Поиск

Конечно, хорошо, что у нас есть Кремль, Красная площадь, Большой театр, Третья­ковская галерея, храм Христа Спасителя и ГУМ. Приезжающие в центр федеральной власти россияне, обойдя все эти достопримечательности, проникаются чувством гордости за нашу духовную и материальную культуру.

Гордиться действительно есть чем. Но очень важно, чтобы весёлые и патриотические песни, доносящиеся из богатых кварталов, не заглушили «рязанские страдания» нашей глубинки. Очень важно, чтобы власть время от времени прочищала уши и слышала не только «медные трубы» профессиональных славильщиков, но и грустную песню бабки Клавы.

Слышали звон...

А между тем в стране складывается непростая ситуация. Федеральные чиновники всё больше и больше отрываются от реалий остальной России. Центр финансового благополучия всасывает и переваривает львиную долю национального богатства. Несмотря на давние разговоры о необходимости делиться с регионами, российская глубинка выглядит всё более и более убого. Особенно на фоне сияющей, веселящейся и танцующей столицы. Всё явственнее выявляется опасная своими последствиями неравномерность территориального развития страны.

Да, время от времени федеральный центр спохватывается, залезает в свой карман, и тогда благодатная манна сыплется то на Сочи, то на Казань, то на Владивосток. Но эти приступы щедрости лишь подчёркивают вопиющую несправедливость использования национального богатства. Бóльшая часть российских денег реками стекается в Москву и затем мелкими ручейками сочится по глубинной России. Бюджеты регионов и особенно средних и малых городов испытывают постоянную нехватку денег для поддержания минимальных бытовых и социальных условий.

И давайте скажем прямо: не нужно питать иллюзий по поводу того, что глубинная Россия с гордостью распевает песню про «дорогую мою столицу, золотую мою Москву». Место, откуда федеральная власть нисходит до нужд и чаяний остальной страны, стало для провинции раздражителем, столицей олигархической России, символом неравенства. И неслучайно приезжих так раздражает встречающая их на вокзалах песня «Москва - звонят колокола! Москва - златые купола!». Ведь, возвращаясь домой, люди видят совсем другие картины. И сравнивают, и удивляются, и думают...

Новое гетто

Задуматься есть о чём. Новая Россия, перешедшая (как говорят) на европейские буржуазные рельсы, на самом деле пока лишь консервирует ситуацию затяжной, хронической бедности, которая существовала в СССР. За исключением очень тонкой прослойки, получившей в результате приватизации доступ к собственности, богатству и благополучию, жизнь основной массы населения по доходам и жизненному укладу мало чем отличается от жизни в СССР. Воспетый в песнях, фильмах и стихах «простой советский человек» всю жизнь вкалывал, получал от власти почётные грамоты и значки «За ударный труд», а умирал в бедности, не оставляя после себя ни собственности, ни накоплений. Ну разве что шесть соток земли да простенький дачный домик под шиферной крышей...

Опубликованные недавно Институтом социологии РАН результаты масштабного исследования «Бедность и неравенство в России» оставляют горестное впечатление. По официальной статистике, число бедных в стране не превышает 9%, или 13 млн человек. Однако, по подсчётам независимых социологов, эта цифра занижена как минимум в два раза.

Слов нет, понятие бедности за последние десятилетия изменилось. Если в 60-70-е годы даже в столице можно было увидеть людей в телогрейках и валенках, то сегодня на рынке за небольшие деньги можно одеться в китай­ское барахло и выглядеть вполне прилично. Сегодня семейный достаток определяется по-иному: наличие отдельной квартиры, доступ к лечению и отдыху, возможность правильно питаться. Если в советские (особенно послевоенные) годы миллионы граждан довольствовались пшённой кашей, квашеной капустой, щами с требухой или дешёвой окрошкой, то сегодня никого не удивишь и заморским бананом. Проблема «новой бедности» состоит не в том, чтобы «не подохнуть с голоду», как говорили раньше, а в том, что неблагоприятное изменение жизненных обстоятельств (болезнь, потеря работы, повышение стоимо­сти услуг ЖКХ, необходимость снимать жильё) опрокидывает семью в «новую бедность». Тяжело сказывается на семейном бюджете и рождение ребёнка. Это стыд для страны.

Все эти проблемы, весьма чувствительные и в мегаполисах, резко обостряются в сельской местности, в малых и средних городах. В последнее время социологи стали употреблять новый, унизительный для государства термин «российское гетто». Так называют поселения, условия жизни и быта в которых не соответ­ствуют никаким современным нормам.

В таких поселениях люди фактически лишены доступа к коммунальной инфраструктуре, не говоря уже о культуре или медицинских услугах. В тысячах населённых пунктов нет газа, отопления, часто нет качественной воды. Нет дорог, снабжения, общественного транспорта. Из-за унизительно низкой оплаты труда из малых городов и сельской местности уезжают врачи, медицинские сёстры, учителя. Закрываются фельд­шерские пункты, библиотеки, клубы, школы. На селе фактически исчез даже простенький спорт. В СССР нехитрая культурная и спортивная жизнь теплилась вокруг военных гарнизонов. С резким сокращением армии после распада СССР исчез и этот источник. Молодёжь и способные к труду люди из таких «гетто» давно сбежали. А теперь уезжают и из малых городов. «В Москву, в Москву!» - мечтали героини чеховской пьесы. Научимся ли мы обуст­раивать не только столицу, но и страну? Когда начнём главную патриотическую стройку? Когда сможем с гордостью позвать уехавших соотечественников: «В Россию! В Россию!»?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Вячеслав Костиков директор аналитического центра «Аргументы и Факты»  

АиФ

2638

Конечно, хорошо, что у нас есть Кремль, Красная площадь, Большой театр, Третья­ковская галерея, храм Христа Спасителя и ГУМ. Приезжающие в центр федеральной власти россияне, обойдя все эти достопримечательности, проникаются чувством гордости за нашу духовную и материальную культуру.

Гордиться действительно есть чем. Но очень важно, чтобы весёлые и патриотические песни, доносящиеся из богатых кварталов, не заглушили «рязанские страдания» нашей глубинки. Очень важно, чтобы власть время от времени прочищала уши и слышала не только «медные трубы» профессиональных славильщиков, но и грустную песню бабки Клавы.

Слышали звон...

А между тем в стране складывается непростая ситуация. Федеральные чиновники всё больше и больше отрываются от реалий остальной России. Центр финансового благополучия всасывает и переваривает львиную долю национального богатства. Несмотря на давние разговоры о необходимости делиться с регионами, российская глубинка выглядит всё более и более убого. Особенно на фоне сияющей, веселящейся и танцующей столицы. Всё явственнее выявляется опасная своими последствиями неравномерность территориального развития страны.

Да, время от времени федеральный центр спохватывается, залезает в свой карман, и тогда благодатная манна сыплется то на Сочи, то на Казань, то на Владивосток. Но эти приступы щедрости лишь подчёркивают вопиющую несправедливость использования национального богатства. Бóльшая часть российских денег реками стекается в Москву и затем мелкими ручейками сочится по глубинной России. Бюджеты регионов и особенно средних и малых городов испытывают постоянную нехватку денег для поддержания минимальных бытовых и социальных условий.

И давайте скажем прямо: не нужно питать иллюзий по поводу того, что глубинная Россия с гордостью распевает песню про «дорогую мою столицу, золотую мою Москву». Место, откуда федеральная власть нисходит до нужд и чаяний остальной страны, стало для провинции раздражителем, столицей олигархической России, символом неравенства. И неслучайно приезжих так раздражает встречающая их на вокзалах песня «Москва - звонят колокола! Москва - златые купола!». Ведь, возвращаясь домой, люди видят совсем другие картины. И сравнивают, и удивляются, и думают...

Новое гетто

Задуматься есть о чём. Новая Россия, перешедшая (как говорят) на европейские буржуазные рельсы, на самом деле пока лишь консервирует ситуацию затяжной, хронической бедности, которая существовала в СССР. За исключением очень тонкой прослойки, получившей в результате приватизации доступ к собственности, богатству и благополучию, жизнь основной массы населения по доходам и жизненному укладу мало чем отличается от жизни в СССР. Воспетый в песнях, фильмах и стихах «простой советский человек» всю жизнь вкалывал, получал от власти почётные грамоты и значки «За ударный труд», а умирал в бедности, не оставляя после себя ни собственности, ни накоплений. Ну разве что шесть соток земли да простенький дачный домик под шиферной крышей...

Опубликованные недавно Институтом социологии РАН результаты масштабного исследования «Бедность и неравенство в России» оставляют горестное впечатление. По официальной статистике, число бедных в стране не превышает 9%, или 13 млн человек. Однако, по подсчётам независимых социологов, эта цифра занижена как минимум в два раза.

Слов нет, понятие бедности за последние десятилетия изменилось. Если в 60-70-е годы даже в столице можно было увидеть людей в телогрейках и валенках, то сегодня на рынке за небольшие деньги можно одеться в китай­ское барахло и выглядеть вполне прилично. Сегодня семейный достаток определяется по-иному: наличие отдельной квартиры, доступ к лечению и отдыху, возможность правильно питаться. Если в советские (особенно послевоенные) годы миллионы граждан довольствовались пшённой кашей, квашеной капустой, щами с требухой или дешёвой окрошкой, то сегодня никого не удивишь и заморским бананом. Проблема «новой бедности» состоит не в том, чтобы «не подохнуть с голоду», как говорили раньше, а в том, что неблагоприятное изменение жизненных обстоятельств (болезнь, потеря работы, повышение стоимо­сти услуг ЖКХ, необходимость снимать жильё) опрокидывает семью в «новую бедность». Тяжело сказывается на семейном бюджете и рождение ребёнка. Это стыд для страны.

Все эти проблемы, весьма чувствительные и в мегаполисах, резко обостряются в сельской местности, в малых и средних городах. В последнее время социологи стали употреблять новый, унизительный для государства термин «российское гетто». Так называют поселения, условия жизни и быта в которых не соответ­ствуют никаким современным нормам.

В таких поселениях люди фактически лишены доступа к коммунальной инфраструктуре, не говоря уже о культуре или медицинских услугах. В тысячах населённых пунктов нет газа, отопления, часто нет качественной воды. Нет дорог, снабжения, общественного транспорта. Из-за унизительно низкой оплаты труда из малых городов и сельской местности уезжают врачи, медицинские сёстры, учителя. Закрываются фельд­шерские пункты, библиотеки, клубы, школы. На селе фактически исчез даже простенький спорт. В СССР нехитрая культурная и спортивная жизнь теплилась вокруг военных гарнизонов. С резким сокращением армии после распада СССР исчез и этот источник. Молодёжь и способные к труду люди из таких «гетто» давно сбежали. А теперь уезжают и из малых городов. «В Москву, в Москву!» - мечтали героини чеховской пьесы. Научимся ли мы обуст­раивать не только столицу, но и страну? Когда начнём главную патриотическую стройку? Когда сможем с гордостью позвать уехавших соотечественников: «В Россию! В Россию!»?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Вячеслав Костиков директор аналитического центра «Аргументы и Факты»  

АиФ

2638