Поиск

Александр Городницкий называет Омск городом своего детства
У каждого журналиста бывают случаи, когда фортуна улыбается и посылает совершенно уникального собеседника, интервью с которым потом хранишь долгие годы. А я вот отложил и кассету с диктофонной записью.
Тогда цифровые «машинки» еще были в диковинку. На магнитной пленке со временем стираются отдельные слова. В некоторых местах и не разберешь, о чем идет речь. Но выбросить рука не подымается. На ней разговор с человеком, известным тысячам, а может, и миллионам. Так что отдельно представлять его вам, пожалуй, и смысла нет. Потому что это Александр Городницкий.
Город детства Вчера у него был день рожденья. Автору известных культовых песен «Перекаты», «Атланты», «Снег» исполнилось 80 лет. Казалось бы, возраст преклонный. А он частенько появляется на экранах, бодро напевая: «Лысые романтики, воздушные бродяги. Наша жизнь  мальчишеские вечные года...» Или рассказывает об увлекательных путешествиях, открывая зрителям невероятные тайны Мирового океана. А недавно Александр Городницкий завершил съемки автобиографического фильма, где с любовью рассказал о городе своего детства, которым стал для него Омск. Его семья жила здесь во время войны. Их эвакуировали в 1942м из Ленинграда. А после Победы вместе с тысячами своих земляков они вернулись обратно.
 С тех пор в Омск Александр Городницкий приезжал, если не ошибаюсь, всего два раза: в 2007м и в 2009м годах. Автору этих строк повезло освещать в газете «Четверг» оба его визита в наш город. В Омске Александр Моисеевич собирал полные залы слушателей. Не так уж часто к нам приезжают легенды авторской песни. Тогда показалось удивительным, как у него (навосьмомто десятке лет!) хватало сил почти три часа стоять на сцене, петь песни, читать стихи, удерживая внимание огромной аудитории. После его выступления в Концертном зале 3 ноября 2009 года мы беседовали за чашкой чая в гримерке. Говорил он своим неизменным речитативом, который свойственлюдям, обладающим широкими знаниями и неординарным интеллектом.
В общении Александр Городницкий был открыт, приветлив и, я бы даже сказал, уютен. Вроде бы увиделись впервые, а он разговаривает с тобой как с лучшим другом. Это как раз один из тех случаев, о которых Экзюпери сказал: самая большая роскошь на свете  это роскошь человеческого общения. Александр Моисеевич с огоньком в глазах вспоминал о детстве, которое он провел в Омске.  Омск для меня представляет особую ценность,  рассказал человек легенда. Кстати, мы сейчас находимся недалеко от того места, где мы жили. 42й дом по улице Войсковой. К сожалению, он не сохранился. С Омском связано много теплых воспоминаний. Отдыхая в Чернолучье, я встретил свою первую любовь. Мои дебютные выступления тоже проходили в Омске: я ходил в госпиталь читать раненым стихи.
В Омске Александр Моисеевич собирал полные залы слушателей. Показалось удивительным,как у него (на восьмомто десятке лет!) хваталосил почти три часа стоять на сцене, удерживая внимание огромной аудитории.
Еще помню, как на чердаке нашего дома нашел журналы, в которых рассказывалось о путешествиях, парусниках, дальних странствиях. Они на всю жизнь и привили мне любовь к географии и океану. Но самое главное воспоминание об Омске  это фейерверк 9 мая 1945 года в городском саду на улице Республики,  признался Александр Моисеевич.  Это был самый большой праздник в моей жизни. Для нас, мальчишек, единственным развлечением в то время было кино. Особенно запомнился мне фильм «Два бойца». Именно в нем Марк Бернес поет «Темную ночь». Она до сих пор остается для меня самой любимой песней. Задушевной интонацией, точным попаданием в сердце каждого человека она отличалась от всех остальных грозных маршевых песен того времени. И когда меня спрашивают, с чего началось бардовское движение 60х, я говорю, что с Марка Бернеса и его «Темной ночи».

Родом из 60х

Сегодня люди больше общаются через Интернет. А Александр Городницкий родом из той эпохи, когда средством общения была песня. Не эстрадная, а авторская. Или, как обидно тогда ее называли критики, «самодеятельная». Большинство людей нашли в ней отдушину и чтото свое, личное. На тесных кухнях, у дымных костров студенты, рабочие, ученые, писатели  вся страна запела с первого взгляда странные песни: «Лыжи у печки стоят...», «С моим Серегой мы шагаем по Петровке...», «Снег над палаткой кружится...»  Был както в Иркутске. Полный зал геологов. В штормовках,  вспомнил случай Александр Городницкий.  На перерыве вышел в буфет и не вольно услышал фразу: «Слушай, интересный человек приехал из Москвы  он все наши песни знает!»  большего комплимента я в жизни не слышал!
Юрий Визбор часто исполнял песни Александра Городницкого, который никогда не был против. Это сейчас «звезды» эстрады судятся за авторство мелодии и текста. А у бардов другая позиция: если твою песню поешь не только ты сам, значит песня удалась. Сохранилась запись, где Визбор исполняет знаменитую «Канаду», сообщив слушателям, что делает это вместо автора потому, что «Городницкий, как всегда, между двумя экспедициями, и его огрубевшие руки плохо справляются с гитарой».

«А в Сенегале, братцы, в Сенегале...»

Он и сейчас с «ладами порой не в ладах», объясняя это тем,что в геологических экспедициях условия были такими, что ни одна гитара бы не выдержала. Поэтому за целую жизнь так и не научился на ней играть.
Чем ближе в ходе нашей беседы я узнавал этого человека,тем больше понимал, что авторская песня, сделавшая его знаменитым, на самом деле занимает не такую уж большую часть жизни. И даже в книге воспоминаний Александра Городницкого «И вблизи,и вдали» лишь пятьдесят из пятисот страниц посвящены бардовскому движению 60х.В итересных главах узнаешь, как автор путешествовал на паруснике Крузенштерн», спускался на батискафе на дно к руинам Атлантиды, в которую он непоколебимо верит, а также о ловле тайменя на северных реках и приключениях в республике Сенегал, о которой он спел в песне «Жена французского посла». Но, как ни странно, Александр Городницкий, побывавший в самых разных уголках планеты, искренне считает себя ленивым человеком. Кроме того, я нерешительный.
Не мог выбрать из двух дел самое важное, из двух женщин однуединственную, признался Городницкий.  Но меня всегда по жизни двигало любопытство. Мне все время кажется, что, пока я сижу в этой комнате, в соседней происходит чтото более интересное. Но слушать современные песни, звучащие с эстрады,ему неинтересно. И даже авторские песни в исполнении артистов уже не трогают его душу. Да и не только его. Понимаете, с авторской песней случилась такая штука, опять заговорил о близкой теме Александр Городницкий.  Поэты с гитарой в руках  Булат Окуджава, Александр Галич, мои друзья Юрий Визбор и Михаил Анчаров были про фессиональными литераторами, не говоря уже о гениальном поэте Высоцком. Им на смену пришли замечательные артисты, блестяще владеющие гитарой и профессионально поющие. Но среди них полностью отсутствуют поэты. Авторская песня всегда была литературой, но она ушла на эстраду и стала жить по ее законам. А закончилась наша встреча под легендарную песню, где есть такие финальные строки:«И жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках». И таким атлантом, безусловно, является Александр Городницкий.
Андрей МОТОВИЛОВ.
Фото автора

Источник Газета "Четверг"

Александр Городницкий называет Омск городом своего детства
У каждого журналиста бывают случаи, когда фортуна улыбается и посылает совершенно уникального собеседника, интервью с которым потом хранишь долгие годы. А я вот отложил и кассету с диктофонной записью.
Тогда цифровые «машинки» еще были в диковинку. На магнитной пленке со временем стираются отдельные слова. В некоторых местах и не разберешь, о чем идет речь. Но выбросить рука не подымается. На ней разговор с человеком, известным тысячам, а может, и миллионам. Так что отдельно представлять его вам, пожалуй, и смысла нет. Потому что это Александр Городницкий.
Город детства Вчера у него был день рожденья. Автору известных культовых песен «Перекаты», «Атланты», «Снег» исполнилось 80 лет. Казалось бы, возраст преклонный. А он частенько появляется на экранах, бодро напевая: «Лысые романтики, воздушные бродяги. Наша жизнь  мальчишеские вечные года...» Или рассказывает об увлекательных путешествиях, открывая зрителям невероятные тайны Мирового океана. А недавно Александр Городницкий завершил съемки автобиографического фильма, где с любовью рассказал о городе своего детства, которым стал для него Омск. Его семья жила здесь во время войны. Их эвакуировали в 1942м из Ленинграда. А после Победы вместе с тысячами своих земляков они вернулись обратно.
 С тех пор в Омск Александр Городницкий приезжал, если не ошибаюсь, всего два раза: в 2007м и в 2009м годах. Автору этих строк повезло освещать в газете «Четверг» оба его визита в наш город. В Омске Александр Моисеевич собирал полные залы слушателей. Не так уж часто к нам приезжают легенды авторской песни. Тогда показалось удивительным, как у него (навосьмомто десятке лет!) хватало сил почти три часа стоять на сцене, петь песни, читать стихи, удерживая внимание огромной аудитории. После его выступления в Концертном зале 3 ноября 2009 года мы беседовали за чашкой чая в гримерке. Говорил он своим неизменным речитативом, который свойственлюдям, обладающим широкими знаниями и неординарным интеллектом.
В общении Александр Городницкий был открыт, приветлив и, я бы даже сказал, уютен. Вроде бы увиделись впервые, а он разговаривает с тобой как с лучшим другом. Это как раз один из тех случаев, о которых Экзюпери сказал: самая большая роскошь на свете  это роскошь человеческого общения. Александр Моисеевич с огоньком в глазах вспоминал о детстве, которое он провел в Омске.  Омск для меня представляет особую ценность,  рассказал человек легенда. Кстати, мы сейчас находимся недалеко от того места, где мы жили. 42й дом по улице Войсковой. К сожалению, он не сохранился. С Омском связано много теплых воспоминаний. Отдыхая в Чернолучье, я встретил свою первую любовь. Мои дебютные выступления тоже проходили в Омске: я ходил в госпиталь читать раненым стихи.
В Омске Александр Моисеевич собирал полные залы слушателей. Показалось удивительным,как у него (на восьмомто десятке лет!) хваталосил почти три часа стоять на сцене, удерживая внимание огромной аудитории.
Еще помню, как на чердаке нашего дома нашел журналы, в которых рассказывалось о путешествиях, парусниках, дальних странствиях. Они на всю жизнь и привили мне любовь к географии и океану. Но самое главное воспоминание об Омске  это фейерверк 9 мая 1945 года в городском саду на улице Республики,  признался Александр Моисеевич.  Это был самый большой праздник в моей жизни. Для нас, мальчишек, единственным развлечением в то время было кино. Особенно запомнился мне фильм «Два бойца». Именно в нем Марк Бернес поет «Темную ночь». Она до сих пор остается для меня самой любимой песней. Задушевной интонацией, точным попаданием в сердце каждого человека она отличалась от всех остальных грозных маршевых песен того времени. И когда меня спрашивают, с чего началось бардовское движение 60х, я говорю, что с Марка Бернеса и его «Темной ночи».

Родом из 60х

Сегодня люди больше общаются через Интернет. А Александр Городницкий родом из той эпохи, когда средством общения была песня. Не эстрадная, а авторская. Или, как обидно тогда ее называли критики, «самодеятельная». Большинство людей нашли в ней отдушину и чтото свое, личное. На тесных кухнях, у дымных костров студенты, рабочие, ученые, писатели  вся страна запела с первого взгляда странные песни: «Лыжи у печки стоят...», «С моим Серегой мы шагаем по Петровке...», «Снег над палаткой кружится...»  Был както в Иркутске. Полный зал геологов. В штормовках,  вспомнил случай Александр Городницкий.  На перерыве вышел в буфет и не вольно услышал фразу: «Слушай, интересный человек приехал из Москвы  он все наши песни знает!»  большего комплимента я в жизни не слышал!
Юрий Визбор часто исполнял песни Александра Городницкого, который никогда не был против. Это сейчас «звезды» эстрады судятся за авторство мелодии и текста. А у бардов другая позиция: если твою песню поешь не только ты сам, значит песня удалась. Сохранилась запись, где Визбор исполняет знаменитую «Канаду», сообщив слушателям, что делает это вместо автора потому, что «Городницкий, как всегда, между двумя экспедициями, и его огрубевшие руки плохо справляются с гитарой».

«А в Сенегале, братцы, в Сенегале...»

Он и сейчас с «ладами порой не в ладах», объясняя это тем,что в геологических экспедициях условия были такими, что ни одна гитара бы не выдержала. Поэтому за целую жизнь так и не научился на ней играть.
Чем ближе в ходе нашей беседы я узнавал этого человека,тем больше понимал, что авторская песня, сделавшая его знаменитым, на самом деле занимает не такую уж большую часть жизни. И даже в книге воспоминаний Александра Городницкого «И вблизи,и вдали» лишь пятьдесят из пятисот страниц посвящены бардовскому движению 60х.В итересных главах узнаешь, как автор путешествовал на паруснике Крузенштерн», спускался на батискафе на дно к руинам Атлантиды, в которую он непоколебимо верит, а также о ловле тайменя на северных реках и приключениях в республике Сенегал, о которой он спел в песне «Жена французского посла». Но, как ни странно, Александр Городницкий, побывавший в самых разных уголках планеты, искренне считает себя ленивым человеком. Кроме того, я нерешительный.
Не мог выбрать из двух дел самое важное, из двух женщин однуединственную, признался Городницкий.  Но меня всегда по жизни двигало любопытство. Мне все время кажется, что, пока я сижу в этой комнате, в соседней происходит чтото более интересное. Но слушать современные песни, звучащие с эстрады,ему неинтересно. И даже авторские песни в исполнении артистов уже не трогают его душу. Да и не только его. Понимаете, с авторской песней случилась такая штука, опять заговорил о близкой теме Александр Городницкий.  Поэты с гитарой в руках  Булат Окуджава, Александр Галич, мои друзья Юрий Визбор и Михаил Анчаров были про фессиональными литераторами, не говоря уже о гениальном поэте Высоцком. Им на смену пришли замечательные артисты, блестяще владеющие гитарой и профессионально поющие. Но среди них полностью отсутствуют поэты. Авторская песня всегда была литературой, но она ушла на эстраду и стала жить по ее законам. А закончилась наша встреча под легендарную песню, где есть такие финальные строки:«И жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках». И таким атлантом, безусловно, является Александр Городницкий.
Андрей МОТОВИЛОВ.
Фото автора

Источник Газета "Четверг"