Он мечтал о карьере оперного певца, а стал драматическим актером. В юности, читая Достоевского,буквально довел себя до горячки, а после сыграл одну из лучших ролей в пьесе по произведению Федора Михайловича. Народный артист России Валерий Алексеев отмечает в этом году двойной юбилей: 40 лет назад он пришел работать в Омский академический театр драмы, а самому любимцу публики исполняется 65. Мы встретились с Валерием Ивановичем накануне еще двух праздников Международного дня театра (27 марта) и очередной премьеры.
Судьба по имени Театр
Он мечтал о карьере оперного певца, а стал драматическим актером.
Новый спектакль, новая роль для актера всегда праздник, хотя процесс работы зачастую бывает мучительным. Вот и сейчас Алексеев выходит с репетиции совершенно измотанным. Пьесу сербского драматурга Биляны Срблянович «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» ставит Анджей Бубень. Режиссер вводит в спектакль и музыку, и пластику, и много сценической техники, словом, гоняет артистов до изнеможения. Поэтому создание образа дается непросто. Впрочем, просто у Алексеева не было никогда. Он пришел в Омскую драму в ту пору, когда под железобе тонностью производственных пьес актеры умудрялись сохранять живые чувства. Было это не везде и не всегда, но именно такой театр нравился молодому актеру. Я к тому времени уже «прошел» в этом городе как актер Иркутского театра имени Николая Охлопкова, вспоминает Валерий Иванович. Мы играли здесь на гастролях «Старшего сына» А.Вампилова. Аркадий Тишин, наш народный артист, играл Сарафанова, а я Сильву. Зрители в первый же вечер устроили нам овацию, долго не да
вали уйти со сцены. И когда занавес наконец закрылся, мы обнялись и сказали: «Ну все,город наш!» В Иркутске у меня были главные роли, здесь же все пришлось начинать заново, едва ли не с массовки. Но я считаю, что правильно поступил.
«У меня один роман на всю жизнь с театром», говорит Алексеев.Ради этого он отказался от заманчивых предложений в кино. А ведь могбы сыграть Афоню в фильме Георгия Данелии. Помощник режиссера увидела
Алексеева в роли Сильвы в «Старшем сыне» и пригласила на кинопробы. Работа в театре оказалась важнее. Не случилась и «Сибириада» Кончаловского, роль шебутного Петьки ушла к другому актеру. В «Балладе о старом оружии» с Алексеевым уже отсняли три эпизода и прочили ему главную роль. А потом я звоню в Омск, вспоминает Валерий Иванович. Директор говорит: «Ну ты что, тут собираются «Женитьбу Бальзаминова» ставить, ты будешь играть». И я режиссеру Гене Воронину сказал:«Поеду домой. У меня там такая роль! Зачем мне
твое кино?»Приехал сюда, а тут оказывается, что ролито я и не получил. Но все равно не жалею. Не могу я себе позволить уехать надолго. А те эпизоды в фильме остались, посмотрел потом. Успехам коллег на экране Алексеев не завидует и всегда готов за них порадоваться. А уж за своих учеников и вовсе горд. Вот сейчас, поего мнению,неплохо играет в сериале «Пятая стража» Ростислав Бершауэр. Он бывший омич,
учился в авиационном техникуме и занимался в театре эстрадных миниатюр. Сколько я из него дури повыбивал! смеется Валерий Иванович. А сейчас смотрю, очень хорошо работает. Прилично.
Детство мое прошло в частном доме, продолжает вспоминать народный артист. Животных у нас всегда было много, я их любил. И в театр пришел подготовленным. Могхоть козу, хоть собаку, хоть петуха сыграть.
И с ними, заметим, сыграть тоже мог. В спектакле «Полковнику никто не пишет» петух сидел у Алексеева на рукахпаинькой, потому что знал тот особые «петушиные» слова. А другие актеры побаивались задиру.
Сегодня в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» на сцену выходит еще одна звезда Фрося Алексеева. Так и в афише значится. Йоркширский терьер Ефросинья покорила режиссера Александра Кузина настолько, что он придумал ей роль собаки Мамаевых. Фрося (недаром же из актерской семьи!) все мизансцены быстро выучила, с партнерами ладит и зал «держать» умеет. Ее даже в Москву на театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» недавно брали. Сыграла, как всегда, блистательно. Сейчас Фрося озабочена воспитанием потомства. А хозяин ее взвалил на себя еще и заботу о бездомных дворнягах, живущих в садоводстве за Степным поселком. Там у Валерия Ивановича дача. Собак подбирал местный сторож, но после его смерти они остались никому не нужными. И несмотря на страшную занятость в театре, Алексеев ездит по нескольку раз в неделю их кормить. Не могу, говорит,бросить, совесть не позволяет.Так их жалко!
Часто вам напоминают, что вы однофамилец Станиславского? спрашиваю Валерия Ивановича. Ведь настоящая фамилия основателя МХАТа,создателя знаменитой театральной системы Алексеев.
Да, бывает, улыбается он. Я и сам иногда шучу: «Вот как Константин Сергеевич Алексеев я вам скажу: «Не верю!» А когда вступал в Союз театральных деятелей, тогда еще во Всероссийское театральное общество, хотел в графе «псевдоним» написать: «Станиславский». Но мой педагог меня отговорил, сказал, руководство театральное юмора не оценит. То, что он не только однофамилец Станиславского, но и родственник атамана Семенова, Валерий Алексеев узнал уже взрослым. В детстве его оберегали от этой информации, хранили в тайне, что бабушка по материнской линии была племянницей одного из лидеров Белого движения. А отец,парторг завода, принадлежал к роду князей Шурыгиных. Так что спектакль «Бег», где у Алексеева роль врангелевского генерала Чарноты, для него личная драма. В нем он играет трагическую историю не только своей, но и миллионов российских семей, исковерканных Гражданской войной. Поэтому он и выбрал этот спектакль для юбилейного вечера. Хотя юбилеи и не любит. Но ведь принимать поздравления все равно придется. Первое от нашей газеты.
Эльвира КАДЫРОВА.