Поиск

Найти общий язык с пожилыми родителями и сделать свою и их жизнь счастливой можно. Известный в городе психолог дает советы, как это сделать.

Жить со старым человеком не всегда просто. Его забывчивость, суета и ворчливость превращают некогда хорошие отношение между близкими родственниками в вынужденное терпение друг друга. Как научиться понимать пожилого человека, сделать его жизнь интересной и полезной, как старику встретить старость с пользой для самого себя и окружающих? С этими вопросами мы обратились к психиатру, психотерапевту, экс-главному врачу Тарского дома-интерната психоневрологического типа, а также в прошлом депутату Горсовета и Законодательного собрания Омской области Андрею Авдейчикову.

– Андрей Генрихович, для начала ответьте, почему стало так много одиноких стариков при живых детях? Что это, влияние Запада?

– Мне приходилось бывать на медицинских стажировках в Европе и Америке. У них пожилым людям, как ни странно, в домах-интернатах жить комфортнее, уютнее и лучше, чем дома. Европейцы считают такие условия идеальными. Но там немного другая система ухода, работы с пожилыми, продуманная социотерапия, трудотерапия. У нас пока такого нет, несмотря на многомиллионные вливания в систему социального обеспечения. Нежинский, Пушкинский дома-интернаты считаются самыми лучшими в области, но старики там себя не чувствуют комфортно.

Мы тоже все больше склоняемся к американскому варианту, где ребенок, достигший совершеннолетия, отделяется от семьи. Родители его отправили в большой мир, теперь у него своя семья, у них – своя. Институт семьи видоизменяется, мы отходим от традиционной многовековой модели семьи, когда все поколения жили под одной крышей. По разным причинам и рожать стали меньше, и родственные связи ослабели. Поэтому часто старики заканчивают свою жизнь в доме-интернате. Кстати, у южан (кавказцев) проблем нет ни с детишками, ни с пожилыми, говорят, у них даже нет детских домов, а совет старейшин – это высший класс, к нему все прислушиваются. Достойная старость – это вообще один из рецептов счастливой жизни. К сожалению, это у нас нивелировалось, падает уважение к старшим, которое было у наших предков. Моя мама-украинка бабушку на «вы» называла, так у них было принято, и это всегда нормально смотрелось.

На самом деле не от хорошей жизни стариков оформляют в дома-интернаты, я не встречал ни одного случая, когда дома все хорошо, и старика из вредности отдали. У детей какие-то свои проблемы, а родители больные, а в домах-интернатах врачи.

– У пожилого возраста действительно есть свои особенности. Подскажите, как научиться жить со старым человеком и как сделать его дни ярче?

– Возрастные психозы, слабоумие, органическая слабость ЦНС в различных вариациях, все это лечится и корректируется, тем более сейчас очень хорошие ноотропы, антиоксиданты, метаболиты, которые значительно улучшают мозговое кровообращение, процессы мышления и продлевают жизненные функции.

Надо иметь в виду, что у пожилых людей снижается интеллект, память, идет обострение личностных черт, причем в основном негативных. Это реакция компенсации на изменение их социальной роли, надо относиться к этому с пониманием. И здесь есть один психологический момент – нужно представить, что они дети, то есть поменяться «ролями» – раньше мы были маленькими детьми, а теперь наши родители по сути становятся детьми.

Кроме этого, в пенсионном возрасте часто наступает кризис смысла жизни, мы это называем «экзистенциальный невроз». Раньше это были, например, высокопоставленные люди, а уходя на пенсию, они не могут себя найти, Что делать, чтобы этого не было. Создавать в общественных и производственных организациях советы ветеранов, чтобы старики чувствовали свою значимость. Чтобы старый человек не чувствовал себя никому не нужным, надо найти то, что его зацепит. У меня тесть, например, пошел в хор. В новом социуме они празднуют праздники, их приглашают с концертами выступать. Кто-то садово-огородными делами занимается, рыбок разводит, вяжет-вышивает. А сколько непрочитанных книг! На Западе старики начинают путешествовать.

Помочь детям в становлении бизнеса, в воспитании внуков – это классическое. А можно заняться свои здоровьем... У нас есть шикарный общественник Евгений Михайлович Житнов, у него клуб любителей бега «Черепаха»: и закаляются они там, и моржуют. С возрастом можно заняться общественной работой, которой раньше некогда было заниматься, политикой, стать старшим по дому. Можно просто в домовой комитет войти и в общественной жизни себя реализовать. Самое важное – найти куда человека замкнуть, потому что, если наступает кризис смысла жизни, начинают просыпаться болячки, для старика единственным достижением становятся болезни, ему кажется, что на него не обращают внимания, за ним не ухаживают. Я, например, на пенсии все фотографии свои перепечатаю, книжки перечитаю, займусь рыбалкой, охотой и так далее. Нужно еще и готовить себя к старости.

Хорошо, чтобы корковые функции не угасли, уговорить пожилого человека заняться иностранным языком, компьютерной грамотой, кроссворды пусть разгадывает, стихи учит – всем тем, что требует напряжения, это значительно повысит его самооценку, значимость и комфортность в семье, где он проживает.

– В Омской области, чтобы уменьшить очереди в дома престарелых, вводят ряд проектов, один из них – приемная семья для пожилого человека. Теперь стариков и инвалидов можно будет брать в семью и получать за них ежемесячное пособие. Как Вы считаете, целесообразен этот проект и приживется ли он в нашем регионе?

– Это проблема на самом деле старая, очередь в дома-интернаты всегда была, и хорошо, что ее таким образом стали решать. Аналогичным образом решали проблему детских домов, и выяснилось, что ребенку в семье не только комфортнее, но и выходит дешевле, чем в доме-интернате. Здесь тоже мне кажется присутствует экономический аспект – в семьях содержать стариков гораздо дешевле, чем в домах престарелых, там ведь многомиллионные бюджеты.

В первую очередь на эти дела, я думаю, откликнется село. Сельчане ближе к патриархальной модели семьи, чем горожане, кроме того, для них это копеечка какая-то. А пожилые люди еще и сохраняют работоспособность, они могут и вязать, и гладить, и по дому что-то делать, и присматривать за скотиной. Так что тут полезное с приятным будет. Тем более на селе все друг друга знают – знакомые знакомых, родственники родственников. В этом случае легче будет и пожилому адаптироваться.

Я думаю, опека над пожилыми – очень интересный проект, и он сработает. Конечно, нужно менять наш менталитет, и пропаганда среди молодежи о достойной старости настроена именно изменить менталитет. Чтобы не только корыстные вещи интересовали людей – возьмем старика, нам 6 тысяч не помешают, а чтобы это было интересно – возьмем, потому что старый человек – кладезь опыта, он так много интересного может рассказать, многому научить. От этого и ему будет хорошо, и нам – и в этой гармонии будет смысл жизни.

– К примеру, семья решилась взять под опеку пожилого или инвалида. Как сблизиться с опекаемым, который по сути является чужим человеком?

– Найти общие интересы, общие точки зрения на текущие события, на домашние заботы, на политические вещи на ситуацию в стране. Может им обоим нравится спорт, хоккей, например, клуб «Авангард», и им на кухне вечерами будет о чем поговорить. Таких точек соприкосновений бывает много. А если не получается, то нужно обращаться к специалистам, которые помогут их найти, а также подскажут, как вырастить в себе симпатию, уметь прислушиваться – это целое искусство, и ему можно научиться.

– Если опекун и опекаемый не сошлись характерами, то последнему придется вернуться в дом престарелых. Как избежать неприятных последствий и не травмировать пожилого человека?

– Для пожилого человека смена обстановки всегда болезненна. Его нужно и в семью аккуратно, и из семьи аккуратно. Нужна обязательная предварительная подготовка опекунской семьи. Так же как детишек берут. Должна быть определенная комиссия, которая будет тестировать опекуна и опекаемого, готовить их к новым обстоятельствам. Не всех рекомендуют брать, не всем можно брать, не любая семья потянет опекунство, надо знать особенности геронтологической психологии, быть готовым к возрастным изменениям у опекаемого. Только после соблюдения всех нюансов можно оформлять эти договоры с министерством.

Это, конечно, не детский проект, с детьми интереснее. Но тем не менее и он имеет право на существование. Министерству надо активнее работать с населением, в первую очередь на селе. Люди, может, не знают, что такое нововведение есть, надо уговорить сначала одну семью, чтобы это пошло, писать о ней, тогда и другие откликнутся. Нужно активнее его продвигать, проводить пропаганду, не полениться и поехать в сельскую местность. Использовать уже существующие социальные службы, лекции читать, конференции проводить. Сейчас должно быть активное обсуждение этой темы, и тогда все получится.

Найти общий язык с пожилыми родителями и сделать свою и их жизнь счастливой можно. Известный в городе психолог дает советы, как это сделать.

Жить со старым человеком не всегда просто. Его забывчивость, суета и ворчливость превращают некогда хорошие отношение между близкими родственниками в вынужденное терпение друг друга. Как научиться понимать пожилого человека, сделать его жизнь интересной и полезной, как старику встретить старость с пользой для самого себя и окружающих? С этими вопросами мы обратились к психиатру, психотерапевту, экс-главному врачу Тарского дома-интерната психоневрологического типа, а также в прошлом депутату Горсовета и Законодательного собрания Омской области Андрею Авдейчикову.

– Андрей Генрихович, для начала ответьте, почему стало так много одиноких стариков при живых детях? Что это, влияние Запада?

– Мне приходилось бывать на медицинских стажировках в Европе и Америке. У них пожилым людям, как ни странно, в домах-интернатах жить комфортнее, уютнее и лучше, чем дома. Европейцы считают такие условия идеальными. Но там немного другая система ухода, работы с пожилыми, продуманная социотерапия, трудотерапия. У нас пока такого нет, несмотря на многомиллионные вливания в систему социального обеспечения. Нежинский, Пушкинский дома-интернаты считаются самыми лучшими в области, но старики там себя не чувствуют комфортно.

Мы тоже все больше склоняемся к американскому варианту, где ребенок, достигший совершеннолетия, отделяется от семьи. Родители его отправили в большой мир, теперь у него своя семья, у них – своя. Институт семьи видоизменяется, мы отходим от традиционной многовековой модели семьи, когда все поколения жили под одной крышей. По разным причинам и рожать стали меньше, и родственные связи ослабели. Поэтому часто старики заканчивают свою жизнь в доме-интернате. Кстати, у южан (кавказцев) проблем нет ни с детишками, ни с пожилыми, говорят, у них даже нет детских домов, а совет старейшин – это высший класс, к нему все прислушиваются. Достойная старость – это вообще один из рецептов счастливой жизни. К сожалению, это у нас нивелировалось, падает уважение к старшим, которое было у наших предков. Моя мама-украинка бабушку на «вы» называла, так у них было принято, и это всегда нормально смотрелось.

На самом деле не от хорошей жизни стариков оформляют в дома-интернаты, я не встречал ни одного случая, когда дома все хорошо, и старика из вредности отдали. У детей какие-то свои проблемы, а родители больные, а в домах-интернатах врачи.

– У пожилого возраста действительно есть свои особенности. Подскажите, как научиться жить со старым человеком и как сделать его дни ярче?

– Возрастные психозы, слабоумие, органическая слабость ЦНС в различных вариациях, все это лечится и корректируется, тем более сейчас очень хорошие ноотропы, антиоксиданты, метаболиты, которые значительно улучшают мозговое кровообращение, процессы мышления и продлевают жизненные функции.

Надо иметь в виду, что у пожилых людей снижается интеллект, память, идет обострение личностных черт, причем в основном негативных. Это реакция компенсации на изменение их социальной роли, надо относиться к этому с пониманием. И здесь есть один психологический момент – нужно представить, что они дети, то есть поменяться «ролями» – раньше мы были маленькими детьми, а теперь наши родители по сути становятся детьми.

Кроме этого, в пенсионном возрасте часто наступает кризис смысла жизни, мы это называем «экзистенциальный невроз». Раньше это были, например, высокопоставленные люди, а уходя на пенсию, они не могут себя найти, Что делать, чтобы этого не было. Создавать в общественных и производственных организациях советы ветеранов, чтобы старики чувствовали свою значимость. Чтобы старый человек не чувствовал себя никому не нужным, надо найти то, что его зацепит. У меня тесть, например, пошел в хор. В новом социуме они празднуют праздники, их приглашают с концертами выступать. Кто-то садово-огородными делами занимается, рыбок разводит, вяжет-вышивает. А сколько непрочитанных книг! На Западе старики начинают путешествовать.

Помочь детям в становлении бизнеса, в воспитании внуков – это классическое. А можно заняться свои здоровьем... У нас есть шикарный общественник Евгений Михайлович Житнов, у него клуб любителей бега «Черепаха»: и закаляются они там, и моржуют. С возрастом можно заняться общественной работой, которой раньше некогда было заниматься, политикой, стать старшим по дому. Можно просто в домовой комитет войти и в общественной жизни себя реализовать. Самое важное – найти куда человека замкнуть, потому что, если наступает кризис смысла жизни, начинают просыпаться болячки, для старика единственным достижением становятся болезни, ему кажется, что на него не обращают внимания, за ним не ухаживают. Я, например, на пенсии все фотографии свои перепечатаю, книжки перечитаю, займусь рыбалкой, охотой и так далее. Нужно еще и готовить себя к старости.

Хорошо, чтобы корковые функции не угасли, уговорить пожилого человека заняться иностранным языком, компьютерной грамотой, кроссворды пусть разгадывает, стихи учит – всем тем, что требует напряжения, это значительно повысит его самооценку, значимость и комфортность в семье, где он проживает.

– В Омской области, чтобы уменьшить очереди в дома престарелых, вводят ряд проектов, один из них – приемная семья для пожилого человека. Теперь стариков и инвалидов можно будет брать в семью и получать за них ежемесячное пособие. Как Вы считаете, целесообразен этот проект и приживется ли он в нашем регионе?

– Это проблема на самом деле старая, очередь в дома-интернаты всегда была, и хорошо, что ее таким образом стали решать. Аналогичным образом решали проблему детских домов, и выяснилось, что ребенку в семье не только комфортнее, но и выходит дешевле, чем в доме-интернате. Здесь тоже мне кажется присутствует экономический аспект – в семьях содержать стариков гораздо дешевле, чем в домах престарелых, там ведь многомиллионные бюджеты.

В первую очередь на эти дела, я думаю, откликнется село. Сельчане ближе к патриархальной модели семьи, чем горожане, кроме того, для них это копеечка какая-то. А пожилые люди еще и сохраняют работоспособность, они могут и вязать, и гладить, и по дому что-то делать, и присматривать за скотиной. Так что тут полезное с приятным будет. Тем более на селе все друг друга знают – знакомые знакомых, родственники родственников. В этом случае легче будет и пожилому адаптироваться.

Я думаю, опека над пожилыми – очень интересный проект, и он сработает. Конечно, нужно менять наш менталитет, и пропаганда среди молодежи о достойной старости настроена именно изменить менталитет. Чтобы не только корыстные вещи интересовали людей – возьмем старика, нам 6 тысяч не помешают, а чтобы это было интересно – возьмем, потому что старый человек – кладезь опыта, он так много интересного может рассказать, многому научить. От этого и ему будет хорошо, и нам – и в этой гармонии будет смысл жизни.

– К примеру, семья решилась взять под опеку пожилого или инвалида. Как сблизиться с опекаемым, который по сути является чужим человеком?

– Найти общие интересы, общие точки зрения на текущие события, на домашние заботы, на политические вещи на ситуацию в стране. Может им обоим нравится спорт, хоккей, например, клуб «Авангард», и им на кухне вечерами будет о чем поговорить. Таких точек соприкосновений бывает много. А если не получается, то нужно обращаться к специалистам, которые помогут их найти, а также подскажут, как вырастить в себе симпатию, уметь прислушиваться – это целое искусство, и ему можно научиться.

– Если опекун и опекаемый не сошлись характерами, то последнему придется вернуться в дом престарелых. Как избежать неприятных последствий и не травмировать пожилого человека?

– Для пожилого человека смена обстановки всегда болезненна. Его нужно и в семью аккуратно, и из семьи аккуратно. Нужна обязательная предварительная подготовка опекунской семьи. Так же как детишек берут. Должна быть определенная комиссия, которая будет тестировать опекуна и опекаемого, готовить их к новым обстоятельствам. Не всех рекомендуют брать, не всем можно брать, не любая семья потянет опекунство, надо знать особенности геронтологической психологии, быть готовым к возрастным изменениям у опекаемого. Только после соблюдения всех нюансов можно оформлять эти договоры с министерством.

Это, конечно, не детский проект, с детьми интереснее. Но тем не менее и он имеет право на существование. Министерству надо активнее работать с населением, в первую очередь на селе. Люди, может, не знают, что такое нововведение есть, надо уговорить сначала одну семью, чтобы это пошло, писать о ней, тогда и другие откликнутся. Нужно активнее его продвигать, проводить пропаганду, не полениться и поехать в сельскую местность. Использовать уже существующие социальные службы, лекции читать, конференции проводить. Сейчас должно быть активное обсуждение этой темы, и тогда все получится.