Поиск

Житель омска предпринял отчаяннио попытку вернуть через суд деньги, похищенные интернет-мошенниками с его счета в сбербанке, но, как и следовало ожидать, неудачно.

Как сообщила пресс-служба облсуда, 17 июля вступило в законную силу решение Кировского районного суда, вынесенное по гражданскому делу о защите прав потребителя. Общественная организация, специализирующаяся на защите этих самых прав, обратилась с иском к ОАО «Сбербанк России» в интересах клиента банка. 

Суд принял сторону ответчика.

- Как оказалось, омич имел валютный накопительный вклад в Сбербанке, а также зарплатную карту. Услугу «Сбербанк онлайн», мужчина, по его словам, подключил исключительно для того, чтобы отслеживать поступления денежных средств на карту. Не ознакомившись с руководством пользователя данной услуги, он не знал, что через Интернет можно распоряжаться не только зарплатным счетом, но и средствами, хранящимися на вкладе. Зато этим отлично воспользовались интернет-мошенники. 
В сентябре прошлого года мужчина через поисковую систему в сети вышел на страницу, внешне похожую на страницу системы «Сбербанк онлайн». Ввел логин и постоянный пароль, после чего страница зависла, а к нему на сотовый телефон стали поступать сообщения. Вскоре ему позвонил человек, представившийся сотрудником банка, пояснил, что в системе возникли неполадки, для устранения которых нужно немедленно ввести разовый код доступа, полученный от Сбербанка. 
Засомневавшись, мужчина от греха подальше, отключил компьютер, но смс и звонки продолжали поступать. «А чем черт не шутит», - подумал тогда клиент и еще раз зашел в Интернет. Через поисковую систему он снова нашел страницу, как ему казалось, своего банка и увидел там номер телефона службы технической поддержки. Позвонив по этому номеру, он услышал уже знакомый голос, снова попросивший его ввести разовый код. 
На этот раз мужчина подчинился и сделал все, как ему предлагали, после чего его оставили в покое. Впоследствии выяснилось, что номер телефона, по которому он звонил, отличается от настоящего номера банка всего на одну цифру. А страница в интернете, на которой он вводил свои пароли, является фишинговой. Как известно, фишинг это один из видов мошенничества в интернете. Создается внешне точная копия страницы для ввода информации какого-нибудь известного сайта. Для этой страницы создается ссылка, максимально похожая на настоящую. 
Если пользователь, открыв эту страницу, введет туда свои данные, то они будут у него похищены. Именно таким образом неизвестные злоумышленники перевели средства с его валютного вклада вначале на его карту, а оттуда на счет другого лица, и омич лишился 99 тысяч 999 рублей. После этого он заблокировал карту в ближайшем отделении банка, и похитить остальные деньги преступникам не удалось. 
В суде мужчина потребовал, чтобы Сбербанк вернул ему всю исчезнувшую сумму с его счета, а также выплатил компенсацию морального вреда.
По его мнению, банк не должен был перечислять деньги с его вклада, поскольку письменного распоряжения об этом он не давал, сберегательную книжку и паспорт не предъявлял. Его представитель также ссылался на то, что клиент не имел намерения подключать свой валютный вклад к системе «Сбербанк онлайн» и такого заявления в банк не подавал. 
Однако, как оказалось, согласно п. 1.2 Условий предоставления услуги «Сбербанк онлайн» при регистрации клиента в системе дистанционного доступа банк обеспечивает ему возможность проводить операции по всем его счетам, открытым в банке. Согласно другому пункту условий, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым в том числе относятся противоправные действия третьих лиц, банк освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Крометого, поусловиям использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», держатель соглашается с получением услуг через интернет, осознавая все связанные с этим риски.
 Клиент сам обеспечивает доступ к сети, защиту своего компьютера от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения. 
Как пояснил допрошенный в суде специалист по защите информации, в настоящее время распространены компьютерные вирусы, которые не дают интернет-пользователю зайти на легальную страницу нужного ему сайта, а автоматически переводят его на фишинговую, то есть поддельную страницу. 
В результате суд пришел к выводу: поскольку клиент самостоятельно осуществил все необходимые действия для подключения «Сбербанк онлайн», он должен был при входе в личный кабинет ознакомиться со всеми условиями предоставления услуги и руководством пользователя и далее неукоснительно их соблюдать. Также на сайте размещено предупреждение о том, что сотрудники банка никогда не звонят на мобильные телефоны клиентов, чтобы запросить пароль. 
В данном случае омич это предупреждение проигнорировал, проявив неосмотрительность. Как посчитал суд, оснований для возврата банком утраненной суммы нет, потому в удовлетворении исковых требований отказал. 
Омский областной суд апелляционную жалобу, поданную представителями истца, оставил без удовлетворения, решение без изменения. А проблема-то осталась... 
Эдуард МАКЛЫГИН
Газета "Криминал Экспресс"

Житель омска предпринял отчаяннио попытку вернуть через суд деньги, похищенные интернет-мошенниками с его счета в сбербанке, но, как и следовало ожидать, неудачно.

Как сообщила пресс-служба облсуда, 17 июля вступило в законную силу решение Кировского районного суда, вынесенное по гражданскому делу о защите прав потребителя. Общественная организация, специализирующаяся на защите этих самых прав, обратилась с иском к ОАО «Сбербанк России» в интересах клиента банка. 

Суд принял сторону ответчика.

- Как оказалось, омич имел валютный накопительный вклад в Сбербанке, а также зарплатную карту. Услугу «Сбербанк онлайн», мужчина, по его словам, подключил исключительно для того, чтобы отслеживать поступления денежных средств на карту. Не ознакомившись с руководством пользователя данной услуги, он не знал, что через Интернет можно распоряжаться не только зарплатным счетом, но и средствами, хранящимися на вкладе. Зато этим отлично воспользовались интернет-мошенники. 
В сентябре прошлого года мужчина через поисковую систему в сети вышел на страницу, внешне похожую на страницу системы «Сбербанк онлайн». Ввел логин и постоянный пароль, после чего страница зависла, а к нему на сотовый телефон стали поступать сообщения. Вскоре ему позвонил человек, представившийся сотрудником банка, пояснил, что в системе возникли неполадки, для устранения которых нужно немедленно ввести разовый код доступа, полученный от Сбербанка. 
Засомневавшись, мужчина от греха подальше, отключил компьютер, но смс и звонки продолжали поступать. «А чем черт не шутит», - подумал тогда клиент и еще раз зашел в Интернет. Через поисковую систему он снова нашел страницу, как ему казалось, своего банка и увидел там номер телефона службы технической поддержки. Позвонив по этому номеру, он услышал уже знакомый голос, снова попросивший его ввести разовый код. 
На этот раз мужчина подчинился и сделал все, как ему предлагали, после чего его оставили в покое. Впоследствии выяснилось, что номер телефона, по которому он звонил, отличается от настоящего номера банка всего на одну цифру. А страница в интернете, на которой он вводил свои пароли, является фишинговой. Как известно, фишинг это один из видов мошенничества в интернете. Создается внешне точная копия страницы для ввода информации какого-нибудь известного сайта. Для этой страницы создается ссылка, максимально похожая на настоящую. 
Если пользователь, открыв эту страницу, введет туда свои данные, то они будут у него похищены. Именно таким образом неизвестные злоумышленники перевели средства с его валютного вклада вначале на его карту, а оттуда на счет другого лица, и омич лишился 99 тысяч 999 рублей. После этого он заблокировал карту в ближайшем отделении банка, и похитить остальные деньги преступникам не удалось. 
В суде мужчина потребовал, чтобы Сбербанк вернул ему всю исчезнувшую сумму с его счета, а также выплатил компенсацию морального вреда.
По его мнению, банк не должен был перечислять деньги с его вклада, поскольку письменного распоряжения об этом он не давал, сберегательную книжку и паспорт не предъявлял. Его представитель также ссылался на то, что клиент не имел намерения подключать свой валютный вклад к системе «Сбербанк онлайн» и такого заявления в банк не подавал. 
Однако, как оказалось, согласно п. 1.2 Условий предоставления услуги «Сбербанк онлайн» при регистрации клиента в системе дистанционного доступа банк обеспечивает ему возможность проводить операции по всем его счетам, открытым в банке. Согласно другому пункту условий, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым в том числе относятся противоправные действия третьих лиц, банк освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Крометого, поусловиям использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», держатель соглашается с получением услуг через интернет, осознавая все связанные с этим риски.
 Клиент сам обеспечивает доступ к сети, защиту своего компьютера от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения. 
Как пояснил допрошенный в суде специалист по защите информации, в настоящее время распространены компьютерные вирусы, которые не дают интернет-пользователю зайти на легальную страницу нужного ему сайта, а автоматически переводят его на фишинговую, то есть поддельную страницу. 
В результате суд пришел к выводу: поскольку клиент самостоятельно осуществил все необходимые действия для подключения «Сбербанк онлайн», он должен был при входе в личный кабинет ознакомиться со всеми условиями предоставления услуги и руководством пользователя и далее неукоснительно их соблюдать. Также на сайте размещено предупреждение о том, что сотрудники банка никогда не звонят на мобильные телефоны клиентов, чтобы запросить пароль. 
В данном случае омич это предупреждение проигнорировал, проявив неосмотрительность. Как посчитал суд, оснований для возврата банком утраненной суммы нет, потому в удовлетворении исковых требований отказал. 
Омский областной суд апелляционную жалобу, поданную представителями истца, оставил без удовлетворения, решение без изменения. А проблема-то осталась... 
Эдуард МАКЛЫГИН
Газета "Криминал Экспресс"