Поиск

Омичи хранят ваучеры уже 20 лет

«На один ваучер вы можете приобрести две «Волги»!» – помнится, так два десятка лет назад со всех голубых экранов вещало высшее руководство страны, предложив населению стать акционерами всея Руси. Разумеется, не успевшие прий­ти в себя после развала СССР люди, мысленно представив себя владельцами большого автопарка, тут же ринулись покупать «чудодейственные» бумажки с забавным названием «ваучер» и надписью

«10 000 рублей» (одна штука в одни руки, о получении обязательно делалась отметка в паспорте). 

Правда, повертев их в руках, многие поняли, что они почему-­то не материализуются в вожделенные машины, и стали их продавать. Таких было подавляющее большинство. Однако даже сегодня в Омске есть те, кто бережно хранит ваучеры и до сих пор ждет обещанной автомашины. Одна из таких «жертв» обратилась к нам в редакцию.

– В 1992 году нам раздавали эти бумаги, – вспоминает пенсионерка Зинаида Ивановна. – Обещали, что их можно будет обменять на машины, на акции предприятий. Но в итоге мы ничего не получили. Вот прошло уже 20 лет, а я не понимаю: где моя машина? И кто сегодня должен выплатить компенсацию за ваучеры? Я специально храню этот чек уже многие годы – все жду, но, видимо, ничего не дождусь.

Эту мысль подтверждают экономисты: билет в светлое будущее уже улетел рейсом двадцатилетней давности.

– Одной из важнейших задач ваучеризации в России было стремление найти эффективного собственника, – рассказывает заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства ОмГУ Евгений Капогузов. – В начале 90-­х считалось, что частный собственник результативнее государства. Например, два французских автопроизводителя: «Пежо» и «Рено». Первый государство решило отдать в частные руки. Тогда эта мера спасла концерн.

Но у нас в Омске очень мало предприятий, которые в итоге смогли повысить после приватизации свою эффективность. Многие просто обанкротились, особенно те, кто специализировался на легкой промышленности. К ним относится, например, «Большевичка». Хотя пивзавод «Росар», в отличие от обанкротившегося позже Волочаевского, получил развитие именно в 90-­е. Но я бы не стал называть ваучеризацию аферой. Конечно, итог ее неоднозначен, но большой минус был в ускоренности. Россия же не единственная страна, где была приватизация. Из стран Восточной Европы наиболее успешен опыт Словении: там реформа проходила постепенно, в течение многих лет. А у нас получился метод «шоковой терапии», поэтому результат оказался недостаточно эффективным для общества.

Мария ГРИШКИНА.

Источник      Газета  "Четверг"

Омичи хранят ваучеры уже 20 лет

«На один ваучер вы можете приобрести две «Волги»!» – помнится, так два десятка лет назад со всех голубых экранов вещало высшее руководство страны, предложив населению стать акционерами всея Руси. Разумеется, не успевшие прий­ти в себя после развала СССР люди, мысленно представив себя владельцами большого автопарка, тут же ринулись покупать «чудодейственные» бумажки с забавным названием «ваучер» и надписью

«10 000 рублей» (одна штука в одни руки, о получении обязательно делалась отметка в паспорте). 

Правда, повертев их в руках, многие поняли, что они почему-­то не материализуются в вожделенные машины, и стали их продавать. Таких было подавляющее большинство. Однако даже сегодня в Омске есть те, кто бережно хранит ваучеры и до сих пор ждет обещанной автомашины. Одна из таких «жертв» обратилась к нам в редакцию.

– В 1992 году нам раздавали эти бумаги, – вспоминает пенсионерка Зинаида Ивановна. – Обещали, что их можно будет обменять на машины, на акции предприятий. Но в итоге мы ничего не получили. Вот прошло уже 20 лет, а я не понимаю: где моя машина? И кто сегодня должен выплатить компенсацию за ваучеры? Я специально храню этот чек уже многие годы – все жду, но, видимо, ничего не дождусь.

Эту мысль подтверждают экономисты: билет в светлое будущее уже улетел рейсом двадцатилетней давности.

– Одной из важнейших задач ваучеризации в России было стремление найти эффективного собственника, – рассказывает заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства ОмГУ Евгений Капогузов. – В начале 90-­х считалось, что частный собственник результативнее государства. Например, два французских автопроизводителя: «Пежо» и «Рено». Первый государство решило отдать в частные руки. Тогда эта мера спасла концерн.

Но у нас в Омске очень мало предприятий, которые в итоге смогли повысить после приватизации свою эффективность. Многие просто обанкротились, особенно те, кто специализировался на легкой промышленности. К ним относится, например, «Большевичка». Хотя пивзавод «Росар», в отличие от обанкротившегося позже Волочаевского, получил развитие именно в 90-­е. Но я бы не стал называть ваучеризацию аферой. Конечно, итог ее неоднозначен, но большой минус был в ускоренности. Россия же не единственная страна, где была приватизация. Из стран Восточной Европы наиболее успешен опыт Словении: там реформа проходила постепенно, в течение многих лет. А у нас получился метод «шоковой терапии», поэтому результат оказался недостаточно эффективным для общества.

Мария ГРИШКИНА.

Источник      Газета  "Четверг"