Поиск

Самым крупным и амбициозным предложением, которое омская делегация сделала в ходе недавнего визита в Белоруссию, стало строительство в Могилеве завода по производству технического углерода. О том, как родилась эта идея и что новое предприятие даст Республике Беларусь и нашему региону, рассказывает председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод» Валерий Каплунат.(на фото)

– Желание иметь на своей территории завод по производству техуглерода изначально исходило от белорусских властей. На территории республики – в Бобруйске – находится один из крупнейших в бывшем СССР шинных заводов – «Белшина». А в Могилеве расположен завод БелАЗ, выпускающий самые большие в мире автомобили – карьерные самосвалы грузоподъемностью 360 тонн. По этому показателю с ним сравним только германский Liebherr, но белорусы хотят резко обойти его и сделать 450-тонный самосвал. Шины для таких гигантов требуют совершенно необычных, противоречивых параметров технического углерода, которых очень сложно достигнуть. Своего производства техуглерода в Белоруссии нет, поэтому несколько лет назад они начали искать партнеров для его организации.

– И сразу вышли на вашу компанию?

– Нет, не сразу. Сначала поискали проекты в российских институтах, но те не могли предложить ничего лучше технологий 1988 года. Сегодня они неприемлемы, так как доля капитальных сооружений в таких проектах достигает 70%, за счет чего срок их окупаемости увеличивается вдвое. К тому же линейка выпускаемых по ним продуктов не отвечает параметрам, необходимым для 450-тонных машин. Обратились к зарубежным инжиниринговым компаниям, но их проекты дороже за счет лицензий на ноу-хау и что-то более современное, чем технологии 1998 года, они тоже не предлагают из соображений конкуренции – никто на Западе такими преимуществами не делится. Россия, кстати, уже обожглась на устаревших технологиях – построили в Усолье-Сибирском огромный завод по производству поликристаллического кремния, и что? Стоит, потому что Китай завалил мир вдвое более дешевым кремнием.

Узнав о проблеме белорусов, мы обратились в концерн «Белнефтехим» с предложением нашей технологии, которая современна и постоянно совершенствуется, используя сложившуюся в Омске хорошую научную базу. В ходе нашего недавнего визита в Белоруссию эти предложения были обсуждены на высшем государственном уровне. Президент Лукашенко на встрече с омской делегацией расценил их так: «С этим проектом мы выходим на новый формат сотрудничества – от товарообмена переходим к строительству современных конкурентоспособных предприятий».

– То есть поездка в Белоруссию и встреча с главой государства принесли реальную пользу обеим сторонам?

– Да, философия нашего визита в корне отличалась от той, что была раньше. Наверное, потому, что возглавлявший делегацию губернатор Виктор Назаров, скорее, не политик, а производственник – он привык мыслить не декларациями о намерениях, а конкретно. Разговоры об увеличении товарообмена – это, конечно, хорошо, но инвестиционные проекты создания новых предприятий – совсем другой уровень. Белорусы признавались, что в год они принимают делегации из 7-8 регионов России, но столь проработанных предложений высокотехнологичных проектов от них поступало мало.

– Вы не перехваливаете Назарова? А то скажут: вот у прежнего губернатора Сутягинский в любимчиках ходил, а нынешний Каплуната в фавориты выбрал …

– Такие разговоры до меня уже доходили. Это признак инерции мышления, в том числе и у ряда журналистов. Хочу лишь сказать, что этот визит продемонстрировал новый формат взаимоотношения бизнеса и власти. Мы не просим у власти ни денег, ни льгот, ни гарантийных обязательств. Губернатор не оказывает нам поддержки в этом плане, это и не его задача. А вот организаторскую поддержку, имиджевую, декларационную власть бизнесу должна оказывать. Но и от него вправе ждать социальной ответственности. Это взаимовыгодный процесс, в мировой практике так и происходит. Бизнес не может эффективно работать без сотрудничества с властью, а та – без опоры на бизнес. Только в таком единстве вырастает сильное государство.

– Валерий Николаевич, интерес белорусской стороны понятен, а в чем заключается ваш?

– Построив завод в Могилеве, мы приблизимся к крупным потребителям. Это не только «Белшина», но и шинные заводы Западной Европы, куда мы отгружаем свою продукцию. Улучшение логистики снижает затраты, повышает конкурентоспособность. Почти уверен, что с появлением завода техуглерода в Белоруссии «умрет» аналогичное предприятие в Польше и еще, возможно, в Испании. Кроме того, неподалеку прибалтийские порты, а это значит путь к дешевым морским перевозкам.

– Что уже сделано для реализации проекта?

– Нам выделена земля в свободной экономической зоне «Могилев», отобрана проектная организация, проведена экологическая экспертиза. Сейчас предстоят общественные слушания, через полгода, может быть, раньше, мы должны получить разрешение на строительство и определить подрядчика, после чего начнем размещение заказов на оборудование. Сразу скажу, что оно на 90% будет российским, так как наша технология рассчитана на него.

– Каковы сроки строительства и объемы будущего производства, какие суммы инвестиций потребуются?

– Инвестиции составят примерно 120-130 миллионов евро. Построим завод за 2-2,5 года. В год он будет выпускать 120 тысяч тонн техуглерода. Это примерно столько же, сколько выпускает наш завод в Волгограде. Предприятие будет автономным в плане энерго- и теплоснабжения, более того, мы будем продавать тепло и электроэнергию ОАО «Могилевхимволокно» – крупнейшему в Европе комплексу по изготовлению полиэфирных волокон и нитей. Это, кстати, в свою очередь, усилит и его конкурентоспособность.

– Белорусский завод тоже будет «вашим»?

– Да, он станет стопроцентной «дочкой» ООО «Омсктехуглерод». Это изначально было нашей позицией, так как специфика отрасли требует жесткой концентрации управления. Белорусы с таким подходом согласны.

– Получается, «Техуглерод» вроде как наш, омский, а производства за пределами области разворачивает, сейчас вот за пределы России выходит. Региону от этого какой-то прок есть?

– Мы могли бы и в Омске дополнительные мощности построить, но это же нагрузка на экологию. Нужна она омичам? А так штаб-квартира наша здесь остается, финансовые потоки – тоже, а это в любом случае положительно скажется на налогооблагаемой базе региона. Но есть и иной аспект. Зайдя в Белоруссию, мы показываем другим странам, что Омская область живет не только нефтепереработкой, у нас развит и другой сектор, причем высокотехнологичный, наукоемкий, конкурентоспособный отрасли. Это, безусловно, влияет на имидж региона, повышает его инвестиционную привлекательность. Наш завод в Белоруссии может стать визитной карточкой омской промышленности.

– Валерий Николаевич, из ваших слов можно понять, что руководство Белоруссии поддерживает проект, а как к нему относится правительство России?

– Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович в присутствии посла России в Белоруссии Александра Сурикова, торгового представителя России Алексея Кисилева и омского губернатора Виктора Назарова заявил, что реализацию проекта будет курировать правительство Союзного государства. Насколько я знаю, проект обсуждался на состоявшейся 15 марта в Санкт-Петербурге встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева с его белорусским коллегой. Мы надеемся, что проект поддержит российское минэкономразвития. На встрече с Мясниковичем мы предложили повысить его статус заключением межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это пойдет на пользу делу, главное, чтобы согласования не затянули процесс создания предприятия.

1644

Самым крупным и амбициозным предложением, которое омская делегация сделала в ходе недавнего визита в Белоруссию, стало строительство в Могилеве завода по производству технического углерода. О том, как родилась эта идея и что новое предприятие даст Республике Беларусь и нашему региону, рассказывает председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод» Валерий Каплунат.(на фото)

– Желание иметь на своей территории завод по производству техуглерода изначально исходило от белорусских властей. На территории республики – в Бобруйске – находится один из крупнейших в бывшем СССР шинных заводов – «Белшина». А в Могилеве расположен завод БелАЗ, выпускающий самые большие в мире автомобили – карьерные самосвалы грузоподъемностью 360 тонн. По этому показателю с ним сравним только германский Liebherr, но белорусы хотят резко обойти его и сделать 450-тонный самосвал. Шины для таких гигантов требуют совершенно необычных, противоречивых параметров технического углерода, которых очень сложно достигнуть. Своего производства техуглерода в Белоруссии нет, поэтому несколько лет назад они начали искать партнеров для его организации.

– И сразу вышли на вашу компанию?

– Нет, не сразу. Сначала поискали проекты в российских институтах, но те не могли предложить ничего лучше технологий 1988 года. Сегодня они неприемлемы, так как доля капитальных сооружений в таких проектах достигает 70%, за счет чего срок их окупаемости увеличивается вдвое. К тому же линейка выпускаемых по ним продуктов не отвечает параметрам, необходимым для 450-тонных машин. Обратились к зарубежным инжиниринговым компаниям, но их проекты дороже за счет лицензий на ноу-хау и что-то более современное, чем технологии 1998 года, они тоже не предлагают из соображений конкуренции – никто на Западе такими преимуществами не делится. Россия, кстати, уже обожглась на устаревших технологиях – построили в Усолье-Сибирском огромный завод по производству поликристаллического кремния, и что? Стоит, потому что Китай завалил мир вдвое более дешевым кремнием.

Узнав о проблеме белорусов, мы обратились в концерн «Белнефтехим» с предложением нашей технологии, которая современна и постоянно совершенствуется, используя сложившуюся в Омске хорошую научную базу. В ходе нашего недавнего визита в Белоруссию эти предложения были обсуждены на высшем государственном уровне. Президент Лукашенко на встрече с омской делегацией расценил их так: «С этим проектом мы выходим на новый формат сотрудничества – от товарообмена переходим к строительству современных конкурентоспособных предприятий».

– То есть поездка в Белоруссию и встреча с главой государства принесли реальную пользу обеим сторонам?

– Да, философия нашего визита в корне отличалась от той, что была раньше. Наверное, потому, что возглавлявший делегацию губернатор Виктор Назаров, скорее, не политик, а производственник – он привык мыслить не декларациями о намерениях, а конкретно. Разговоры об увеличении товарообмена – это, конечно, хорошо, но инвестиционные проекты создания новых предприятий – совсем другой уровень. Белорусы признавались, что в год они принимают делегации из 7-8 регионов России, но столь проработанных предложений высокотехнологичных проектов от них поступало мало.

– Вы не перехваливаете Назарова? А то скажут: вот у прежнего губернатора Сутягинский в любимчиках ходил, а нынешний Каплуната в фавориты выбрал …

– Такие разговоры до меня уже доходили. Это признак инерции мышления, в том числе и у ряда журналистов. Хочу лишь сказать, что этот визит продемонстрировал новый формат взаимоотношения бизнеса и власти. Мы не просим у власти ни денег, ни льгот, ни гарантийных обязательств. Губернатор не оказывает нам поддержки в этом плане, это и не его задача. А вот организаторскую поддержку, имиджевую, декларационную власть бизнесу должна оказывать. Но и от него вправе ждать социальной ответственности. Это взаимовыгодный процесс, в мировой практике так и происходит. Бизнес не может эффективно работать без сотрудничества с властью, а та – без опоры на бизнес. Только в таком единстве вырастает сильное государство.

– Валерий Николаевич, интерес белорусской стороны понятен, а в чем заключается ваш?

– Построив завод в Могилеве, мы приблизимся к крупным потребителям. Это не только «Белшина», но и шинные заводы Западной Европы, куда мы отгружаем свою продукцию. Улучшение логистики снижает затраты, повышает конкурентоспособность. Почти уверен, что с появлением завода техуглерода в Белоруссии «умрет» аналогичное предприятие в Польше и еще, возможно, в Испании. Кроме того, неподалеку прибалтийские порты, а это значит путь к дешевым морским перевозкам.

– Что уже сделано для реализации проекта?

– Нам выделена земля в свободной экономической зоне «Могилев», отобрана проектная организация, проведена экологическая экспертиза. Сейчас предстоят общественные слушания, через полгода, может быть, раньше, мы должны получить разрешение на строительство и определить подрядчика, после чего начнем размещение заказов на оборудование. Сразу скажу, что оно на 90% будет российским, так как наша технология рассчитана на него.

– Каковы сроки строительства и объемы будущего производства, какие суммы инвестиций потребуются?

– Инвестиции составят примерно 120-130 миллионов евро. Построим завод за 2-2,5 года. В год он будет выпускать 120 тысяч тонн техуглерода. Это примерно столько же, сколько выпускает наш завод в Волгограде. Предприятие будет автономным в плане энерго- и теплоснабжения, более того, мы будем продавать тепло и электроэнергию ОАО «Могилевхимволокно» – крупнейшему в Европе комплексу по изготовлению полиэфирных волокон и нитей. Это, кстати, в свою очередь, усилит и его конкурентоспособность.

– Белорусский завод тоже будет «вашим»?

– Да, он станет стопроцентной «дочкой» ООО «Омсктехуглерод». Это изначально было нашей позицией, так как специфика отрасли требует жесткой концентрации управления. Белорусы с таким подходом согласны.

– Получается, «Техуглерод» вроде как наш, омский, а производства за пределами области разворачивает, сейчас вот за пределы России выходит. Региону от этого какой-то прок есть?

– Мы могли бы и в Омске дополнительные мощности построить, но это же нагрузка на экологию. Нужна она омичам? А так штаб-квартира наша здесь остается, финансовые потоки – тоже, а это в любом случае положительно скажется на налогооблагаемой базе региона. Но есть и иной аспект. Зайдя в Белоруссию, мы показываем другим странам, что Омская область живет не только нефтепереработкой, у нас развит и другой сектор, причем высокотехнологичный, наукоемкий, конкурентоспособный отрасли. Это, безусловно, влияет на имидж региона, повышает его инвестиционную привлекательность. Наш завод в Белоруссии может стать визитной карточкой омской промышленности.

– Валерий Николаевич, из ваших слов можно понять, что руководство Белоруссии поддерживает проект, а как к нему относится правительство России?

– Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович в присутствии посла России в Белоруссии Александра Сурикова, торгового представителя России Алексея Кисилева и омского губернатора Виктора Назарова заявил, что реализацию проекта будет курировать правительство Союзного государства. Насколько я знаю, проект обсуждался на состоявшейся 15 марта в Санкт-Петербурге встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева с его белорусским коллегой. Мы надеемся, что проект поддержит российское минэкономразвития. На встрече с Мясниковичем мы предложили повысить его статус заключением межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это пойдет на пользу делу, главное, чтобы согласования не затянули процесс создания предприятия.

1644