на правах рекламы
03:18
+18 $ 62.29
72.47

Валерий Каплунат: Бизнес должен направлять власть на правильные решения

от 02.04.13 в 10:30 версия для печати
Валерий Каплунат: Бизнес должен направлять власть на правильные решения

Омской области нужен общественный 

кулак руководителей-специалистов,

   которые смогут направить власть на правильные решения.            

 

Диалог с бизнесом

ВАЛЕРИЙ КАПЛУНАТ

 

ЮРИЙ ЕПАНЧИНЦЕВ


 

– Валерий Николаевич. Мы открываем нашу рубрику и читатель ждет от нас сенсации.

Вы готовы?

– Давайте начнем с главного – с того, что есть в Омской области, и что делать, чтобы наш регион выбрался из болота.

– Согласен, поехали. Тогда начнем с инвестиций, они ведь нам нужны?

Инвестиции нужны, чтобы переформатировать структуру промышленности, улучшить экономику, сделать ее более эффективной. Понятно, что инвестиции – это рабочие места, рост зарплаты, улучшение инфраструктуры региона. Перекраивается сама концепция и стратегия омской промышленности. Пока омичи – наследники территориально-промышленного комплекса, заложенного здесь 40-50 лет назад. Мы до сих пор законсервированы в стандарте 60-х – 70-х годов. Это гипертрофия оборонного комплекса, минимизация потребностей людей, отсталая инфраструктура по транспорту, водо-, энерго-, теплоснабжению. Прошло 20 лет, кардинально ничего не изменилась, в итоге Омская область получила свой характерный стиль – выживания и барахтанья на месте.

Рост ВРП Новосибирской и Омской областей за последние 5-10 лет

– А что, в мире за 20 лет что-то изменилось?

– Мы стоим на пороге новой эпохи. Главное в ней – рост глобального соперничества держав. Основной инструмент в этом соперничестве – не территории, не армии, даже не финансово-экономические механизмы. А технологии. Выигрывает тот, у кого высок технологический задел. Срок внедрения научных исследований резко сократился, наука стала ключевой производительной силой. А мы начинаем об этом думать только сейчас. Новые технологические проекты, планы надо делать массовым явлением. Это сегодня объективная необходимость.

– Омская область – будущий новый «экономический дракон»?

– Бывая во многих странах, вижу, как передовые государства Европы, США, Сингапур, Гонконг, Корею, Китай бьет лихорадка судорожных, порой экзальтированных попыток выйти на передовые научные рубежи и на этой почве построить успешный бизнес. Это среди предпринимателей. Но среди властителей точно такая же лихорадка – оказать всемерную поддержку именно таким предпринимателям. У них концепция простая – мы должны нянчиться с современным иновационным бизнесом, потому что он – истинная опора успешной государственной власти.

– А мы что имеем с отношением власти Омской области к инновационному бизнесу?

– Консервы. Раньше была партноменклатура, сейчас регионально-феодальная бюрократия. Предприниматели в представлении неких региональных деятелей лишь фактор личной зависимости. Реалии же инновационного процесса в России таковы: Президент что-то требует. В ответ прогрессивные олигархи вместе с правительством создают Сколково – островок инновационного рая. Вливаются огромные ресурсы. Но поставленную задачу научно-технического рывка решить только этим проектом невозможно, нужна массовая инициатива снизу. Ну, а на местах чиновник не знает, не умеет, в главное – не хочет заниматься инновациями. Он будет это делать формально для отчетности. Я молчу про злоупотребления, это даже не обсуждается.

– Мы говорим об Омской области?

– Конечно. Омской области нужна атмосфера созидания, а она рождается многократными и многофакторными усилиями. Создать инвестплощадки – мало. Подвести к ним воду, энергию, газ – мало. Скажем, есть заманчивая технологическая идея. Где гарантия, что в Омской области она сработает? Нам нужен жесткий, прагматичный подход – 20 лет потеряно, нет времени на говорильню и пиар. А для этого – дать этой идее профессиональную экспертизу, реальную рыночную стратегию и оптимальные варианты внедрения в производство. Кто в Омской области будет этим заниматься? Куда этим инноваторам идти с их блестящей идеей?

Все разрозненно, везде хаос. При этом от власти в СМИ идут бравурные заявления о поддержке бизнеса. Ну хоть как-то стали об этом говорить.

– Но Виктор Назаров, Юрий Гамбург, Александр Триппель, действительно, постоянно говорят о подготовке инвестиционных площадок, и даже, как пишет пресса, встречаются с инвесторами? 

– Поймите, эта подготовка идет уже под реализуемые проекты. И дай бог, чтобы они были успешными. Хотя, конечно, мне не известно их инновационное содержание. А рвануть вперед Омская область может только на серьезном технологическом опережении.

– Но мы вроде кластеры уже создавали?

– За последние 10 лет сформировалась целая когорта великих лжепредпринимателей. Вычитывают они в СМИ что-то модненькое и говорят: «Мы готовы это развить, дайте гарантии, кредиты, льготы».

С ними долго возятся, это подается как рецепт спасения омской экономики – все это уже проходили. А целый слой инициативных, думающих людей остается за бортом.

Уверен – этот чудовищный разрыв между стратегическими разработками и системой вынянчивания высокотехнологического промышленного сектора надо заполнять только настоящими представителями этого бизнеса, при этом системно организованными.

В Омской области нужно создать специальную ассоциацию руководителей-единомышленников. Которая сможет процесс реализации инновационных технологий в Омской области осмыслить, проанализировать, привести в систему и выработать для власти профессиональное решение. А в каких-то аспектах возглавить. Эта Ассоциация должна стать неотъемлемой частью любого серьезного переговорного инвестиционного процесса который ведет Губернатор и Правительство Омской области.

– Как все это происходит сейчас?

– Яркий пример – в конце прошлого года случайно узнаю из СМИ, что некая делегация Омской области съездила в Южную Корею. Кто там был из предпринимателей – не знаю. Для омского бизнеса этот визит прошел совершенно незаметно и не результативно.

Мало ездить именитой компанией, нужно брать туда реальных двигателей прогресса в рамках предлагаемой Ассоциации инновационных представителей. Можно было заранее собрать круг заинтересованных лиц. Провести несколько совещаний. Уточнить точки роста, интересы, потенциальные возможности. Поручить проработать эти проекты соответствующим структурам. До визита отправить в Южную Корею всю информацию и получить ответ. И уже во время визита подписать хотя бы протокол о намерениях – чтобы работа-то пошла.

Сами-то корейцы среагировали быстро, через 2,5 месяца они уже были в Омске. Я в это время после встречи в Белоруссии с Лукашенко, находился в Москве. Звонит министр экономики Александр Триппель: «Корейцы интересуются техуглеродом, посылай своих специалистов». Мы среагировали оперативно. Но лучше было это делать на старте.

Пока подготовка бизнес-контактов с другими странами идет хаотически, не системно. А эти процессы надо умело организовать, потому что взаимоотношения с такими странами, как Южная Корея, Сингапур, Европа, США сразу выводят бизнес на совершенно другой уровень участия в международной интеграции. Но к этому нужно серьезно подходить. Хорошо, что наше предприятие давно участвует в международной конкуренции, в чем-то даже преуспели и имеем такой опыт. И мы готовы им делиться. А для правительства области этот опыт был бы ох как кстати. Процесс тут очень тонкий и крайне сложный.

– Возражу, Валерий Николаевич, – зачем тогда в Правительстве Омской области создан экспертный совет?

– Хочу не критически оценивать ситуацию. А взыскательно. Я рад хотя бы тому, что экспертный совет создан. Раньше и этого не было. Попытка правильная, но она не работает полноценно. Проблема тут в самом подходе. Чем предприниматель отличается от чиновника? Нацеленностью на результат. Нет результата – конец бизнесу. Чиновник ориентируется на процесс, показ своей работы. Отсюда формальный подход. Сказали из Москвы создать экспертный совет – создали. А когда и в чем ждать результат? В чем задача такого совета? Она проста – найти новые источники идей, продвинуть их, скорректировать процесс внедрения. Вместо этого какое то статическое оцепенение идет, и нет серьезных попыток использовать данный совет как инструмент экономической политики региона.

Мы предлагаем более эффективный инструмент для экономического рывка – общественную организацию, которая выступает и в качестве эксперта, и в качестве организатора процессов международной экономической интеграции региона, подкрепляя действия власти. 

– Вы участвовали в деловых переговорах с делегацией Израиля?

– Нет. Хотя участие крупнейшего омского предприятия было бы полезно для региона. Поэтому пришлось на ужине с послом, куда меня все-таки пригласили, вклинивать в тост свои деловые предложения. Надо отдать должное израильской стороне, они живо среагировали. Посол тут же дала поручение, и могу четко сказать, теперь у нас стоит сверхзадача – захватить израильский рынок.

– А у них – захватить наш? 

– Так и будет. Любая страна борется за положительный баланс внешнеторгового оборота. Например, в товарообороте между Белоруссией и Омской областью для белорусов сейчас баланс отрицательный. Омская область туда больше ввозит, чем вывозит. И 50% омского экспорта в Белоруссию – это наш технический углерод на «Белшину». Так надо такие проекты в Омске множить через создание и успешное функционирование совместного с Омским правительством организационным проектом – своеобразным штабом инвестиций и инноваций.

– Он должен быть внеотраслевым и кто туда должен войти?

– Этот проект нужно создавать с нуля с доминантой омской науки, с участием руководителей крупных инновационных производств. У него должно быть право выступать субъектом переговоров. Чистые эксперты этого делать не могут, чиновники слишком сепаратны в своем мышлении. А в рамках предложенного организационного формирования возможна консолидация всех генераторов идей и полноценное их претворение в жизнь. А от правительства ждем в этом процессе поддержки и координации. Наша же задача – формулировать эти условия, анализировать обратную связь. Сила серьезного предпринимателя в том, что он постоянно экспериментирует. Нет результата – тут же изменяет техпроцесс, он гибок и адаптационен. Служивый этого не может в принципе. Он, как правило, действует по одному шаблону, который в большинстве случаев не срабатывает. В итоге жесткий контраст между действительностью и виртуальностью, бизнеслюбимчики, псевдопроекты, кластеризация экономики. Зачем новой администрации наступать на те же грабли? Зачем?

– Для омичей, действительно, есть сегодня такая опасность? 

– Есть. Потому что нет общественного контроля, все идет само по себе, решается в кулуарах. То, что просачивается из прессы, уже вызывает вопросы. Например, строительство спиртзавода, где можно будет перерабатывать чуть ли не 50% зерна, выращенного в Омской области. Идея яркая, но на мой взгляд слишком грандиозная и потому рискованная. Нужен механизм полноценной экспертной оценки. Ведь под эти дела сейчас пойдут кредиты. Мы снова стоим на пороге новых мегапроектов. А инструмента, позволяющего отсеивать их на стартапе, в Омской области нет. Предлагаем его создать.

– Даст ли нынешняя власть ход этой ассоциации – штаба? Даст ли она вообще приблизиться к себе и в эти процессы внедриться?

– Я здесь оптимистичен. Чем нынешняя власть отличается от прежней? Прагматизмом – раз. Новыми правилами и задачам, которыми их снабдила Москва при назначении – два. Такие задачи есть. И третий момент – это люди другого поколения. Губернатор и его замы предпринимательское сословие воспринимают более прогрессивно нежели прежняя администрация. Думаю, нас поддержат. Равнодушие к этому процессу мгновенно выдаст непрофессионализм по управлению ситуации. Мы-то эту идею двигаем не из-за собственных амбиций, а потому что знаем алгоритм решения таких задач, и мир не придумал иных рецептов.

– Если власть Омской области к этой теме отнесется равнодушно и не поддержит эту инициативу?

– Тогда это будет лакмусовой бумажкой эффективности власти, и выводы сделает уже сама жизнь. Но я абсолютно уверен, что сегодня здравый смысл победит. И в этом случае власть, если она хочет стать сильной и уверенной в себе, получит дополнительную опору в лице современных и по-государственному мыслящих предпринимателей.

Мы предлагаем новую модель взаимоотношений современного инновационного бизнес-сообщества с властью, основанную на партнерстве, обоюдном стремлении к усилению конкурентоспособности экономики Омской области. А в итоге и к лидирующему положению нашей страны.

Поэтому мы вместе должны создать мощную инновационную промышленную инфраструктуру. Для этого требуется идеология совместного творчества разноуровневых представителей российского общества. Настоящая прогрессивная власть обязана на это среагировать. Мы со своей стороны обязаны эту инициативу проявить. Наше отличие от чиновников в том, что у нас инициатива, а у них – возможности. Это надо объединять во благо нашей страны.



Валерий Каплунат, Юрий Епанчинцев


 

Динамика роста ВРП Новосибирской и Омской областей (в млрд. руб.)

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Новосибирская область

160,6

203,4

240,8

343

404

432

451

485,3

558,5

Омская область

115,1

192,9

220,7

262,5

301,9

347,7

336,2

371,2

472,8

 

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Загрузка...
Комментарии
3
Каплунат предлагает по крайней мере реальный орг.механизм движения вперед. видимо, его подерживает и промышленая элита Омска. Такие заявления с кондачка не делаются. А промышленное лобби в Омске очень сильное, на него нужно и ставку делать. Любой власти, Назаров там, не Назаров. Посмотрим, дойдет этот посыл или нет.
0
бравада она комсомольская какаято надо надо надо слышали
-1
Видимо Каплунат не может достучатся до областных и вот так, через "информ" отправляет им мэсседж. При Л.К. была своя бизнес элита. Нынешнему нужна своя(мы не говорим о "ген.спонсоре" Назарова и Авангарда) По сути правильные мысли, но опять декларативность. из интервью ясно одно: нужно некое новое бизнес сообщество омских предпринимателей, которое вместо старой элиты будет решать как делить омский пирог.
-1
Отличный материал, побольше бы таких четких, грамотных и развёрнутых ответ, от сильных мира сего !
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному Округу 21 июня 2006 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА №ФС12-0883 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх