Поиск

О проблемах подготовки кадров для сельского хозяйства нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор Омского государственного аграрного университета Сергей Петуховский.

Сергей Львович, какие специальности оказались наиболее популярными у абитуриентов ОмГАУ в нынешнем году?

– Наибольшим спросом пользовались направления нашего Института экономики и финансов – «Экономика» и «Менеджмент». В этом году конкурс на них по очной форме обучения составил порядка 150 человек на одно место, поскольку бюджетных мест было выделено всего 25. Интересуется молодежь и инженерными направлениями, такими как «Землеустройство и кадастры», «Прикладная геодезия». Эти специалисты очень востребованы на производствах и с 3-4 курса, наши студенты, обучающиеся по этим направлениям, как правило, уже знают, где будут работать после получения диплома. Еще популярны у абитуриентов «Товароведение», «Переработка продукции животного происхождения» и «Водохозяйственное строительство».

Хочет ли омская молодежь работать в сфере сельского хозяйства?

– На направления подготовки, связанные с сельским хозяйством, подают заявления стабильно большое количество абитуриентов – это те люди, которые точно решили связать свое будущее с работой на селе. Как правило, такие абитуриенты приезжают из благополучных районов, где есть крепкие фермерские хозяйства, оснащенные современной техникой. Наши выпускники охотно возвращаются, например, в Тарский, Омский, Павлоградский, Полтавский, Кормиловский районы.

Мы занимаемся профориентацией школьников, выезжаем в села, беседуем с учениками, проводим различные акции, например «Вырасти свой сад». Наша кафедра предоставляет семена, дети выращивают различные культуры. Работу курируют аспиранты и магистранты ОмГАУ. Итоги подводятся на шоу в ДК при университете. Ребятишкам это очень интересно. Но решающую роль все равно играет ситуация на местах – если выпускники школ видят, что у них есть перспективы по работе на сельхозпредприятиях в родном селе, то они и учиться пойдут по соответствующим направлениям, и обратно вернутся.

В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится АПК Омского региона?

– У нас в области есть достаточно много современных хозяйств, и мы в них часто бываем. Вообще плюсы и минусы можно найти в любом деле. Но, если смотреть по зерновому хозяйству, то Омский регион всегда был экспортером зерна, даже в годы засухи. То есть мы производим больше, чем нужно для собственного потребления. В условиях ухудшения климата за последние 50-100 лет урожайность зерна удается увеличивать за счет выведения учеными-селекционерами новых сортов. Это хорошие показатели.

Сельское хозяйство является приоритетной отраслью и для всей страны, и для Омского региона. Эта сфера деятельность так или иначе занимает 30-40% трудоспособного населения в области. То, что какие-то хозяйства пришли в упадок, – в большей степени результат экономических преобразований в России, ее вхождения в мировую систему, а не бесхозяйственности. АПК был, есть и будет. У нас богатые почвенные ресурсы и весь мир смотрит на Сибирь с надеждой, потому что население земного шара растет, а количество пашни сокращается и ее урожайность практически на пределе.

Какие специалисты нужны сейчас сельскому хозяйству?

– Главная проблема многих отечественных отраслей экономики – низкая производительность труда, мы сильно отстаем от развитых зарубежных стран. Сейчас России нужны такие специалисты, которые могут ее повысить. Тогда будет набирать обороты и наша экономика. Раньше это достигалось экстенсивным путем – мы увеличивали площади, количество рабочих. Сейчас мир поменялся и необходима интенсификация, в том числе и в сельском хозяйстве. Рост ВВП на сегодняшний день можно достигнуть только инновациями и высокой эффективностью труда. Поэтому учить студентов надо именно этому.

Сейчас сельскому хозяйству нужны специалисты, которые еще знают старые методы работы, но уже и владеют новыми. Техника развивается ускоренными темпами, технологии меняются за 2-3 года – появляются компьютерные, спутниковые. Даже для того, чтобы просто посеять, специалист должен иметь специализированное высшее образование. Современная техника дорогостоящая, высокоэффективная. Передовые хозяйства начинают ее активно использовать. Вузу трудно угнаться за этим процессом – постоянно переоснащать свои кафедры невозможно по финансовым причинам. Поэтому, чтобы дать студентам не только теоретическую подготовку, но и практическую, которая соответствовала бы сегодняшнему дню, мы выносим наши кафедры на современные производства. Вуз не должен закрыться в своих стенах. Проблема получается двоякая: чтобы подготовить кадры, сама экономика должна быть развитой – такой цикл.

Как Вы оцениваете изменения в системе образования, произошедшие за последние годы?

– Новшеств, действительно много. Во-первых, активная компьютеризация открыла перед студентами новые горизонты. Появились программы дистанционного обучения, не говоря уже о всевозможном софте. Во-вторых, стало уделяться серьезное внимание таким курсам, как, например, тайм-менеджмент и др., помогающим организовать свою работу. В-третьих, чуть ли не до 30% увеличилось количество людей с высшим образованием – Россия занимает по этому показателю одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, изменились и сами отношения между участниками учебного процесса – учитель и ученик стали партнерами.

Самая главная проблема – все хотят быть юристами и экономистами. Выбирая предметы для сдачи ЕГЭ, 60-70% выпускников ограничиваются обществознанием. Они не понимают, что стране не нужно такое количество экономистов и юристов. Чтобы государство развивалось, в нем должны быть инженеры, геологи, и другие специалисты, а не только те, кто будет моделировать экономические или общественные процессы. ЕГЭ – бесспорно, хорошее достижение. Во всем мире образование ищет какие-то новые парадигмы развития, все заинтересованы в наличии социальных лифтов. ЕГЭ это в определенной степени решает: если человек талантливый, то он может поступить в любой вуз России. Раньше такой свободы не было. Однако я бы сделал обязательными для сдачи ЕГЭ еще пару предметов, например физику и биологию.

Как ОмГАУ переходит на бакалавриат и магистратуру?

– В этом году на магистратуру нам выделили 203 бюджетных места, конкурс составил порядка 2,7-3 человека на одно место. Раньше были опасения, что магистерские программы будут маловостребованными, но это не подтвердилось. Многие по достоинству оценили появившуюся возможность диверсификации своих знаний – получив диплом бакалавра или специалиста по одной программе, продолжают обучение в магистратуре по другой. Кроме того, бакалавры могут учиться дальше в других странах и вузах.

В ОмГАУ планируется открыть прикладной бакалавриат. Студент учится два года, потом может получить среднее профессиональное образование или отучиться еще столько же, получив опыт практической работы на производстве. Если же человек больше склонен к науке, то он может поступить на обычный бакалавриат, а по его окончании – в магистратуру. Опять же у учащегося есть мобильность. Когда российское высшее образование переходило на двухуровневую систему, основной задачей было именно повысить эту мобильность, и, в целом, это достигнуто.

Что нужно сделать, чтобы молодежь не уезжала из Омского региона?

– Это естественный процесс. Я бы не сказал, что тут какая-то проблема. Скорее, наоборот – я думаю, это развитие общества. Выпускники могут найти себя в любой точке земного шара, кто-то и здесь с удовольствием работает. Конечно, в идеале было бы, чтобы лучшие оставались у нас, но все зависит от тех условий, которые здесь созданы. Молодые люди должны иметь свободу, пробовать себя. Многие возвращаются с новыми навыками, идеями. Идет непрерывный процесс перемещения кадров, идей, технологий.

Как удержать талантливых специалистов в вузах?

– Все зависит от условий, возможностей карьерного роста, личностного развития. Не всегда даже зарплата важна. Главное – моральный климат в коллективе. Если нет интересной работы, хороших коллег, какого-то движения вперед, только деньгами человека не удержишь. Поэтому нужно формировать для сотрудников перспективы.

Есть, конечно, в вузах проблема старения кадров, но она всеобщая. У нас все население стареет. А как развивается общество, так и университеты. Но они должны заниматься опережающим развитием и воздействием на общество, на сектора экономики. Если мы не будем предугадывать, то через какое-то время не будем нужны. Поэтому вузам надо все время быть на этой вершине, стимулировать развитие экономики и участвовать в нем своими научными разработками, инициативой, не жалеть энергии, сил и даже своих средств.

На что, по Вашему мнению, нужно в первую очередь делать упор нынешней молодежи, чтобы состояться в жизни?

– Конечно же, надо стать хорошим специалистом в своем деле. Но успех в жизни зависит и от личных качеств – умения работать в команде, общаться, налаживать контакты со сверстниками, старшими и младшими коллегами. Эти навыки в учебниках не прочитаешь. А если и прочитаешь, все равно, пока сам не почувствуешь, не поймешь, что это такое. Их тоже нужно развивать еще в университетской среде, участвуя в различных мероприятиях – спортивных, театральных и т. д. Главное в жизни – активность, умение дружить, любить, неравнодушие к своей малой родине, альма-матер, родителям, ко всем. Нужно ставить перед собой большие цели и стремиться к ним. Я считаю, все зависит от нравственных качеств человека.

Молодежь – она всегда молодежь. Сейчас это более самостоятельные и информированные люди, чем, скажем лет 20 назад. У большинства из них настрой на позитивное развитие. Лично мне наша молодежь нравится.

1266

О проблемах подготовки кадров для сельского хозяйства нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор Омского государственного аграрного университета Сергей Петуховский.

Сергей Львович, какие специальности оказались наиболее популярными у абитуриентов ОмГАУ в нынешнем году?

– Наибольшим спросом пользовались направления нашего Института экономики и финансов – «Экономика» и «Менеджмент». В этом году конкурс на них по очной форме обучения составил порядка 150 человек на одно место, поскольку бюджетных мест было выделено всего 25. Интересуется молодежь и инженерными направлениями, такими как «Землеустройство и кадастры», «Прикладная геодезия». Эти специалисты очень востребованы на производствах и с 3-4 курса, наши студенты, обучающиеся по этим направлениям, как правило, уже знают, где будут работать после получения диплома. Еще популярны у абитуриентов «Товароведение», «Переработка продукции животного происхождения» и «Водохозяйственное строительство».

Хочет ли омская молодежь работать в сфере сельского хозяйства?

– На направления подготовки, связанные с сельским хозяйством, подают заявления стабильно большое количество абитуриентов – это те люди, которые точно решили связать свое будущее с работой на селе. Как правило, такие абитуриенты приезжают из благополучных районов, где есть крепкие фермерские хозяйства, оснащенные современной техникой. Наши выпускники охотно возвращаются, например, в Тарский, Омский, Павлоградский, Полтавский, Кормиловский районы.

Мы занимаемся профориентацией школьников, выезжаем в села, беседуем с учениками, проводим различные акции, например «Вырасти свой сад». Наша кафедра предоставляет семена, дети выращивают различные культуры. Работу курируют аспиранты и магистранты ОмГАУ. Итоги подводятся на шоу в ДК при университете. Ребятишкам это очень интересно. Но решающую роль все равно играет ситуация на местах – если выпускники школ видят, что у них есть перспективы по работе на сельхозпредприятиях в родном селе, то они и учиться пойдут по соответствующим направлениям, и обратно вернутся.

В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится АПК Омского региона?

– У нас в области есть достаточно много современных хозяйств, и мы в них часто бываем. Вообще плюсы и минусы можно найти в любом деле. Но, если смотреть по зерновому хозяйству, то Омский регион всегда был экспортером зерна, даже в годы засухи. То есть мы производим больше, чем нужно для собственного потребления. В условиях ухудшения климата за последние 50-100 лет урожайность зерна удается увеличивать за счет выведения учеными-селекционерами новых сортов. Это хорошие показатели.

Сельское хозяйство является приоритетной отраслью и для всей страны, и для Омского региона. Эта сфера деятельность так или иначе занимает 30-40% трудоспособного населения в области. То, что какие-то хозяйства пришли в упадок, – в большей степени результат экономических преобразований в России, ее вхождения в мировую систему, а не бесхозяйственности. АПК был, есть и будет. У нас богатые почвенные ресурсы и весь мир смотрит на Сибирь с надеждой, потому что население земного шара растет, а количество пашни сокращается и ее урожайность практически на пределе.

Какие специалисты нужны сейчас сельскому хозяйству?

– Главная проблема многих отечественных отраслей экономики – низкая производительность труда, мы сильно отстаем от развитых зарубежных стран. Сейчас России нужны такие специалисты, которые могут ее повысить. Тогда будет набирать обороты и наша экономика. Раньше это достигалось экстенсивным путем – мы увеличивали площади, количество рабочих. Сейчас мир поменялся и необходима интенсификация, в том числе и в сельском хозяйстве. Рост ВВП на сегодняшний день можно достигнуть только инновациями и высокой эффективностью труда. Поэтому учить студентов надо именно этому.

Сейчас сельскому хозяйству нужны специалисты, которые еще знают старые методы работы, но уже и владеют новыми. Техника развивается ускоренными темпами, технологии меняются за 2-3 года – появляются компьютерные, спутниковые. Даже для того, чтобы просто посеять, специалист должен иметь специализированное высшее образование. Современная техника дорогостоящая, высокоэффективная. Передовые хозяйства начинают ее активно использовать. Вузу трудно угнаться за этим процессом – постоянно переоснащать свои кафедры невозможно по финансовым причинам. Поэтому, чтобы дать студентам не только теоретическую подготовку, но и практическую, которая соответствовала бы сегодняшнему дню, мы выносим наши кафедры на современные производства. Вуз не должен закрыться в своих стенах. Проблема получается двоякая: чтобы подготовить кадры, сама экономика должна быть развитой – такой цикл.

Как Вы оцениваете изменения в системе образования, произошедшие за последние годы?

– Новшеств, действительно много. Во-первых, активная компьютеризация открыла перед студентами новые горизонты. Появились программы дистанционного обучения, не говоря уже о всевозможном софте. Во-вторых, стало уделяться серьезное внимание таким курсам, как, например, тайм-менеджмент и др., помогающим организовать свою работу. В-третьих, чуть ли не до 30% увеличилось количество людей с высшим образованием – Россия занимает по этому показателю одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, изменились и сами отношения между участниками учебного процесса – учитель и ученик стали партнерами.

Самая главная проблема – все хотят быть юристами и экономистами. Выбирая предметы для сдачи ЕГЭ, 60-70% выпускников ограничиваются обществознанием. Они не понимают, что стране не нужно такое количество экономистов и юристов. Чтобы государство развивалось, в нем должны быть инженеры, геологи, и другие специалисты, а не только те, кто будет моделировать экономические или общественные процессы. ЕГЭ – бесспорно, хорошее достижение. Во всем мире образование ищет какие-то новые парадигмы развития, все заинтересованы в наличии социальных лифтов. ЕГЭ это в определенной степени решает: если человек талантливый, то он может поступить в любой вуз России. Раньше такой свободы не было. Однако я бы сделал обязательными для сдачи ЕГЭ еще пару предметов, например физику и биологию.

Как ОмГАУ переходит на бакалавриат и магистратуру?

– В этом году на магистратуру нам выделили 203 бюджетных места, конкурс составил порядка 2,7-3 человека на одно место. Раньше были опасения, что магистерские программы будут маловостребованными, но это не подтвердилось. Многие по достоинству оценили появившуюся возможность диверсификации своих знаний – получив диплом бакалавра или специалиста по одной программе, продолжают обучение в магистратуре по другой. Кроме того, бакалавры могут учиться дальше в других странах и вузах.

В ОмГАУ планируется открыть прикладной бакалавриат. Студент учится два года, потом может получить среднее профессиональное образование или отучиться еще столько же, получив опыт практической работы на производстве. Если же человек больше склонен к науке, то он может поступить на обычный бакалавриат, а по его окончании – в магистратуру. Опять же у учащегося есть мобильность. Когда российское высшее образование переходило на двухуровневую систему, основной задачей было именно повысить эту мобильность, и, в целом, это достигнуто.

Что нужно сделать, чтобы молодежь не уезжала из Омского региона?

– Это естественный процесс. Я бы не сказал, что тут какая-то проблема. Скорее, наоборот – я думаю, это развитие общества. Выпускники могут найти себя в любой точке земного шара, кто-то и здесь с удовольствием работает. Конечно, в идеале было бы, чтобы лучшие оставались у нас, но все зависит от тех условий, которые здесь созданы. Молодые люди должны иметь свободу, пробовать себя. Многие возвращаются с новыми навыками, идеями. Идет непрерывный процесс перемещения кадров, идей, технологий.

Как удержать талантливых специалистов в вузах?

– Все зависит от условий, возможностей карьерного роста, личностного развития. Не всегда даже зарплата важна. Главное – моральный климат в коллективе. Если нет интересной работы, хороших коллег, какого-то движения вперед, только деньгами человека не удержишь. Поэтому нужно формировать для сотрудников перспективы.

Есть, конечно, в вузах проблема старения кадров, но она всеобщая. У нас все население стареет. А как развивается общество, так и университеты. Но они должны заниматься опережающим развитием и воздействием на общество, на сектора экономики. Если мы не будем предугадывать, то через какое-то время не будем нужны. Поэтому вузам надо все время быть на этой вершине, стимулировать развитие экономики и участвовать в нем своими научными разработками, инициативой, не жалеть энергии, сил и даже своих средств.

На что, по Вашему мнению, нужно в первую очередь делать упор нынешней молодежи, чтобы состояться в жизни?

– Конечно же, надо стать хорошим специалистом в своем деле. Но успех в жизни зависит и от личных качеств – умения работать в команде, общаться, налаживать контакты со сверстниками, старшими и младшими коллегами. Эти навыки в учебниках не прочитаешь. А если и прочитаешь, все равно, пока сам не почувствуешь, не поймешь, что это такое. Их тоже нужно развивать еще в университетской среде, участвуя в различных мероприятиях – спортивных, театральных и т. д. Главное в жизни – активность, умение дружить, любить, неравнодушие к своей малой родине, альма-матер, родителям, ко всем. Нужно ставить перед собой большие цели и стремиться к ним. Я считаю, все зависит от нравственных качеств человека.

Молодежь – она всегда молодежь. Сейчас это более самостоятельные и информированные люди, чем, скажем лет 20 назад. У большинства из них настрой на позитивное развитие. Лично мне наша молодежь нравится.

1266