Поиск

О состоянии малой авиации в Омском регионе РИА «Омск-Информ» рассказывает руководитель Омской региональной федерации сверхлегкой и легкой авиации Сергей Балябкин.(на фото)

- Насколько широко используется малая авиация в Омской области?

- Очень мало, хочется гораздо большего. Ведь легкомоторные самолеты обладают целым рядом преимуществ — и по техническим возможностям, и по экономическим параметрам. Например, для выполнения санзаданий, лесоавиационных работ, а также поиска людей выгоднее использовать самолеты типа «Аэропракт-22», рассчитанные на двух человек.

В советские времена для таких целей очень активно использовался АН-2. За один час полета он расходует 180-200 л авиационного бензина, который стоит около 100 рублей за литр. «Аэропракт-22» за час полета потребляет 15-20 л обычного автомобильного бензина АИ-95 по цене около 30 рублей. Таким образом, вместо одного АН-2 можно использовать порядка 10 «Аэропракт-22», при том что результативность поисковых работ будет гораздо выше. Но если нужно перевезти небольшую группу людей, то, конечно, эффективнее использовать АН-2 либо его аналоги, какие-то иностранные модели.

Малая авиация может выполнять функции авиационного такси. Например, человеку нужно попасть из Омска в Екатеринбург. Прямых авиарейсов нет. Надо уезжать в Новосибирск, на 700 км на восток, чтобы потом улететь на запад. Другой вариант — ехать по дороге, это 1000-1200 км. А расстояние по прямой около 800 км — вполне преодолимо для малой авиации.

- Как применяется малая авиация в России?

- Наиболее активно малая авиация применяется в центральной части России. Лидерами являются Москва и Московская область, где «летная инфраструктура» всегда была гораздо более развита, а также проще решать многие вопросы — и финансовые, и организационные. Из сибирских регионов я бы выделил Красноярский край и Томскую область. Здесь сама природа заставила поддерживать внимание к малой и любительской авиации. Добраться с его юга на север Красноярского края каким-либо другим способом, кроме как по воздуху, порой очень проблематично. В Томской области по болотам тоже сильно не наездишься. Там на высоте 200-250 метров за 5-6 часов полета нам встретилось штук 50 вертолетов МИ-8.

Что касается зарубежья, точных цифр назвать не могу. Но не так давно я где-то видел статистические данные по коэффициенту перелета. В СФО он равен примерно 0,3 %, в центральной части России - порядка 20-30 %. В Европе коэффициент перелета составляет около 100 %, а в Америке — примерно 200 %. И это при том, насколько в той же Европе развито дорожное сообщение! Еще одна интересная цифра — если сравнивать количество аэродромов и посадочных площадок, приходящееся на единицу территории, то по американским «нормативам» в Омской области их должно быть порядка 250, а у нас менее 10, в эту цифру входит и аэропорт Омск- Центральный.

- Что тормозит применение у нас малой авиации?

- Во-первых, нормативно-правовая база. Документы, регламентирующие использование авиации для тех или иных видов работ, предъявляют к летательным аппаратам устаревшие требования, которым, по сути, могут соответствовать только АН-2 или МИ-2, иногда МИ-8. В результате нередко получается, что более эффективные варианты применения авиации оказываются непредусмотренными в документах.

Во-вторых, недостаточное количество и плохое состояние посадочных площадок и аэродромов. Те, что были в советские времена, либо застроены, либо перепаханы, либо заставлены антеннами сотовой связи так, что не подлететь. Подходящие для создания посадочных площадок и аэродромов участки, как правило, относятся к категории земель сельхозназначения, использовать которую — дело непростое.

В-третьих, нехватка летчиков. Количество летных училищ сокращается. Отчасти дефицит кадров восполняют всевозможные аэроклубы, которые обучают, прежде всего, пилотов-любителей, частных пилотов, пилотов сверхлегких воздушных судов. Человек может не останавливаться на уровне хобби и получить коммерческое пилотское свидетельство, чтобы совершать полеты на региональных перевозках, выполнении авиаработ и так далее.

- Трудно научиться управлять легкомоторным самолетом?

- Кому как - так же, как и автомобилем. Сравнивать управление большим самолетом и легкомоторным не просто, поскольку, например, воздействие потоков воздуха на них совершенно разное и даже опытные летчики из большой авиации порой не справляются с «простым» воздушным судном. В современных легкомоторных самолетах много автоматики. Они оснащены системами спутниковой навигации, спассистемами — это парашют с пиропатроном. С борта при работающем двигателе можно разговаривать не только с помощью связи УКВ, но и по сотовому и спутниковому телефону. Современные машины менее подвержены встречному ветру, их скорость составляет 160-200 км/ч, а некоторых — даже 220-250 км/ч, в то время как в 80-х годах прошлого века она была порядка 100-120 км/ч при взлете и посадке с разбегом в 60-100 м.

Чтобы научиться управлять сверхлегкими воздушными судами типа «Аэропракт-22», необходимо пройти теоретическое обучение на протяжении полугода и налетать 25 часов. Потом можно перейти к освоению однодвигательного сухопутного самолета массой до 5700 кг — например, АН-2, американский самолет «Цессна». Затем взяться за многодвигательный самолет, гидросамолет. Вообще летчик должен учиться постоянно — знакомиться с соответствующими изменениями в законодательстве, поддерживать профессиональный уровень, изучать возможности и теорию по данному типу воздушных судов.

- Федерация сверхлегкой и легкой авиации занимается подготовкой пилотов-любителей?

- В Омскую региональную федерацию сверхлегкой и легкой авиации входят 5 организаций: авиакомпания «Сибирская авиационная база охраны лесов», Учебно-методический авиационный центр «Сибирская авиабаза», Омская местная городская общественная организация «Авиационно-технический клуб «Вираж», Федерация воздухоплавания Омской области и созданное недавно ООО «Аэродром «Калачево». Подготовкой пилотов занимается «Сибирская авиабаза». Главная задача этой подготовки — как можно большему количеству людей дать возможность реализовать свою мечту о небе и, может быть, отчасти изменить жизнь.

В основном к нам приходят те, кто уже самореализовался и может позволить себе такое хобби. Хотя возрастной контингент, конечно, разный — от 16 до 62 лет. Вообще в нашей Федерации очень разные люди - по профессии, социальному статусу, прежней жизни. Много тех, кто занимался авиацией профессионально, сейчас они передают свой опыт начинающим. Общая численность членов всех организаций Федерации порядка 80 человек.

- Много ли в Омске организаций, в которые можно обратиться, чтобы совершить обзорный полет или прыжок с парашютом?

- С 15 декабря 2009 года на территории Омской области официальных прыжков с парашютом не производится, потому что на самолеты Омского ДОСААФ, с которых их можно было совершать, закончились сертификаты летной годности. Желающие прыгнуть с парашютом теперь вынуждены ездить в те места, где для этого есть все необходимое.

В рамках учебно-методического авиационного центра «Сибирская авиабаза» мы будем осуществлять подготовку парашютистов-пожарных. Естественно, прежде, чем принять человека в группу, мы дадим ему возможность попробовать себя в новом качестве. То есть предварительные тренировочные прыжки будут — после 3-5-дневной подготовки.

Чтобы совершить обзорный полет, омичи могут обратиться в нашу Федерацию. Парапаланеризмом и дельтапланеризмом занимается авиационно-технический клуб «Вираж». Он с достаточно большой историей, хотя создавался для «совсем маленькой» самодельной авиации. Что касается моделирования, в Омске есть Федерация авиамодельного спорта, как минимум два больших клуба при Станции юных техников.

Возможности заниматься направлениями, связанными с авиацией, у омичей достаточно неплохие. Но, к сожалению, люди об этом мало проинформированы.

- Каковы перспективы омской малой авиации?

- Надеюсь, что органы власти нашего региона, государственные и негосударственные организации обратят внимание на эту тему. Речь не идет об оказании финансовой поддержки. Для дальнейшего развития малой авиации более важно уладить организационные моменты — помощь в решении земельных, кадастровых вопросов при создании посадочных площадок. В любом случае у малой авиации есть будущее.

Нынешний год мне видится во многом переломным. Достаточно большое количество проблем малой авиации можно решить только на федеральном уровне. Сейчас такие шаги делаются. В ноябре 2012 года при Президенте РФ была создана Комиссия по развитию авиации общего назначения. На координационном совете «Сибирское соглашение», в котором наша Федерация принимала активное участие, принято решение о создании аналогичной комиссии в СФО. Есть предложение создать рабочую группу в Омской области.

Малая авиация — это не только хобби некоторых людей или какие-то единичные работы. Она может принести значительную пользу экономике. Наша главная задача сейчас — заявить о себе на всех уровнях и рассказать о том, что мы можем.

6275

О состоянии малой авиации в Омском регионе РИА «Омск-Информ» рассказывает руководитель Омской региональной федерации сверхлегкой и легкой авиации Сергей Балябкин.(на фото)

- Насколько широко используется малая авиация в Омской области?

- Очень мало, хочется гораздо большего. Ведь легкомоторные самолеты обладают целым рядом преимуществ — и по техническим возможностям, и по экономическим параметрам. Например, для выполнения санзаданий, лесоавиационных работ, а также поиска людей выгоднее использовать самолеты типа «Аэропракт-22», рассчитанные на двух человек.

В советские времена для таких целей очень активно использовался АН-2. За один час полета он расходует 180-200 л авиационного бензина, который стоит около 100 рублей за литр. «Аэропракт-22» за час полета потребляет 15-20 л обычного автомобильного бензина АИ-95 по цене около 30 рублей. Таким образом, вместо одного АН-2 можно использовать порядка 10 «Аэропракт-22», при том что результативность поисковых работ будет гораздо выше. Но если нужно перевезти небольшую группу людей, то, конечно, эффективнее использовать АН-2 либо его аналоги, какие-то иностранные модели.

Малая авиация может выполнять функции авиационного такси. Например, человеку нужно попасть из Омска в Екатеринбург. Прямых авиарейсов нет. Надо уезжать в Новосибирск, на 700 км на восток, чтобы потом улететь на запад. Другой вариант — ехать по дороге, это 1000-1200 км. А расстояние по прямой около 800 км — вполне преодолимо для малой авиации.

- Как применяется малая авиация в России?

- Наиболее активно малая авиация применяется в центральной части России. Лидерами являются Москва и Московская область, где «летная инфраструктура» всегда была гораздо более развита, а также проще решать многие вопросы — и финансовые, и организационные. Из сибирских регионов я бы выделил Красноярский край и Томскую область. Здесь сама природа заставила поддерживать внимание к малой и любительской авиации. Добраться с его юга на север Красноярского края каким-либо другим способом, кроме как по воздуху, порой очень проблематично. В Томской области по болотам тоже сильно не наездишься. Там на высоте 200-250 метров за 5-6 часов полета нам встретилось штук 50 вертолетов МИ-8.

Что касается зарубежья, точных цифр назвать не могу. Но не так давно я где-то видел статистические данные по коэффициенту перелета. В СФО он равен примерно 0,3 %, в центральной части России - порядка 20-30 %. В Европе коэффициент перелета составляет около 100 %, а в Америке — примерно 200 %. И это при том, насколько в той же Европе развито дорожное сообщение! Еще одна интересная цифра — если сравнивать количество аэродромов и посадочных площадок, приходящееся на единицу территории, то по американским «нормативам» в Омской области их должно быть порядка 250, а у нас менее 10, в эту цифру входит и аэропорт Омск- Центральный.

- Что тормозит применение у нас малой авиации?

- Во-первых, нормативно-правовая база. Документы, регламентирующие использование авиации для тех или иных видов работ, предъявляют к летательным аппаратам устаревшие требования, которым, по сути, могут соответствовать только АН-2 или МИ-2, иногда МИ-8. В результате нередко получается, что более эффективные варианты применения авиации оказываются непредусмотренными в документах.

Во-вторых, недостаточное количество и плохое состояние посадочных площадок и аэродромов. Те, что были в советские времена, либо застроены, либо перепаханы, либо заставлены антеннами сотовой связи так, что не подлететь. Подходящие для создания посадочных площадок и аэродромов участки, как правило, относятся к категории земель сельхозназначения, использовать которую — дело непростое.

В-третьих, нехватка летчиков. Количество летных училищ сокращается. Отчасти дефицит кадров восполняют всевозможные аэроклубы, которые обучают, прежде всего, пилотов-любителей, частных пилотов, пилотов сверхлегких воздушных судов. Человек может не останавливаться на уровне хобби и получить коммерческое пилотское свидетельство, чтобы совершать полеты на региональных перевозках, выполнении авиаработ и так далее.

- Трудно научиться управлять легкомоторным самолетом?

- Кому как - так же, как и автомобилем. Сравнивать управление большим самолетом и легкомоторным не просто, поскольку, например, воздействие потоков воздуха на них совершенно разное и даже опытные летчики из большой авиации порой не справляются с «простым» воздушным судном. В современных легкомоторных самолетах много автоматики. Они оснащены системами спутниковой навигации, спассистемами — это парашют с пиропатроном. С борта при работающем двигателе можно разговаривать не только с помощью связи УКВ, но и по сотовому и спутниковому телефону. Современные машины менее подвержены встречному ветру, их скорость составляет 160-200 км/ч, а некоторых — даже 220-250 км/ч, в то время как в 80-х годах прошлого века она была порядка 100-120 км/ч при взлете и посадке с разбегом в 60-100 м.

Чтобы научиться управлять сверхлегкими воздушными судами типа «Аэропракт-22», необходимо пройти теоретическое обучение на протяжении полугода и налетать 25 часов. Потом можно перейти к освоению однодвигательного сухопутного самолета массой до 5700 кг — например, АН-2, американский самолет «Цессна». Затем взяться за многодвигательный самолет, гидросамолет. Вообще летчик должен учиться постоянно — знакомиться с соответствующими изменениями в законодательстве, поддерживать профессиональный уровень, изучать возможности и теорию по данному типу воздушных судов.

- Федерация сверхлегкой и легкой авиации занимается подготовкой пилотов-любителей?

- В Омскую региональную федерацию сверхлегкой и легкой авиации входят 5 организаций: авиакомпания «Сибирская авиационная база охраны лесов», Учебно-методический авиационный центр «Сибирская авиабаза», Омская местная городская общественная организация «Авиационно-технический клуб «Вираж», Федерация воздухоплавания Омской области и созданное недавно ООО «Аэродром «Калачево». Подготовкой пилотов занимается «Сибирская авиабаза». Главная задача этой подготовки — как можно большему количеству людей дать возможность реализовать свою мечту о небе и, может быть, отчасти изменить жизнь.

В основном к нам приходят те, кто уже самореализовался и может позволить себе такое хобби. Хотя возрастной контингент, конечно, разный — от 16 до 62 лет. Вообще в нашей Федерации очень разные люди - по профессии, социальному статусу, прежней жизни. Много тех, кто занимался авиацией профессионально, сейчас они передают свой опыт начинающим. Общая численность членов всех организаций Федерации порядка 80 человек.

- Много ли в Омске организаций, в которые можно обратиться, чтобы совершить обзорный полет или прыжок с парашютом?

- С 15 декабря 2009 года на территории Омской области официальных прыжков с парашютом не производится, потому что на самолеты Омского ДОСААФ, с которых их можно было совершать, закончились сертификаты летной годности. Желающие прыгнуть с парашютом теперь вынуждены ездить в те места, где для этого есть все необходимое.

В рамках учебно-методического авиационного центра «Сибирская авиабаза» мы будем осуществлять подготовку парашютистов-пожарных. Естественно, прежде, чем принять человека в группу, мы дадим ему возможность попробовать себя в новом качестве. То есть предварительные тренировочные прыжки будут — после 3-5-дневной подготовки.

Чтобы совершить обзорный полет, омичи могут обратиться в нашу Федерацию. Парапаланеризмом и дельтапланеризмом занимается авиационно-технический клуб «Вираж». Он с достаточно большой историей, хотя создавался для «совсем маленькой» самодельной авиации. Что касается моделирования, в Омске есть Федерация авиамодельного спорта, как минимум два больших клуба при Станции юных техников.

Возможности заниматься направлениями, связанными с авиацией, у омичей достаточно неплохие. Но, к сожалению, люди об этом мало проинформированы.

- Каковы перспективы омской малой авиации?

- Надеюсь, что органы власти нашего региона, государственные и негосударственные организации обратят внимание на эту тему. Речь не идет об оказании финансовой поддержки. Для дальнейшего развития малой авиации более важно уладить организационные моменты — помощь в решении земельных, кадастровых вопросов при создании посадочных площадок. В любом случае у малой авиации есть будущее.

Нынешний год мне видится во многом переломным. Достаточно большое количество проблем малой авиации можно решить только на федеральном уровне. Сейчас такие шаги делаются. В ноябре 2012 года при Президенте РФ была создана Комиссия по развитию авиации общего назначения. На координационном совете «Сибирское соглашение», в котором наша Федерация принимала активное участие, принято решение о создании аналогичной комиссии в СФО. Есть предложение создать рабочую группу в Омской области.

Малая авиация — это не только хобби некоторых людей или какие-то единичные работы. Она может принести значительную пользу экономике. Наша главная задача сейчас — заявить о себе на всех уровнях и рассказать о том, что мы можем.

6275