Поиск

19 марта мы побывали на родине Аполлона - в незабываемых Дельфах. Один из уникальнейших музеев мира – Археологический музей в Дельфах. Побывать здесь считают своим долгом историки, искусствоведы, архитекторы. Неожиданно для многих он встретил нас выставкой современного искусства. Наряду с черно-белой графикой, ассоциирующейся с древними манускриптами, глиняными дощечками клинописи, внимание посетителей приковывали к себе инсталляции в форме человеческих фигур, весьма органично вписавшиеся в залах артефактов тысячелетней давности. И такое смелое решение устроителей современной экспозиции разрушает стереотипы о табу на музейную классику: даже самый неповторимый, признанный музей испытывает на себе влияние времени, новых научных открытий и тенденций. Музей – не нафталиновая лавка древностей, а зеркало эпох, в том числе настоящего времени, и на каждом историческом этапе человечество пытается осмыслить свое историческое наследие, оценить роль и мировоззрение своих предков. Вот и сопровождавший нас историк Андрей Садовик, очарованный Грецией, ее историей и народом, во время экскурсии неоднократно сообщал о новинках исторической науки, невероятных, на первый взгляд, версиях и подходах к тем или иным проблемам. В последние годы весьма успешно практикуются научные симпозиумы с участием гуманитариев и технарей, что позволяет находить ключ к тысячелетним загадкам. Так физики с математиками выдвинули, к примеру, предположение о том, что огонь, который согласно мифам Древней Греции конь Пегас доставлял Зевсу с Олимпа – ничто иное как эффект линз, использовавшийся в древности. Романтиков такое утверждение может покоробить, а реалистов вполне удовлетворить.  Сегодня для научного сообщества совершенно очевидно: многие культурные традиции перекочевали на эти территории из еще более древней передней Азии – государств Урарту, Междуречья, Персии. И увиденные скульптуры древних языческих богинь с широкоскулыми лицами монгольского типа вполне вписываются в эту концепцию. В своем эволюционном развитии человечество приобретало небесспорные, как сегодня кажется, навыки и привычки. От безобидного жертвоприношения языческим богам в виде первых плодов нового урожая, помещаемых на специальных святилищах, подпираемых скульптурами смиренных римлянок, древние люди пришли к ритуалам жертвования животных. И сохранившиеся до наших дней жертвенники – свидетели многочисленных кровавых сцен, когда древние ремесленники изготавливали специальные «разделочные доски», как выразился наш гид-просветитель Андрей. Поведал он нам и легенду о том, что проводившие ночь на горе Парнас, становились либо поэтами, либо лишались рассудка. Что вполне вписывается в другие мифы о крылатом Пегасе – покровителе муз. Нам же журналистам, относящимся в определенной степени к служителям логоса, это сообщение дало повод лишний раз иронизировать над собой и коллегами. Тем временем часы, отведенные на экскурсию, таили столь же стремительно, как снег на ближайшем горнолыжном курорте Арахово, который нам довелось созерцать. Экспонаты же музея буквально привораживали, и только шумные японцы, следовавшие за нами из зала в зал, невольно заставляли поторапливаться. Но наш Андрей пытался в остающиеся полчаса вместить целые тысячелетия. Вот на каменных панно древности запечатлен важный факт одомашивания быка, открывший новую страницу не только в истории греческого народа, но и всего человечества. Сумев запрячь быка в плуг, жители Древнего мира от кочевого образа жизни перешли к оседлости и оказались носителями высочайшей культуры, плодами которой до сих пор восхищается и пользуется весь цивилизованный мир. Лошадь же, как тягловая сила, вошла в быт древних народов позже – о чем свидетельствуют многочисленные артефакты Археологического музея. Крылатый конь Пегас к практической стороне быта древних вроде бы никакого отношения не имеет. Вместе с тем, для меня остается загадкой связь Пегаса и Акбузата –аналогичного образа, дошедшего до наших дней из башкирского эпоса «Урал-батыр». Кстати сказать, не только греки свою священную гору в Дельфах называют пупом Земли, для современных башкир вершина Уральских гор – Иремель, куда до сих пор стремятся паломники из многих уголков России - свой пуп Земли… Вот такие спонтанные аналогии возникли у меня при посещении уникального музея в Дельфах, куда хочется непременно вернуться.
Галина Ишмухаметова,  Главный редактор газеты «Уфимские ведомости», г. Уфа, Республика Башкортостан
Итак, день пятый, 19 марта 2013 года, вторник 9.00 – завтрак и выписка из гостиницы 9.30 – посещение Археологического комплекса и музея в Дельфах 11.30 – отбытие в монастырь Св. Луки Биотийского 12.30 – посещение монастыря Св. Луки Биотийского и обед в монастырской трапезной 14.30 – отъезд в порт Аркица 17.00 – отбытие на пароме на курорт Эдипсос (о-в Эвбея) 18.30 – прибытие в гостиницу Thermae Sylla Spa
Фото Алексея Ульянова, газета "Основа", Наро-Фоминского района Московской области
1357

19 марта мы побывали на родине Аполлона - в незабываемых Дельфах. Один из уникальнейших музеев мира – Археологический музей в Дельфах. Побывать здесь считают своим долгом историки, искусствоведы, архитекторы. Неожиданно для многих он встретил нас выставкой современного искусства. Наряду с черно-белой графикой, ассоциирующейся с древними манускриптами, глиняными дощечками клинописи, внимание посетителей приковывали к себе инсталляции в форме человеческих фигур, весьма органично вписавшиеся в залах артефактов тысячелетней давности. И такое смелое решение устроителей современной экспозиции разрушает стереотипы о табу на музейную классику: даже самый неповторимый, признанный музей испытывает на себе влияние времени, новых научных открытий и тенденций. Музей – не нафталиновая лавка древностей, а зеркало эпох, в том числе настоящего времени, и на каждом историческом этапе человечество пытается осмыслить свое историческое наследие, оценить роль и мировоззрение своих предков. Вот и сопровождавший нас историк Андрей Садовик, очарованный Грецией, ее историей и народом, во время экскурсии неоднократно сообщал о новинках исторической науки, невероятных, на первый взгляд, версиях и подходах к тем или иным проблемам. В последние годы весьма успешно практикуются научные симпозиумы с участием гуманитариев и технарей, что позволяет находить ключ к тысячелетним загадкам. Так физики с математиками выдвинули, к примеру, предположение о том, что огонь, который согласно мифам Древней Греции конь Пегас доставлял Зевсу с Олимпа – ничто иное как эффект линз, использовавшийся в древности. Романтиков такое утверждение может покоробить, а реалистов вполне удовлетворить.  Сегодня для научного сообщества совершенно очевидно: многие культурные традиции перекочевали на эти территории из еще более древней передней Азии – государств Урарту, Междуречья, Персии. И увиденные скульптуры древних языческих богинь с широкоскулыми лицами монгольского типа вполне вписываются в эту концепцию. В своем эволюционном развитии человечество приобретало небесспорные, как сегодня кажется, навыки и привычки. От безобидного жертвоприношения языческим богам в виде первых плодов нового урожая, помещаемых на специальных святилищах, подпираемых скульптурами смиренных римлянок, древние люди пришли к ритуалам жертвования животных. И сохранившиеся до наших дней жертвенники – свидетели многочисленных кровавых сцен, когда древние ремесленники изготавливали специальные «разделочные доски», как выразился наш гид-просветитель Андрей. Поведал он нам и легенду о том, что проводившие ночь на горе Парнас, становились либо поэтами, либо лишались рассудка. Что вполне вписывается в другие мифы о крылатом Пегасе – покровителе муз. Нам же журналистам, относящимся в определенной степени к служителям логоса, это сообщение дало повод лишний раз иронизировать над собой и коллегами. Тем временем часы, отведенные на экскурсию, таили столь же стремительно, как снег на ближайшем горнолыжном курорте Арахово, который нам довелось созерцать. Экспонаты же музея буквально привораживали, и только шумные японцы, следовавшие за нами из зала в зал, невольно заставляли поторапливаться. Но наш Андрей пытался в остающиеся полчаса вместить целые тысячелетия. Вот на каменных панно древности запечатлен важный факт одомашивания быка, открывший новую страницу не только в истории греческого народа, но и всего человечества. Сумев запрячь быка в плуг, жители Древнего мира от кочевого образа жизни перешли к оседлости и оказались носителями высочайшей культуры, плодами которой до сих пор восхищается и пользуется весь цивилизованный мир. Лошадь же, как тягловая сила, вошла в быт древних народов позже – о чем свидетельствуют многочисленные артефакты Археологического музея. Крылатый конь Пегас к практической стороне быта древних вроде бы никакого отношения не имеет. Вместе с тем, для меня остается загадкой связь Пегаса и Акбузата –аналогичного образа, дошедшего до наших дней из башкирского эпоса «Урал-батыр». Кстати сказать, не только греки свою священную гору в Дельфах называют пупом Земли, для современных башкир вершина Уральских гор – Иремель, куда до сих пор стремятся паломники из многих уголков России - свой пуп Земли… Вот такие спонтанные аналогии возникли у меня при посещении уникального музея в Дельфах, куда хочется непременно вернуться.
Галина Ишмухаметова,  Главный редактор газеты «Уфимские ведомости», г. Уфа, Республика Башкортостан
Итак, день пятый, 19 марта 2013 года, вторник 9.00 – завтрак и выписка из гостиницы 9.30 – посещение Археологического комплекса и музея в Дельфах 11.30 – отбытие в монастырь Св. Луки Биотийского 12.30 – посещение монастыря Св. Луки Биотийского и обед в монастырской трапезной 14.30 – отъезд в порт Аркица 17.00 – отбытие на пароме на курорт Эдипсос (о-в Эвбея) 18.30 – прибытие в гостиницу Thermae Sylla Spa
Фото Алексея Ульянова, газета "Основа", Наро-Фоминского района Московской области
1357