О проблемах подготовки кадров для бизнеса нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор Омского государственного института сервиса Дмитрий Маевский.
– Дмитрий Павлович, какие специальности ОГИС в этом году оказались самыми популярными у молодых омичей?
– Самое востребованное у абитуриентов направление подготовки в нашем вузе – это дизайн, У нас сформировалась целая плеяда педагогов, которые готовят специалистов в этой сфере на очень высоком уровне. Это творческая специальность, поэтому и конкурс там специфический. Что касается сервисных специальностей – каких-то всплесков популярности того или иного направления не наблюдается, спрос на них стандартный, и он растет. В нынешнем году уменьшилось количество бюджетных мест на экономические специальности, но на заинтересованности абитуриентов это не отразилось. Сложнее обстоит дело с «Конструированием и технологией швейных изделий». Однако в последние годы к этому направлению просыпается интерес, поскольку таких кадров не хватает.
ОГИС – единственный за Уралом профильный вуз в своей сфере и затруднений с набором мы не испытываем. К нам приезжают учиться и из других регионов, примерно треть – студентов иногородние. Тыва, Якутия, Забайкальский край, Москва и Санкт-Петербург – география постоянно расширяется.
– Кем хочет быть молодежь, чего желает и что предлагает рынок труда – каковы дальнейшие перспективы сложившегося дисбаланса?
– Этот дисбаланс – колоссальная проблема. Федеральный бюджет тратит на систему образования порядка 500 млрд рублей. И примерно такую же сумму тратит бизнес на переподготовку, повышение квалификации и адаптацию молодых специалистов, которые приходят на работу. Сегодня, чтобы как-то реализовать себя, это касается любой сферы, выпускнику недостаточно выходить из учебного заведения с одним дипломом.
Вузы и бизнес должны начать разговаривать на понятном друг другу языке, но сейчас, к сожалению, к этому не готова не одна из сторон. Я прохожу обучение в Сколково по программе «Новые лидеры высшего образования». Когда представители вузов и крупнейших корпораций обсуждали там, каким должен быть нынешний выпускник, они не нашли взаимопонимания. Что тогда говорить о представителях малого и среднего бизнесе, которые не могут прийти к консолидированной позиции по вопросу требований к подготовке выпускников. Бизнес должен сформулировать, какие работники ему нужны, а вузы – удовлетворять эти потребности с помощью новых образовательных программ.
– При советской системе образования подготовка кадров нареканий не вызывала – может не стоило ее ломать?
– Нельзя говорить, что советская система образования была хорошей, а сейчас она плохая. Современное общество переходит от индустриального к постиндустриальному этапу. Существующая модель образования ориентирована на то, от чего уже ушли. А новое еще не сформировалось – не понятно, к чему готовить специалистов. Что вообще сейчас является профессией? На высокотехнологичных производствах стирается грань между рабочими и инженерами... Сегодня кризис образования характерен для всех стран и континентов, проблемы не только в России – они вообще системные.
Для их решения в нашей стране Агентство стратегических инициатив разрабатывает дорожную карту по переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций. Предполагается так же внедрение элементов дуальной системы образования – когда человек получает не только знания и умения, но и навыки работы. Дуальной, например, у нас по сути является подготовка кадров для медицины. Благодаря Агентству стратегических инициатив Россия приняла участие в Чемпионате рабочих профессий World Skills, правда, пока там наши результаты далеко не самые лучшие.
– Каковы проблемы подготовки кадров для омского бизнеса?
– В данном случае я не вижу разницы между омским и российским бизнесом – проблемы подготовки кадров одни и те же. Омский бизнес также должен сформулировать требования к выпускникам, а вузы – перейти от обучения к подготовке специалистов.
– Как проходит в ОГИС внедрение двухуровневой системы высшего образования – бакалавриата и магистратуры?
– Это достаточно «живой» процесс. Аспирантура официально стала уровнем высшего образования. С 1 сентября меняется классификация направлений подготовки, номенклатура и федеральные образовательные стандарты. ОГИС в этом году запустил экспериментальную практикоориентированную программу бакалавриата – нам выделено 10 мест на прикладной бакалавриат. Стратификация всех уровней образования еще не устоялась, она продолжается.
Другой важный момент, не хочу сказать «головная боль», – отношение работодателей к бакалаврам и магистрам. Существует устоявший стереотип, что бакалавр – это недоспециалист и лучше принимать на работу магистров. Насколько ярко выражена эта проблема, будет ясно в 2015 году, когда будет первый выпуск бакалавров после перехода на уровневую подготовку по стандартам 3-го поколения. Тогда же станет понятно и насколько востребована магистратура. Сейчас она ажиотажным спросом не пользуется, на мой взгляд, незаслуженно, хотя бы потому что это хорошая возможность переквалифицироваться после специалитета.
– Где удается лучше реализовывать себя выпускникам ОГИС? Почему молодежь уезжает из нашего региона?
– Хотя ОГИС не является лидером среди омских или российских вузов, но он занимает свою определенную нишу по разным показателям. Возможности себя реализовать у наших выпускников есть. Хорошую путевку в жизнь дают дипломы по специальностям, связанным с бухучетом, менеджментом и, конечно же, дизайном. Что касается последнего, для меня вообще удивительно, как такой профессиональный уровень специалистов, известных на всю страну, мог сформироваться в достаточно провинциальном городе. Провинциальном не в смысле далеко от Москвы, а в плане стиля мышления людей – в разных сферах и на разных уровнях. Конечно, мы отправляем наших специалистов в командировки в другие города, но все равно из ничего сделать что-то, в такой среде, – это подвиг.
От этой провинциальности и уезжает молодежь, особенно, как сейчас модно говорить, креативная ее часть. Уезжают от серости. В городе давно нет крупномасштабных амбициозных проектов, которые могли бы увлечь молодых людей. В советское время такие проекты были, но в 90-годы начался период застоя, потому что тогда людям приходилось заниматься не развитием, а выживанием. Сейчас есть определенные попытки организовать что-то подобное, но их нужно гораздо больше. Мы со своей стороны стараемся поддерживать интересные начинания. Чтобы молодежь оставалась в городе, ей мало пивных ларьков и академических музеев, нужны и другие форматы, развитие. Потенциал для развития у Омска есть.
– В городе периодически появляются слухи по поводу объединения омских вузов, например ОГИС и ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, – имеют ли они реальную основу?
– На данный момент никаких официальных переговоров на эту тему не ведется. Вариантов объединения я не видел. Объединение – это механизм решения задачи. Какой? Целью не может быть простое укрупнение одного вуза, например, ради имиджа или еще по каким-то мотивам. Главная проблема не в том, чтобы перераспределить статусы, должности и т. д. Вопрос в другом: для чего это нужно? Я не знаю, есть ли вообще примеры в мире, чтобы в одном учебном заведении готовили и рабочих, и магистров всех специальностей и направлений, и затрудняюсь сказать, насколько это эффективно, как образовательное учреждение будет искать «свою нишу» в этом случае.
Есть Хакасский госуниверситет в Абакане. Там в 1994 году создали университет, объединив все вузы от сельскохозяйственного до медицинского. Вы об этом университете что-то слышали? Я боюсь, что еще долго ничего не услышите.
– Многие абитуриенты поступают ради диплома, потом работают не по специальности – можно ли избежать этого перекоса?
– Существует проблема инфантилизма абитуриентов. Многие поступают в вуз, чтобы спрятаться в так называемый «социальный сейф» – например, от армии. Родителям спокойнее, когда ребенок учится хотя бы где-то и как-то, а не болтается на улице. Часто считается, что диплом о высшем образовании обязательно нужно получить, неважно, по какой специальности. Поступают «за компанию», «куда получится» и т. д. В результате потом работают не по профессии. Конечно, тут многое зависит от семьи. Но есть и другие факторы – на совете ректоров обсуждалась проблема профориентации молодежи. Вузы волнует не собственная наполняемость. Абитуриенты должны делать осознанный выбор. В этом так или иначе заинтересованы все стороны, и здесь еще очень много работы.
– Каковы вообще основные проблемы современной молодежи?
– Среди студентов очень мало активных, которые хотели бы что-то делать. Хотелось бы, чтобы они сформировали некую «критическую массу», которая позволила бы обновить их вуз – точнее, отношения между всеми участниками учебного процесса. Я всегда говорю студентам: жду их с предложениями, что в институте можно изменить в лучшую сторону. Для этого важен непредвзятый свежий взгляд. Так, например, в ОГИС появился проект комфортной среды, который разработали студенты-дизайнеры из кружка «Квадратик». Они придумали, как можно спроектированные в советское время помещения вуза сделать более удобными и практичными, как в них организовать комфортную среду.
– Чтобы Вы хотели подсказать по жизни нынешним молодым людям?
– Прежде всего – что-то делать, а жалеть о сделанном не надо. Иначе жить будет неинтересно. Нужно быть требовательным, в первую очередь к себе. Как бы не избито звучало, но не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Ведь жизнь проходит очень быстро и необходимо успеть все. Надо торопиться жить.