Поиск

По просьбе РИА «Омск-Информ» руководитель комитета по архитектуре и градостроительству Омского городского совета Игорь Антропенко высказал свое видение решения проблемы с «Омскэлектро».

– Игорь Александрович, вы предлагаете четкий поэтапный план вывода Омскэлектро из кризиса. В чем он состоит?

– Главная проблема «Омскэлектро» – долг пред МРСК Сибири. Способов решения два. Первый – привлечь частного инвестора с реальными деньгами, а не мифическими 26 миллиардами или мифическими организаторскими способностями непонятных менеджеров, предлагающими бесплатно передать им активы компании. Второй способ – опора на региональную власть и вхождение региона в уставной капитал компании. Я сторонник второго направления. Город сейчас все чаще бегает в область с просьбой дать денег, но такая назойливость на фоне немалых областных проблем постепенно вызывает определенное раздражение. Поэтому, чтобы область оказывала содействие «Омскэлектро», логично чтобы она сама участвовала в акционерном капитале компании. 

– Но Омская область сама является собственником ряда электросетевых объектов.

– Да, их не много, но ряд из них носит стратегический характер. Например, кабельная линия под Иртышом стоимостью несколько сот миллионов рублей, по которой осуществляется переток электроэнергии между правым и левым берегом Иртыша. Есть и другие энергосетевые активы. Поскольку у области нет специализированного электросетевого оператора, эти активы большей частью переданы в управление МРСК Сибири. Но компания МРСК Сибири зарегистрирована в Красноярске. Омскэлектро, напротив – омская компания, для нас это инфраструктура, рабочие места, налоги. Поэтому больше пользы будет в докапитализации и развитии Омскэлектро, а не в передаче в чужие руки, пусть даже в соседний регион. Было бы логично, чтобы Правительство Омской области забрало принадлежащие ей электросетевые активы из управления МРСК Сибири, в лице филиала Омскэнерго, и передала их в уставный капитал Омскэлектро, выкупив дополнительную эмиссию акций данной компании. 

– Губернатор Назаров уже заявил о намерении области войти в уставный капитал «Омскэлектро». 

Данную позицию, как член совета директоров Омскэлектро и как руководитель комитета Горсовета по градостроительству архитектуре и землепользованию Омского горсовета целиком разделяю. Вхождение региона в уставный капитал посредством внесения электросетевых активов будет мощным стабилизирующим фактором. Это позволит докапитализировать компанию, увеличить ее доходность, выручку, появится больше средств для обслуживания долга перед МРСК Сибири. Что позволит привлечь дополнительные финансовые инструменты вплоть до гарантии облправительства. Для Омскэлектро это будет наиболее устойчивая и стабильная конструкция, когда у сетевой компании будут два собственника – город и область. Не будет конъюнктурной зависимости от одного владельца. Со своей стороны область потребует от компании эффективного менеджмента. Это дополнительный контроль над эффективностью расходования средств, условиями подключения к электросетям. 

– Что получат омичи от такого регионально-муниципального партнерства?

– Остановку роста тарифа на транспортировку (передачу) электроэнергии. Президент объявил, что тарифы на следующий год не вырастут, и региональное участие будет здесь дополнительной гарантией.

– А как быть с главным кредитором – с МРСК Сибири?

– Поддержка в лице областного правительства дает больше шансов заключить соглашение о реструктуризации долга на 3-4 года. Возможным решением данной ситуации может также стать передача уже акционерной компанией части электросетевых активов МРСК Сибири, в погашение долга. Допускаю, что этот долг может быть погашен не денежными средствами, а частью имущества. Это могут быть локализованные объекты, не связанные с системой либо периферийные объекты, либо та же самая линия которая питает две подстанции, принадлежащие МРСК Сибири.

– Хорошо, АО получает дополнительную выручку, решает вопросы урегулирования задолженности. Какие должны быть следующие шаги с точки зрения развития сетевого хозяйства, сдерживания тарифов, повышения надежности и мощности электроснабжения?

– Мы на комитете ГАЗ горсовета проанализировали ситуацию, оказывается у Федеральной сетевой компании существует избыток мощностей, позволяющий подключать новые объекты, а следовательно привлекать в Омск и область инвесторов. На питающих центрах ФСК такие избыточные мощности есть. Напротив, питающие центры МРСК Сибири практически все закрыты для новых потребителей – все мощности потребителями уже разобраны. Глобальных инвестиционных шагов за последние 2 года компанией в Омске не сделано. Хотя по решению РЭК филиал МРСК Сибири наделялся значительными средствами для развития электрической сети. Это были существенные деньги – до 900 млн рублей.

Также уже известно, что в связи с запретом на рост тарифов естественных монополий инвестпрограмма ОАО «Холдинг МРСК», куда входит МРСК Сибири, на 2014 год по всей стране может сократиться со 150 млрд до 60 млрд, т.е. массового строительства новых мощных объектов в Омской области от МРСК ожидать не приходится. А у нас до 300-летия осталось только 3 года. Поэтому предлагаю наделить инвестиционным ресурсом именно Омкэлектро, как регионально-городскую кампанию через ее подключение напрямую к сетям ФСК, минуя посредника в лице МРСК Сибири. И здесь как раз и нужен лоббистский резерв областного правительства. Такая возможность есть, для Омскэлектро нужно лишь построить несколько ГПП (главных понижающих подстанций). Для энергобезопасности региона и города это было бы правильное решение. Приход Вячеслава Синюгина, как нового первого зама дает все возможности навести порядок в омской электроэнергетике. Он профессионал и работал замминистра электроэнергетики РФ. У него совершенно другой уровень решения проблем.

– А как быть с теплоэнергетикой?

– Здесь тоже должна быть консолидация с крупным партнером. На региональном тепловом рынке такой партнер один – ТГК-11. Уже объявлено, что эта компания будет перерегистрирована из Новосибирска в Омск. Это верное стратегическое направление. Формируя таким образом энергоинфраструктуру региона, область и город вместе создадут все возможности для подключения к новым энергоисточникам достаточного количества объектов, реализации программы подготовки к 300-летию Омска и развитию новых производств. Ведь главный вопрос для инвестора даже не всегда земля. Цена подключения к электросетям – вот что волнует предпринимателей в первую очередь. Но чтобы снизить эту цену, нужно развивать сетевую инфраструктуру.

– Как вы относитесь к предложению внести в Устав города Омска изменения, позволяющие Горсовету согласовывать назначения на должность зама и первого зама мэра Омска? 

– Считаю предложение заслуживающим внимания. Мэра избирают горожане, но он в силу разных причин – отъезда, болезни не все время может исполнять обязанности. Часто обязанность мэра временно исполняют замы. Но люди-то их не выбирали. Считаю, здесь целесообразным ввести депутатский «фильтр» – согласовывать с Горсоветом кандидатов в замы. А иначе получим эффект зама-чиновника, у которого нет ответственности перед горожанами, а такое было не раз. Депутатский «фильтр» позволит лучше оценить и профессиональные качества кандидатов.

– Ряд депутатов предложил внести изменения в порядок досрочного прекращения полномочий мэра г. Омска. Можете прокомментировать?

– Все основания для досрочного прекращения полномочий названы в ст. 26-30 ФЗ «Об основах местного самоуправления». В данном случае происходит просто копирование положений закона. При этом вносится весьма спорное, на мой взгляд, положение, которое ограничивает возможность реализации функций по отставке мэра 30 днями после наступления обстоятельств изложенных в федеральном законе. Но федеральный закон, определяя порядок сложения полномочий руководителя органа местного самоуправления не ограничивает депутатов каким-то сроком. Когда депутаты считают целесообразным активировать данное право, они его реализуют. Складывается впечатление, что необходимость введения такого «пресекательного» срока больше похожа на тактический ход под конкретную фигуру. Например, в прошлом году были установлены факты совмещения мэром Омска функций градоначальника и его участие в коммерческой деятельности НПО «Мостовик». Если предложение, внесенное в Горсовет, о введении такого жесткого временного срока будет принято, то это послужит индульгенцией для мэра. Напротив, отсутствие ограничения по сроку, позволяет держать органы исполнительной власти в определенном тонусе. 

– На заседаниях комитета по градостроительству, архитектуре и землепользованию много представителей общественных организаций. Это случайность?

– Нет, эту традицию мы ввели намеренно, люди должны знать, какие вопросы решаются в этой сфере и как. Мы приглашали защитников скверов и парков. Недавно мы пригласили организаторов и участников конкурса идей по обустройству Омской крепости, было бурное и интересное обсуждение. 

Но считаю, что для омичей очень важны прикладные решения нашего комитета, например организация сквозного проезда по ул. Бударина. На весенней сессии мы инициировали этот вопрос. Оно было поддержано депутатами всех фракций. В ходе обсуждения было выработано решение о целесообразности открытия Бударина для сквозного проезда. На наш взгляд, это оживит центр города, станет логическим завершением развязки на Щербанева и приведет в порядок улицу Бударина. Весной реакция мэрии была вялой, а ответы формальными. Но, надо отдать должное депутатам, работающим в нашем комитете (Лицкевич, Федотов, Васильев, Петров, Ложкин), они проявили настойчивость по данному вопросу. Вчера мы группой депутатов выехали на место, работы на Бударина ведутся, идет отсыпка щебнем дороги. Думаю, этот процесс завершится до конца октября, и все увидят там асфальтированную дорогу и тротуары для пешеходов.

1862

По просьбе РИА «Омск-Информ» руководитель комитета по архитектуре и градостроительству Омского городского совета Игорь Антропенко высказал свое видение решения проблемы с «Омскэлектро».

– Игорь Александрович, вы предлагаете четкий поэтапный план вывода Омскэлектро из кризиса. В чем он состоит?

– Главная проблема «Омскэлектро» – долг пред МРСК Сибири. Способов решения два. Первый – привлечь частного инвестора с реальными деньгами, а не мифическими 26 миллиардами или мифическими организаторскими способностями непонятных менеджеров, предлагающими бесплатно передать им активы компании. Второй способ – опора на региональную власть и вхождение региона в уставной капитал компании. Я сторонник второго направления. Город сейчас все чаще бегает в область с просьбой дать денег, но такая назойливость на фоне немалых областных проблем постепенно вызывает определенное раздражение. Поэтому, чтобы область оказывала содействие «Омскэлектро», логично чтобы она сама участвовала в акционерном капитале компании. 

– Но Омская область сама является собственником ряда электросетевых объектов.

– Да, их не много, но ряд из них носит стратегический характер. Например, кабельная линия под Иртышом стоимостью несколько сот миллионов рублей, по которой осуществляется переток электроэнергии между правым и левым берегом Иртыша. Есть и другие энергосетевые активы. Поскольку у области нет специализированного электросетевого оператора, эти активы большей частью переданы в управление МРСК Сибири. Но компания МРСК Сибири зарегистрирована в Красноярске. Омскэлектро, напротив – омская компания, для нас это инфраструктура, рабочие места, налоги. Поэтому больше пользы будет в докапитализации и развитии Омскэлектро, а не в передаче в чужие руки, пусть даже в соседний регион. Было бы логично, чтобы Правительство Омской области забрало принадлежащие ей электросетевые активы из управления МРСК Сибири, в лице филиала Омскэнерго, и передала их в уставный капитал Омскэлектро, выкупив дополнительную эмиссию акций данной компании. 

– Губернатор Назаров уже заявил о намерении области войти в уставный капитал «Омскэлектро». 

Данную позицию, как член совета директоров Омскэлектро и как руководитель комитета Горсовета по градостроительству архитектуре и землепользованию Омского горсовета целиком разделяю. Вхождение региона в уставный капитал посредством внесения электросетевых активов будет мощным стабилизирующим фактором. Это позволит докапитализировать компанию, увеличить ее доходность, выручку, появится больше средств для обслуживания долга перед МРСК Сибири. Что позволит привлечь дополнительные финансовые инструменты вплоть до гарантии облправительства. Для Омскэлектро это будет наиболее устойчивая и стабильная конструкция, когда у сетевой компании будут два собственника – город и область. Не будет конъюнктурной зависимости от одного владельца. Со своей стороны область потребует от компании эффективного менеджмента. Это дополнительный контроль над эффективностью расходования средств, условиями подключения к электросетям. 

– Что получат омичи от такого регионально-муниципального партнерства?

– Остановку роста тарифа на транспортировку (передачу) электроэнергии. Президент объявил, что тарифы на следующий год не вырастут, и региональное участие будет здесь дополнительной гарантией.

– А как быть с главным кредитором – с МРСК Сибири?

– Поддержка в лице областного правительства дает больше шансов заключить соглашение о реструктуризации долга на 3-4 года. Возможным решением данной ситуации может также стать передача уже акционерной компанией части электросетевых активов МРСК Сибири, в погашение долга. Допускаю, что этот долг может быть погашен не денежными средствами, а частью имущества. Это могут быть локализованные объекты, не связанные с системой либо периферийные объекты, либо та же самая линия которая питает две подстанции, принадлежащие МРСК Сибири.

– Хорошо, АО получает дополнительную выручку, решает вопросы урегулирования задолженности. Какие должны быть следующие шаги с точки зрения развития сетевого хозяйства, сдерживания тарифов, повышения надежности и мощности электроснабжения?

– Мы на комитете ГАЗ горсовета проанализировали ситуацию, оказывается у Федеральной сетевой компании существует избыток мощностей, позволяющий подключать новые объекты, а следовательно привлекать в Омск и область инвесторов. На питающих центрах ФСК такие избыточные мощности есть. Напротив, питающие центры МРСК Сибири практически все закрыты для новых потребителей – все мощности потребителями уже разобраны. Глобальных инвестиционных шагов за последние 2 года компанией в Омске не сделано. Хотя по решению РЭК филиал МРСК Сибири наделялся значительными средствами для развития электрической сети. Это были существенные деньги – до 900 млн рублей.

Также уже известно, что в связи с запретом на рост тарифов естественных монополий инвестпрограмма ОАО «Холдинг МРСК», куда входит МРСК Сибири, на 2014 год по всей стране может сократиться со 150 млрд до 60 млрд, т.е. массового строительства новых мощных объектов в Омской области от МРСК ожидать не приходится. А у нас до 300-летия осталось только 3 года. Поэтому предлагаю наделить инвестиционным ресурсом именно Омкэлектро, как регионально-городскую кампанию через ее подключение напрямую к сетям ФСК, минуя посредника в лице МРСК Сибири. И здесь как раз и нужен лоббистский резерв областного правительства. Такая возможность есть, для Омскэлектро нужно лишь построить несколько ГПП (главных понижающих подстанций). Для энергобезопасности региона и города это было бы правильное решение. Приход Вячеслава Синюгина, как нового первого зама дает все возможности навести порядок в омской электроэнергетике. Он профессионал и работал замминистра электроэнергетики РФ. У него совершенно другой уровень решения проблем.

– А как быть с теплоэнергетикой?

– Здесь тоже должна быть консолидация с крупным партнером. На региональном тепловом рынке такой партнер один – ТГК-11. Уже объявлено, что эта компания будет перерегистрирована из Новосибирска в Омск. Это верное стратегическое направление. Формируя таким образом энергоинфраструктуру региона, область и город вместе создадут все возможности для подключения к новым энергоисточникам достаточного количества объектов, реализации программы подготовки к 300-летию Омска и развитию новых производств. Ведь главный вопрос для инвестора даже не всегда земля. Цена подключения к электросетям – вот что волнует предпринимателей в первую очередь. Но чтобы снизить эту цену, нужно развивать сетевую инфраструктуру.

– Как вы относитесь к предложению внести в Устав города Омска изменения, позволяющие Горсовету согласовывать назначения на должность зама и первого зама мэра Омска? 

– Считаю предложение заслуживающим внимания. Мэра избирают горожане, но он в силу разных причин – отъезда, болезни не все время может исполнять обязанности. Часто обязанность мэра временно исполняют замы. Но люди-то их не выбирали. Считаю, здесь целесообразным ввести депутатский «фильтр» – согласовывать с Горсоветом кандидатов в замы. А иначе получим эффект зама-чиновника, у которого нет ответственности перед горожанами, а такое было не раз. Депутатский «фильтр» позволит лучше оценить и профессиональные качества кандидатов.

– Ряд депутатов предложил внести изменения в порядок досрочного прекращения полномочий мэра г. Омска. Можете прокомментировать?

– Все основания для досрочного прекращения полномочий названы в ст. 26-30 ФЗ «Об основах местного самоуправления». В данном случае происходит просто копирование положений закона. При этом вносится весьма спорное, на мой взгляд, положение, которое ограничивает возможность реализации функций по отставке мэра 30 днями после наступления обстоятельств изложенных в федеральном законе. Но федеральный закон, определяя порядок сложения полномочий руководителя органа местного самоуправления не ограничивает депутатов каким-то сроком. Когда депутаты считают целесообразным активировать данное право, они его реализуют. Складывается впечатление, что необходимость введения такого «пресекательного» срока больше похожа на тактический ход под конкретную фигуру. Например, в прошлом году были установлены факты совмещения мэром Омска функций градоначальника и его участие в коммерческой деятельности НПО «Мостовик». Если предложение, внесенное в Горсовет, о введении такого жесткого временного срока будет принято, то это послужит индульгенцией для мэра. Напротив, отсутствие ограничения по сроку, позволяет держать органы исполнительной власти в определенном тонусе. 

– На заседаниях комитета по градостроительству, архитектуре и землепользованию много представителей общественных организаций. Это случайность?

– Нет, эту традицию мы ввели намеренно, люди должны знать, какие вопросы решаются в этой сфере и как. Мы приглашали защитников скверов и парков. Недавно мы пригласили организаторов и участников конкурса идей по обустройству Омской крепости, было бурное и интересное обсуждение. 

Но считаю, что для омичей очень важны прикладные решения нашего комитета, например организация сквозного проезда по ул. Бударина. На весенней сессии мы инициировали этот вопрос. Оно было поддержано депутатами всех фракций. В ходе обсуждения было выработано решение о целесообразности открытия Бударина для сквозного проезда. На наш взгляд, это оживит центр города, станет логическим завершением развязки на Щербанева и приведет в порядок улицу Бударина. Весной реакция мэрии была вялой, а ответы формальными. Но, надо отдать должное депутатам, работающим в нашем комитете (Лицкевич, Федотов, Васильев, Петров, Ложкин), они проявили настойчивость по данному вопросу. Вчера мы группой депутатов выехали на место, работы на Бударина ведутся, идет отсыпка щебнем дороги. Думаю, этот процесс завершится до конца октября, и все увидят там асфальтированную дорогу и тротуары для пешеходов.

1862