Поиск

Недавно единственной в нашем городе Школе портрета исполнилось пять лет. Её основатель известный омский художник Анатолий Мовлян рассказал «Вашему ОРЕОЛУ» о том, как возникла идея организовать подобное учебное заведение, а также о том, какой тернистый путь ему пришлось преодолеть, чтобы доказать свою состоятельность в мире искусства.

- Анатолий, сегодня многие знают вас как успешного художника и владельца собственной школы, но всё это достижения буквально последних десяти лет. Мало кто знает про ранние годы вашего творчества.

- Дело в том, что в начале карьеры я был секретным художником (смеётся). Таким Джеймсом Бондом в живописи. А если серьёзно, то увлекаться искусством я начал ещё в юности, когда в мои руки попали книги с работами неизвестных в Советском Союзе живописцев, которые меня просто поразили. Это были такие «неизвестные» художники, как Сальвадор Дали, Иероним Босх и Мауриц Эшер. Однако тогда я понял, что живопись – это на самом деле очень интересно, начал рисовать сам, копировал Шишкина, Левитана. Но потом увидел картину Винеа Франческо «Сцена в кабачке», осознал, что мне никогда так не нарисовать, и забросил краски на долгое время.

Этот период моей жизни совпал с началом 90-х, когда в стране было всё непонятно, и мне приходилось браться за любую работу, чтобы содержать семью. Однажды я натолкнулся на книгу «Техника живописи» Дмитрия Киплика и понял, что раньше я учился этому виду искусства неправильно, поэтому у меня ничего не получалось. Теперь я бросил всё и стал учиться рисовать заново.

Помню, что только тогда я обрёл какое-то спокойствие.

- Вы известны как мастер, рисующий так называемых вип-персон. Скажите, с чего началась эта плеяда портретов?

- Как-то среди омских художников был объявлен конкурс на создание галереи начальников омской милиции, и я выиграл этот тендер. Для всех это было полной неожиданностью, ведь я был самоучкой, а состязался с членами Союза художников. В общем, поусловиям мне было необходимо написать портреты всех руководителей нашего отделения милиции, начиная с 1917-го года и заканчивая нынешним, в том числе и Виктора Камерцеля. Моим условием было написание портрета с натуры, и Виктор Яковлевич согласился позировать мне у себя в кабинете несколько часов. Но прошёл час, и он сказал, что всё, хватит. Я успел накидать только основные цвета. Однако этого материала мне хватило, чтобы закончить работу. Далее я писал портреты так, чтобы те, кто их видел, тоже хотели сделать у меня заказ. Так получилось с бывшим министром экономики Омской области Натальей Фроловой. Её друзья увидели мою картину и заказали мне портрет Натальи Константиновны, чтобы потом подарить его ей на день рождения. 

- Недавно вы написали портрет народной артистки России Ирины Алфёровой. Как это получилось? 
- Меня познакомил с ней один галерист из Екатеринбурга. Он показал ей мои работы и предложил написать её портрет. Ирина Ивановна согласилась, но на работу у меня было чуть больше часа: потом актриса поехала в аэропорт. Поэтому я сделал этюд, по которому в дальнейшем и завершил работу. Помню, в отеле, где мне позировала актриса, было ужасное освещение, меня поджимало время, и я уже подумал, что у меня ничего не получится! Но как только я настроился на неудачу и расслабился, всё пошло на лад. 
- Расскажите, как пришла идея организации собственной школы портрета и в чём её особенность? 
- Многие известные художники-классики занимались преподавательской деятельностью. Чтобы как-то расти и развиваться, тебе необходимо что-то отдавать в мир. Я не хотел преподавать где-то в вузе, поэтому решил открыть в Омске свою школу. Моей идеей было создать школу-мечту, где не было бы ни вступительных экзаменов, ни ограничений по возрасту, где бы существовала возможность получить высокий уровень образования всего лишь за три года. Плюс такого заведения в том, что здесь можно менять программу в считаные секунды. Если что-то мешает процессу, оно сразу же устраняется.

ЕКАТЕРИНА ШИШИКИНА

Ваш Ореол

1405

Недавно единственной в нашем городе Школе портрета исполнилось пять лет. Её основатель известный омский художник Анатолий Мовлян рассказал «Вашему ОРЕОЛУ» о том, как возникла идея организовать подобное учебное заведение, а также о том, какой тернистый путь ему пришлось преодолеть, чтобы доказать свою состоятельность в мире искусства.

- Анатолий, сегодня многие знают вас как успешного художника и владельца собственной школы, но всё это достижения буквально последних десяти лет. Мало кто знает про ранние годы вашего творчества.

- Дело в том, что в начале карьеры я был секретным художником (смеётся). Таким Джеймсом Бондом в живописи. А если серьёзно, то увлекаться искусством я начал ещё в юности, когда в мои руки попали книги с работами неизвестных в Советском Союзе живописцев, которые меня просто поразили. Это были такие «неизвестные» художники, как Сальвадор Дали, Иероним Босх и Мауриц Эшер. Однако тогда я понял, что живопись – это на самом деле очень интересно, начал рисовать сам, копировал Шишкина, Левитана. Но потом увидел картину Винеа Франческо «Сцена в кабачке», осознал, что мне никогда так не нарисовать, и забросил краски на долгое время.

Этот период моей жизни совпал с началом 90-х, когда в стране было всё непонятно, и мне приходилось браться за любую работу, чтобы содержать семью. Однажды я натолкнулся на книгу «Техника живописи» Дмитрия Киплика и понял, что раньше я учился этому виду искусства неправильно, поэтому у меня ничего не получалось. Теперь я бросил всё и стал учиться рисовать заново.

Помню, что только тогда я обрёл какое-то спокойствие.

- Вы известны как мастер, рисующий так называемых вип-персон. Скажите, с чего началась эта плеяда портретов?

- Как-то среди омских художников был объявлен конкурс на создание галереи начальников омской милиции, и я выиграл этот тендер. Для всех это было полной неожиданностью, ведь я был самоучкой, а состязался с членами Союза художников. В общем, поусловиям мне было необходимо написать портреты всех руководителей нашего отделения милиции, начиная с 1917-го года и заканчивая нынешним, в том числе и Виктора Камерцеля. Моим условием было написание портрета с натуры, и Виктор Яковлевич согласился позировать мне у себя в кабинете несколько часов. Но прошёл час, и он сказал, что всё, хватит. Я успел накидать только основные цвета. Однако этого материала мне хватило, чтобы закончить работу. Далее я писал портреты так, чтобы те, кто их видел, тоже хотели сделать у меня заказ. Так получилось с бывшим министром экономики Омской области Натальей Фроловой. Её друзья увидели мою картину и заказали мне портрет Натальи Константиновны, чтобы потом подарить его ей на день рождения. 

- Недавно вы написали портрет народной артистки России Ирины Алфёровой. Как это получилось? 
- Меня познакомил с ней один галерист из Екатеринбурга. Он показал ей мои работы и предложил написать её портрет. Ирина Ивановна согласилась, но на работу у меня было чуть больше часа: потом актриса поехала в аэропорт. Поэтому я сделал этюд, по которому в дальнейшем и завершил работу. Помню, в отеле, где мне позировала актриса, было ужасное освещение, меня поджимало время, и я уже подумал, что у меня ничего не получится! Но как только я настроился на неудачу и расслабился, всё пошло на лад. 
- Расскажите, как пришла идея организации собственной школы портрета и в чём её особенность? 
- Многие известные художники-классики занимались преподавательской деятельностью. Чтобы как-то расти и развиваться, тебе необходимо что-то отдавать в мир. Я не хотел преподавать где-то в вузе, поэтому решил открыть в Омске свою школу. Моей идеей было создать школу-мечту, где не было бы ни вступительных экзаменов, ни ограничений по возрасту, где бы существовала возможность получить высокий уровень образования всего лишь за три года. Плюс такого заведения в том, что здесь можно менять программу в считаные секунды. Если что-то мешает процессу, оно сразу же устраняется.

ЕКАТЕРИНА ШИШИКИНА

Ваш Ореол

1405