Поиск

После окончания "холодной войны" и краха старого мирового устройства неизбежно встал вопрос о том, какие именно страны будут играть решающую роль в наступающем теперь глобальном мире, что надо делать правительствам государств, чтобы обеспечить достойное место для своих стран в новом, только набирающем силу миропорядке. Каким будет новое содержание понятия "сверхдержава", что будет превращать ту или иную страну во влиятельного международного игрока и обеспечивать расширение ее возможностей в мире?

Мы хорошо знаем, как это происходило в предыдущие десятилетия. Большие ядерные потенциалы и огромные армии, наличие значительных запасов природных ископаемых, национальная финансовая система, становившаяся центральной частью международной, передовой научно-технический уровень, инновации и т.д. - все эти факторы, пусть в разной степени на разных этапах, но формировали содержательное понятие сверхдержавы в годы "холодной войны". Некоторые из этих факторов, безусловно, сохранятся и даже усилятся в будущем, какие-то безвозвратно уйдут в историю. Что придет на их место? Что будет делать ту или иную страну сверхдержавой в новом столетии? От правильного ответа на этот вопрос национальной элитой зависит положение страны в стратегической перспективе, ее возможности защищать и продвигать свои интересы, оказывать влияние на всю мировую систему. Здесь как нигде велика ответственность коллективного руководства страны. Важно правильно распределить ресурсы и вложить их в те сферы, которые будут иметь приоритетное значение в ближайшие десятилетия.

Однако среди всех факторов, делавших в разные исторические периоды ту или иную страну успешной как внутри себя, так и на мировой арене, есть один, который носит непреходящий характер. Это качество людей, которые живут в стране, качество человеческого ресурса, которым обладает государство. В конечном счете в первую очередь страна - это люди, а не территория, полезные ископаемые, банки или ядерные бомбы. Главное богатство любой страны, как ни банально это звучит, - ее население. Однако дело не в их количестве, хотя это тоже важно. Дело в качестве человеческого капитала любого государства. Без качественного, умного, продвинутого, здорового и довольного своим положением населения все остальное не имеет долгосрочного значения и не сможет обеспечить надежное представительство интересов страны на мировой арене.

У России в этом вопросе, очевидно, есть немало серьезных проблем. С одной стороны, весь мир давно признал, что россияне - народ традиционно глубоко образованный, высококультурный, толерантный, обладающий большим потенциалом развития. С другой стороны, его вера в исключительную, чуть ли не миссионерскую роль страны и в ее неповторимый, чрезвычайно особенный путь развития, как в главную черту российской политической культуры, постоянно выталкивает российский народ на обочину цивилизации, часто даже противоставляя его глобальному мейнстриму. Каждый народ, безусловно, считает себя особенным, никому не хочется быть типичным. Это вера в особенность в реальности является самой типичной, если хотите, чертой любой культуры. Но россияне сделали эту веру доминантой своей системы ценностей, что только препятствует росту их роли в мировой цивилизации, а России - в глобальной политике. Россияне как бы сами ограничивают возможности применения своего цивилизационного опыта другими народами. Американцы, к примеру, наоборот, постоянно подчеркивают универсальность своего опыта, что и привело в прошлом веке к тому, что их система ценностей распространилась на значительную часть мира. Кстати, универсальность своего опыта в свое время постоянно подчеркивал СССР, что на определенном этапе привело к привлекательности модели, которую он предлагал тогда миру, и создало много последователей СССР.

Есть и другая сторона этой ситуации. Мне приходится много общаться с российскими руководителями разного калибра - от самых верхов до муниципального уровня. Главная, на их взгляд, трудность сегодня, о которой все чаще они говорят с почти безнадежным видом, это сильная нехватка квалифицированных и достойных в плане человеческих качеств кадров, то есть бедность национального кадрового резерва на всех уровнях. Отсюда назначаются на должности люди, недостаточно квалифицированные, а то и те, чья мотивация не вполне совпадает с государственными интересами. Но еще чаще идет перемещение одних и тех же людей по административной горизонтали. Многочисленные социальные лифты, заработавшие было в 1990-х годах и приведшие к формированию нынешней элиты на месте позднесоветской, сегодня застопорены. В России за два десятилетия так и не сложилась система подготовки, продвижения и регулярной смены национальной элиты. Если к этому добавить, что у уходящей из власти элиты не только нет своего достойного места в социальной иерархии общества, но она полностью отсекается от политических процессов, даже опасается за свою безопасность, что заставляет ее держаться за должности и кабинеты до конца, то можно лучше представить колоссальный размер этой проблемы.

Россия традиционно сильна человеческим капиталом. Но не менее традиционным ее качеством является низкое, неэффективное использование властью этого капитала, постоянный упор на природные ресурсы, ядерное оружие, огромную территорию и другие элементы традиционной политики. Но в ХХI веке их значение будет вполне предсказуемо снижаться. На первый план будет выходить сохранение, приумножение и эффективное использование человеческого капитала, которым располагает страна. Как бы России здесь не опоздать с осознанием этой проблемы и остаться в истории лишь как сверхдержава периода ядерного противостояния.

После окончания "холодной войны" и краха старого мирового устройства неизбежно встал вопрос о том, какие именно страны будут играть решающую роль в наступающем теперь глобальном мире, что надо делать правительствам государств, чтобы обеспечить достойное место для своих стран в новом, только набирающем силу миропорядке. Каким будет новое содержание понятия "сверхдержава", что будет превращать ту или иную страну во влиятельного международного игрока и обеспечивать расширение ее возможностей в мире?

Мы хорошо знаем, как это происходило в предыдущие десятилетия. Большие ядерные потенциалы и огромные армии, наличие значительных запасов природных ископаемых, национальная финансовая система, становившаяся центральной частью международной, передовой научно-технический уровень, инновации и т.д. - все эти факторы, пусть в разной степени на разных этапах, но формировали содержательное понятие сверхдержавы в годы "холодной войны". Некоторые из этих факторов, безусловно, сохранятся и даже усилятся в будущем, какие-то безвозвратно уйдут в историю. Что придет на их место? Что будет делать ту или иную страну сверхдержавой в новом столетии? От правильного ответа на этот вопрос национальной элитой зависит положение страны в стратегической перспективе, ее возможности защищать и продвигать свои интересы, оказывать влияние на всю мировую систему. Здесь как нигде велика ответственность коллективного руководства страны. Важно правильно распределить ресурсы и вложить их в те сферы, которые будут иметь приоритетное значение в ближайшие десятилетия.

Однако среди всех факторов, делавших в разные исторические периоды ту или иную страну успешной как внутри себя, так и на мировой арене, есть один, который носит непреходящий характер. Это качество людей, которые живут в стране, качество человеческого ресурса, которым обладает государство. В конечном счете в первую очередь страна - это люди, а не территория, полезные ископаемые, банки или ядерные бомбы. Главное богатство любой страны, как ни банально это звучит, - ее население. Однако дело не в их количестве, хотя это тоже важно. Дело в качестве человеческого капитала любого государства. Без качественного, умного, продвинутого, здорового и довольного своим положением населения все остальное не имеет долгосрочного значения и не сможет обеспечить надежное представительство интересов страны на мировой арене.

У России в этом вопросе, очевидно, есть немало серьезных проблем. С одной стороны, весь мир давно признал, что россияне - народ традиционно глубоко образованный, высококультурный, толерантный, обладающий большим потенциалом развития. С другой стороны, его вера в исключительную, чуть ли не миссионерскую роль страны и в ее неповторимый, чрезвычайно особенный путь развития, как в главную черту российской политической культуры, постоянно выталкивает российский народ на обочину цивилизации, часто даже противоставляя его глобальному мейнстриму. Каждый народ, безусловно, считает себя особенным, никому не хочется быть типичным. Это вера в особенность в реальности является самой типичной, если хотите, чертой любой культуры. Но россияне сделали эту веру доминантой своей системы ценностей, что только препятствует росту их роли в мировой цивилизации, а России - в глобальной политике. Россияне как бы сами ограничивают возможности применения своего цивилизационного опыта другими народами. Американцы, к примеру, наоборот, постоянно подчеркивают универсальность своего опыта, что и привело в прошлом веке к тому, что их система ценностей распространилась на значительную часть мира. Кстати, универсальность своего опыта в свое время постоянно подчеркивал СССР, что на определенном этапе привело к привлекательности модели, которую он предлагал тогда миру, и создало много последователей СССР.

Есть и другая сторона этой ситуации. Мне приходится много общаться с российскими руководителями разного калибра - от самых верхов до муниципального уровня. Главная, на их взгляд, трудность сегодня, о которой все чаще они говорят с почти безнадежным видом, это сильная нехватка квалифицированных и достойных в плане человеческих качеств кадров, то есть бедность национального кадрового резерва на всех уровнях. Отсюда назначаются на должности люди, недостаточно квалифицированные, а то и те, чья мотивация не вполне совпадает с государственными интересами. Но еще чаще идет перемещение одних и тех же людей по административной горизонтали. Многочисленные социальные лифты, заработавшие было в 1990-х годах и приведшие к формированию нынешней элиты на месте позднесоветской, сегодня застопорены. В России за два десятилетия так и не сложилась система подготовки, продвижения и регулярной смены национальной элиты. Если к этому добавить, что у уходящей из власти элиты не только нет своего достойного места в социальной иерархии общества, но она полностью отсекается от политических процессов, даже опасается за свою безопасность, что заставляет ее держаться за должности и кабинеты до конца, то можно лучше представить колоссальный размер этой проблемы.

Россия традиционно сильна человеческим капиталом. Но не менее традиционным ее качеством является низкое, неэффективное использование властью этого капитала, постоянный упор на природные ресурсы, ядерное оружие, огромную территорию и другие элементы традиционной политики. Но в ХХI веке их значение будет вполне предсказуемо снижаться. На первый план будет выходить сохранение, приумножение и эффективное использование человеческого капитала, которым располагает страна. Как бы России здесь не опоздать с осознанием этой проблемы и остаться в истории лишь как сверхдержава периода ядерного противостояния.