Поиск

Фигуры городового, сантехника, вылезающего из люка, и жены генерал-губернатора Любочки видели все. Но мало кто знает, что на станциях Комбинатская, Омск-Пассажирский и Карасук установлены не менее эксклюзивные металлические скульптуры, давно уже ставшие символом огнеборцев. Их автор - пожарный омского отряда ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге Владимир Кудрявцев.

По стопам отца

Художник, творец - сегодня у нас так себя называют все, кому только не лень. Намалевал с помощью циркуля и линейки каких-то фигур - вот и художник. Наляпал на холст разноцветные пятна - творец. А уметь рисовать уже как-то не обязательно. Владимир Кудрявцев - настоящий художник. Потомственный, если так можно сказать. Его отец, тоже Владимир Кудрявцев, долгие годы был главным художником Омского телевидения. Неудивительно, что и сын взял в руки кисть. - Мне нравились батальные сцены, солдаты, - смеется Владимир. - Их я в детстве и рисовал. Он и сам отслужил два года. К тому времени парень уже имел за плечами школу искусств, получил специальность художника-оформителя. Кто был в армии, знает, что такими призывниками там не разбрасываются. Да и зачем заставлять художника маршировать или траншеи копать - зарывать, так сказать, свой талант в землю? Способности молодого солдата решили использовать по назначению для престижа страны. - В Венгрии, в Будапеште, проходила международная ярмарка, - вспоминает Кудрявцев. - Я участвовал в оформлении павильона СССР. На память осталась почетная грамота, которую храню до сих пор. В Омске Владимиру тоже доверяли ответственные заказы. Например, оформление доски почета, которая находилась между драматическим театром и Главпочтамтом. Он даже барельефы с изображением Ленина делал. Старшее поколение знает, что в советское время эту ответственную работу кому попало не доверяли. Смотрели не на регалии, звания - на мастерство. Но почему же тогда успешный художник пошел в пожарную охрану?

Зигзаг удачи

В 1986 году в жизни Кудрявцева произошел крутой поворот. Кто-то из родственников то ли в шутку, то ли всерьез предложил ему стать пожарным. «А что, хорошее дело, попробуй, - уговаривал он. - Я работаю на пожарном поезде, иди к нам». Владимир подумал, подумал и... согласился. Так он попал в омский отряд ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге. Правда, надолго задерживаться здесь художник не собирался. Думал, полгода, ну год поработает, проверит себя и уволится. А потом с удивлением понял, что ему нравится, затянуло. Так и сражается с пламенем вот уже более двадцати шести лет. За эти годы, конечно, всякое было. Особенно тяжело пришлось в девяностые, когда возгорания в зоне ответственности пожарного поезда станции Комбинатской случались не так уж и редко. То уголь где-то самовоспламенится, то вдруг огонь прогуляется по территории каких-нибудь предприятий. Да еще недоумки, по весне поджигавшие сухую траву вдоль железной дороги, доставляли немало хлопот. - А однажды мы целых двенадцать часов тушили цистерны, залитые доверху нефтью, - вспоминает Кудрявцев. - Точнее, пришлось охлаждать их холодной водой, чтобы не вспыхнули, не взорвались. Что говорить, пожарным у нас скучать не приходится. Но после работы Владимира все равно тянуло к холсту.

Мастер на все руки

Став пожарным, Владимир и прежнюю профессию не забросил. Точнее, она перешла в разряд увлечения, хобби. Сутки через трое - график удобный, хватит и отоспаться, и время для картин выкроить. - Работаю для души, не для денег, - поясняет Кудрявцев. - Я же не коммерсант, а художник. Любимая тема - охотничьи собаки, пейзажи. Иногда по просьбе друзей делает шаржи. А несколько лет назад к нему обратился заместитель начальника отряда по пожарно-технической части Игорь Букреев. Будучи в Новосибирске, в одном из отрядов он видел скульптуру пожарного. Поинтересовался, может ли Кудрявцев сделать нечто подобное для станции Комбинатской. - Я решил, что смогу сделать лучше, - улыбается он. - Да и самому интересно было попробовать. Как учили Владимира еще в юности, художник-оформитель должен быть мастером на все руки. То есть не только хорошо рисовать, но также владеть специальностью слесаря, сварщика, токаря и даже знать анатомию. Без этого минимума за скульптуру лучше не браться. Но Кудрявцев имел за плечами хорошую школу. - Работал с гипсом и деревом, с металлом и камнем, - поясняет Владимир. - Освоил многие инструменты - от кисти, карандаша и линейки до молотка и кувалды. Теперь мне все эти навыки пригодились.

Почти как живой

Если театр начинается с вешалки, то скульптура - с наброска. - Самое сложное - это лицо и руки, - рассказывает Кудрявцев. - Нужно как можно точнее передать мимику, характерную позу, движение. Владимир хотел создать собирательный образ пожарного, поэтому работал «из головы», не с натуры. Лицо получилось достаточно волевое и в то же время не лишенное привлекательности. Не обошлось без курьеза. - Некоторые шутили, что пожарный чем-то неуловимо похож на моего младшего брата, - улыбается скульптор. - Пришлось им еще раз объяснять, что это - собирательный образ. Не меньше хлопот доставила форма пожарного. Скульптор - не модельер, но одет огнеборец должен быть достоверно. Пришлось Владимиру вспоминать еще и «пожарную моду» 90-х годов - он решил сделать фигуру бойца из этого времени. Когда наброски были готовы, настала пора претворять планы в жизнь. Сперва Кудрявцев сделал скульптуру из пластилина. Подкорректировав образ, он воплотил задумку в металле. Работал прямо на станции, в мастерской пожарного депо. Среднего роста, весом около пятидесяти килограммов - пожарный вышел почти как живой. Позвав сослуживцев, Владимир вручную установил его на станции Комбинатской, возле своего пожарного поезда. «Открытие монумента» прошло без лишней помпы, перерезания ленточек и долгих речей. Все было тихо и по-домашнему. Металлическая скульптура пожарного быстро приобрела популярность. Некоторые даже специально приходят, чтобы сфотографироваться возле нее. А к Владимиру стали обращаться с заказами. Сегодня его скульптуры стоят также на станциях Омск-Пассажирский и Карасук. К слову, не копии первой - авторский эксклюзив. Нельзя исключать, что через какое-то время работы омского пожарного появятся по всей Западно-Сибирской железной дороге. Во всяком случае, сейчас Владимир Кудрявцев уже работает над новой скульптурой. Правда, какой она будет, пока держит в тайне. Наверное, опасается вспугнуть вдохновение.

«Вечерний Омск - Неделя»

Фигуры городового, сантехника, вылезающего из люка, и жены генерал-губернатора Любочки видели все. Но мало кто знает, что на станциях Комбинатская, Омск-Пассажирский и Карасук установлены не менее эксклюзивные металлические скульптуры, давно уже ставшие символом огнеборцев. Их автор - пожарный омского отряда ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге Владимир Кудрявцев.

По стопам отца

Художник, творец - сегодня у нас так себя называют все, кому только не лень. Намалевал с помощью циркуля и линейки каких-то фигур - вот и художник. Наляпал на холст разноцветные пятна - творец. А уметь рисовать уже как-то не обязательно. Владимир Кудрявцев - настоящий художник. Потомственный, если так можно сказать. Его отец, тоже Владимир Кудрявцев, долгие годы был главным художником Омского телевидения. Неудивительно, что и сын взял в руки кисть. - Мне нравились батальные сцены, солдаты, - смеется Владимир. - Их я в детстве и рисовал. Он и сам отслужил два года. К тому времени парень уже имел за плечами школу искусств, получил специальность художника-оформителя. Кто был в армии, знает, что такими призывниками там не разбрасываются. Да и зачем заставлять художника маршировать или траншеи копать - зарывать, так сказать, свой талант в землю? Способности молодого солдата решили использовать по назначению для престижа страны. - В Венгрии, в Будапеште, проходила международная ярмарка, - вспоминает Кудрявцев. - Я участвовал в оформлении павильона СССР. На память осталась почетная грамота, которую храню до сих пор. В Омске Владимиру тоже доверяли ответственные заказы. Например, оформление доски почета, которая находилась между драматическим театром и Главпочтамтом. Он даже барельефы с изображением Ленина делал. Старшее поколение знает, что в советское время эту ответственную работу кому попало не доверяли. Смотрели не на регалии, звания - на мастерство. Но почему же тогда успешный художник пошел в пожарную охрану?

Зигзаг удачи

В 1986 году в жизни Кудрявцева произошел крутой поворот. Кто-то из родственников то ли в шутку, то ли всерьез предложил ему стать пожарным. «А что, хорошее дело, попробуй, - уговаривал он. - Я работаю на пожарном поезде, иди к нам». Владимир подумал, подумал и... согласился. Так он попал в омский отряд ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге. Правда, надолго задерживаться здесь художник не собирался. Думал, полгода, ну год поработает, проверит себя и уволится. А потом с удивлением понял, что ему нравится, затянуло. Так и сражается с пламенем вот уже более двадцати шести лет. За эти годы, конечно, всякое было. Особенно тяжело пришлось в девяностые, когда возгорания в зоне ответственности пожарного поезда станции Комбинатской случались не так уж и редко. То уголь где-то самовоспламенится, то вдруг огонь прогуляется по территории каких-нибудь предприятий. Да еще недоумки, по весне поджигавшие сухую траву вдоль железной дороги, доставляли немало хлопот. - А однажды мы целых двенадцать часов тушили цистерны, залитые доверху нефтью, - вспоминает Кудрявцев. - Точнее, пришлось охлаждать их холодной водой, чтобы не вспыхнули, не взорвались. Что говорить, пожарным у нас скучать не приходится. Но после работы Владимира все равно тянуло к холсту.

Мастер на все руки

Став пожарным, Владимир и прежнюю профессию не забросил. Точнее, она перешла в разряд увлечения, хобби. Сутки через трое - график удобный, хватит и отоспаться, и время для картин выкроить. - Работаю для души, не для денег, - поясняет Кудрявцев. - Я же не коммерсант, а художник. Любимая тема - охотничьи собаки, пейзажи. Иногда по просьбе друзей делает шаржи. А несколько лет назад к нему обратился заместитель начальника отряда по пожарно-технической части Игорь Букреев. Будучи в Новосибирске, в одном из отрядов он видел скульптуру пожарного. Поинтересовался, может ли Кудрявцев сделать нечто подобное для станции Комбинатской. - Я решил, что смогу сделать лучше, - улыбается он. - Да и самому интересно было попробовать. Как учили Владимира еще в юности, художник-оформитель должен быть мастером на все руки. То есть не только хорошо рисовать, но также владеть специальностью слесаря, сварщика, токаря и даже знать анатомию. Без этого минимума за скульптуру лучше не браться. Но Кудрявцев имел за плечами хорошую школу. - Работал с гипсом и деревом, с металлом и камнем, - поясняет Владимир. - Освоил многие инструменты - от кисти, карандаша и линейки до молотка и кувалды. Теперь мне все эти навыки пригодились.

Почти как живой

Если театр начинается с вешалки, то скульптура - с наброска. - Самое сложное - это лицо и руки, - рассказывает Кудрявцев. - Нужно как можно точнее передать мимику, характерную позу, движение. Владимир хотел создать собирательный образ пожарного, поэтому работал «из головы», не с натуры. Лицо получилось достаточно волевое и в то же время не лишенное привлекательности. Не обошлось без курьеза. - Некоторые шутили, что пожарный чем-то неуловимо похож на моего младшего брата, - улыбается скульптор. - Пришлось им еще раз объяснять, что это - собирательный образ. Не меньше хлопот доставила форма пожарного. Скульптор - не модельер, но одет огнеборец должен быть достоверно. Пришлось Владимиру вспоминать еще и «пожарную моду» 90-х годов - он решил сделать фигуру бойца из этого времени. Когда наброски были готовы, настала пора претворять планы в жизнь. Сперва Кудрявцев сделал скульптуру из пластилина. Подкорректировав образ, он воплотил задумку в металле. Работал прямо на станции, в мастерской пожарного депо. Среднего роста, весом около пятидесяти килограммов - пожарный вышел почти как живой. Позвав сослуживцев, Владимир вручную установил его на станции Комбинатской, возле своего пожарного поезда. «Открытие монумента» прошло без лишней помпы, перерезания ленточек и долгих речей. Все было тихо и по-домашнему. Металлическая скульптура пожарного быстро приобрела популярность. Некоторые даже специально приходят, чтобы сфотографироваться возле нее. А к Владимиру стали обращаться с заказами. Сегодня его скульптуры стоят также на станциях Омск-Пассажирский и Карасук. К слову, не копии первой - авторский эксклюзив. Нельзя исключать, что через какое-то время работы омского пожарного появятся по всей Западно-Сибирской железной дороге. Во всяком случае, сейчас Владимир Кудрявцев уже работает над новой скульптурой. Правда, какой она будет, пока держит в тайне. Наверное, опасается вспугнуть вдохновение.

«Вечерний Омск - Неделя»