Если правительство страны утвердит предложенный ему на днях МВД проект постановления «О допуске к управлению транспортными средствами», получить водительское удостоверение станет проще. Но только очень хорошо подготовленному соискателю водительской «корочки».
При этом каждый экзаменационный автомобиль будет «вооружен» несколькими видеорегистраторами, которые сделают процесс экзаменовки предельно прозрачным — инспектор, с одной стороны, не сможет помочь «своему человечку», а с другой — «завалить» курсанта, все делающего правильно.
Из других нововведений стоит отметить возможность сдачи экзаменов на «права» 17-летними гражданами страны после более развернутого и углубленного обучения. Юноши и девушки, успешно прошедшие процедуру, автоматически получат в/у по достижении 18 лет. И именно такие водители станут самыми безаварийными, уверены в автошколах.
И все бы хорошо, но, как уже не раз писал «МК», проект, даже если он буквально завтра станет постановлением, не сможет заработать в полной мере, если не будет принят основополагающий документ — профессиональный стандарт водителя. Ведь только на его основе могут быть разработаны новые программы обучения и методика приема экзаменов — в том числе у 16-летних подростков на категорию М (обязательную для управления даже самыми маломощными скутерами) и более десяти подкатегорий. Только после его появления автошколы смогут выдавать вместо свидетельства об обучении (как происходит сейчас) свидетельство о профессии водителя, без которого ГАИ экзамены принимать не будет. Однако с утверждением уже готового профстандарта тянет Минтруд. А без него тормозится работа над созданием программ обучения в Минобре и правилами приема экзаменов в ГИБДД.
— Поэтому сейчас очень важно активное взаимодействие всех ответственных ведомств в работе над всеми необходимыми документами, — комментирует ситуацию президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна ШУТЫЛЕВА. — Они должны создаваться не по отдельности, а одновременно, чтобы потом не возникло разночтений, правовых коллизий и «узких» мест. Есть и другая проблема: как работать автошколам и ГИБДД в «переходный» период, который продлится как минимум до нового года? Ведь приостановить обучение и выдачу «прав» просто невозможно. Да, в поекте постановления предусмотрено, что в отсутствие новых методик и допусков продолжают действовать старые. Но мне кажется, что этого недостаточно и должны появиться некие разъяснительные документы правительственного же уровня…
Остается добавить, что от царящей пока неразберихи больше всех выигрывают граждане, лишенные права управления. Им еще неопределенное время — минимум полгода — водительские удостоверения будут возвращать без предусмотренной новыми поправками в КоАП переэкзаменовки.