Поиск

Сегодня омские улицы прощаются с легендой сцены Любовью Ермолаевой. А построенный ее Театр-дом еще долго будет согревать наши сердца.

17 октября ушла из жизни заслуженный работник культуры России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, легенда омской сцены, основательница театра «Студия» Любовь Иосифовна Ермолаева. Эта удивительная женщина сумела проявить свои недюжинные творческие таланты в нескольких сферах художественного творчества. Она была талантливой актрисой, незаурядным режиссером. Именно в ее исполнении многие годы звучала в эфире знаменитая песня «Омские улицы», ставшая негласным гимном города на Иртыше.

Совсем юная Любаша Ермолаева приехала из тюменского села Омутинское в конце лета 1951 года учиться в Омский сельскохозяйственный институт. Здесь ее тут же подхватило мощное в те времена движение художественной самодеятельности. Люба стала активной участницей студенческого театра и со всем пылом своей искренней натуры влюбилась в неординарного, яркого режиссера, руководившего молодежным коллективом -  Юрия Шушковского. Он  стал для новоиспеченной студентки  наставником и проводником в завораживающий мир театра, а она его музой.

Естественно и гармонично сложился союз любящих друг друга творческих людей. Вокруг этой семейной пары вращалась едва ли не вся планетарная система омской творческой интеллигенции. На спектакли театра сельскохозяйственного института тогда ломилась не только студенческая молодежь, но и завзятые театралы. Событием для изумленного Омска стало появление в закрытом сибирском  городе знаменитого  турецкого поэта и драматурга Назыма Хикмета, который зимой 1962 года специально приехал, чтобы посмотреть спектакли по своим пьесам, поставленным Шушковским в студенческом театре. Драматург был просто сражен увиденным! В традицию тех памятных лет вошли посиделки за полночь в гостеприимном доме режиссера и актрисы, долгие разговоры по душам, споры о смысле жизни, об искусстве.

Из подобных событий, штрихов, забот сформировалось и укреплялось направление  главного и всепоглощающего интереса Любы Ермолаевой – мир  театра. При одобрении и поддержке мужа в 1963 году она поступила на заочное театральное отделение Ленинградского института культуры. Тремя годами позже, еще во время учебы, для нее началась и первая  самостоятельная режиссерская практика.  В только что открывшемся  омском Дворце культуры нефтяников Ермолаева набрала собственный драматический коллектив.  Первой постановкой стала поэтическая композиция с «говорящим» названием «Я люблю». Театр поэзии стал для нее не просто местом работы – смыслом и главным делом жизни.

Через несколько лет  о ермолаевском Театре поэзии загудел вначале весь Омск, а следом слава докатилась и до Москвы. Восхищение  поставленной Любовью Ермолаевой «Чайкой» привезли с омских гастролей артисты вахтанговского театра. И если уж профессионалы такого уровня были впечатлены необычной формой постановки, то театральная Москва немедленно рванула смотреть чеховский спектакль, привезенный любительским коллективом с берегов Иртыша. Ермолаевцев ждал подлинный триумф и признание. А «Чайка» отныне превратилась в талисман коллектива, стала его творческим лицом.

На ясный огонь  творчества талантливого омского режиссера  устремились потоки единомышленников из любительских театров  разных городов не только Сибири - всего Советского Союза. Маленький студийный театр преобразился во всесоюзную базу для лабораторных занятий режиссеров народных театров. Из таких уникальных кирпичиков и складывался фундамент будущего профессионального театра  «Студия» Любови  Ермолаевой. 

Умением столь терпеливо и последовательно строить Театр-дом, наверное, может обладать только очень талантливая  женщина. Эта женщина по-хозяйски, с материнской нежностью всегда заботилась о тех, кто в этом доме получил прописку,  и поддерживала тепло огня в театральном  очаге. Она и собственных детей – сына и дочь – сумела увлечь театральным искусством. Юрий Шушковский-младший стал известным в Омске профессиональным режиссером, Ирина Диденко нашла подлинное свое призвание в структурах городской культуры.

Кажется, само имя Ермолаевой – Любовь – судьбоносно и неслучайно. Любовь к профессии, любовь к артистам, любовь к диалогу со зрителем как раз и помогли талантливому режиссеру  на фундаменте любительского движения перестроить молодежную студию в профессиональный муниципальный театр. Это произошло в апреле 1991 года.

Театр «Студия» и сегодня просто и естественно рифмуется с эпохой шестидесятых, когда поэтическое слово зеркально отражало происходившие в стране перемены, из окон домов звучали  песни на стихи Окуджавы, Визбора, а  Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина всем творчеством подтверждали тезис о том, «поэт в России больше, чем поэт». Благодаря Любови Иосифовне эти ниточки от легендарных шестидесятников протянулись и в новые времена.

Ермолаева - руководитель и художник - всей душой разделяла  принципы творческого содружества, эмоционально  продекларированные основателем Первой студии МХТ Евгением Вахтанговым: «Чистой, неподкрашенной, истинной душой и истинным вниманием друг к другу, в полной неприкосновенности сохраненной индивидуальностью, с волнением почти духовным, а обычно сценическим, с тончайшим искусством тончайших изгибов души человеческой».

Этим постулатам следовала сама Любовь Иосифовна, этому учила следовать своих артистов и учеников.

Безмерно много душевных и физических сил были отданы ею сцене, театру, искусству. До последних дней своей жизни она оставалась человеком творческим, обдумывала новые постановки. Ермолаеву омские театралы запомнят и как совершенно фантастическую женщину – красивую, благородную,  по-особому величественную. Люди, с которыми она соприкасалась в работе, навсегда сохранят благодарность за испытанное вместе с нею счастье творческого полета и чувство духовного  единения.

Сегодня в театре «Студия» Любови Ермолаевой проходит церемония прощания  с его основательницей, прощание с личностью легендарной и неповторимой.

Земля Вам пухом, незабываемая Любовь Иосифовна! 

Людмила Першина

Фото из открытых источников

1636

Сегодня омские улицы прощаются с легендой сцены Любовью Ермолаевой. А построенный ее Театр-дом еще долго будет согревать наши сердца.

17 октября ушла из жизни заслуженный работник культуры России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, легенда омской сцены, основательница театра «Студия» Любовь Иосифовна Ермолаева. Эта удивительная женщина сумела проявить свои недюжинные творческие таланты в нескольких сферах художественного творчества. Она была талантливой актрисой, незаурядным режиссером. Именно в ее исполнении многие годы звучала в эфире знаменитая песня «Омские улицы», ставшая негласным гимном города на Иртыше.

Совсем юная Любаша Ермолаева приехала из тюменского села Омутинское в конце лета 1951 года учиться в Омский сельскохозяйственный институт. Здесь ее тут же подхватило мощное в те времена движение художественной самодеятельности. Люба стала активной участницей студенческого театра и со всем пылом своей искренней натуры влюбилась в неординарного, яркого режиссера, руководившего молодежным коллективом -  Юрия Шушковского. Он  стал для новоиспеченной студентки  наставником и проводником в завораживающий мир театра, а она его музой.

Естественно и гармонично сложился союз любящих друг друга творческих людей. Вокруг этой семейной пары вращалась едва ли не вся планетарная система омской творческой интеллигенции. На спектакли театра сельскохозяйственного института тогда ломилась не только студенческая молодежь, но и завзятые театралы. Событием для изумленного Омска стало появление в закрытом сибирском  городе знаменитого  турецкого поэта и драматурга Назыма Хикмета, который зимой 1962 года специально приехал, чтобы посмотреть спектакли по своим пьесам, поставленным Шушковским в студенческом театре. Драматург был просто сражен увиденным! В традицию тех памятных лет вошли посиделки за полночь в гостеприимном доме режиссера и актрисы, долгие разговоры по душам, споры о смысле жизни, об искусстве.

Из подобных событий, штрихов, забот сформировалось и укреплялось направление  главного и всепоглощающего интереса Любы Ермолаевой – мир  театра. При одобрении и поддержке мужа в 1963 году она поступила на заочное театральное отделение Ленинградского института культуры. Тремя годами позже, еще во время учебы, для нее началась и первая  самостоятельная режиссерская практика.  В только что открывшемся  омском Дворце культуры нефтяников Ермолаева набрала собственный драматический коллектив.  Первой постановкой стала поэтическая композиция с «говорящим» названием «Я люблю». Театр поэзии стал для нее не просто местом работы – смыслом и главным делом жизни.

Через несколько лет  о ермолаевском Театре поэзии загудел вначале весь Омск, а следом слава докатилась и до Москвы. Восхищение  поставленной Любовью Ермолаевой «Чайкой» привезли с омских гастролей артисты вахтанговского театра. И если уж профессионалы такого уровня были впечатлены необычной формой постановки, то театральная Москва немедленно рванула смотреть чеховский спектакль, привезенный любительским коллективом с берегов Иртыша. Ермолаевцев ждал подлинный триумф и признание. А «Чайка» отныне превратилась в талисман коллектива, стала его творческим лицом.

На ясный огонь  творчества талантливого омского режиссера  устремились потоки единомышленников из любительских театров  разных городов не только Сибири - всего Советского Союза. Маленький студийный театр преобразился во всесоюзную базу для лабораторных занятий режиссеров народных театров. Из таких уникальных кирпичиков и складывался фундамент будущего профессионального театра  «Студия» Любови  Ермолаевой. 

Умением столь терпеливо и последовательно строить Театр-дом, наверное, может обладать только очень талантливая  женщина. Эта женщина по-хозяйски, с материнской нежностью всегда заботилась о тех, кто в этом доме получил прописку,  и поддерживала тепло огня в театральном  очаге. Она и собственных детей – сына и дочь – сумела увлечь театральным искусством. Юрий Шушковский-младший стал известным в Омске профессиональным режиссером, Ирина Диденко нашла подлинное свое призвание в структурах городской культуры.

Кажется, само имя Ермолаевой – Любовь – судьбоносно и неслучайно. Любовь к профессии, любовь к артистам, любовь к диалогу со зрителем как раз и помогли талантливому режиссеру  на фундаменте любительского движения перестроить молодежную студию в профессиональный муниципальный театр. Это произошло в апреле 1991 года.

Театр «Студия» и сегодня просто и естественно рифмуется с эпохой шестидесятых, когда поэтическое слово зеркально отражало происходившие в стране перемены, из окон домов звучали  песни на стихи Окуджавы, Визбора, а  Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина всем творчеством подтверждали тезис о том, «поэт в России больше, чем поэт». Благодаря Любови Иосифовне эти ниточки от легендарных шестидесятников протянулись и в новые времена.

Ермолаева - руководитель и художник - всей душой разделяла  принципы творческого содружества, эмоционально  продекларированные основателем Первой студии МХТ Евгением Вахтанговым: «Чистой, неподкрашенной, истинной душой и истинным вниманием друг к другу, в полной неприкосновенности сохраненной индивидуальностью, с волнением почти духовным, а обычно сценическим, с тончайшим искусством тончайших изгибов души человеческой».

Этим постулатам следовала сама Любовь Иосифовна, этому учила следовать своих артистов и учеников.

Безмерно много душевных и физических сил были отданы ею сцене, театру, искусству. До последних дней своей жизни она оставалась человеком творческим, обдумывала новые постановки. Ермолаеву омские театралы запомнят и как совершенно фантастическую женщину – красивую, благородную,  по-особому величественную. Люди, с которыми она соприкасалась в работе, навсегда сохранят благодарность за испытанное вместе с нею счастье творческого полета и чувство духовного  единения.

Сегодня в театре «Студия» Любови Ермолаевой проходит церемония прощания  с его основательницей, прощание с личностью легендарной и неповторимой.

Земля Вам пухом, незабываемая Любовь Иосифовна! 

Людмила Першина

Фото из открытых источников

1636