Поиск

О подготовке специалистов для работы в области спорта нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор СибГУФК Владимир Михалев.

- Владимир Иванович, пользуются ли у молодежи популярностью спортивные специальности?

- Физическая культура и спорт сегодня переживают очень светлый и перспективный период, потому что человечество наконец-то повернулось лицом к проблеме движения. Люди стали понимать, что малоактивный образ жизни ведет к болезням. Поэтому востребованность соответствующих специалистов растет — вместе с популярностью у абитуриентов. Выпускники спортивного вуза трудоустраиваются на самые разные должности даже в других сферах деятельности и показывают хорошие результаты в работе, поскольку привыкли ставить перед собой цели и преодолевать препятствия на пути к ним — спорт без этого невозможен. Разброс по зарплатам, конечно, очень разный. Порой они не соответствуют трудозатратам — особенно в случае спорта высоких достижений. Но это уже больше политика и бизнес.

К сожалению, молодежь больше интересуется околоспортивными специальностями, которые лежат в плоскости сопровождения спорта — например, «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и др. На прямое спортивное направление приходит по нашим требованиям недостаточное количество абитуриентов, и их спортивная квалификация нас удовлетворяет далеко не полностью — приходится доучивать. Сказывается перестроичное сокращение финансирования спортивной работы с детьми. В основном, к нам приходят абитуриенты, заранее ориентированные. Желающих просто куда-то поступить у нас очень мало.

- В чем проблемы спортивной подготовки в нашем регионе?

- Главная проблема сейчас — недостаток денег и низкий уровень материального обеспечения омичей. Родители не могут позволить себе приобрести ребенку все необходимое для занятий спортом. У нас очень скромный бюджет в регионе. К сожалению, из-за недостатка финансов из Омска уезжают многие специалисты, в том числе и спортсмены — в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Самару... Вообще, мы сегодня перестраиваем наше общество, и за все нужно платить. Такова наша плата. Но главное — сохранились центры, в которых работают высококвалифицированные специалисты. Наличие в Омске Университета физической культуры дает нашему региону шанс значительно улучшить ситуацию, поскольку мы аккумулируем знания и умения и все время подпитываем область новыми специалистами.

Вообще, если смотреть на проблему снизу, то кажется, что за годы реформ у нас развалилось почти все, что было — начиная от спортивных школ. Если же взглянуть на ситуацию более глобально, то видно, что сейчас очень многое изменилось в сознании людей. И может быть, это перевесит то, что мы потеряли. К физической культуре стали относиться более уважительно, отрасль меняется, строится большое количество спортивных объектов по всей стране, в том числе и в Омской области.

Я думаю, что реформы идут если и не совсем выверенным курсом, то, во всяком случае, мы движемся в верном направлении. К сожалению, наука и ученые не могут сказать однозначно, куда и как нам двигаться. Они анализируют произошедшее, говорят, что правильно, а что нет, но не могут четко «просчитать» человека, его поведение, мысли, а следовательно, и траекторию дальнейшего эффективного развития.

- Каковы, на Ваш взгляд, причины ухудшения здоровья россиян?

- Конечно же, на здоровье сказывается экологическая ситуация, которая, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Но самая главная причина ухудшения физического состояния людей — гиподинамия. Всеми своими стараниями создать технику, которая облегчит нам жизнь, развитием сферы услуг и прочим мы загоняем себя на погибель. Мы выдумываем, разрабатываем, вкладываем в это деньги. Современному человеку не нужно ни стирать, ни мыть посуду, ни ходить пешком. Сел утром в машину, приехал на работу, поперекладывал бумаги и понажимал кнопки на компьютере, опять сел в машину и домой...

Так жить нельзя! Биологически это неправильно. Труд из обезьяны сделал человека и через труд человек совершенствуется. А мы себя от него всячески ограждаем. Происходит обездвиживание организма. В результате сосуды, сердце, легкие и другие органы не работают, слабо развиваются, атрофируются и любые воздействия очень легко переводят их в состояние болезни. Одни врачи эту проблему не решат. Человек должен сам изменить свое отношение к занятию физкультурой и спортом. В Китае, например, после работы люди выходят и делают зарядку, в той же самой одежде. А нам для этого обязательно нужны модные кроссовки. Радует то, что сейчас россияне все-таки стали понимать важность занятий спортом.

- Что может предложить вуз для решения всех этих проблем?

- Наша задача, прежде всего, готовить специалистов для сферы спорта. Но наши студенты проходят практику в школах, в детских оздоровительных лагерях и приучают детей заниматься физической культурой. В СибГУФКе проводятся различные семинары, курсы повышения квалификации для специалистов и т. д. Один из интересных и, надо сказать, очень популярных вариантов взаимодействия с населением — подготовка видеороликов с полезными советами, как правильно заниматься различными видами спорта. Родители с интересом смотрят их на нашем сайте: как подобрать ребенку лыжи, как его учить плавать и др.

Сейчас мы участвуем в разработке нового комплекса по типу ГТО, о котором много говорится в последнее время. Все-таки нужен какой-то норматив в государстве, по которому можно было бы объективно оценивать уровень физического развития и подготовки граждан, крепче они стали или нет. Ведь от состояния здоровья зависит потенциал работника, как часто он будет уходить на больничный и насколько окажется полезен. Обсуждался даже вопрос оценки физического состояния абитуриентов — здесь много спорных моментов. Если государство вкладывает деньги в обучение человека, оно вправе требовать обратной отдачи. Мы же привыкли, что государство нам всем должно, а мы никому ничего не должны. Но так быть не может — если мы что-то получаем за счет заработанного, мы должны и вкладывать, чтобы это заработанное было.

- Возникают ли у спортивных вузов сложности, связанные с переходом на бакалавриат и магистратуру?

- У нас их не было. СибГУФК в числе первых перешел на двухуровневую систему высшего образования. Могу сказать, что этот механизм работает. Мы активно развиваем магистратуру, в нее поступают выпускники не только нашего вуза, но и других, в том числе иногородние. Другое дело — вызывает вопросы не сам переход, а увлечение переоформлением документов, которые не определяют содержание образования. Постоянно все меняется, появляются какие-то непроверенные новшества. Образование само по себе консервативно: за 5 лет можно добавить к содержанию буквально мизер, сделать корректировку. Мы же переводим на новые рельсы полностью все.

Ситуация с вузами еще приемлема, но то, что делается в школах — родители в ужасе от программ. Каждый урок — это какая-то диссертация, все слишком занаучено. Элементарная теорема Пифагора изложена так, что у взрослого через каждое слово возникает вопрос, а что же оно означает. Вообще надо стараться двигаться от жизни, по принципу: все гениальное — просто.

- Каким Вы видите будущее спорта в России и в Омском регионе, в частности?

- Вообще все развивается по спирали и после подъема, как правило, следует спад и наоборот — вспомните Римскую империю. Россия переживает сегодня непростое время, но, я думаю, у нашего спорта и физической культуры большое будущее — отчасти потому, что в условиях Сибири без здоровья обойтись очень сложно и спортом заниматься просто необходимо, а отчасти причина в том, что вообще стало меняться сознание людей по отношению к физической культуре. Мы стали понимать, что движение — это жизнь и наше здоровье.

Спортивные вузы должны быть своего рода форпостами в этом направлении, храмами здоровья, куда люди могли бы приходить даже просто за советом. В них должна осуществляться подготовка спортсменов, разрабатываться новые технологии, проводятся научные исследования. Спортивные вузы на территории России расположены достаточно равномерно. Наша задача — в рамках пространства Сибири — готовить кадры для спорта, ученых, преподавателей, разрабатывать технологии, организовывать мероприятия и т. д.

- В чем, на Ваш взгляд, основные беды современной молодежи?

- Сейчас наше общество перестраивается. К сожалению, мы потеряли очень много рабочих мест, преобладает торговля, сфера услуг. Положение дел на производстве оставляет желать лучшего. Реформы в сфере образования принесли для молодежи, на мой взгляд, больше минусов, чем плюсов. Сформировалось мнение, что если у человека нет высшего образования, значит он какой-то ненормальный или вообще неизвестно кто. Этого не должно быть. Значительная часть выпускников школ должны получить профессию и идти работать. Программу высшего образования должны осваивать лучшие. Это распределение в нашем обществе должно быть разумным, как и во всем мире. А мы удивляемся, почему не можем найти слесаря или токаря.

У нас появилась большая группа молодых людей, которым нужен диплом о высшем образовании, а не знания. Это очень большая проблема. Вузы вынуждены учить коммерческих студентов из-за недостатка финансирования. Хотя, с другой стороны, если сократить набор, куда пойдет вся эта молодежь? В нашем обществе все хотят быть преуспевающими, ездить на машинах и т. д. Мы еще не поняли, что все люди разные и они по-разному должны зарабатывать на жизнь, и с разным результатом. Другое дело, что возможности для этого должны быть у всех... Молодежи сейчас очень сложно.

- Ваш самый главный совет нынешним молодым людям — живущим в эпоху перемен?

- Педагоги, взрослые люди часто говорят молодым, что нужно учиться — это пригодится в жизни, поскольку позволит занимать более высокооплачиваемые должности и т. д. Но просто на словах все это очень сложно довести до сознания человека. Нужно, чтобы он сам пришел к таким выводам. Когда мы посылаем наших студентов на практику в зарубежные страны, например в Турцию, Грецию, Египет, они, пожив там 3-4 месяца, в условиях нормальных рыночных взаимоотношений, возвращаются совершенно с другим менталитетом. Ребята понимают, что нужно владеть иностранным языком и быть хорошими специалистами в своем деле. Они потом рассказывают об этом товарищам, делятся впечатлениями от увиденного. У них уже другое целеполагание.

Поэтому нам, конечно, нужно перестраивать нашу жизнь, создавать новые реалии. Ведь бытие определяет сознание, человека воспитывает среда. К сожалению, у нас все меньше и меньше говорят о личном примере педагога, вообще многое утрачено. Тем не менее жизнь продолжается. И чтобы иметь в ней какие-то перспективы, нужно получать не только дипломы, но и реальные хорошие знания. Чем раньше молодой человек это поймет, тем лучше.

1416

О подготовке специалистов для работы в области спорта нашему сайту «Омск-Информ» рассказывает ректор СибГУФК Владимир Михалев.

- Владимир Иванович, пользуются ли у молодежи популярностью спортивные специальности?

- Физическая культура и спорт сегодня переживают очень светлый и перспективный период, потому что человечество наконец-то повернулось лицом к проблеме движения. Люди стали понимать, что малоактивный образ жизни ведет к болезням. Поэтому востребованность соответствующих специалистов растет — вместе с популярностью у абитуриентов. Выпускники спортивного вуза трудоустраиваются на самые разные должности даже в других сферах деятельности и показывают хорошие результаты в работе, поскольку привыкли ставить перед собой цели и преодолевать препятствия на пути к ним — спорт без этого невозможен. Разброс по зарплатам, конечно, очень разный. Порой они не соответствуют трудозатратам — особенно в случае спорта высоких достижений. Но это уже больше политика и бизнес.

К сожалению, молодежь больше интересуется околоспортивными специальностями, которые лежат в плоскости сопровождения спорта — например, «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и др. На прямое спортивное направление приходит по нашим требованиям недостаточное количество абитуриентов, и их спортивная квалификация нас удовлетворяет далеко не полностью — приходится доучивать. Сказывается перестроичное сокращение финансирования спортивной работы с детьми. В основном, к нам приходят абитуриенты, заранее ориентированные. Желающих просто куда-то поступить у нас очень мало.

- В чем проблемы спортивной подготовки в нашем регионе?

- Главная проблема сейчас — недостаток денег и низкий уровень материального обеспечения омичей. Родители не могут позволить себе приобрести ребенку все необходимое для занятий спортом. У нас очень скромный бюджет в регионе. К сожалению, из-за недостатка финансов из Омска уезжают многие специалисты, в том числе и спортсмены — в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Самару... Вообще, мы сегодня перестраиваем наше общество, и за все нужно платить. Такова наша плата. Но главное — сохранились центры, в которых работают высококвалифицированные специалисты. Наличие в Омске Университета физической культуры дает нашему региону шанс значительно улучшить ситуацию, поскольку мы аккумулируем знания и умения и все время подпитываем область новыми специалистами.

Вообще, если смотреть на проблему снизу, то кажется, что за годы реформ у нас развалилось почти все, что было — начиная от спортивных школ. Если же взглянуть на ситуацию более глобально, то видно, что сейчас очень многое изменилось в сознании людей. И может быть, это перевесит то, что мы потеряли. К физической культуре стали относиться более уважительно, отрасль меняется, строится большое количество спортивных объектов по всей стране, в том числе и в Омской области.

Я думаю, что реформы идут если и не совсем выверенным курсом, то, во всяком случае, мы движемся в верном направлении. К сожалению, наука и ученые не могут сказать однозначно, куда и как нам двигаться. Они анализируют произошедшее, говорят, что правильно, а что нет, но не могут четко «просчитать» человека, его поведение, мысли, а следовательно, и траекторию дальнейшего эффективного развития.

- Каковы, на Ваш взгляд, причины ухудшения здоровья россиян?

- Конечно же, на здоровье сказывается экологическая ситуация, которая, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Но самая главная причина ухудшения физического состояния людей — гиподинамия. Всеми своими стараниями создать технику, которая облегчит нам жизнь, развитием сферы услуг и прочим мы загоняем себя на погибель. Мы выдумываем, разрабатываем, вкладываем в это деньги. Современному человеку не нужно ни стирать, ни мыть посуду, ни ходить пешком. Сел утром в машину, приехал на работу, поперекладывал бумаги и понажимал кнопки на компьютере, опять сел в машину и домой...

Так жить нельзя! Биологически это неправильно. Труд из обезьяны сделал человека и через труд человек совершенствуется. А мы себя от него всячески ограждаем. Происходит обездвиживание организма. В результате сосуды, сердце, легкие и другие органы не работают, слабо развиваются, атрофируются и любые воздействия очень легко переводят их в состояние болезни. Одни врачи эту проблему не решат. Человек должен сам изменить свое отношение к занятию физкультурой и спортом. В Китае, например, после работы люди выходят и делают зарядку, в той же самой одежде. А нам для этого обязательно нужны модные кроссовки. Радует то, что сейчас россияне все-таки стали понимать важность занятий спортом.

- Что может предложить вуз для решения всех этих проблем?

- Наша задача, прежде всего, готовить специалистов для сферы спорта. Но наши студенты проходят практику в школах, в детских оздоровительных лагерях и приучают детей заниматься физической культурой. В СибГУФКе проводятся различные семинары, курсы повышения квалификации для специалистов и т. д. Один из интересных и, надо сказать, очень популярных вариантов взаимодействия с населением — подготовка видеороликов с полезными советами, как правильно заниматься различными видами спорта. Родители с интересом смотрят их на нашем сайте: как подобрать ребенку лыжи, как его учить плавать и др.

Сейчас мы участвуем в разработке нового комплекса по типу ГТО, о котором много говорится в последнее время. Все-таки нужен какой-то норматив в государстве, по которому можно было бы объективно оценивать уровень физического развития и подготовки граждан, крепче они стали или нет. Ведь от состояния здоровья зависит потенциал работника, как часто он будет уходить на больничный и насколько окажется полезен. Обсуждался даже вопрос оценки физического состояния абитуриентов — здесь много спорных моментов. Если государство вкладывает деньги в обучение человека, оно вправе требовать обратной отдачи. Мы же привыкли, что государство нам всем должно, а мы никому ничего не должны. Но так быть не может — если мы что-то получаем за счет заработанного, мы должны и вкладывать, чтобы это заработанное было.

- Возникают ли у спортивных вузов сложности, связанные с переходом на бакалавриат и магистратуру?

- У нас их не было. СибГУФК в числе первых перешел на двухуровневую систему высшего образования. Могу сказать, что этот механизм работает. Мы активно развиваем магистратуру, в нее поступают выпускники не только нашего вуза, но и других, в том числе иногородние. Другое дело — вызывает вопросы не сам переход, а увлечение переоформлением документов, которые не определяют содержание образования. Постоянно все меняется, появляются какие-то непроверенные новшества. Образование само по себе консервативно: за 5 лет можно добавить к содержанию буквально мизер, сделать корректировку. Мы же переводим на новые рельсы полностью все.

Ситуация с вузами еще приемлема, но то, что делается в школах — родители в ужасе от программ. Каждый урок — это какая-то диссертация, все слишком занаучено. Элементарная теорема Пифагора изложена так, что у взрослого через каждое слово возникает вопрос, а что же оно означает. Вообще надо стараться двигаться от жизни, по принципу: все гениальное — просто.

- Каким Вы видите будущее спорта в России и в Омском регионе, в частности?

- Вообще все развивается по спирали и после подъема, как правило, следует спад и наоборот — вспомните Римскую империю. Россия переживает сегодня непростое время, но, я думаю, у нашего спорта и физической культуры большое будущее — отчасти потому, что в условиях Сибири без здоровья обойтись очень сложно и спортом заниматься просто необходимо, а отчасти причина в том, что вообще стало меняться сознание людей по отношению к физической культуре. Мы стали понимать, что движение — это жизнь и наше здоровье.

Спортивные вузы должны быть своего рода форпостами в этом направлении, храмами здоровья, куда люди могли бы приходить даже просто за советом. В них должна осуществляться подготовка спортсменов, разрабатываться новые технологии, проводятся научные исследования. Спортивные вузы на территории России расположены достаточно равномерно. Наша задача — в рамках пространства Сибири — готовить кадры для спорта, ученых, преподавателей, разрабатывать технологии, организовывать мероприятия и т. д.

- В чем, на Ваш взгляд, основные беды современной молодежи?

- Сейчас наше общество перестраивается. К сожалению, мы потеряли очень много рабочих мест, преобладает торговля, сфера услуг. Положение дел на производстве оставляет желать лучшего. Реформы в сфере образования принесли для молодежи, на мой взгляд, больше минусов, чем плюсов. Сформировалось мнение, что если у человека нет высшего образования, значит он какой-то ненормальный или вообще неизвестно кто. Этого не должно быть. Значительная часть выпускников школ должны получить профессию и идти работать. Программу высшего образования должны осваивать лучшие. Это распределение в нашем обществе должно быть разумным, как и во всем мире. А мы удивляемся, почему не можем найти слесаря или токаря.

У нас появилась большая группа молодых людей, которым нужен диплом о высшем образовании, а не знания. Это очень большая проблема. Вузы вынуждены учить коммерческих студентов из-за недостатка финансирования. Хотя, с другой стороны, если сократить набор, куда пойдет вся эта молодежь? В нашем обществе все хотят быть преуспевающими, ездить на машинах и т. д. Мы еще не поняли, что все люди разные и они по-разному должны зарабатывать на жизнь, и с разным результатом. Другое дело, что возможности для этого должны быть у всех... Молодежи сейчас очень сложно.

- Ваш самый главный совет нынешним молодым людям — живущим в эпоху перемен?

- Педагоги, взрослые люди часто говорят молодым, что нужно учиться — это пригодится в жизни, поскольку позволит занимать более высокооплачиваемые должности и т. д. Но просто на словах все это очень сложно довести до сознания человека. Нужно, чтобы он сам пришел к таким выводам. Когда мы посылаем наших студентов на практику в зарубежные страны, например в Турцию, Грецию, Египет, они, пожив там 3-4 месяца, в условиях нормальных рыночных взаимоотношений, возвращаются совершенно с другим менталитетом. Ребята понимают, что нужно владеть иностранным языком и быть хорошими специалистами в своем деле. Они потом рассказывают об этом товарищам, делятся впечатлениями от увиденного. У них уже другое целеполагание.

Поэтому нам, конечно, нужно перестраивать нашу жизнь, создавать новые реалии. Ведь бытие определяет сознание, человека воспитывает среда. К сожалению, у нас все меньше и меньше говорят о личном примере педагога, вообще многое утрачено. Тем не менее жизнь продолжается. И чтобы иметь в ней какие-то перспективы, нужно получать не только дипломы, но и реальные хорошие знания. Чем раньше молодой человек это поймет, тем лучше.

1416