Поиск

О проблемах подготовки кадров для бизнеса нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор Омского государственного института сервиса Дмитрий Маевский.

Дмитрий Павлович, какие специальности ОГИС в этом году оказались самыми популярными у молодых омичей?

– Самое востребованное у абитуриентов направление подготовки в нашем вузе – это дизайн, У нас сформировалась целая плеяда педагогов, которые готовят специалистов в этой сфере на очень высоком уровне. Это творческая специальность, поэтому и конкурс там специфический. Что касается сервисных специальностей – каких-то всплесков популярности того или иного направления не наблюдается, спрос на них стандартный, и он растет. В нынешнем году уменьшилось количество бюджетных мест на экономические специальности, но на заинтересованности абитуриентов это не отразилось. Сложнее обстоит дело с «Конструированием и технологией швейных изделий». Однако в последние годы к этому направлению просыпается интерес, поскольку таких кадров не хватает.

ОГИС – единственный за Уралом профильный вуз в своей сфере и затруднений с набором мы не испытываем. К нам приезжают учиться и из других регионов, примерно треть – студентов иногородние. Тыва, Якутия, Забайкальский край, Москва и Санкт-Петербург – география постоянно расширяется.

Кем хочет быть молодежь, чего желает и что предлагает рынок труда – каковы дальнейшие перспективы сложившегося дисбаланса?

– Этот дисбаланс – колоссальная проблема. Федеральный бюджет тратит на систему образования порядка 500 млрд рублей. И примерно такую же сумму тратит бизнес на переподготовку, повышение квалификации и адаптацию молодых специалистов, которые приходят на работу. Сегодня, чтобы как-то реализовать себя, это касается любой сферы, выпускнику недостаточно выходить из учебного заведения с одним дипломом.

Вузы и бизнес должны начать разговаривать на понятном друг другу языке, но сейчас, к сожалению, к этому не готова не одна из сторон. Я прохожу обучение в Сколково по программе «Новые лидеры высшего образования». Когда представители вузов и крупнейших корпораций обсуждали там, каким должен быть нынешний выпускник, они не нашли взаимопонимания. Что тогда говорить о представителях малого и среднего бизнесе, которые не могут прийти к консолидированной позиции по вопросу требований к подготовке выпускников. Бизнес должен сформулировать, какие работники ему нужны, а вузы – удовлетворять эти потребности с помощью новых образовательных программ.

При советской системе образования подготовка кадров нареканий не вызывала – может не стоило ее ломать?

– Нельзя говорить, что советская система образования была хорошей, а сейчас она плохая. Современное общество переходит от индустриального к постиндустриальному этапу. Существующая модель образования ориентирована на то, от чего уже ушли. А новое еще не сформировалось – не понятно, к чему готовить специалистов. Что вообще сейчас является профессией? На высокотехнологичных производствах стирается грань между рабочими и инженерами... Сегодня кризис образования характерен для всех стран и континентов, проблемы не только в России – они вообще системные.

Для их решения в нашей стране Агентство стратегических инициатив разрабатывает дорожную карту по переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций. Предполагается так же внедрение элементов дуальной системы образования – когда человек получает не только знания и умения, но и навыки работы. Дуальной, например, у нас по сути является подготовка кадров для медицины. Благодаря Агентству стратегических инициатив Россия приняла участие в Чемпионате рабочих профессий World Skills, правда, пока там наши результаты далеко не самые лучшие.

Каковы проблемы подготовки кадров для омского бизнеса?

– В данном случае я не вижу разницы между омским и российским бизнесом – проблемы подготовки кадров одни и те же. Омский бизнес также должен сформулировать требования к выпускникам, а вузы – перейти от обучения к подготовке специалистов.

Как проходит в ОГИС внедрение двухуровневой системы высшего образования – бакалавриата и магистратуры?

– Это достаточно «живой» процесс. Аспирантура официально стала уровнем высшего образования. С 1 сентября меняется классификация направлений подготовки, номенклатура и федеральные образовательные стандарты. ОГИС в этом году запустил экспериментальную практикоориентированную программу бакалавриата – нам выделено 10 мест на прикладной бакалавриат. Стратификация всех уровней образования еще не устоялась, она продолжается.

Другой важный момент, не хочу сказать «головная боль», – отношение работодателей к бакалаврам и магистрам. Существует устоявший стереотип, что бакалавр – это недоспециалист и лучше принимать на работу магистров. Насколько ярко выражена эта проблема, будет ясно в 2015 году, когда будет первый выпуск бакалавров после перехода на уровневую подготовку по стандартам 3-го поколения. Тогда же станет понятно и насколько востребована магистратура. Сейчас она ажиотажным спросом не пользуется, на мой взгляд, незаслуженно, хотя бы потому что это хорошая возможность переквалифицироваться после специалитета.

Где удается лучше реализовывать себя выпускникам ОГИС? Почему молодежь уезжает из нашего региона?

– Хотя ОГИС не является лидером среди омских или российских вузов, но он занимает свою определенную нишу по разным показателям. Возможности себя реализовать у наших выпускников есть. Хорошую путевку в жизнь дают дипломы по специальностям, связанным с бухучетом, менеджментом и, конечно же, дизайном. Что касается последнего, для меня вообще удивительно, как такой профессиональный уровень специалистов, известных на всю страну, мог сформироваться в достаточно провинциальном городе. Провинциальном не в смысле далеко от Москвы, а в плане стиля мышления людей – в разных сферах и на разных уровнях. Конечно, мы отправляем наших специалистов в командировки в другие города, но все равно из ничего сделать что-то, в такой среде, – это подвиг.

От этой провинциальности и уезжает молодежь, особенно, как сейчас модно говорить, креативная ее часть. Уезжают от серости. В городе давно нет крупномасштабных амбициозных проектов, которые могли бы увлечь молодых людей. В советское время такие проекты были, но в 90-годы начался период застоя, потому что тогда людям приходилось заниматься не развитием, а выживанием. Сейчас есть определенные попытки организовать что-то подобное, но их нужно гораздо больше. Мы со своей стороны стараемся поддерживать интересные начинания. Чтобы молодежь оставалась в городе, ей мало пивных ларьков и академических музеев, нужны и другие форматы, развитие. Потенциал для развития у Омска есть.

В городе периодически появляются слухи по поводу объединения омских вузов, например ОГИС и ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, – имеют ли они реальную основу?

– На данный момент никаких официальных переговоров на эту тему не ведется. Вариантов объединения я не видел. Объединение – это механизм решения задачи. Какой? Целью не может быть простое укрупнение одного вуза, например, ради имиджа или еще по каким-то мотивам. Главная проблема не в том, чтобы перераспределить статусы, должности и т. д. Вопрос в другом: для чего это нужно? Я не знаю, есть ли вообще примеры в мире, чтобы в одном учебном заведении готовили и рабочих, и магистров всех специальностей и направлений, и затрудняюсь сказать, насколько это эффективно, как образовательное учреждение будет искать «свою нишу» в этом случае.

Есть Хакасский госуниверситет в Абакане. Там в 1994 году создали университет, объединив все вузы от сельскохозяйственного до медицинского. Вы об этом университете что-то слышали? Я боюсь, что еще долго ничего не услышите.

Многие абитуриенты поступают ради диплома, потом работают не по специальности – можно ли избежать этого перекоса?

– Существует проблема инфантилизма абитуриентов. Многие поступают в вуз, чтобы спрятаться в так называемый «социальный сейф» – например, от армии. Родителям спокойнее, когда ребенок учится хотя бы где-то и как-то, а не болтается на улице. Часто считается, что диплом о высшем образовании обязательно нужно получить, неважно, по какой специальности. Поступают «за компанию», «куда получится» и т. д. В результате потом работают не по профессии. Конечно, тут многое зависит от семьи. Но есть и другие факторы – на совете ректоров обсуждалась проблема профориентации молодежи. Вузы волнует не собственная наполняемость. Абитуриенты должны делать осознанный выбор. В этом так или иначе заинтересованы все стороны, и здесь еще очень много работы.

Каковы вообще основные проблемы современной молодежи?

– Среди студентов очень мало активных, которые хотели бы что-то делать. Хотелось бы, чтобы они сформировали некую «критическую массу», которая позволила бы обновить их вуз – точнее, отношения между всеми участниками учебного процесса. Я всегда говорю студентам: жду их с предложениями, что в институте можно изменить в лучшую сторону. Для этого важен непредвзятый свежий взгляд. Так, например, в ОГИС появился проект комфортной среды, который разработали студенты-дизайнеры из кружка «Квадратик». Они придумали, как можно спроектированные в советское время помещения вуза сделать более удобными и практичными, как в них организовать комфортную среду.

Чтобы Вы хотели подсказать по жизни нынешним молодым людям?

– Прежде всего – что-то делать, а жалеть о сделанном не надо. Иначе жить будет неинтересно. Нужно быть требовательным, в первую очередь к себе. Как бы не избито звучало, но не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Ведь жизнь проходит очень быстро и необходимо успеть все. Надо торопиться жить.

1332

О проблемах подготовки кадров для бизнеса нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор Омского государственного института сервиса Дмитрий Маевский.

Дмитрий Павлович, какие специальности ОГИС в этом году оказались самыми популярными у молодых омичей?

– Самое востребованное у абитуриентов направление подготовки в нашем вузе – это дизайн, У нас сформировалась целая плеяда педагогов, которые готовят специалистов в этой сфере на очень высоком уровне. Это творческая специальность, поэтому и конкурс там специфический. Что касается сервисных специальностей – каких-то всплесков популярности того или иного направления не наблюдается, спрос на них стандартный, и он растет. В нынешнем году уменьшилось количество бюджетных мест на экономические специальности, но на заинтересованности абитуриентов это не отразилось. Сложнее обстоит дело с «Конструированием и технологией швейных изделий». Однако в последние годы к этому направлению просыпается интерес, поскольку таких кадров не хватает.

ОГИС – единственный за Уралом профильный вуз в своей сфере и затруднений с набором мы не испытываем. К нам приезжают учиться и из других регионов, примерно треть – студентов иногородние. Тыва, Якутия, Забайкальский край, Москва и Санкт-Петербург – география постоянно расширяется.

Кем хочет быть молодежь, чего желает и что предлагает рынок труда – каковы дальнейшие перспективы сложившегося дисбаланса?

– Этот дисбаланс – колоссальная проблема. Федеральный бюджет тратит на систему образования порядка 500 млрд рублей. И примерно такую же сумму тратит бизнес на переподготовку, повышение квалификации и адаптацию молодых специалистов, которые приходят на работу. Сегодня, чтобы как-то реализовать себя, это касается любой сферы, выпускнику недостаточно выходить из учебного заведения с одним дипломом.

Вузы и бизнес должны начать разговаривать на понятном друг другу языке, но сейчас, к сожалению, к этому не готова не одна из сторон. Я прохожу обучение в Сколково по программе «Новые лидеры высшего образования». Когда представители вузов и крупнейших корпораций обсуждали там, каким должен быть нынешний выпускник, они не нашли взаимопонимания. Что тогда говорить о представителях малого и среднего бизнесе, которые не могут прийти к консолидированной позиции по вопросу требований к подготовке выпускников. Бизнес должен сформулировать, какие работники ему нужны, а вузы – удовлетворять эти потребности с помощью новых образовательных программ.

При советской системе образования подготовка кадров нареканий не вызывала – может не стоило ее ломать?

– Нельзя говорить, что советская система образования была хорошей, а сейчас она плохая. Современное общество переходит от индустриального к постиндустриальному этапу. Существующая модель образования ориентирована на то, от чего уже ушли. А новое еще не сформировалось – не понятно, к чему готовить специалистов. Что вообще сейчас является профессией? На высокотехнологичных производствах стирается грань между рабочими и инженерами... Сегодня кризис образования характерен для всех стран и континентов, проблемы не только в России – они вообще системные.

Для их решения в нашей стране Агентство стратегических инициатив разрабатывает дорожную карту по переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций. Предполагается так же внедрение элементов дуальной системы образования – когда человек получает не только знания и умения, но и навыки работы. Дуальной, например, у нас по сути является подготовка кадров для медицины. Благодаря Агентству стратегических инициатив Россия приняла участие в Чемпионате рабочих профессий World Skills, правда, пока там наши результаты далеко не самые лучшие.

Каковы проблемы подготовки кадров для омского бизнеса?

– В данном случае я не вижу разницы между омским и российским бизнесом – проблемы подготовки кадров одни и те же. Омский бизнес также должен сформулировать требования к выпускникам, а вузы – перейти от обучения к подготовке специалистов.

Как проходит в ОГИС внедрение двухуровневой системы высшего образования – бакалавриата и магистратуры?

– Это достаточно «живой» процесс. Аспирантура официально стала уровнем высшего образования. С 1 сентября меняется классификация направлений подготовки, номенклатура и федеральные образовательные стандарты. ОГИС в этом году запустил экспериментальную практикоориентированную программу бакалавриата – нам выделено 10 мест на прикладной бакалавриат. Стратификация всех уровней образования еще не устоялась, она продолжается.

Другой важный момент, не хочу сказать «головная боль», – отношение работодателей к бакалаврам и магистрам. Существует устоявший стереотип, что бакалавр – это недоспециалист и лучше принимать на работу магистров. Насколько ярко выражена эта проблема, будет ясно в 2015 году, когда будет первый выпуск бакалавров после перехода на уровневую подготовку по стандартам 3-го поколения. Тогда же станет понятно и насколько востребована магистратура. Сейчас она ажиотажным спросом не пользуется, на мой взгляд, незаслуженно, хотя бы потому что это хорошая возможность переквалифицироваться после специалитета.

Где удается лучше реализовывать себя выпускникам ОГИС? Почему молодежь уезжает из нашего региона?

– Хотя ОГИС не является лидером среди омских или российских вузов, но он занимает свою определенную нишу по разным показателям. Возможности себя реализовать у наших выпускников есть. Хорошую путевку в жизнь дают дипломы по специальностям, связанным с бухучетом, менеджментом и, конечно же, дизайном. Что касается последнего, для меня вообще удивительно, как такой профессиональный уровень специалистов, известных на всю страну, мог сформироваться в достаточно провинциальном городе. Провинциальном не в смысле далеко от Москвы, а в плане стиля мышления людей – в разных сферах и на разных уровнях. Конечно, мы отправляем наших специалистов в командировки в другие города, но все равно из ничего сделать что-то, в такой среде, – это подвиг.

От этой провинциальности и уезжает молодежь, особенно, как сейчас модно говорить, креативная ее часть. Уезжают от серости. В городе давно нет крупномасштабных амбициозных проектов, которые могли бы увлечь молодых людей. В советское время такие проекты были, но в 90-годы начался период застоя, потому что тогда людям приходилось заниматься не развитием, а выживанием. Сейчас есть определенные попытки организовать что-то подобное, но их нужно гораздо больше. Мы со своей стороны стараемся поддерживать интересные начинания. Чтобы молодежь оставалась в городе, ей мало пивных ларьков и академических музеев, нужны и другие форматы, развитие. Потенциал для развития у Омска есть.

В городе периодически появляются слухи по поводу объединения омских вузов, например ОГИС и ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, – имеют ли они реальную основу?

– На данный момент никаких официальных переговоров на эту тему не ведется. Вариантов объединения я не видел. Объединение – это механизм решения задачи. Какой? Целью не может быть простое укрупнение одного вуза, например, ради имиджа или еще по каким-то мотивам. Главная проблема не в том, чтобы перераспределить статусы, должности и т. д. Вопрос в другом: для чего это нужно? Я не знаю, есть ли вообще примеры в мире, чтобы в одном учебном заведении готовили и рабочих, и магистров всех специальностей и направлений, и затрудняюсь сказать, насколько это эффективно, как образовательное учреждение будет искать «свою нишу» в этом случае.

Есть Хакасский госуниверситет в Абакане. Там в 1994 году создали университет, объединив все вузы от сельскохозяйственного до медицинского. Вы об этом университете что-то слышали? Я боюсь, что еще долго ничего не услышите.

Многие абитуриенты поступают ради диплома, потом работают не по специальности – можно ли избежать этого перекоса?

– Существует проблема инфантилизма абитуриентов. Многие поступают в вуз, чтобы спрятаться в так называемый «социальный сейф» – например, от армии. Родителям спокойнее, когда ребенок учится хотя бы где-то и как-то, а не болтается на улице. Часто считается, что диплом о высшем образовании обязательно нужно получить, неважно, по какой специальности. Поступают «за компанию», «куда получится» и т. д. В результате потом работают не по профессии. Конечно, тут многое зависит от семьи. Но есть и другие факторы – на совете ректоров обсуждалась проблема профориентации молодежи. Вузы волнует не собственная наполняемость. Абитуриенты должны делать осознанный выбор. В этом так или иначе заинтересованы все стороны, и здесь еще очень много работы.

Каковы вообще основные проблемы современной молодежи?

– Среди студентов очень мало активных, которые хотели бы что-то делать. Хотелось бы, чтобы они сформировали некую «критическую массу», которая позволила бы обновить их вуз – точнее, отношения между всеми участниками учебного процесса. Я всегда говорю студентам: жду их с предложениями, что в институте можно изменить в лучшую сторону. Для этого важен непредвзятый свежий взгляд. Так, например, в ОГИС появился проект комфортной среды, который разработали студенты-дизайнеры из кружка «Квадратик». Они придумали, как можно спроектированные в советское время помещения вуза сделать более удобными и практичными, как в них организовать комфортную среду.

Чтобы Вы хотели подсказать по жизни нынешним молодым людям?

– Прежде всего – что-то делать, а жалеть о сделанном не надо. Иначе жить будет неинтересно. Нужно быть требовательным, в первую очередь к себе. Как бы не избито звучало, но не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Ведь жизнь проходит очень быстро и необходимо успеть все. Надо торопиться жить.

1332