Поиск

У меня, как и у многих моих ровесников, отношение к религии эмпирическое. Оно небезусловно, как у детей, рожденных в глубоко религиозных семьях. Наши родители были «коренными советскими», воспитанными воинствующими атеистами. Наши бабушки тайком крестили нас на дорожку, но разговоры об этом не заводили. Наш интерес к религии подстегнул курс научного атеизма в университетах, нашей первой библией стал том «Мастера и Маргариты», а всерьез интересоваться религией мы начали в перестроечные годы. В ельцинскую эпоху общедоступными стали труды любых теологов и их оппонентов. В монастырях послушники записывались в очередь, паломнические туры пользовались огромной популярностью не только у воцерквленных людей, но и у «сочувствующих».

Из пионерско-октябрятского детства остались в памяти осколки «религиозно-антирелигиозного» воспитания. Крашеные яйца на пасху, принесенные в школу и тайные переговоры бабушки с соседкой. Соседка собирала куличи, чтобы освятить их в храме, а моя бабуля передавала ей и наши куличи. Сама она в церковь не ходила, но и в кинотеатр, который соорудили «на базе» собора тоже ни ногой (кстати, в новороссийское время кинотеатр снова перестроили в храм).

Потом уж, повзрослев, мы сравнивали 10 христовых заповедей с кодексом строителя коммунизма и заговорщицки подмигивали посвященным. Нас притягивало к храму, мы читали о зверствах большевиков по отношению к церкви и восхищались мужеством борцов за веру.

В перестроечные времена я писала материал про спортсменку, комсомолку, красавицу и делегатку фестиваля молодежи и студентов Элю. В те времена девушку вполне атеистических взглядов. Судьба свела нас лет через десяток, она оставалась умницей-красавицей, только ее атеистические взгляды пошатнулись. Элеонора начала все чаще заходить в храм, утверждение «бог есть любовь» стало созвучно ее душе. Как, впрочем, и многим в то время; прогоревшая советская идеология стремительно уступала позиции идеологии религиозной.

Мы повернулись от атеизма к религии, на просторах России в основном к православной.

В стране появились сотни новых храмов, монастырей; восстановили и исконные, намоленные. В 2008 году уходит из жизни Патриарх всея Руси Алексий второй, во главе РПЦ становится Патриарх Кирилл. Если в первые годы ельцинской России Президент и его окружение скромно стояло в храмах по православным праздникам, то в годы «позднепутинской» России, особенно в последние годы, РПЦ на глазах сращивается с государством. Да так, что перед глазами все чаще возникают карикатуры на плохих попов из советских учебников истории…и очень хочется разделить религию и ее служителей, уж слишком много примеров подмоченной репутации у людей с церковными санами.

Мое поколение все чаще уходит во внутреннюю эмиграцию, а свои отношения со всевышним строит внутри сердца. Без посредников. Бог для нас – это совесть, жить в разладе с которой очень тяжело, и он, наш Бог, един. Ему не важно, в какой дом – православный, католический, буддистский, иудейский, мусульманский – придет человек, чтобы с ним поговорить. Ему важно, чтобы этот разговор состоялся, и чтобы человек не пошел против своей совести. Совесть же, она везде важна, и в государстве, в храме. Вот только подменять одно другим не стоит.

Казалось бы, мы четко знаем, что Россия – государство светское, а церковь Конституцией отделена от государства. Но, вдруг в Госдуме 21 ноября на заседании «межфракционной группы в защиту христианских ценностей» обсуждают… возможность внесения в преамбулу Конституции «идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России». Инициатива исходит от знаменитой своими скандальными предложениями Елены Мизулиной. Дамы, которая, вероятно, тоже долго шла от атеистки к ярой защитнице православия. Но не может же доктор наук не понимать, что в многоконфессиальной стране это путь в тупик, в лучшем случае, и к краю пропасти в худшем?

…На окраине Казани художник, архитектор, скульптор Ильдар Ханов с 1994 года строил Храм всех религий. В феврале 2013 он ушел в иной мир, но успел оставить потомкам архитектурный символ религий, культур и цивилизаций. В нем соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Всего в проекте можно разглядеть знаковые элементы 16 мировых религий. В здании не проходят никакие моления, тут создан культурный центр, и царит искусство, проходят выставки, концерты, мастер-классы. Здесь люди говорят на одном языке, человеческом, и учатся понимать друг друга вне зависимости от различий религиозных. Говорят, Ханов был хорошим целителем, помог многим людям. Думаю, он вылечил и многие души.

Быть может, есть смысл «межфракционную группу в защиту христианских ценностей» отправить туда на экскурсию? Кстати, и сама Казань – пример мирного сосуществования разных религий. Там много мечетей, но там и великое множество христианских церквей и монастырей. Причем, есть и такие, которые не прекращали своей работы со дня основания в 17-ом веке. И вот как вы думаете, предложение г-жи Мизулиной и межфракционной группы о «главенствующей религии» прибавит стабильности России? В Казанском кремле пойдут на штурм собора или мечети?

Нет уж, не трогайте Конституцию и не пытайтесь превратить Россию из светского государства в религиозное. Процесс сращивания РПЦ с государством и без вашей помощи заставляет людей путешествовать от атеизма к православию и обратно.

У меня, как и у многих моих ровесников, отношение к религии эмпирическое. Оно небезусловно, как у детей, рожденных в глубоко религиозных семьях. Наши родители были «коренными советскими», воспитанными воинствующими атеистами. Наши бабушки тайком крестили нас на дорожку, но разговоры об этом не заводили. Наш интерес к религии подстегнул курс научного атеизма в университетах, нашей первой библией стал том «Мастера и Маргариты», а всерьез интересоваться религией мы начали в перестроечные годы. В ельцинскую эпоху общедоступными стали труды любых теологов и их оппонентов. В монастырях послушники записывались в очередь, паломнические туры пользовались огромной популярностью не только у воцерквленных людей, но и у «сочувствующих».

Из пионерско-октябрятского детства остались в памяти осколки «религиозно-антирелигиозного» воспитания. Крашеные яйца на пасху, принесенные в школу и тайные переговоры бабушки с соседкой. Соседка собирала куличи, чтобы освятить их в храме, а моя бабуля передавала ей и наши куличи. Сама она в церковь не ходила, но и в кинотеатр, который соорудили «на базе» собора тоже ни ногой (кстати, в новороссийское время кинотеатр снова перестроили в храм).

Потом уж, повзрослев, мы сравнивали 10 христовых заповедей с кодексом строителя коммунизма и заговорщицки подмигивали посвященным. Нас притягивало к храму, мы читали о зверствах большевиков по отношению к церкви и восхищались мужеством борцов за веру.

В перестроечные времена я писала материал про спортсменку, комсомолку, красавицу и делегатку фестиваля молодежи и студентов Элю. В те времена девушку вполне атеистических взглядов. Судьба свела нас лет через десяток, она оставалась умницей-красавицей, только ее атеистические взгляды пошатнулись. Элеонора начала все чаще заходить в храм, утверждение «бог есть любовь» стало созвучно ее душе. Как, впрочем, и многим в то время; прогоревшая советская идеология стремительно уступала позиции идеологии религиозной.

Мы повернулись от атеизма к религии, на просторах России в основном к православной.

В стране появились сотни новых храмов, монастырей; восстановили и исконные, намоленные. В 2008 году уходит из жизни Патриарх всея Руси Алексий второй, во главе РПЦ становится Патриарх Кирилл. Если в первые годы ельцинской России Президент и его окружение скромно стояло в храмах по православным праздникам, то в годы «позднепутинской» России, особенно в последние годы, РПЦ на глазах сращивается с государством. Да так, что перед глазами все чаще возникают карикатуры на плохих попов из советских учебников истории…и очень хочется разделить религию и ее служителей, уж слишком много примеров подмоченной репутации у людей с церковными санами.

Мое поколение все чаще уходит во внутреннюю эмиграцию, а свои отношения со всевышним строит внутри сердца. Без посредников. Бог для нас – это совесть, жить в разладе с которой очень тяжело, и он, наш Бог, един. Ему не важно, в какой дом – православный, католический, буддистский, иудейский, мусульманский – придет человек, чтобы с ним поговорить. Ему важно, чтобы этот разговор состоялся, и чтобы человек не пошел против своей совести. Совесть же, она везде важна, и в государстве, в храме. Вот только подменять одно другим не стоит.

Казалось бы, мы четко знаем, что Россия – государство светское, а церковь Конституцией отделена от государства. Но, вдруг в Госдуме 21 ноября на заседании «межфракционной группы в защиту христианских ценностей» обсуждают… возможность внесения в преамбулу Конституции «идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России». Инициатива исходит от знаменитой своими скандальными предложениями Елены Мизулиной. Дамы, которая, вероятно, тоже долго шла от атеистки к ярой защитнице православия. Но не может же доктор наук не понимать, что в многоконфессиальной стране это путь в тупик, в лучшем случае, и к краю пропасти в худшем?

…На окраине Казани художник, архитектор, скульптор Ильдар Ханов с 1994 года строил Храм всех религий. В феврале 2013 он ушел в иной мир, но успел оставить потомкам архитектурный символ религий, культур и цивилизаций. В нем соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Всего в проекте можно разглядеть знаковые элементы 16 мировых религий. В здании не проходят никакие моления, тут создан культурный центр, и царит искусство, проходят выставки, концерты, мастер-классы. Здесь люди говорят на одном языке, человеческом, и учатся понимать друг друга вне зависимости от различий религиозных. Говорят, Ханов был хорошим целителем, помог многим людям. Думаю, он вылечил и многие души.

Быть может, есть смысл «межфракционную группу в защиту христианских ценностей» отправить туда на экскурсию? Кстати, и сама Казань – пример мирного сосуществования разных религий. Там много мечетей, но там и великое множество христианских церквей и монастырей. Причем, есть и такие, которые не прекращали своей работы со дня основания в 17-ом веке. И вот как вы думаете, предложение г-жи Мизулиной и межфракционной группы о «главенствующей религии» прибавит стабильности России? В Казанском кремле пойдут на штурм собора или мечети?

Нет уж, не трогайте Конституцию и не пытайтесь превратить Россию из светского государства в религиозное. Процесс сращивания РПЦ с государством и без вашей помощи заставляет людей путешествовать от атеизма к православию и обратно.