский, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», лауреат международной театральной премии им. К. С. Станиславского, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», театральный критик.
– Олег Семенович, какие приоритеты должен выбрать современный ТЮЗ, чтобы театр был интересен и детям, и подросткам, и более возрастному зрителю, и, конечно, самим актерам?
– Если мы говорим о том, что такое современный ТЮЗ, прежде всего, это не только театр, работающий на разные возрасты, но и театр, разворачивающийся на разных территориях, в разных форматах. К примеру, вы меня застали в Беслане. Екатеринбургский ТЮЗ приехал в Северную Осетию со спектаклем «Песня про купца Калашникова» по Лермонтову из образовательно-творческого проекта «Театр у школьной доски». Спектакль по произведению из учебной программы по литературе играется в школе (во вновь отстроенной школе, возведенной в Беслане рядом с той, где произошли трагические события в сентябре 2004 года – РИА «Омск-Информ»). И таких спектаклей в репертуаре нашего театра несколько.
Но это не просто выездные спектакли, которые были раньше, это театральные постановки, сделанные специально для школы. Разработана целая техническая система, которая превращает школу в театр, а репертуар подбирается такой, чтобы сверстники героев на сцене видели проблемы, созвучные их возрасту.
Эта программа имеет успех, активно эксплуатируется, и это часть современного ТЮЗа. Дело в том, что ТЮЗ, построенный в советское время на 800 человек – это все-таки здание, которое было предназначено под комсомольские и пионерские съезды, с местом под знамена в центральном проходе. Играть в зале на 800 мест для маленьких детей, которым мы дома-то строим какой-нибудь шалашик, чтобы сократить пространство, очень сложно. У ребенка совершенно по-другому устроено сознание.
Современный ТЮЗ, конечно же, должен эксплуатировать большую сцену, которая нам досталась в наследство из прошлого, но это должен быть очень масштабный дорогой спектакль, пиршество глаза, чтобы ребнок был удивлен, даже поражен, чтобы с ним что-то происходило в плане ощущения красоты и познания мира. Вообще, для маленьких детей необходимо играть в локальных пространствах.
– У ТЮЗа как у типа театра есть дальнейшая перспектива?
– Ну, это все равно что спросить: «Появление детей на свете интересует кого-то или уже нет?» Будут дети, будет и ТЮЗ. Дети подрастут, и театр будет меняться изнутри. Либо театр проскочит, как детское питание без вкуса и без запаха, которое проходит через организм, не оставляя следа, либо станет серьезным участником в формировании личности молодого человека.
– А про что надо играть для маленького зрителя?
– Про жизнь, про смерть, про любовь, про ненависть и про предательство – все должен знать человек с самого детства, и он это знает, просто театр с ним об этом не говорит. А с большой сцены о таких вещах говорить очень сложно.
Убежден, что должен появиться театр для совсем маленьких детей от нуля до 5 лет. Это, кстати, мейнстрим сегодняшнего европейского театра, и этим должен заниматься российский ТЮЗ.
И, конечно же, ТЮЗ должен заниматься специальными программами для молодежи, потому что ей скучно смотреть очередной вариант «Вишневого сада» – это не её проблемы.
Надо искать возможность сначала научить зрителя театральному языку, а потом уже предлагать сложный театральный текст.
Перед ТЮЗом стоит много новых задач 21 века, нужна иная форма работы со зрителем, чем это было в прошлом. Мы привыкли, что детей приводят в театр из школы классами. Артисты сами по себе играют, а дети в это время сами по себе живут своей жизнью. Но при этом контакта не получается. Что же выходит? Залы полные, все отчитались, все вроде в порядке. А что произошло на самом деле, никого не интересует.
– Театру для зрителей от нуля до 5 лет, очевидно, нужна малая сцена?
– Обязательно. Без малой сцены театр просто умрет.
– А сколько это мест?
– Оптимальный вариант для малой сцены – 100-150 мест. А еще в ТЮЗе должен быть совсем маленький зал – на 30 мест.
Когда-то, в бытность главрежем Владимира Рубанова, в Омском ТЮЗе была попытка сделать малую сцену непосредственно на сцене. Потом это исчезло, потому что с коммерческой точки зрения театру иметь малую сцену невыгодно.
Это отдельная и большая тема: что театру выгодно по деньгам и что должен получить зритель. Театру зачастую выгодно забить зал, а что спектакль интересен зрителю далеко не любой, дирекцию это не всегда волнует. Какое послевкусие останется у юного зрителя? Систему эту пора менять.
– Культпоход в театр – это зло?
– Это зло, но зло неизбежное. И с этим надо по-другому работать. Существует целая система, придуманная великим деятелем театра – Зиновием Яковлевичем Корогодским, она отлично действует в Санкт-Петербургском ТЮЗе, но ею повсеместно почему-то не пользуются. Ведь гораздо проще набить зал при помощи распространителей билетов, а не через продажу их через кассу.
– Олег Семенович, вы являетесь основателем и художественным директором фестиваля «Реальный театр», членом экспертного совета премии «Золотая Маска». Пользуясь случаем, не могу не спросить, что приобретает театр, который участвует в фестивалях?
– Театр – это артисты, а им нужен успех. Если артисты не имеют успеха, им становится скучно работать, и они изнутри становятся вялыми. А фестивали – это уверенность или злость, успех или творческая зависть. Все эти чувства, эмоции дают возможность творческому коллективу развиваться. В своем отечестве, как известно, пророка нет, и управление по культуре, и минкульт реагируют на славу, которая пришла извне, а не изнутри.
Если театр возвращается с «Золотой маской» или с Арлекином в руках, с ним и дома иначе разговаривают, и артисты по-другому себя чувствуют. Фестивали – это, как правило, сложный театральный текст. Это не та жвачка, которой кормят рядового зрителя. Фестивальное участие непосредственно влияет на включение в основной репертуар более сложных работ.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель Омского ТЮЗа?
– Это непростой вопрос. Есть некая режиссерская демографическая яма. Многие режиссеры, которые получили профессиональное образование в вузах Москвы и Питера с 1990 по 2000-й год, ушли в другие сферы, времена-то были смутные. И сегодня очень трудно найти режиссера, которому было бы 40 плюс-минус 7 лет. И чтобы он поставил 100 спектаклей, и чтобы он был готов возглавить театр и стать лидером. Таких – единицы. Омскому ТЮЗу нужен серьезный режиссер, и если повезет, театр воспрянет. Ведь во многом все зависит именно от творческого лидера, каким бы хорошим организатором ни был директор.
Омский ТЮЗ имеет славную долгую историю, в которой были и директора, и режиссеры, много сделавшие для театра, но времена меняются. Все должно меняться. Без перемен не может быть развития и дальнейшего движения. И, конечно же, Омскому ТЮЗу нужна реконструкция здания. Прежде всего.
Записала Ольга Ложникова