Тайбугиды самый сильный и главный противник Муртазы. А тайбугидам приходится не просто. По правилам той эпохи они имели меньше оснований на ханство, чем шибаниды - потомки Чингисхана. В родословной тайбугидов есть прорехи, которые не позволяют бесспорно утверждать, что они тоже потомки монгольских ханов. Скорее все же местные татары. Я, правда, не понимаю, почему это плохо, однако по традициям тех далеких веков уровень их власти - не выше племенных князей.
В 1555 году князь сибирских татар Едигер обращается за помощью к Ивану Грозному. За заступничество согласен признать свое подданство и платить дань. Грозный не отказал. И Сибирь вошла, подчеркиваю, по собственной воле вошла, в состав Руси.
Лукавили обе стороны: Едигер платил мизерную дань по сравнению с договором, для отвода глаз, а Иван Грозный, в свою очередь, войско в Сибирь на помощь татарам не посылал.
В 1563 году талантливый полководец Кучум, внук Муртазы, захватывает Искер, а через год официально провозглашается правителем Сибирского ханства (согласно другим родословным, дедом Кучума мог быть Махмудек-хан или Ибрагим-хан, а Муртаза - отцом). Со своими бывшими соперниками из числа тайбугидов, включая Едигера, новый хан разделался по законам кровной мести - казнил публично. У власти продержался около 20 лет, мечом и хитростью расширяя пределы ханства. Местным татарам, для которых оставался чужаком, доверял меньше, чем выходцам из Бухары и Ногайской орды. Причины понятны, они помогли ему завоевать ханский трон, они же составляли основу его личной гвардии.
Трижды за время своего правления Кучум просил у Бухары помощи в распространении ислама Первые попытки исламизации Сибири относятся еще к концу ХIV века, когда 366 шейхов (наставников) пришли на берега Иртыша в качестве миссионеров. Правда, описания их подвигов, с моей точки зрения, больше похожи на суровую легенду. При Кучуме трижды из Бухары прибывали проповедники. Особенно успешными были две последние миссии, поддержанные вооруженными отрядами. Ислам побеждал язычество. Шербети-шейх, он дважды посещал Сибирь, обошел местные кладбища и указал, где похоронены первые 366 проповедников, назвал их по именам. Во многих татарских селах их помнят до сегодняшнего дня, в честь поминовения режут барашков, места погребения - святые места - огораживаются.
Есть свой святой и у татар Малой Бичи. Роза Набиевна знает его имя: Бизляк-шейх (Пичук). Покоится он в березовой рощице местечка Еланского. Шейх обладал громадной внутренней силой, он даже злых джиннов мог заставить совершать добрые дела.
ТЮМЕНСКИЕ ПРЕДЕЛЫ
Наутро мне требовалось покинуть Малую Бичу. Побежал в контору леспромхоза отмечать командировочное удостоверение. Странное впечатление: леспромхоз на боку лежит, а контора бурлит. И бдит.
- Мы вам на удостоверение печать ставить не будем, - заявила мне строгая дама.
- Почему?
- Езжайте в Большую Бичу, там сельская администрация - там и отметитесь.
- Это же другая деревня. Мне полдня терять, через час теплоход отходит.
- Поезжайте в Большую Бичу.
Что ты будешь делать! Бегу по улице, вижу какую-то вывеску, кажется, «ОРС». Заскакиваю в первый кабинет. Милые женщины.
- Красавицы, шлепните печатью по командировке, - показываю редакционное удостоверение.
- «Омский вестник»! Гоношилов! Для вас - все, что угодно.
К сожалению, на «все, что угодно» времени не оставалось - труба зовет.
Милейшая Роза Набиевна сует в сумку пакет с пирожками. Отказываюсь. Она не слушает. Правильно делает - следующую ночь я провел в лесу, с пирожками время шло быстрее.
Теплоход «Ракета». Матрос помогает затащить на корму велосипед. Тяжелый, зараза. А ступеньки то вверх, то вниз, и проход узкий.
Через полчаса высаживаюсь на тюменской территории в селе Большой Карагай. Местный парень Ринат потеет вместе со мной - мы по почти вертикальному трехметровому обрыву поднимали мою двухколесную машину.
В Карагай меня заманил слух о начале здесь таежной кучумовской дороги к озеру Большой Уват - там хан утопил свои несметные сокровища. Войско Кучума уходило от русских по лесу, мостя лежневку из бревен. Километров 80 дороги настлали. Часть бревен наверху, часть ушла под мох на глубину 2-3 метра, прощупываются шестом.
Где-то стоит медный котел метрового диаметра, а в нем растут три сосенки.
Мои двухчасовые метания по селу в поисках знающих людей к успеху не привели. Мулла в больнице, у учителя истории - гипертония, директор школы на покосе. Пролет полнейший. А я так надеялся на сокровища Кучума. Вечно у меня с финансами плохо. Устал. Деньги презирать можно, жить без них нельзя.
- У вас тут действительно стояла самая старая мечеть Сибири, которую первые шейхи ставили? - лезу с расспросами к мужику на улице.
- Не знаю. Когда старую ломали, нашли вроде бы записку. Там 1906 год указан.
До границы с Омской областью 17 километров. Заскакиваю в магазин за минералкой. Пустота прилавка ошеломляет: хлеб, спички, три вида вермишели.
- Вода - в соседнем магазине, в частном, у нас - государственный, - разъясняет продавщица. В одном здании расположены два магазина! Один пуст, другой забит товарами. Парадокс. Из случайных бесед выясняется, что, хотя Тюменская область - богатейший регион, здесь, в Карагае, сельское хозяйство умерло.
Еду по плохенькой узкой дороге, по краям десятки гектаров нескошенной травы. Злюсь. Я - не дома. Все мне не нравится: покатая дорога, водилы, подрезающие путь, разновеликие километры - один за три минуты пройдешь, другой - за пять. В голову лезут нехорошие мысли - собьют меня с моста и никто искать не сподобится. Тюменским милиционерам на омича наплевать и забыть, а омские скажут: «Там не наша территория. Мы его туда не посылали».
20 минут минуло, как я проехал километровый столбик с цифрой «4» (они идут по убывающей к границе области). Одолевают сомнения. Столбики слева, а раньше шли справа. Вдруг заблудился. Наконец-то появляется обтесанное бревнышко с цифрой «1».
Ура, дома! Господи, как у нас хорошо! Спиленные березки пахнут запаренным банным веничком, распустившиеся цветы - медом. Дорога ровная и широкая. Малиновые кустики рядками и россыпью по краям трассы раскиданы. И километровые столбики стоят правильно - слева! Как они вообще там живут, в этой Тюменской области? У нас один воздух чего стоит.
Не шучу, именно так я чувствовал себя у первого километрового столбика омской дороги. Я был дома!
Виктор ГОНОШИЛОВ
Фото автора
Продолжение в следующем номере.